Научная статья на тему 'Инфopмaциoннaя cиcтемa принятия маркетинговых решений для мультиагентного рынка с использованием нечетких выводов'

Инфopмaциoннaя cиcтемa принятия маркетинговых решений для мультиагентного рынка с использованием нечетких выводов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИАГЕНТНАЯ СИСТЕМА / НЕЧЕТКИЕ ЛОГИКА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Эльмира Батуевна, Мухаметзянов Ирик Зирягович

Разработана интеллектуальная информационная система принятии маркетинговых решений для конкурентного рынка. Проведена интеграция теории нечетких множеств для анализа показателей рынка и агентов, представленных в вербальной форме и методов мультиагентного подхода в общую структуру принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнашева Эльмира Батуевна, Мухаметзянов Ирик Зирягович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфopмaциoннaя cиcтемa принятия маркетинговых решений для мультиагентного рынка с использованием нечетких выводов»

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ

(Problems of attracting foreign investments in the regional economy of Russia)

Завьялов Михаил Владимирович, аспирант НОУ ВПО «Институт Юждаг» тел. 89282657277 Mail: zavjalov@front.ru

Аннотация

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем экономики Российской Федерации - проблеме привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику. Выделены основные проблемы, стоящие перед инвестиционным рынком России и выделены основные направления разрешения данных проблем.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная

привлекательность, региональная экономика.

Annotation

This article is devoted to one of the urgent problems of economy of the Russian Federation - the problem of attracting foreign investments in the regional economy. Main problems facing the investment market of Russia and the main directions of resolving these problems.

Keywords: investment, investment attractiveness, the regional economy.

Для эффективного развития экономики региона на долгосрочную перспективу необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиций в регион и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку одной из основных особенностей обеспечения динамики социально-экономического развития регионов России является инвестиционный потенциал, который включает в себя совокупность

инвестиционных ресурсов, материально-технических, финансовых и нематериальных активов (право собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых и т.п.) [1].

В настоящее время экономика России стоит перед высоким риском капиталовложений, что сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы. При этом важно отметить, что число последних увеличивается.

Торговое представительство США (USTR) считает, что инвестиционный климат России в 2013 году неблагоприятен, а те предпринимаемые меры не дают нужных результатов [2]. Препятствием для позитивных изменений все также остается запутанное законодательство в области инвестирования, высокий уровень коррупции и низкий уровень доверия к судебной системе.

Несмотря на все это, объем американских инвестиций в страну возрастает: по сравнению с 2010 годом в 2011 году было вложено на 1.4 млрд долларов больше (9.7 млрд долларов).

Для более эффективного представления инвестиционного климата России приведем некоторые данные, предоставленные из источников Федеральной службы государственной статистики.

Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) в I полугодии 2012г. составил 31,8 трлн.руб. Долгосрочные финансовые вложения составили 2,8 трлн.руб. (8,8% от общего объема), краткосрочные - 29,0 трлн.руб.

В I полугодии 2012г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 3183,2 млрд.руб., из них 98,5% приходилось на инвестиции в основной капитал.

В июле 2012г., по оценке, использовано 896,0 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, или 103,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-июле 2012г. - 5195,8 млрд.руб., или 110,2%.

Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования,

транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в I полугодии 2012г. составили 204,8 млрд.руб., или 17,9% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в I полугодии 2011г. - 20,9%).

На строительство природоохранных объектов в I полугодии 2012г. организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 25,2 млрд.руб., или 0,8% от общего объема инвестиций в основной капитал (в I полугодии 2011г. - 0,9%).

Важно также отметить, что происходит расширение и сферы применения иностранного капитала. Если ранее иностранных инвесторов интересовали только отрасли экономики с высоким потенциалом экспорта или крупные промышленные компании, инвестиции которых были застрахованы Правительством РФ, то в настоящее время для инвесторов интерес представляет и предприятия малого и среднего бизнеса, которые выпускают широкий перечень товаров для российского рынка и имеют хорошие перспективы освоения данного рынка в будущем.

В основном иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России. Прежде всего - это нефтедобыча; в этой области создано более 30 совместных предприятий. Сахалин продемонстрировал высокие показатели привлечения прямых иностранных инвестиций, направленных в нефтегазовую отрасль (количество ПИИ в Сахалинскую область - 4 057 250 тыс. дол. США). Добыча рудных ископаемых сама по себе зачастую нерентабельна из-за высокой стоимости транспортировки, что приводит к необходимости создавать дорогостоящие перерабатывающие производства.

Москва, Санкт-Петербург и прилегающие территории привлекательны для прямых иностранных инвестиций благодаря высокой концентрации предпринимательской деятельности и размеру местных рынков. За текущий год в Москву поступило 57 232 110 тыс. дол. США, в Санкт-Петербург - 1 623 967

тыс. дол. США [3].

Для инвесторов более привлекательными являются регионы с конкурентными преимуществами. Это позволяет увеличить отдачу от инвестиций. Как показывает мировой опыт, инвестиции в сильные территории ускоряет развитие всей страны.

Несмотря на это, существуют ряд проблем, влияющие на поступление инвестиций на российский рынок. Это пробелы в законодательстве, высокие налоги, нестабильная политическая ситуация, отсутствие механизма защиты иностранных инвесторов, коррупция и т.п.

Важно также отметить, что одной из основных проблем, препятствующих привлечению инвестиций в экономику России, являются различия российской и западной системы бухгалтерского учета.

Западная система бухгалтерского учета GAAP позволяет судить о реальном положении дел на предприятии, тогда как российская система такого представления не дает [3].

