26
Є
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Информативность оценки физического
развития детей и подростков
при популяционных исследованиях
АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗАНА С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВЫБОРА ИНФОРМАТИВНЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ГРУППОВОМ И ПОПУЛЯЦИОННОМ УРОВНЯХ. ИССЛЕДОВАЛИСЬ СОЦИАЛЬНО РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ, ОБСЛЕДОВАНЫ 3600 ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ПОКАЗАНО, ЧТО ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ЭТНИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ, КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ, ИНФОРМАТИВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ШКАЛ РЕГРЕССИИ, КОМПЛЕКСНОЙ СХЕМЫ И ЦЕНТИЛЬНЫХ ТАБЛИЦ, Т.Е. МЕТОДИК, ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ, ДЕТИ, ПОДРОСТКИ.
Контактная информация:
Скоблина Наталья Александровна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая отделом комплексных проблем гигиены детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 105064, Москва,
Малый Казенный переулок, д. 5, тел. (495) 917-90-45 Статья поступила 06.11.2007 г., принята к печати 28.01.2008 г.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей состояния здоровья ребенка. Подчиняясь общебиологическим закономерностям, физическое развитие зависит от состояния среды обитания и используется как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Физическое развитие детского населения наиболее часто изучается для установления влияния условий воспитания и обучения, социальных условий, организации досуга и отдыха детей и подростков [1, 2].
В последние десятилетия опубликован ряд работ, посвященных изучению физического развития детей и подростков в связи с факторами среды обитания [3-8]. Используя различные методики оценки (шкалы регрессии, центильные таблицы, индексы и др.), авторы приводят убедительные, но мало сопоставимые данные о физическом развитии детского населения. Целью настоящего исследования явилось изучение методик оценки физического развития детей для ведения мониторинга состояния здоровья детских коллективов, планирования и проведения профилактических и оздоровительных мероприятий на групповом и популяционном уровнях. Изучались социально различающиеся коллективы детей и подростков: обучающиеся в общеобразовательных учреждениях Москвы и Московской области; социальные сироты, воспитанники 8 государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Москва); социальные сироты, воспитанники 2 государственных
V.R. Kuchma, N.A. Skoblina
Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Evaluation comprehension of the children and adolescent physical growth in the course of the population research
THE URGENCY OF THE GIVEN RESEARCH IS INTIMATELY RELATED TO THE
NECESSITY TO CHOOSE THE COMPREHENSION APPROACHES TO THE EVALUATION OF THE CHILDREN'S PHYSICAL GROWTH, WHICH MAY BE APPLIED IN MONITORING OF THE CHILDREN COLLECTIVES HEALTH STATUS, PLANNING AND PERFORMANCE OF THE PREVENTIVE AND SANITARY EVENTS AT THE GROUP AND POPULATION LEVELS. THE AUTHORS STUDIED THE SOCIALLY DIFFERENT CHILDREN COLLECTIVES AND EXAMINED 3,600 CHILDREN AND ADOLESCENTS. THEY SHOWED THAT THE USE OF THE REGIONAL MODIFIED REGRESSION SCALES, COMPLEX SCHEMES AND CENTILE TABLES, I.E. REGIONAL STANDARDS-BASED APPROACHES TO THE EVALUATION OF THE PHYSICAL GROWTH WOULD BE COMPREHENSIVE FOR THE PHYSICAL GROWTH FEATURES OF THE CHILDREN COLLECTIVES SUBJECT TO ETHNIC, CLIMATE AND GEOGRAPHIC AS WELL AS SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENCES.
KEY WORDS: PHYSICAL GROWTH, EVALUATION APPROACHES, CHILDREN, ADOLESCENTS.
