Научная статья на тему 'Информационная аналитика как системообразующий элемент в деятельности государственной службы'

Информационная аналитика как системообразующий элемент в деятельности государственной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2170
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курлов А. Б., Петров В. К.

Рассматриваются вопросы информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной службы. Актуализируется роль аналитики в практике принятия и сопровождения управленческих решений. Определяются основные задачи профессиональной деятельности аналитиков государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ANALYTICS AS SYSTEM FORMATIVE ELEMENT IN THE ACTIVITY OF PUBLIC SERVICE

Questions of information and analytical maintenance of activity of public service are considered. The role of analytics in practice of acceptance and support of administrative decisions is actualized. Primary goals of professional work of analysts of public service are determined.

Текст научной работы на тему «Информационная аналитика как системообразующий элемент в деятельности государственной службы»

УДК 33:35

А.Б. Курлов, В.К. Петров * ИНФОРМАЦИОННАЯ АНАЛИТИКА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Рассматриваются вопросы информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной службы. Актуализируется роль аналитики в практике принятия и сопровождения управленческих решений. Определяются основные задачи профессиональной деятельности аналитиков государственной службы.

Ключевые слова: информационная аналитика, сопровождение управленческих решений, государственная служба.

Проблемам государственной службы в последнее время в России уделяется особое внимание. Без их разрешения говорить о совершенствовании государственного управления в нашей стране бессмысленно.

Изменение спектра решаемых задач в условиях продолжающегося реформирования государственной службы и кардинальных изменений в российском обществе (его движения в направлении создания «общества знания», или информационного общества) и государстве настоятельно требуют научно обоснованной трансформации всей системы выработки управленческих решений, подготовки информационно-аналитических работников новой генерации [1, с. 5—9], создания современной научной, экспертной и информационноаналитической инфраструктуры системы государственной службы, а также организации действенной координации между ее различными ведомствами и учреждениями, российским и зарубежным профессиональным научным и экспертным сообществом.

В механизме государственного управления значительно возросла роль экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов, разработки понятных и легко вычисляемых критериев, показателей и индикаторов достижения поставленных целей, вариантов рационального, экономного и эффективного их ресурсного обеспечения, оценки результативности государственных расходов.

Государственная служба призвана обеспечить реализацию функций государства, направленных на обеспечение целостности и условий эффективной жизнедеятельности страны. Вся ее практическая деятельность связана с предупреждением и преодолением существенных качественных от-

клонений в социальной жизни, чреватых серьезными негативными последствиями. Необходимость решения этих непростых задач и предопределяет выделение базовых функций государственной службы.

Важнейшей из них является информационноаналитическая функция, имеющая целью диагностику происходящих в обществе процессов: выявление фактов девиантных отклонений или признаков их формирования, исследование причин и условий их генезиса, изучение природы спонтанно возникающих факторов и разработку программ противодействия социальным дисфункциям. Именно результаты информационно-аналитической деятельности должны быть положены в основу осмысленного стратегического целеполага-ния и формирования перспективных планов развития социальных объектов, выступать одним из решающих условий действия органов государственной власти «на опережение», на предотвращение угроз устойчивому развитию государства.

Комплекс информационного и информационноаналитического обеспечения управления (в особенности стратегического) должен включать в себя следующие основные системные позиции:

— научное, инновационное обеспечение целе-полагания, прогноза, планирования, контроля;

— информационные коммуникации (деловая коммуникация, осуществление финансовых операций, электронный документооборот, корпоративные информационные сети, Интернет, факсимильная связь и т. д.);

— статистику, отчетность, базы данных;

— системы обеспечения безопасности и защиты информации и государственной тайны;

— системы обеспечения конкурентных преимуществ, информационное продвижение политиче-

* © Курлов А.Б., Петров В.К., 2012

Курлов Алексей Борисович (kurlov_@mail.ru), кафедра социологии и социальных технологий Уфимского государственного авиационного технического университета, 450000, Российская Федерация, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.

Петров Вячеслав Константинович (vp230754@mail.ru), журнал «Политическое образование», 129128, Российская Федерация, г. Москва, проезд Кадомцевых, 15, оф. 4.

ских решений и деловых процессов во внутреннем и внешнем информационном пространстве;

— системы управления информационными потоками и т. д. [2, с. 10—14].

