Научная статья на тему 'Информатизация общественных отношений в контексте тенденций развития современного конституционного права'

Информатизация общественных отношений в контексте тенденций развития современного конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAW / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / RIGHT TO INFORMATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / INFORMATION EXTREMISM / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко Ольга Васильевна

Актуальность темы статьи определяется стратегическим предназначением конституционного права давать адекватные ответы на возникающие вопросы в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, растущий уровень поливариантности во взаимоотношениях власти и общества, создавать гибкие антикризисные механизмы для их адаптации в информационном пространстве. Автор статьи делает вывод о том, что информационные технологии увеличили доступ к информации, ее объему, с одной стороны, а с другой показали, что киберпространство не всегда доступно контролю, чем и привлекательно для экстремистских организаций, использующих его с целью распространения сведений и вербовки своих адептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF PUBLIC RELATIONS IN THE CONTEXT OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN CONSTITUTIONAL LAW

The relevance of the research topic is determined by the strategic goal of constitutional law to give adequate answers to the emerging problems in the sphere of ensuring the rights and freedoms of man and citizen, the growing level of diversity in relations between the state and society, creating flexible crisis management for their adaptation in the information space. In the results of the study showed that information technology has expanded access to information, its scope, on the one hand, and on the other, showed that the cyberspace is not always available, verification from the authorities. This makes it attractive to extremist organizations that use it to disseminate information and recruit its followers.

Текст научной работы на тему «Информатизация общественных отношений в контексте тенденций развития современного конституционного права»

УДК 342.4 ББК 67.400

Яценко Ольга Васильевна Yatsenko Olga Vasilevna

доцент кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики кандидат юридических наук, доцент.

Associate Professor of the Theory and History of the State and Law Department of the Taganrog Institute of Managment and Economy, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: o.yatsenko@tmei.ru

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Informatization of public relations in the context of trends in the development

of modern constitutional law

Актуальность темы статьи определяется стратегическим предназначением конституционного права давать адекватные ответы на возникающие вопросы в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, растущий уровень поливариантности во взаимоотношениях власти и общества, создавать гибкие антикризисные механизмы для их адаптации в информационном пространстве. Автор статьи делает вывод о том, что информационные технологии увеличили доступ к информации, ее объему, с одной стороны, а с другой - показали, что киберпространство не всегда доступно контролю, чем и привлекательно для экстремистских организаций, использующих его с целью распространения сведений и вербовки своих адептов.

Ключевые слова: конституция, государство, законодательство, право на информацию, правовая культура, информационный экстремизм, общественные отношения, средства массовой информации.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является обеспечение и зашита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере, которая оказывает влияние на различные стороны личной и общественной жизни [ 1; 4; 11]. Хотя информационное право в полном объеме еще не сформировано, и дискуссии о его сущности, содержании, закреплении в нормах правовых актов продолжаются, оно призвано обеспечивать доступ к информации как социальному благу. Право на получение информации установлено ч. 4 ст. 29 Конституции РФ и относится к конституционным ценностям XXI века, поскольку все большее значение приобретает информация и информационно-коммуникационные технологии, изменяющие жизнь людей.

The relevance of the research topic is determined by the strategic goal of constitutional law to give adequate answers to the emerging problems in the sphere of ensuring the rights and freedoms of man and citizen, the growing level of diversity in relations between the state and society, creating flexible crisis management for their adaptation in the information space. In the results of the study showed that information technology has expanded access to information, its scope, on the one hand, and on the other, showed that the cyberspace is not always available, verification from the authorities. This makes it attractive to extremist organizations that use it to disseminate information and recruit its followers.

Key words: Constitution, state, law, right to information, legal culture, information extremism, public relations, mass media.

Некоторые авторы относят это право к личным правам, защищаемым императивными процедурами законодательства, если оно не связано с политическими правами гражданина, которыми могут обладать не все в государстве. А. Н. Костюков отмечает, что «понятия "права человека" и "права гражданина" близки, но не идентичны» [2. с. 18], поскольку права каждого человека как субъекта права шире, чем гражданина, они защищают его внутренний мир от вмешательств со стороны власти и государства. В научной литературе встречается предложение рассматривать право на информацию как комплексное, то есть лично-политическое [3]. Действующее зарубежное законодательство и сложившаяся практика регулирования отношений в информационной

сфере далеки от совершенства и единообразия, поэтому необходимы критерии, по которым можно определять, в каком случае желательно их единство, а в каком - различие. Разнообразие законодательства в данной сфере позволяет использовать его при формировании глобального информационного пространства, поскольку с развитием информационно-коммуникационных технологий, включая Интернет, социальные сети, доступ к информации не определяется территориальными границами отдельного государства. Российское законодательство в данной сфере основывается на конституционном праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, что имеет значение и для реализации других прав и свобод, так как позволяет требовать предоставления информации, связанной с полномочиями компетентных органов, и принуждать к его реализации в случаях нарушения.

