Научная статья на тему 'Информационная безопасность субъектов Российской Федерации как составная часть национальной безопасности России'

Информационная безопасность субъектов Российской Федерации как составная часть национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1792
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Проценко Е.А.

В статье предпринята попытка описать состояние информационной безопасности субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Проценко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность субъектов Российской Федерации как составная часть национальной безопасности России»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Е.А. Проценко

Научный руководитель - доктор технических наук, профессор Л.Г. Осовецкий

В статье предпринята попытка описать состояние информационной безопасности субъектов Российской Федерации.

Так как в России основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое формирует механизмы реализации государственной политики в сфере информации, информатизации и защиты информации через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, то задача правового обеспечения информационной безопасности (ИБ) в форме методов правового, организационно-технического и социально-экономического регулирования, а также политической деятельности государства, является приоритетной. Юридической базой для проведения работ в области обеспечения безопасности информации, в том числе и безопасности информации субъектов Российской Федерации, являются нижеследующие документы.

1. Концепция национальной безопасности [1] (далее - Концепция) определяет необходимость сохранности информационных ресурсов, а также отмечает процесс нарастания угроз национальной безопасности РФ в информационной сфере путем получения несанкционированного доступа (далее - НСД) к информационным ресурсам и нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем (далее - ИТКС). Решение проблемы сохранности информационных ресурсов, а также снижение процесса нарастания угроз национальной безопасности РФ в информационной сфере при развитии многоуровневой системы обеспечения национальной безопасности РФ (далее - СОНБ РФ) в соответствии с законодательством, с привлечением уполномоченных в этой области органов, позволит повысить информационную безопасность РФ (далее - ИБРФ).

2. Доктрина информационной безопасности [2] (далее - Доктрина), развивая Концепцию применительно к информационной сфере путем формирования официальных взглядов на государственную политику в области обеспечения ИБ РФ, в число приоритетных ставит задачу обеспечения ИБ РФ путем:

• совершенствования системы обеспечения ИБ РФ в определенных сферах общественной жизни на федеральном, межрегиональном, региональном и объектовом уровнях;

• информационного обеспечения государственной политики РФ;

• обеспечения безопасности ИТКС и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России;

• законодательного разграничения полномочий в области обеспечения ИБ РФ между федеральными органами государственной власти (далее - ОГВ) и органами государственной власти субъектов РФ (далее - ОГВ субъектов РФ);

• совершенствования нормативной правовой базы обеспечения ИБ РФ;

• координации деятельности федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций в области обеспечения ИБ РФ независимо от их формы собственности;

• развития и совершенствования государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны, в рамках правовых методов обеспечения ИБ РФ;

• внесения изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения ИБ, в целях создания и совершенствования многоуровневой системы обеспечения ИБ РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов РФ;

• создания правовой базы для формирования в РФ региональных структур обеспечения ИБ в рамках организационно-технических методов обеспечения ИБ РФ;

• усиления правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее - ФО ИВ РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (далее - ОИВ субъектов РФ);

• разработки критериев и методов оценки эффективности (достаточности) систем и средств обеспечения ИБ РФ;

• координации деятельности федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения ИБ РФ;

• разработки нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере.

3. Приоритетные проблемы научных исследований в области ИБ РФ [3] и Основы государственной политики в области обеспечения ИБ субъектов РФ [4], базируясь на Концепции и Доктрине, отмечают следующее.

3.1. Интересы общества, реализуемые в информационной сфере субъекта РФ, заключаются в следующем:

• государственная политика в области обеспечения ИБ субъектов РФ является частью государственной политики в области обеспечения ИБ РФ. Она разрабатывается и выполняется, прежде всего, ОГВ субъектов РФ во взаимодействии и в координации с деятельностью ФО ИВ РФ в области обеспечения ИБ страны;

• выполнение ОГВ субъекта РФ возложенных на них функций в области обеспечения ИБ;

• обеспечение безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа, использование и распоряжение которыми делегировано федеральными ОГВ субъекту РФ, а также созданных этим субъектом.

