Научная статья на тему 'Информационная безопасность и управление в России на пути к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу'

Информационная безопасность и управление в России на пути к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
162
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ПАРАДИГМА / КИБЕРМОГУЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ (SMART) ОБЩЕСТВО / ПРОТИВОБОРСТВО / УГРОЗА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гусева Елена Петровна

Статья посвящена информационной безопасности и особенностям управления в России. Автором проведено исследование информационной безопасности Отечества в период перехода к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу с новой технологической парадигмой информационной безопасности и управления. В статье сделан акцент на возможность угрозы информационного противоборства кибер-держав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность и управление в России на пути к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу»

УДК 332

Гусева Елена Петровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и информатики epguseva@mesi.ru Elena P. Guseva

Ph.D.in economics, docent, assistant professor of general management andentrepreneurship Moscow state university of economics, statistics and Information technologies epguseva@mesi.ru

Информационная безопасность и управление в России на пути к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу

Information security and management in Russia on the way to intelligent (Smart) civil society

Аннотация. Статья посвящена информационной безопасности и особенностям управления в России. Автором проведено исследование информационной безопасности Отечества в период перехода к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу с новой технологической парадигмой информационной безопасности и управления. В статье сделан акцент на возможность угрозы информационного противоборства кибер-держав.

Ключевые слова: информация, безопасность, Отечество, управление, парадигма, кибермогущество, интеллектуальное (Smart) общество, противоборство, угроза.

Annotation. The present article is devoted to information security and features of management in Russia. The author conducted research of a condition of information security of the Fatherland during transition to intellectual (Smart) to civil society with a new technological paradigm of information security and management. In article the emphasis on possibility of threat of information antagonism a cyber-powers is placed.

Keywords: information, security, Fatherland, management, paradigm, Cyber Power, intelligent (Smart) society, confrontation, threat.

1. Введение

В последние годы возрастает интерес к теории и практике информационной безопасности страны и особенностям управления в ней. В мире продолжается тенденция совершенствования информационной безопасности и управления государством. Наша страна стремится не отставать в этих вопросах от стран-лидеров. Полагаю, что исследование информационной безопасности Отечества и особенностей управления им весьма актуально. В наше время каждый человек, считающий себя культурным и цивилизованным, должен знать, что информационной безопасности и управлению Россией всегда уделялось большое внимание, а сейчас, как никогда ранее. Постепенно, в течение столетий создавались условия для распространения, сохранения, защиты информации.

Информационная безопасность (ИБ) в настоящее время тесно взаимосвязана, прежде всего, с информационно-технологическими сетями, системами (ИТС); информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), информационно-технологической инфраструктурой (ИТИ), контролем мировых информационных потоков (КМИП), компьютерным шпионажем (КШ), критической информацией (КИ), информационной войной (ИВ), и др.

С августа 1991 г. Россия стремится к международному уровню ИБ и управления страной. В странах-лидерах, наряду с развитием информационных технологий и ИБ, всё больше внимания уделяется интеллектуализации (Smart) гражданского общества, доверию, ответственности, которых считают «Социальным капиталом», указывая на исключительную важность этих неосязаемых, неформализуемых составляющих повседневную деятельность людей.

В конце ХХ в. интерес к доверию и ответственности становится особенностью развития общественно-научной мысли и управления в Отечестве. Дефицит доверия и ответственности ко всё возрастающим проблемам увеличивается, но решать их становится всё труднее и труднее. Этот парадокс в большей степени обусловлен постоянными переменами, некомпетентными методами управления в отдельных регионах и некоторых муниципалитетах, непоследовательностью в принятии ответственных решений и во взаимоотношениях разных уровней власти.

В начале XXI в. происходит существенное повышение роли знаний, информации. Созревает более прогрессивное информационное и немного позднее параллельно - интеллектуальное (Smart) общество.

Интеллектуальное (Smart) гражданское общество - это новое качество гражданского общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты: социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни. Это следующий за информационным гражданским обществом этап развития, в котором мы сегодня живем. {1-4}.

2. Информационные критерии для определения великой державы, критическая информация и информационное оружие

В последние годы одной из основных проблем, активно обсуждаемых в гражданском обществе, является информационное противоборство стран-лидеров. Оно ведётся посредством информационного оружия, становящегося средством поражения ИТС. При поражении самых важных объектов ИТИ страны значительно снижается её обороноспособность и, следовательно, предопределяется исход ИВ. Историк криптографии Дэвид Канн (США) для определения великой державы, включил наличие следующих критериев: ядерных технологий; ракетно-космических технологий; развитой криптографической науки.