Информационные технологии являются мощным инструментом для воздействия на сознание людей, их чувства и эмоции, способны оказывать влияние на формирование индивидуального и группового правосознания, правовой культуры, связанных с условиями жизни, особенностями личности, ее социальным статусом и образованием. Поэтому становится актуальным анализ соотношений таких категорий, как информация и правосознание, информационно- коммуникационные технологии и правовая культура, психология и т. п. с целью сочетания их в нормах законодательства.

Основную аудиторию российского сегмента информационного общества составляют жители крупных городов, лица с высоким уровнем образования, молодежь, которая не имеет жизненного опыта, но чувствует себя уверенно в виртуальной реальности, заменяющей иногда реальную жизнь. Социально незащищенные группы, граждане с низким уровнем доходов, лица старшего поколения, жители небольших населенных пунктов пока еще далеки от преимуществ, предоставляемых информационными технологиями, хотя в последнее время вырос процент и этого сегмента. Современная инфраструктура доступа к информационно-коммуникационным технологиям становится фактором, определяющим ка-

чество жизни, а получение доступа к информации - правом. Хотя для обыденного сознания продолжает оставаться привычным закрепление правовых норм и правил на бумажном носителе. Прогностические перспективы развития правовой культуры связаны и с информационной культурой, трансформирующей мышление и поведение людей. Использование цифровых платформ (Facebook, Google, Apple, Amazon и других) привело к изменению парадигмы функционирования социума в целом, расширив диапазон его возможностей, что не может не оказывать влияния на общепринятые правовые, морально-нравственные, этические нормы и правила.

Особенность формирования современной правовой культуры заключается в необходимости постоянной адаптации к быстро развивающимся новым информационным технологиям, под воздействием которых кардинально изменяются многие виды деятельности, государственное управление, экономика и образ жизни людей. Стратегическое предназначение права давать адекватные ответы на возникающие проблемы, растущий уровень неопределенности и поливариативности во взаимоотношениях власти и общества, создавать гибкие антикризисные механизмы для их адаптации к вызовам информационной эпохи. Предсказать будущий уровень технического прогресса в информационно-коммуникационных технологиях трудно, хотя он является определяющим фактором при формировании правовой политики в данной сфере и информационного права в целом.

В международном праве преобладают гуманитарные и социокультурные начала, что позволяет ему стать приоритетным над внутригосударственным законодательством и свидетельствует о возможности консенсуса права с другими формами общественного сознания. Развитие правовой культуры тесно связано с юридической практикой и теорией, позволяющей в нормах права увидеть общественные интересы, формирующиеся под воздействием политических, экономических, социокультурных и других условий, включая влияние информационных технологий на общественные, личные и правовые отношения. Право на доступ к информации, ее производство и распространение отличается от свободы мысли и слова не только временем появления, но и гарантиями от

вмешательства государства в их реализацию. В Конституции РФ право на доступ к информации содержится в ряде норм, образующих конституционно-правовые основы для его использования, распространения, ознакомления с официальными документами различных органов публичной власти.

Реализация прав и свобод в информационной сфере определяется не только уровнем открытости и доступности органов публичной власти, но и уровнем их правовой культуры, правосознания, так как деформированное правосознание не способно к адекватному отражению правовой действительности, что приводит к подмене юридических понятий, нарушению правовых норм, деструктивному поведению. Д. А. Авдеев считает, что «деформированное правосознание создает квазиконституционное пространство», и отмечает, «для того чтобы права и свободы человека и гражданина соблюдались, необходимо их всего-навсего соблюдать» [4, с. 20], но пока не готовы к этому ни власть, ни общество. В качестве методологической парадигмы исследования взаимоотношений личности, общества и государства в условиях их информатизации может служить теория Н. Л. Лумана [5] о социальных системах как системах коммуникации. Власть представлена в ней как «управляемая кодом коммуникация», а право как коммуникация, определяемая совокупностью общезначимых правил и общепринятых норм, следовательно, их стратегия и тактика имеют коммуникативный характер, поэтому должны основываться на общепризнанных правах и свободах.