Таким образом, можно утверждать, что система стратегического управления различными социальными процессами в своей основе предполагает наличие информационно-аналитических подсистем, обеспечивающих поддержку, принятие и сопровождение управленческих решений. Практика использования подобных систем показала, что они должны отвечать ряду стандартов:

— полностью поддерживать миссию политикоуправленческого субъекта на конкретном временном этапе;

— обеспечивать прорыв в приоритетных направлениях деятельности властных структур;

— строиться на новейших достижениях в области информационных технологий и обеспечивать системную целостность объекта управления;

— обеспечивать открытость и доступность информационных ресурсов широкому кругу заинтересованных лиц при одновременном обеспечении требований информационной безопасности;

— функционировать в правовом поле с соблюдением цивилизационных отношений между субъектами единого информационного пространства.

Очевидно, что система стратегического управления, функционирующая на основе указанных императивов, предполагает особый способ использования информации и обмена ею, что становится ключевым вопросом осуществления властных полномочий в процессе достижения политических целей государства. Важно отметить, что информационно-аналитическая деятельность в государственной службе основана на технологии перевода информации из неофициальных каналов коммуникации в официальные, управленческие, из дискриптивного (нефункционального) состояния информации в прескриптивное (инструментальное), что способствует переводу ее на язык социально-политических технологий. Без этого разрыв между количеством производимой в современном обществе информации и объемом ее реального использования, обеспечивающим принятие адекватных управленческих решений, будет непрерывно возрастать.

В связи с этим можно утверждать, что именно информационно-аналитическая функция является системообразующей в деятельности государственной службы.

Проектно-нормативная функция реализует задачу разработки проектов решений государственных органов по профилактике, социально-экономическому регулированию или властной нейтрализации социально-негативных отклонений. При этом особое значение приобретает прогнозирова-

ние возможных негативных последствий реализации проектов, как немедленных, так и отставленных в своем проявлении.

Нормативно-постановляющая функция осуществляется в процессе принятия законодательных и распорядительных актов на уровне полномочных в этом отношении органов государственной власти.

Организационно-исполнительная функция имеет целью организацию исполнения решений органов государственной власти и включает в себя: постановку конкретных служебных задач, расчет необходимых для их решения сил и средств, активизацию и координацию деятельности исполнителей, обеспечение социально-управленческих коммуникаций и т. д.

Социально-контрольная функция осуществляется в виде контроля исполнения структурами общества государственных нормативных и распорядительных актов, оценки происходящих в обществе изменений в связи с исполнением решений государственных органов и общей динамики его состояния.

Ни одна из этих функций не может быть реализована без организации систематического анализа и оценки складывающейся ситуации, выявления определяющих ее тенденций и динамики изменений, а также надежного прогноза ее дальнейшего развития, в том числе в связи с реализацией уже принятых или разрабатываемых решений. По сути дела, поиск правильного решения сводится к обнаружению соответствующей усиливающей (положительной) обратной связи во внешней среде и последующей ее активизации с задействованием интерактивных (диалоговых) и итерационных процедур. Фактически информационно-аналитическая деятельность выступает объективной предпосылкой для создания методологии принятия управленческих решений.

Игнорирование или недооценка роли и значения информационно-аналитической функции государственной службы ведет к социальной агнозии, к неспособности сбора и анализа информации о социальных процессах или к избирательному, социально непродуктивному ее использованию.

В этой ситуации можно говорить о ненадежности государственной службы как социальноорганизационной системы, ее профессиональной некомпетентности, неспособности обеспечить стратегически ориентированное движение социальной системы. Вместе с тем неравновесность социальных процессов ведет к неопределенности их развития, значительно усложняет прогнозирование будущих состояний объекта. Стратегической задачей управления становится координация самого процесса целедостижения, прогнозная фиксация возможных осложнений в его реализации.

И если традиционные методы анализа развития социальных систем, основанные на экстраполяции результатов в условиях неизбежной, неуклонной тенденции, в достаточной мере освоены и используются аналитиками в государственной службе, то методологию анализа стратегий как совокупности изменений, определяющих жизнестойкость социума и увеличивающих вероятность его выживания в условиях быстро изменяющейся среды, госслужащим еще только предстоит взять на вооружение. По существу, речь идет о трансформации самих принципов экспертного и аналитического обеспечения стратегического управления в условиях информационного общества, к пониманию которого эксперты в России только начинают подходить, как правило, продолжая использовать на практике давно устаревшие схемы и подходы 1.

Принципиальным моментом является то, что общество и государство должны рассматриваться как развивающиеся организационные системы, а система знаний аналитика должна включать в себя знания о динамике этого развития; о принципах и методах познания самого феномена развития. Применение этой новой методологии должно способствовать повышению надежности адекватной реакции системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений за счет определения характера текущего периода как зоны аттрактора или бифуркации.

Таким образом, именно быстро изменяющиеся условия окружающей среды (природной, техногенной, социальной) объективно способствуют повышению роли информационно-аналитической работы, ужесточают требования к ее качеству, профессиональной компетенции аналитиков.