-Є-
Є
образовательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением (Тульская область); дети, проживающие в условиях Приполярья; дети коренной национальности, проживающие в селах Республики Саха (Якутия); дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, осуществляющих эксперимент по разработке новых здоровьесберегающих технологий в условиях Крайнего Севера (Сыктывкар, Республики Коми); обучающиеся в учреждении нового вида (гимназия № 12, Долгопрудный, Московская область); обучающиеся в частной гуманитарно-экономической школе «Самсон» (Москва); дети, страдающие хроническими заболеваниями, обучающиеся в Центре образования № 1998 «Лукоморье» (Москва). Изученные детские коллективы различаются по этническому признаку, климатогеографическим и социально-экономическим условиям проживания. Обследовано 3600 детей и подростков. Физическое развитие изучалось по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [1]. Оценивались следующие показатели физического развития: соматометрические (длина и масса тела, окружность грудной клетки), физи-ометрические (мышечная сила кистей рук, жизненная емкость легких) и соматоскопические показатели (оценка степени полового созревания, количество постоянных зубов).
Для оценки физического развития детей использовались методики, отражающие основные подходы к оценке физического развития и рекомендованные для практического здравоохранения нормативными документами в различные годы:
• региональные модифицированные шкалы регрессии массы тела по длине тела [9];
• комплексная схема [10];
• межгрупповые оценочные таблицы [11];
• Z-Score оценка (программный продукт ANTHRO 1.01, 1990);
• индекс массы тела;
• центильные таблицы [12].
Проводилось изучение условий воспитания и обучения детей и подростков в 29 образовательных учреждениях различного типа путем санитарно-гигиенического обследования объектов и анализа полученных данных с учетом рекомендаций методического пособия «Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении» [13].
Из факторов среды обитания для анализа были выбраны климатогеографические факторы и урбанизация, которые наиболее часто обсуждаются в литературе в связи с физическим развитием, социальное сиротство, как крайнее проявление социального неблагополучия, уровень санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений, где воспитывались и обучались детские коллективы.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа Statistica 6.0 (StatSoft, США). Вычислялись статистические связи оценки физического развития с характеристиками факторов среды обитания. Теснота множественной связи описывалась величиной коэффициента множественной корреляции (R), стандартизованным коэффициентом регрессии (Beta); статистическая значимость коэффициентов регрессии оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента [14].
В результате проведенного исследования было показано, что как среди девочек, так и среди мальчиков, наилучшие показатели физического развития и функциональные характеристики выявлены у обучающихся в образовательных учреждениях нового вида, наихудшие — у социальных сирот (в группе мальчиков, в том числе и у воспитанников учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением). Установлены достоверные связи (р < 0,01) оценки физического развития детских коллективов с климатогеогра-
Таблица. Связь оценки физического развития детей с уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений
Методики оценки физического развития Пол Стандартизованный коэффициент регрессии (Beta) Множественный коэффициент корреляции(R)
СЭБ учреждений Оздоровление
Региональные шкалы регрессии девочки -0,28** 0,32** 0,26**
мальчики 0,37** 0,40** 0,26**
Комплексная схема девочки -0,39** 0,40** 0,35**
мальчики -0,32** -0,31** 0,25**
Межгрупповые оценочные таблицы девочки 0,17* -0,13 0,17
мальчики -0,43** -0,14 0,32**
Расчет индекса массы тела девочки 0,01 0,01 0,01
мальчики -0,18 1,11 0,10
Оценка Z-score девочки 0,14 0,23 0,14
мальчики -0,24 -0,11 0,16
Оценка по центильным таблицам девочки 0,27** -0,11 0,25*
мальчики -0,04 0,26** 0,26*
Примечание:
* р < 0,05; ** р < 0,01 — статистически значимая корреляция зависимого признака (результат оценки физического развития) с независимыми переменными или их комбинации.
О
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 1
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
28
фическими факторами, урбанизацией, фактором социального сиротства при использовании региональных модифицированных шкал регрессии (Я = 0,31-0,49), комплексной схемы (Я = 0,22-0,28) и центильных таблиц (Я = 0,26-0,42). Зависимости установлены при использовании для оценки физического развития методик, использующих региональные нормативы. При использовании других методик зависимости установлены не были.