Правом закрепляются властные установления как законные, но их признание и реализация зависят во многом от признания гражданами принципов государственного управления, ориентированных на решение социальных и других проблем, связанных с частными интересами людей. Власть тогда эффективна, когда, не прибегая к насилию, способна обеспечить стабильное развитие общества и государства. Вряд ли возможно искать решение этой проблемы, основываясь исключительно на зарубежном опыте, без учета традиций российского правосознания, характеризующегося своеобразной культурно-нравственной и исторической традицией.

И. А. Ильин писал, что «необходимо приблизить право к народу, чтобы укрепить мас-

совое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности, лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души... Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» [6, с. 14]. Информация оказывает влияние на общественные отношения, правосознание и правовую культуру, через правовую действительность формируя представление о ней. Процессы, связанные с информатизацией различных видов деятельности, отношений с властью, ее открытостью и доступностью благодаря новым технологиям привели к смене у населения привычных моделей поведения, что нашло отражение в оценках как действующего законодательства, так и прав и свобод в целом.

История российских реформ традиционно характеризуется разрывом между поколениями и их правовой культурой. П. Сорокин подчеркивал, что «каждое последующее поколение становится наследником предыдущего. Живя и действуя, потомки в свою очередь вносят в это наследство результат своей жизни и труда» [7, с. 440]. Благодаря постоянным техническим новациям происходит совершенствование средств массовой информации, с одной стороны, а с другой - разрыв между поколениями. О. В. Воронкова отмечала, что «важную роль в дестабилизации сознания постсоветского человека сыграло отклонение исторической памяти, в которой заложены символы, соединяющие людей в общество и обеспечивающие наличие в нем общего языка и устойчивых каналов общения» [8, с. 440]. Это обусловило конфликтогенность, нарушение принципов свободы слова, светскости государства, религиозного и национального самоопределения.

Современные информационные средства и технологии увеличили доступ к информации, ее объему, влиянию на все стороны жизни и деятельности людей и в то же время показали, что отсутствие правовых механизмов противодействия ее негативным воздействиям содержит новые риски для общественной безопасности. С. А. Авакьян обращал внимание на то, что современные информационно-комму-

никационные технологии «становятся средствами обработки граждан, ключевыми путями формирования общественного сознания, построенного на отрицании национальных ценностей патриотизма и этических правил поведения. Безответственность, клевета и хамский жаргон становятся признаками интернет-общения» [9, с. 5]. Социальное проявляется первоначально в психологическом отношении к другим людям, событиям, праву, а затем в самоидентификации в правовой среде и закрепляется в правосознании, формирующем систему социальной ориентации личности. Не всегда такая ориентация тождественна общепризнанным ценностям прав и свобод, поскольку на восприятие внешних структур внутренним миром человека может посредством информационных технологий оказываться негативное воздействие.

Появление экстремистских настроений обычно связывают с экономическими, политическими, социальными и другими проблемами, в том числе личностного характера. Но эти трудности заключаются и в самом человеке, его взаимоотношениях, противоречиях между представлениями об идеальном и реальном мире, тем, чего бы хотелось, и тем, что есть. Такие противоречия способны привести к заблуждениям, агрессивности в условиях искаженной или неполноценной информации, отсутствия знаний и представлений о жизненных целях и задачах, процессах общественного развития. Информационный экстремизм популярен в среде недовольных существующими порядками представителей националистических, религиозных или политических организаций, в среде молодых людей, обращающихся к сайтам за информацией экстремистской направленности*. Киберпространство не всегда доступно контролю, чем и привлекательно для экстремистских организаций, использующих его с целью распространения информации и вербовки адептов.

Особенность информационного экстремизма заключается в сложности его обнаружения в Интернете, связавшем компьютерные сети по всей планете, а его анонимность позволяет быть практически неуязвимым для правоохранительных органов при совершении противоправных действий в киберпро-

странстве. Е. М. Дринова считает, что «экстремизм есть продолжение развития идей радикализма, так как основными его признаками выступают вооруженное насилие, беспрекословное выполнение всех приказов и отсутствие компромисса - "все или ничего"» [10, с. 110]. В этом случае информационная доступность становится фактором, способствующим пропаганде экстремизма, эгоизма, аморальности, проявляющихся в агрессивном радикализме - предшественнике терроризма. Радикализм отдельных граждан, групп населения эффективнее поддается правовому регулированию на местном уровне, чем тогда, когда перерастет в экстремизм как форму общественного движения.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» потерял свою специфику религиозный экстремизм, смешавшись с экстремизмом вообще, хотя, на наш взгляд, его следует включить в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Законодательство должно поставить жесткие рамки для экстремистской деятельности, противоречащей Конституции Российской Федерации, объявив межконфессиональные споры теоретической областью выяснения их отношений.