В период перехода от информационного к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу весьма чётко прослеживается граница между великими державами и остальными. Это связано, прежде всего, с изменением технологических парадигм ИБ и управления государством. А также с появлением нового критерия в определении великой державы. Этим новым критерием является способность страны обеспечить максимальный КМИП из-за усиления и ускорения процессов глобализации; всеобщей информатизации всех стран мира и её проникновения во все сферы жизнедеятельности человека, гражданского общества, страны; внедрения глобальных электронных информационных ресурсов, напрямую влияющих на результативность деятельности всех отраслей экономики и государственной ИКИ, внешнеполитической работы, реализации общегуманитарных и социальных программ, развития научного потенциала и сохранения интеллектуальных (Smart) достижений современного гражданского общества; усиления международного терроризма, его попытки расшатывания общемировой стабильности и т.д.

КМИП — это не просто поиск информации, но и радиоэлектронная разведка (РЭР) или шпионаж, отход от традиционных методов ведения РЭР. В основе КМИП находятся электронные принципы обнаружения и получения информации. Эти принципы предусматривают активные действия для облегчения доступа к нужной информации и др. экономическим ресурсам. Для этого необходим специальный доступ к служебной информации, обеспечивающий нормальную работоспособность ИТС.

Нечто новое в КМИП заключается ещё в новой форме кибер-пространства, появление которого наряду с позитивными и эффективными факторами воздействия на развитие и гармонизацию мировой цивилизации принесло и новые виды угроз человеку, гражданскому обществу, стране. Таким образом, КМИП - это: появление новой формы противоборства, а именно информационно-технологического; форма предупреждения и отражения отрицательных последствий реализации новых угроз. Более того, КМИП - комплекс мер по обеспечению национальной безопасности любого государства.

КМИП — это новые информационно-телекоммуникационные методы и способы обработки, хранения и доставки информации. Полнота КМИП предусматривает объём контролируемого трафика и точность восприятия семантики передаваемого трафика.

Обе эти составляющие полноту КМИП требуют их максимизации. Результат такого КМИП - появление новой формы противоборства - ИВ. Под информацией, как известно, понимаются различные сведения независимо от формы их предоставления. Но не всякая информация - объект нападения или защиты в ИВ. А только та информация, несанкционированное раскрытие, модификация, уничтожение или сокрытие которой может привести к ощутимым проблемам, материальному ущербу. Такую информацию называют КИ.

По составу и принадлежности КИ можно определить объект, который понесёт потери или которому будет нанесен ущерб вследствие несанкционированного раскрытия, модификации, уничтожения или сокрытия его КИ. Исходя из целей ИВ, её объектом нападения или защиты будет важная для страны КИ. А также государственно-значимые ИТС для хранения, обработки и передачи КИ информационно-технологической инфраструктуре, обслуживающей систему управления государством, а иногда и составляющей её основу с его институтами и структурами. Средством ведения ИВ служит информационное оружие (см. рис 1).

интеллектуальным потенциал (ученые, спе циалисты в области ведения информационной войны)

уровень развития теории и

практики комп ьютерной разведки, а

также иных обеспечивающих ее видов разведки, включая все виды радиоэлектронной борьбы

уровень развития информационных технологий, включая

достижения в области разработки и создания суперкомпьютеров

ЙЮЩрйШ-

разведданные о состоянии критической информации и ИТИ противника

информационно-технологические комплексы (включая суперкомпьютеры), системы и сети, предназначенные для нанесения ущерба государственно-значимой критической

информации и ИТИ противника

финансовые средства

средства радиоэлектронного подавления

Рис. 1. Классификация средств информационного оружия.

Причиной ведения ИВ в скрытой форме являются экономическая мощь и научно-техническое превосходство над конкурентом, позволяющие посредством экономических рычагов и механизмов завоёвывать мировой рынок для сбыта собственных наукоёмких информационных технологий и аппаратно-программных средств сбора, обработки, хранения и распределения информации. Этот процесс позволяет готовить ИТИ ("киберплацдарм") с необходимыми характеристиками и свойствами на территории конкурента для ведения в будущем возможной ИВ в форме открытого прямого противоборства.

В случае ведения ИВ в скрытой форме информационное оружие используется не для нанесения прямого ущерба информации, информационным процессам и информационным системам конкурента, а для ведения КШ, контроля и перехвата информационных потоков и, возможно, для внедрения разного рода и назначения шпионских программных и аппаратно-программных устройств в ИТИ конкурента, что обеспечит дополнительные преимущества в возможном будущем открытом информационном противостоянии.

Однако в настоящее время особое значение придаётся знаниям. Совершенствование ИКТ, способствующих быстрому получению, распространению, накоплению и использованию знаний позитивно влияет на развитие общества и управление Отечеством.

