Научная статья на тему 'Инфокоммуникативное право. Необходимость в кодификации законодательства в области информации, информатизации, средств массовой информации и связи в России'

Инфокоммуникативное право. Необходимость в кодификации законодательства в области информации, информатизации, средств массовой информации и связи в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОДИФИКАЦИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришанова Е. М., Антипов А. А.

Необходимо сказать, что в настоящее время мировое сообщество достаточно активно развивается в области создания, распространения, а также обмена информацией. Развивая международный информационный обмен государство, таким образом, обязано совершенствовать правовые механизмы регулирования информационных правоотношений. Кодификация информационного законодательства необходимо для разработки новых норм, меняя устаревшие, не работающие нормы новыми, которые бы отражали существующие потребности практики и восполняли пробелы действующего российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфокоммуникативное право. Необходимость в кодификации законодательства в области информации, информатизации, средств массовой информации и связи в России»

Инфокоммуникативное право. Необходимость в кодификации законодательства в области информации, информатизации, средств массовой информации и связи в России

Ключевые слова: кодификация, инфокоммуникационное законодательство, инфокоммуникационный рынок, информационно-правовые нормы, совершенствование законодательства, право.

Необходимо сказать, что в настоящее время мировое сообщество достаточно аюивно развивается в области создания, распространения, а также обмена информацией. Развивая международный информационный обмен государство, таким образом, обязано совершенствовать правовые механизмы регулирования информационных правоотношений. Кодификация информационного законодательства необходимо для разработки новых норм, меняя устаревшие, не работающие нормы новыми, которые бы отражали существующие потребности практики и восполняли пробелы действующего российского законодательства.

Гришанова Е.М.,

к.э.н, доцент зав.каф. ПЭиП, МТУСИ Антипов АА,

к.ю.н., доцент

В сфере использования современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти действующее законодательство позиционируется несоответствием содержащихся в нормативных правовых актах норм реальным потребностям участников правоотношений, а также огромным количеством нормативных правовых актов часто несогласованных между собой. Какие-либо изменения и поправки в законодательной базе осуществлялись различными министерствами и ведомствами бессистемно.

Необходимо отметить, что на данном этапе развития законодательства в России пытается стремительно развиваться информационное законодательство, а информационное право введено в перечень юридических научных специальностей.

Однако, действующее законодательство в сфере инфокомму-никаций и связи устарело, противоречиво не совершенно. Государственным органам исполнительной власти и производителям должна быть обеспечена возможность плодотворной и устойчивой работы в интересах потребителя, который, в свою очередь, должен быть защищен законом.

Законы вступают в силу в разное время с разными информационными отношениями. В одном нормативном акте могут содержаться различные информационно-правовые нормы, относящиеся к различным информационным процессам, явлениям, а взаимосвязанные родственные иформационно-правовые нормы могут быть зафиксированы в различных нормативных актах. Этого можно избежать при кодификации законодательства в сфере инфокоммуника-ций и связи.

Законодательство в указанной сфере должно быть одинаковым для всех участников рынка; в его разработке и экспертизе главное участие должно принять профессиональное сообщество - научные организации; законодательство должно быть прямого действия, то есть минимум подзаконных актов. В настоящее же время к действующему Федеральному закону "О связи" было принято около сорока подзаконных актов, которые, обычно создаются лоббируются и принимаются, как правило под определенный круг лиц, с учетом их интересов.

Эти проблемы возникли ввиду недостаточной дальнозоркости законодателя во многих важных вопросах в действующем законо-

дательстве, а также в связи с быстрым развитием технического прогресса

Многие участники рынка отмечают, что существующее законодательство несовершенно. В существующем Федеральной законе № 126-ФЗ "О связи" [1] необходимо уточнить множество формулировок и понятий, которые в настоящее время понимаются по-разному регулирующими органами исполнительной власти, поставщиками оборудования, операторами, что несомненно, затрудняет взаимодействие участников рынка, затормаживая развитие отрасли. Недостатки в действующем законодательстве затрудняют работу участников рынка, создают правовые коллизии. Бюрократически-адми-нистративные преграды, неточности в формулировках и понятиях, действующее законодательство не отражает реальной сути вещей, что не может способствовать развитию рассматриваемой отрасли.

Однако есть и те, кто с опаской относится к принятию нового законодательного акта, полагая, что любой законодательный акт не объединить все положения, что, в сою очередь, потребует принятия других дополняющих подзаконных актов требующих частых изменений, в связи с изменяющимися требованиями времени.

Новые информационно-коммуникационные технологии меняют взгляд на традиционные коммкникативные системы действовавшие в рамках средств массовой информации и связи. С введением широкополосных линий связи, мобильной телефонии и других услуг стало реальным перемещать информацию большого объема, использовать такие услуги как электронная почта, интерактивное видео, что в свою очередь открывает новые горизонты — видеоконференции, электронная торговля, дистанционное образование, появляются виртуальные библиотеки, музеи, видеотеки, фонотеки, игры и так далее. Но некоторые услуги могут противоречить действующему законодательству. Например, Китайские власти закрыли более половины интернет-кафе в г. Шанхае, поскольку в эти заведения пускались без сопровождения взрослых подростки, не достигшие возраста 18 лет, которые играли в компьютерные игры, что категорически запрещено национальным законодательством.