3.2. Основным направлением государственной политики в области обеспечения ИБ субъектов РФ является совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в области взаимодействия ФО ИВ РФ и ОИВ субъектов РФ в целях обеспечения их ИБ, а также в области формирования и использования федеральных информационных ресурсов, информационных систем, информационных ресурсов и информационных систем, находящихся в совместном ведении, и информационных ресурсов субъектов РФ путем уточнения правовых норм, регулирующих отношения:

• по согласованию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и ФО ИВ РФ по созданию, обеспечению устойчивости функционирования и безопасности ИТКС, сетей связи и информации, включая информационные ресурсы;

• по использованию федеральных информационных систем и ресурсов, информационных систем и ресурсов совместного ведения ОГВ субъектов РФ, а также информационных систем и ресурсов субъектов РФ федеральными ОГВ.

3.3. Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики в области обеспечения ИБ субъектов РФ являются:

• разработка проектов нормативных правовых актов, закрепляющих механизмы правового регулирования отношений в области взаимодействия и координации деятельности ФО ИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению

ИБ субъектов РФ и ИБ РФ в целом, а также в области формирования и использования федеральных информационных ресурсов и информационных систем, информационных ресурсов и информационных систем, находящихся в совместном ведении, информационных ресурсов и информационных систем субъектов РФ; • создание методического обеспечения оценки ИБ субъектов РФ, и ее влияния на информационную безопасность РФ в целом.

На основе положений рассмотренных выше документов функции координации и контроля в области защиты информации на уровне Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО) возложены на субъектов, которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Структура координации и контроля на федеральном уровне

Создание в 2001 г. Координационного совета при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО, правопреемником которого стал Межведомственный совет по защите информации при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО (далее -Совет), послужило основой формирования многоуровневой системы защиты информации в Северо-Западном регионе на базе одобренного этим же Советом ряда рамочных документов в области ЗИ, совокупность которых позволяет обеспечить требуемый уровень безопасности в информационной сфере и адекватно реагировать на внутренние и внешние угрозы информации. На общесистемном уровне - это:

• Закон субъекта РФ «Об информационных ресурсах» или «О защите информации»;

• концепция ЗИ в субъекте РФ;

• Положение о системе ЗИ в субъекте РФ;

• Положение о порядке организации и проведения работ по ЗИ конфиденциальной информации;

• Положение о Комиссии по ЗИ в субъекте РФ;

• План работы Комиссии по ЗИ;

• Перечень сведений конфиденциального характера;

• Положение о порядке обращения со служебной информацией в органах исполнительной власти субъекта РФ;

• Положение по контролю состояния ЗИ в субъекте РФ.

На региональном уровне - это:

• документы по ЗИ муниципальных образований в субъектах РФ;

• документы по ЗИ предприятий (учреждений, организаций), входящих в состав РСЗИ;

• документы по ЗИ на конкретных объектах защиты, входящих в состав предприятий (учреждений, организаций).

Отсутствие данных документов не позволит своевременно определить политику создания, развития и эффективного функционирования системы ЗИ субъекта РФ.

Основными факторами создания Совета послужили:

1. недостаточность и в большинстве случаев - отсутствие нормативной правовой базы по формированию многоуровневой системы ЗИ в субъектах РФ;

2. возрастание зависимости результатов деятельности ОГВ и местного самоуправления (далее - ОМСУ), предприятий, учреждений и организаций от достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, надежности принятых мер по сохранению в тайне информации ограниченного доступа;

3. необходимость учета и защиты информационных ресурсов от НСД при их создании, приобретении, накапливании субъектами РФ, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами;

4. разнородность классификации одной и той же информации при ее обработке в различных государственных и негосударственных учреждениях;

5. использование органами власти и управления региональных и глобальных информационных систем, в которых накапливаются, обрабатываются и передаются огромные массивы информации, подлежащей защите, что создает предпосылки для НСД к ней;

6. использование третьими лицами средств НСД к информации; постоянный рост числа преступлений в сфере компьютерной информации и в связи с этим - рост расходов на обеспечение безопасности информации, а также невозможность своевременно и достоверно прогнозировать и выявлять эти угрозы, оценивать их опасность, принимать адекватные меры по устранению;