Как ни парадоксально, но позитив знаний и информации в нашей стране может создавать угрозу Отечеству, гражданскому обществу и каждому человеку. Серьёзнейшей проблемой, активно обсуждаемой на разных уровнях нашего общества, является проблема ИБ, точнее информационного противоборства между странами-лидерами (кибер-державами).

3. Рейтинг кибермогущества кибер-держав

Не так давно проводился «Рейтинг кибермогущества (Cyber Power Index)» - исследование от Booz Allen Hamilton и Economist Intelligence Unit, опубликованное в 2012 г., которое отражает «способность стран противостоять кибератакам и развёртывать критическую цифровую инфраструктуру, необходимую для продуктивной и безопасной экономики».

Исследование проводилось для стран «Большой двадцатки», в которое вошли 19 стран G20, за исключением ЕС как коллективного члена G20.

Страны ранжировались по шкале от 0 до 100 баллов на основе общего балла, полученного из взвешенной суммы оценок по следующим категориям: нормативно-правовое регулирование киберпространства; экономический и социальный контекст; технологическая инфраструктура и её применение в ключевых отраслях.

Показатели по каждой из категорий рассчитывались на основе почти 40 субпоказателей, среди которых: участие государства в развитии киберпространства, развитость политик киберзащиты, степень цензуры, степень проникновения инноваций в бизнес-среде, открытость торговли, расходы на информационные технологии, уровень качества используемых технологий, развитость электронного правительства и др.

Первое место в рейтинге занимает Великобритания, второе -Соединенные штаты Америки, третье - Австралия (см. табл. 1).

Таблица 1. Рейтинг кибер-держав «Большой двадцатки», опубликованный в 2012г._

анг Кибер-держава О бщий балл анг Кибер-держава О бщий балл

Великобритания 76 ,8 1 Мексика 36 ,3

Соединенные штаты Америки 75 ,4 2 Аргентин а 35 ,4

Австралия 71 ,0 3 Китай 34 ,6

Германия 68 ,2 4 Российс кая Федерация 31 ,7

Канада 66 ,6 5 Турция 30 ,4

Франция 61 ,8 6 ЮжноАфриканская республика 30 ,2

Южная Корея 59 ,7 7 Индия 28 ,3

Япония 59 ,3 8 Саудовск ая Аравия 25 ,7

Италия 49 ,5 9 Индонез ия 23 ,5

0 Бразилия 38 ,6 0 ЕС - коллективный член 020

Ранее в Великобритании киберстратегия была опубликована в июне 2009г., в США - в мае 2011г., в Австралии - в 2009г., в РФ - в 2011г.

При этом в области технологической инфраструктуры Российская Федерация заняла 17 место, по показателям нормативно-правового регулирования - 16. А по категории социально-экономического контекста -10 место, которое для России является самым высоким. [5]

Российская Федерация по общему баллу получила 31,7 из ста возможных, но 100 не получила ни одна кибер-держава.

4. Переход от информационного к интеллектуальному (Smart) гражданскому обществу и управлению в России

Современное гражданское общество и управление в Отечестве необходимы для создания оптимальных условий жизни и ИБ россиян. Результат взаимодействия населения РФ в решении нарастающих проблем в условиях КМИП относится, прежде всего, к гражданскому информационному обществу. Оно включает совокупность людей, наделённых волей, сознанием, общими интересами, носящими постоянный и объективный характер при реализации своего интеллектуального потенциала, осуществляющего переход к более прогрессивному гражданскому интеллектуальному (Smart) обществу. К 2014г. выросло новое информационное поколение, воспринимающее сети как существенную часть своей жизни. Сети изменяют всё в жизни нового гражданского общества. Это общество обладает фактически неограниченными возможностями для любой творческой интеллектуальной (Smart) деятельности, ведения бизнеса, образования, науки, искусства и т.д. Члены общества взаимодействуют и сотрудничают на основе общих интересов. Общеобязательные законы и правила регулируют общественные интересы и взаимодействия. Для обеспечения ИБ и сохранения внутреннего порядка необходима система государственного управления, способная создать реальные возможности к самообновлению, совершенствованию гражданского информационного общества и качественному воспроизводству государственного управления по новой технологической парадигме. {Подробности см. 1. С.35}.

Гражданское общество и государственная власть создают социальные институты, соответствующие запросам информационного общества. К таким институтам относятся, например, институт защиты прав человека, молодёжные, религиозные организации, институты регионального, муниципального самоуправления и многие др.