Можно выделить следующие основные задачи профессиональной деятельности аналитиков государственной службы [3, с. 122—123]:

— информационные, состоящие в сборе информации, необходимой для решения конкретных аналитических и управленческих задач, ее анали-тико-синтетическом преобразовании для выделения существенной информации и извлечения необходимых сведений, содержащихся в первичной информации в неявном виде, а также в сопоставлении, обобщении и интерпретации сведений,

фиксации результатов обработки в информационных документах;

— информационно-технологические, состоящие в эффективном использовании новейших достижений в области информационных технологий, программных средств поддержки информационно-аналитической работы и принятия решений (с соблюдением требований по обеспечению компьютерной и информационной безопасности);

— аналитические, заключающиеся в получении качественно новой (выводной) информации на основе изучения текущего состояния ситуации и возникших проблем, а также прогнозирования их будущего состояния, подготовки вариантов решения, изложения полученных результатов в аналитических документах в форме, адекватной целям и задачам управления;

— организационно-управленческие, заключающиеся в уяснении целей и методики выполнения аналитических задач, планировании и организации исполнения процедур, подготовки оценок, выводов и предложений для принятия выверенных управленческих решений.

Очевидно, что решать аналитические задачи на качественном, отвечающем современным требованиям уровне могут только хорошо подготовленные в профессиональном плане аналитики. Практика свидетельствует, что профессионально важными качествами аналитика в системе государственной службы являются: глубина и гибкость мышления; способность к прогнозированию и моделированию будущих событий, усвоению и переработке больших объемов информации, определению и выстраиванию многоуровневых связей; способности адекватно взвешивать оценки и формировать аргументированные выводы; умение отстаивать собственную позицию по исследуемым проблемам на основе объективных знаний и фактов, грамотно доводить ее до окружающих; компетентность; объективность; самостоятельность; инициативность; настойчивость; коммуникабельность; высокая информационная культура; эмоционально-волевая и психологическая устойчивость.

Иллюстрацией актуальной значимости и практической востребованности приведенных профессиональных качеств может служить модель ком-

1 Вопросам внедрения новой технологии информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений посвящены ежегодные Всероссийские научно-практические конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ», проводимые ИНИОН РАН, Отделением общественных наук РАН, РАГС при Президенте РФ, Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной Палаты РФ, Парламентской библиотекой Федерального Собрания РФ, Академией экономической безопасности МВД РФ, Всероссийской государственной налоговой академией Министерства финансов РФ, Московским государственным университетом культуры и искусств, Институтом гражданского общества и местного самоуправления, Институтом законотворчества и нормативно-правовых разработок.

петенций аналитика. Она создана в результате проведенных компанией «DeTech Russia» масштабных эмпирических исследований, охвативших большую часть социального пространства нашей страны. Эта модель представляет собой ранжированную систему данных, позволяющих объективно судить об успешности деятельности в России государственных и бизнес-менеджеров различного уровня, использующих в качестве базового средства своей профессиональной деятельности теоретические и прикладные методы информационной аналитики [4].

Таковы, на наш взгляд, основные позиции, определяющие статус информационной аналитики как базового средства и одновременно системообразующего элемента в деятельности различных структур государственной службы.

Библиографический список

1. Горшков A.C. Модернизация подготовки государственных и муниципальных служащих: ориентация на управление по результатам // Управленческое консультирование. 2006. № 3.

2. Аналитическое обеспечение принятия управленческого решения / под ред. А.И.Селиванова. М.: ИПК госслужбы, 2005.

3. Петров В.К. К разработке структуры квалификационных требований по учебному курсу «Основы аналитической деятельности» // Информационноаналитическая деятельность в России: состояние и перспективы: мат-лы I Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников. Ч. II / под ред. А.И. Селиванова, H.A. Слядневой. М.: ИПК Иешкина И. Компетенции управленца, или Как построить взаимоотношения с сотрудниками. URL: http://www.hr-portal.ru/node/606.

A.B. Kurlov, V.K. Petrov*

INFORMATION ANALYTICS AS SYSTEM FORMATIVE ELEMENT IN THE ACTIVITY OF PUBLIC SERVICE

Questions of information and analytical maintenance of activity of public service are considered. The role of analytics in practice of acceptance and support of administrative decisions is actualized. Primary goals of professional work of analysts of public service are determined.

Key words: information analytics, support of administrative decisions, public service.

* Kurlov Alexey Borisovich (kurlov_@mail.ru), the Dept. of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, 450000, Russian Federation.

Petrov Vyacheslav Konstantinovich (vp230754@mail.ru), Journal «Political Education», Moscow, 129128, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.