Различные виды экстремистской деятельности не позволяют дать ей сущностного определения, необходимого для выявления особенностей, что могло бы оказать методическую помощь при принятии нормативных правовых актов на местном уровне. Общие формулировки, содержащиеся в законе, часто требуют детализации в подзаконных актах, которых на местном уровне издается не много. Конституционный принцип самостоятельности самоуправления в решении местных задач, следующий из главы VIII Конституции РФ, и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяют на местном уровне проводить профилактические меры по противодействию любым видам экстремизма.

Информатизация общественных отношений уже имеет последствия, из которых можно сделать вывод о необходимости прогнозировать ее потенциальное воздействие. Инфор-

* К наиболее популярным относятся ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter, YouTube и другие.

мация об убийствах, коррупции, болезнях, стихийных бедствиях и так далее, транслируемая в средствах массовой информации, способна также оказывать негативное информационно-психологическое воздействие. Она отрицательно влияет на правосознание и правовую культуру граждан, поскольку негативные телевизионные программы и публикации в печатных СМИ и Интернете разрушают позитивные жизненные установки. Создается впечатление о постоянном экономическом и управленческом кризисе, разрушается вера в добро

Литература

1. Выдрин И. В. Об отрасли и науке конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5.

2. Костюков А. Н. Реализация прав человека и гражданина в конституционном праве России: год 2017 // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2.

3. Колесников Е. В. Конституционные основы свободы массовой информации в Российской Федерации: некоторые вопросы теории // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1 (96).

4. Авдеев Д. А. Конституционализация юридического мышления граждан как условие обеспечения прав человека // Конституционное и муниципальное право 2017. № 3.

5. Луман Н. Л. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновского. М., 2004.

6. Ильин И. А. Аксиомы власти // Новый мир. 1990. № 10.

7. Сорокин П. Система социологии. М., 1993.

8. Воронкова О. В. Социокультурные и психологические особенности приверженцев нетрадиционных религиозных верований // Философия права. 2009. № 5.

9. Авакьян С. А. Основные тенденции современного развития конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4.

10. Дринова Е. М. Религиозный терроризм как атрибут политической религии // Философия права. 2010. № 3.

11. Амелин Р. В., Чаннов С. Е. Прямая демократия в Российской Федерации: возможности и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1.

и справедливость, что отражается как в личном, так и общественном сознании. Дальнейшие теоретические исследования процесса информатизации общественных отношений, сочетающиеся с практическими и правовыми мерами, позволят предотвратить деструктивное ее воздействие в соответствии со ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита обязанностью государства.

Bibliography

1. Vydrin I. V. About the industry and the science of constitutional law // Constitutional and municipal law. 2017. № 5.

2. Kostyukov A. N. The realization of the rights of man and citizen in the constitutional law of Russia: 2017 // The Constitutional and municipal law. 2017. №. 2.

3. Kolesnikov E. V. Constitutional foundations of freedom of mass information in the Russian Federation: some questions of the theory // Bulletin of the Saratov state Academy of law. 2014. № 1 (96).

4. Avdeev D. A. The Constitutionalization of the legal thinking of the citizens as a condition of providing human rights // Constitutional and municipal law. 2017. № 3.

5. Luhmann N. L. Society as a social system / trans. with A. Antonovskii. Moscow, 2004.

6. Ilyin I. A. Axioms of power // A New world. 1990. № 10.

7. Sorokin P. System of sociology. Moscow, 1993.

8. Voronkova O. V. Socio-cultural and psychological characteristics of the followers of non-traditional religious beliefs // Philosophy of law. 2009. № 5.

9. Avakyan S. A. The Main trends of modern development of the constitutional law // Constitutional and municipal law. 2017. № 4.

10. Drinova E. M. Religious terrorism as an attribute of a political religion // Philosophy of law. 2010. № 3.

11. Amelin R. V., Channov S. E. Direct democracy in the Russian Federation: opportunities and prospects // Constitutional and municipal law. 2017. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.