В Российской Федерации создано и функционирует электронное правительство, которое упрощает общение граждан с органами власти любого уровня: федерального, регионального, муниципального. Полезно оно как гражданскому интеллектуальному (Smart) обществу, бизнесу, так и любой личности. Осуществляется это общение посредством использования ИКТ. Утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020гг.)». Её цель - создание новых позитивных возможностей для гражданского интеллектуального (Smart) общества, бизнеса и страны посредством применения ИКТ. Наряду с этим, на этапе смены технологических парадигм ИБ и управления Отечеством необходим технологический прорыв в применении информации во всех сферах жизни гражданского интеллектуального (Smart) общества. Наступает конец эпохи бумажных писем. В законодательстве Российской Федерации

появится ряд новых понятий: «виртуальное отделение почтовой связи», «электронное письмо» и др. электронные услуги. Элиту общества составят специалисты с выдающимися способностями в области ИКТ и талантом блестяще работать с информацией.

Для интеллектуального (Smart) управления государством народу необходимо также уметь правильно ставить перед руководителями страны цели и задачи. В теории управления для постановки целей широко используется методика SMART. Она содержит критерии, которым должна соответствовать правильно сформулированная цель. Расшифровка SMART такова - цели должны быть: конкретными (Specific); измеримыми (Measurable); достижимыми (Achievable); актуальными (Relevant); определёнными во времени (Timed).

Идея интеллектуального (Smart) гражданского общества более точно выражает намерения улучшить все аспекты жизни людей, используя ИКТ во всех, а не только новых, отраслях экономики. Эта политика стала эталоном для многих стран мира. Становление интеллектуального (Smart) гражданского общества проявляется всё больше как глобальная тенденция.

Формирование гражданского интеллектуального (Smart) общества должно позитивно сказаться на качестве жизни всего населения нашей Родины.

5. Заключение

В настоящее время мир вступил в новую технологическую эпоху, научившись изготавливать интеллектуальные (Smart) технические средства и не только в мирных целях. Наша отечественная история показывает, что эффективная ИБ является одной из главных причин наших побед над любым противником во все времена. Особенно это актуально сейчас, так как ИВ может вестись посредством информационного оружия в глобальной ИТИ, держа под КМИП, осуществляя КШ, который является наиболее агрессивным и изощрённым способом информационного противоборства.

Вселяет надежду на лучшие времена переключение внимания наиболее прогрессивных государств с ИВ на развитие творческого потенциала народов для создания и внедрения инноваций путём обмена идеями, знаниями. В Российской Федерации всё больше людей проявляют способность уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других, создавая интеллектуальное (Smart) гражданское общество. Обычная парадигма постепенно переходит к кибернетической парадигме управления Россией.

Литература

1. Гусева Е.П. Генезис теории, практики отечественного менеджмента и информационной безопасности. С. 19-41. В кн. «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях». Материалы V Международной научно-практической конференции (15-17 мая 2013г. г. Москва): сборник статей. Секция кафедры Общего менеджмента и предпринимательства. Москва: МЭСИ, 2013 - 194 с.

2. Гусева Е.П. Менеджмент: аспекты информационной безопасности, прозрачности и доверия к информации // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО № 5, 2012 г. - С.72-81.

3. Мельников Д.А. Организация и обеспечение безопасности информационно-технологических сетей и систем: Учебник. — М.: Университетская книга, 2012. - 598 с.: табл., ил.

4. Россия на пути к Smart обществу: монография/ под ред. Проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова: М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. -280 с.

5. http://www.cnews.ru/news/top/index. shtml?2012/01/18/473285 Рейтинг кибер-держав «Большой двадцатки», опубликованный в 2012г. Дата обращения: 22.12.2013.

Literature

1. Guseva E.P. Genesis of the theory, practice of domestic management and information security. Page 19-41. In book. "Management model for the economy based on knowledge". Materials V of the International scientific and practical conference (on May 15-17, 2013 Moscow): collection of articles. Section of chair of the General management and business. Moscow: MESI, 2013 - 194 pages.

2. Guseva E.P. Management: aspects of information security, transparency and trust to information//Economy, Statistics and Informatics. The UMO bulletin No. 5, 2012 of- Page 72-81.

3. Melnikov D. A. Organization and safety of information and technological networks and siskty: Textbook. — M.: University book, 2012. - 598 pages: tab., silt.

4. Russia on a way to Smart to society: the monograph / under the editorship of the Prof. N. V. Tikhomirovoy, the prof. V.P. Tikhomirov: M.: NP "Center of Development of Modern Educational Technologies", 2012. -280pages.

5. http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml? 2012/01/18/473285 Rating a cyber powers of "The big twenty", published in 2012 address Date: 22.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.