Также важной проблемой является то, что многие руководители российских предприятий не имеют представлений по поводу процесса инвестирования, что привело к появлению и распространению такого понятия как «красный директор». Данное понятие означает, что методы управления такого директора соответствует периоду социализма.

Не менее актуальной в настоящее время является проблема коррупции российских чиновников, из-за которой многие проекты остаются нереализованными, особенно проекты среднего уровня.

В последние годы в России наблюдается снижение количества иностранных инвесторов, основными причинами которого являются:

1) высокие затраты производства;

2) длительная и сложная процедура регистрации инвестиций в российские предприятия;

3) расхождение между словами и делами российских руководителей;

4) низкий уровень менеджмента [1].

Важную роль для инвесторов в России при анализе политической ситуации играет разработка эффективной государственной политики в области иностранных инвестиций, участие страны в международных форумах, конференциях, заключение международных договоров, степень вмешательства государства в экономику страны и т.д.

Также важно отметить, что на инвестиционный климат страны отрицательное влияние оказывают не только ограничения деятельности иностранных фирм, но также нестабильность и пробелы в законодательстве страны. Все это лишает инвестора возможности в дальнейшем прогнозировать развитие экономики, и в свою очередь, снижает рентабельность вложений.

Если говорить о кризисном состоянии российской экономики, то важно отметить такое состояние как инвестиционный кризис, для которого характерен быстрый износ основных фондов, появление угрозы утраты конкурентоспособности и возможности функционирования самих предприятий и целых отраслей.

При оценки состояния инвестиционного климата региона необходимо большее внимание уделять общему состоянию экономики, финансовой, кредитной, валютной сфере, таможенному режиму и т.п.

Также проводить контроль за показателями отношения к иностранным инвестициям в обществе, степени их расслоения, на уровень безработицы и т.п.

Отличие иностранных инвесторов от российских в том, что иностранные инвесторы более осторожны при принятии решений о переводе инвестиций в экономику региона, а российские инвесторы не полностью учитывают риски, соответственно у них возникает угроза потери инвестиций.

Если говорить о законодательстве в области регулирования российских инвестиций, то специальные региональные законы, регулирующие данную область, приняты только в двенадцать регионах России, а иностранные инвестиции - только в пяти регионах.

Важно также отметить, что для перераспределения текущих расходов действуют механизмы бюджетного федерализма, а для инвестиционных

субвенций они отсутствуют. Это все, в свою очередь, накладывает свои особенности на проведение инвестиционной политики.

Таким образом, для решения данных проблем целесообразно:

1) разработать эффективную нормативно-правовую базу, регулирующая деятельность органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов РФ в области проведения инвестиционной политики и регулирования внешней торговли.

Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО.

Упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.

Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:

- отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;

- ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

- упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений.

2) предоставить большую возможность богатым регионам в поисках ресурсов для социальных инвестиций;

3) определить регионы России, которые действительно нуждаются

в федеральной поддержке, учитывая существующие разрывы в стартовых условиях социального развития, которые не зависят от самих регионов;

4) дать комплексную оценку в потребностях регионах в межбюджетных потоках для финансирования капитальных затрат, инвентаризации ресурсов, поступающих в регионы;

5) борьба с коррупцией.

В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений, сокращать число лицензируемых видов деятельности; осуществить перестройку системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе; активно сотрудничать с российскими правоохранительными и судебными органами. Также для осуществления данных мероприятий необходимо:

1. Разработать комплексную Концепцию инвестиционной политики России, включающая в себя следующие направления:

- взаимодействие инвестиций с инновациями;

- выделение наиболее эффективных направлений использования ресурсов и их быстрая окупаемость;

- контроль за расходованием государственных средств.

2. Оказать государственную поддержку активизации инвестиционных процессов с помощью правового и налогового механизма, привлечения частного и иностранного капиталов и других факторов.

3. Обеспечить взаимодействие рыночных механизмов и их инфраструктуры

(банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночной инфраструктуры).

4. Обеспечить финансовую самостоятельность регионов в рамках федеративного устройства РФ.

5. Оценивать инвестиционные проекты по показателям общеэкономической, бюджетной и коммерческой эффективности, особенно на стадии их разработки.

6. Пересмотреть Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, в соответствии с которыми бизнес-план инвестиционных проектов оценивается Министерством экономики РФ только с точки зрения коммерческой эффективности и на период ближайших двух-трех лет, что приведет к росту эффективности инвестиций.

7. Оказать содействие в создании негосударственных научно-технических фирм, субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленные и коммерческие предприятия, которые ищут эффективные сферы вложения капитала.

8. Оказать содействие в развитии малого бизнеса.

Таким образом, осуществление данных мероприятий позволит привлечь иностранных инвесторов в регион и достичь инвестиционной стабильности, а также обеспечит рост внутренних инвестиций. Кроме того эффективно организованная инвестиционная политика региона позволит осуществить поддержку ведущих предприятий регионов, обеспечит структурную перестройку экономики регионов, максимальное использование их природного, кадрового и производственного потенциала.

Итак, при оценки современного регионального направления регулирования инвестиций, приходится констатировать, что их основные положения носят, как правило, рекомендательный характер и, по сути, лишь пассивно отражают те процессы, которые уже идут на многих территориях.

Список литературы:

1. http://www.kapital-rus.ru - Интернет-журнал «Капитал страны» журнал об инвестиционных возможностях России».

2. http ://www.raexpert.ru - рейтинговое агентство «Эксперт РА» .

3. http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.

4. http ://www.b2russia.ru - интернет портал об инвестициях.

5. http://www.globfin.ru - новости мировой экономики, финансы и инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.