Особенно важным является выявление достоверных связей оценки физического развития детских коллективов с уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений, в которых они воспитываются и обучаются, и фактором оздоровления (см. таблицу). Множественные связи установлены при использовании региональных модифицированных шкал регрессии, комплексной схемы и центильныхтаблиц.Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений включал в себя оценку санитарного состояния территории учреждений, оборудования помещений, оценку естественного и искусственного освещения, оценку режима дня и организации учебно-воспитательного процесса, организации питания, санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях. Фактор оздоровления включал оценку организации медицинского
обеспечения в учреждениях, организации двигательной активности детей, здоровьесберегающих педагогических технологий, работы по формированию здорового образа жизни.
Полученные результаты могут быть использованы не только специалистами санитарно-эпидемиологической службы, но и врачами отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях при планировании и проведении профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях. Физическое развитие детей, оцененное при использовании региональных модифицированных шкал регрессии, комплексной схемы и центильных таблиц может служить критерием эффективности деятельности школ, содействующих укреплению здоровья, школ, работающих как экспериментальные площадки.
Таким образом, для характеристики физического развития детских коллективов, различающихся по этническому признаку, климатогеографическим и социально-экономическим условиям проживания информативным является использование региональных модифицированных шкал регрессии, комплексной схемы и центильных таблиц, т.е. методик, оценки физического развития, использующих региональные нормативы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. — М., 1999. — С. 226.
2. Сухарев А.Г. Технология ведения социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2001. — № 2-3. — С. 71-76.
3. Богомолова Е.С. Динамика внутригрупповой изменчивости показателей морфофункционального развития как критерий оценки здоровья школьников: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Нижний Новгород, 1994. — С. 23.
4. Суханова Н.Н. Физическое развитие детей и подростков к концу ХХ века; связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — М., 1996. — С. 18.
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников — жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. — М., 2000. — С. 16.
6. Моисеева Т.Ю. Особенности минерализации костной ткани растущего организма: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — М., 2004. — С. 40.
7. Показатели физического развития детского населения Воронежской области на рубеже второго и третьего тысячелетий /
А.И. Иванников, В.Н. Пенкин, В.П. Ситникова и др. — Воронеж, 2005. — С. 122.
8. Белякова Н.А. Эпидемиология, медико-социальные аспекты йоддефицитных состояний и их профилактика у детей (на модели Тверской области): Афтореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2006. — С. 43.
9. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). — М.: Династия, 2004. — С. 168.
10. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: Методические рекомендации /
B.Р. Кучма, В.Н. Кардашенко, Н.Н. Суханова и др. — М., 1996. —
C. 55.
11. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет: Методические указания. — М., 1990. — С. 35.
12. Физическое развитие детей в условиях экологического неблагополучия: Пособие для врачей / Л.А. Щеплягина, Г.В. Римар-чук, Л.И. Васечкина и др. — М., 2005. — С. 28.
13. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие. — М., 2001. — С. 208.
14. Дерябин В.Е. Решение задач обработки антропологических данных с использованием компьютера. — М.: МГУ, 2007. — С. 79.
-э-
Из истории медицины
Филипп Чарльз Эрнест Гоше (1854-1918) — французский врач-дерматолог, лауреат госпиталя Парижа. Филипп Гоше родился в Шампиньи (Ньевр, Франция) 26 июля 1854 г., работал гистологом на факультете медицины, был членом Клинического общества Парижа. В 1882 г. Филипп Гоше описал случай увеличенной селезенки у женщины
32 лет. На вскрытии он обнаружил, что клетки селезенки также были увеличены. Клиническое и патологическое описание этого случая стало основой его докторской диссертации. Впоследствии оказалось, что Гоше открыл редкое наследственное заболевание, связанное с нарушением липидного обмена. Нарушение было названо в честь него «болезнь
Гоше», а обнаруженные клетки — «клетки Гоше». В 1902 г. Филипп Гоше стал заведующим отдела дерматологии и сифило-графии Университета Парижа, сменив на этом посту известного венеролога Жана Альфреда Фурнье. Основал журнал по венерическим заболеваниям «Annals ded Maladies Veneriennes». Умер 25 января 1918 г. в Париже.
О