Взаимоотношения между всеми участниками инфокоммуника-ционного рынка должны регулироваится не многочисленными подзаконными актами, а всеобъемлющим актом - Инфокоммуникаци-онным кодексом, считают специалисты. "Сегодняшнее регулирование работает все хуже и хуже, количество проблем возрастает, поэтому нужна новая концепция инфокоммуникационного регулирования" [2].

Идея создания Инфокоммуникационного кодекса была инициирована в конце 2008 г. рабочей группой, созданной при ассоциации документальной электросвязи по указанию Министерства связи

и массовых коммуникаций. Он должен заменить большое количество действующих законодательных актов, затрагивающих отношения субъектов инфокоммуникационного рынка.

Кодификация — это форма правотворчества. "Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация — это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания, заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества" [3].

"Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечение его согласованности и компактности, а также "расчистки" нормативного массива, освобождения его от устаревших, не оправдавших себя "мертвых" норм" [4]. Под специальной или комплексной кодификацией понимают издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т. д.) [5]. В процессе кодификации законодатель систематизирует и объединяет "работающие" нормативные предписания либо их дорабатывает или перерабатывает, ликвидирует устаревшие положения, дублирование и пробелы, а также устраняет противоречия и несогласованность. Нормы излагаются, учитывая внутреннюю согласованность, необходимую полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация является переосмыслением действующего законодательства.

Анализируя законодательство в сфере инфокоммуникаций и связи можно сделать вывод о его несовершенстве, непоследовательности, противоречивости. Происходит это в связи с тем, что основные нормативные акты, которые основывались на базе разных юридических концепций, в разное время вступили в силу.

Совершенствование законодательства необходимо также для уменьшения административных преград для участников инфокоммуникационного рынка и обеспечения недискриминационного доступа к необходимой инфраструктуре по созданию сетей и сооружений связи. Например, из-за бюрократических проблем операторы "большой тройки" несколько лет не могли запустить в Москве сети третьего поколения, а чтобы наконец это сделать, понадобилось личное вмешательство президента Дмитрия Медведева. "Для телекоммуникационной отрасли необходимо, чтобы смежное законодательство учитывало ее особенности, продолжает Ибрагимов, а у Минкомсвязи нет прямого влияния на смежное законодательство. В результате, например, перевод земли, на которой планируется поставить вышку, из "сельскохозяйственной" категории в категорию "связи" занимает год и более, сетует он. Другой пример: Градостроительный кодекс приравнивает сооружения связи, размещенные в

черте города, к особо опасным объектам, что значительно удлиняет сроки их сооружения. А банковское законодательство обязывает оператора получать банковскую лицензию, чтобы его абоненты могли оплачивать со своего мобильного счета услуги ЖКХ, штрафы и т. д. Из-за особенностей смежного законодательства операторы не могут даже продавать дотированные телефоны (снижать их цену в обмен на обещание абонента пользоваться услугами установленное время): закон о защите прав потребителя запрещает продавать товар или услугу в привязке к другой услуге, напоминает Ибрагимов" [6].

В первую очередь необходимо обратиться в Государственную Думу РФ с предложением провести парламентские слушанья по кодификации указанного законодательства, создать расширенную группу при соответствующем комитете.

Далее создать совет по кодификации инфокоммуникационного законодательства, куда были бы включены соответствующие государственные органы исполнительной власти и другие участники ин-фокоммуникационного рынка.

Подчеркивая необходимость осуществления кодификации законодательства в области информации, информатизации, средств массовой информации и связи для устранения внутренних правовых коллизий в действующем законодательстве необходимо сказать о некорректности законодательства в сфере связи настолько, что одни и те же понятия различные субъекты рынка толкуют по-разному. Действующее законодательство в рассматриваемой сфере и практика его применения мешают развитию отрасли, тормозят конкурентоспособность отечественных производителей, санируют коррупцию и бюрократизм аппарата государственной власти относящегося к данной отрасли.

Кодификация законодательства в области информации, информатизации, средств массовой информации и связи на данном этапе действительно необходимо в связи со спецификой этого рода деятельности, его стремительного развития, его особенностями.

"Инфокоммуникационный кодекс РФ займет свое место в одном ряду с такими кодифицированными актами, как Жилищный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс РФ и т.п." [7].

Литература

1. Федеральный закон № 126-ФЗ "О связи" // СЗ РФ. 2003. N 28. ст. 2895; РГ 10.07.2003.

2. И. Елисеев. Инфокоммуникационный кодекс Российской Федерации // Сети, №11, 2009.

3. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: НОРМА, 2004.

4. Ксенофонтов В.В. // Журнал о выборах. № 4. 2002.

5. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

6. О. Сальманов. Кодекс МТС // Ведомости, 2010.

7. Ибрагимов Р.С, Вайпан ВА, Гладких С.Р. Перспективы правового регулирования отношений в сфере инфокоммуникационных услуг // Право и экономика, 2010.

Infokommunication law.

Need the codification of the law on information, media and communications in Russia

Abstract

Today urgent line of a world development is active creation, spreading and exchange of information. By development of international exchange of information the state must upgrade legislative instruments of regulation of informational relations. Also, a codification of legislation in the information sphere is very necessary for working out of new norms, which can substitute obsolete and non-working norms by new standards of legislation, which can reflect exstent practical needs and fulfill the gaps of up-to-date Russian legislation.

Keywords: codification, a legislation in information and telecommunication sphere (ICT), ICT market, information legislation norms, improvement of a legislation, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.