7. отсутствие качественно подготовленных специалистов, а также нормативной методической литературы и постоянно возрастающей стоимости средств и услуг по ЗИ, что делает невозможным обеспечения эффективной ЗИ в большинстве предприятий, организаций и учреждений;

8. невозможность достоверно предсказать отрицательные экономические, социальные и экологические последствия в случае возникновения критических ситуаций, связанных с нарушениями безопасности информации в кредитно-финансовых учреждениях, системах управления, связи и транспорта, а также на экологически опасных производствах и в сфере энергетики.

Совет стал высшим органом в СЗФО по вопросам защиты информации, в структуру которого входят уже упомянутые выше органы обеспечения, координации и контроля в области ЗИ. Основной задачей Совета является реализация конституционной обязанности государства по обеспечению национальной безопасности РФ, а также создание благоприятных условий для выработки и реализации комплекса мер по формированию и развитию эффективной системы защиты информации как составляющей системы информационной безопасности, охватывающей все уровни и ветви органов государственной власти СЗФО.

В 2003 г. Президент РФ определил, что 2004 г. должен стать годом приоритетов в формировании законодательной базы субъектов РФ, соответствующей федеральному законодательству. Данная позиция Президента небезосновательна, так как необходимость принятия субъектами РФ, в пределах своей компетенции, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ЗИ обусловлена положениями:

• Конституции РФ;

• Закона РФ «О государственной тайне»;

• Федеральных законов «Об информации, информатизации и защите информации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

На начало 2006 г. в СЗФО можно отметить положительную динамику в разработке и принятии исполнительными органами власти субъектов РФ нормативных

правовых актов по вопросам регулирования в области ЗИ: действуют 58 нормативных правовых актов (в Республики Карелия - 6, в Республики Коми - 4, в Архангельской области - 12, в Вологодской области - 2, в Калининградской области - 4, в Ленинградской области - 1, в Мурманской области - 3, в Новгородской области - 3, в Псковской области - 17, в Санкт-Петербурге - 6), но следует отметить, что органы власти по-прежнему являются слабым звеном в системе защиты информации СЗФО. Основной причиной такого положения дел является формальное отношение руководства субъектов РФ к особой важности проблемы обеспечения ИБ.

Решение проблемы формирования нормативной правовой базы субъекта РФ в области ЗИ позволит определить:

• правовой статус работ по ЗИ с учетом требований федерального законодательства;

• порядок управления и распоряжения информационными ресурсами как собственностью субъекта РФ;

• организационно-правовые, организационно-технические и экономические основы, регулирующие взаимоотношения субъектов права в области ЗИ субъекта РФ;

• порядок финансирования работ по формированию, использованию и защите информационных ресурсов;

• ответственность должностных лиц и порядок их взаимодействия при совершенствовании многоуровневой системы ЗИ, в том числе в процессе реформирования органов местного самоуправления.

Кроме того, это позволит повысить эффективность защиты информации, создать систему, соответствующую задачам обеспечения национальной безопасности, безопасности и устойчивого развития регионов, адекватно реагирующую на угрозы безопасности информации в социально-экономической, административно-управленческой, правоохранительной и других сферах деятельности субъектов РФ, находящихся в пределах СЗФО.

Использование органами власти (в том числе и субъектов РФ) в своей повседневной деятельности различных средств информатизации приводит к наращиванию массивов информации, а также оказывает существенное влияние на технологические процессы обработки и защиты данной информации. Применение этих средств значительно опережает процессы совершенствования и развития соответствующей нормативной и методической базы, поэтому задача модифицирования федерального законодательства и создание четко выстроенной и согласованной правовой базы субъектов РФ в области ЗИ с учетом складывающегося уровня информатизации является более чем актуальной.

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895.

3. Приоритетные проблемы научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации от 07.01.2003. Одобрено секцией по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (протокол от 28 марта 2001 г. № 1).

4. Основы государственной политики в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации. Одобрено на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, протокол от 27 марта 2003 г. № 1.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.