Научная статья на тему 'Инфографика в медийном и учебном текстах'

Инфографика в медийном и учебном текстах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2045
846
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ВЕРБАЛЬНАЯ И ВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТЕКСТА / ИНФОГРАФИКА / МЕДИЙНЫЙ ТЕКСТ / УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ / НАГЛЯДНОСТЬ / TEXT / VERBAL AND VISUAL PARTS OF A TEXT / ANIMATED GRAPHICS / MEDIA TEXT / TRAINING TEXTS / VISUAL EXPRESSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соловьева Т. В.

Рассматривается понятие инфографики применительно к медийным и учебным текстам. Автор показывает, что для и учебной литературы характерно стремление предъявить информацию как вербально, так и визуально. Это тем более актуально для самых младших школьников, еще только овладевающих искусством чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика в медийном и учебном текстах»

УДК 070.449.8: 37.026.4

ИНФОГРАФИКА В МЕДИЙНОМ И УЧЕБНОМ ТЕКСТАХ Т.В. Соловьева

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, tvp64@list.ru

Рассматривается понятие инфографики применительно к медийным и учебным текстам. Автор показывает, что для и учебной литературы характерно стремление предъявить информацию как вербально, так и визуально. Это тем более актуально для самых младших школьников, еще только овладевающих искусством чтения.

Ключевые слова: текст, вербальная и визуальная составляющие текста, инфографика, медийный текст, учебные тексты, наглядность

The article deals with animated graphics in respect to media-text and training text. The author shows that it is typical for training literature to lay information each of verbal and visual. It is especially important for schoolchildren who just start to train in reading. Keywords: text, verbal and visual parts of a text, animated graphics, media text, training texts, visual expression

Современная массовая экранная культура, компьютерные технологии, Интернет, реклама формируют специфический способ восприятия информации, при котором большую роль играют визуальные образы. Это достигается различными средствами, одно из которых — инфографика.

Инфографика — это визуальное представление информации, данных и знаний [1]. К ней обращаются, если необходимо

— показать устройство или алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве,

— продемонстрировать тенденцию,

— показать конструкцию предмета,

— реконструировать событие,

— организовать большие объемы информации.

Простые виды инфографики — таблицы, круговые диаграммы, графики, карты, логические схемы.

Более сложные могут комбинировать текстовые блоки, фотографии, карты, таблицы, диаграммы, реконструкцию событий, даже комиксы — все, что может помочь создать полновесный графический рассказ.

Такое толкование инфографики дает Интернет, где это понятие является широко обсуждаемым. Так, на запрос ИНФОГРАФИКА в поисковой системе Майл приводится около 2 миллионов ссылок (в конце августа 2009). Удивительно, но данное слово не зафиксировано не в одном известном нам словаре.

Инфографику активно используют в разных областях, но преимущественно относят к медиа, считая ее даже современным жанром журналистики [2].

Использование визуализированной информации в медийных текстах имеет свою историю, которая начинается, как утверждает специалист в области инфографики Альберто Каиро, в 1982 г. с выходом газеты USA Today. Новая ежедневная газета стремилась предоставить обобщенный, красочный и быстрый обзор новостей, активно используя элементы визуализации. Согласно проводимым исследованиям, уже тогда читатели начали отдавать предпочтение хорошей инфографике в сочетании с короткими блоками информации, а не обычным глубоким многополосным материалам.

В то время подобное использование визуальной информации посчитали дерзким, в Европе USA Today окрестили «McPaper» (газета-Макдоналдс: упрощенная, яркая, рассчитанная на массы). Постепенно число таких газет стало расти: издателям показалась заманчивой возможность «ужать» значительные объемы информации до малых размеров. Однако очень сложно оказалось не пересечь грань между лаконичностью и упрощением. Показательно, что в это время в английском языке появилось слово скаг^ипк (схема-хлам, диаграмма-мусор) для обозначения графических элементов (графики, таблицы, схемы и т. п.), в которых на самом деле нет нужды, так как они просто отвлекают внимание читателя от текста, а не помогают лучше понять информацию [3].

Желая максимально использовать возможности инфографики, издатели по всему миру занялись исследованием влияния визуализированной информации на читателя. Согласно этим исследованиям, размер инфографики может влиять на модель восприятия газеты. Если статью дополняет значительная по формату инфографика, то читатель предпочтет исследовать ее до того, как прочтет текст. Изучение вначале визуального элемента происходит и в случае, если тема статьи является сложной. Интересно, что наивысшего уровня понимания удалось достичь посредством комбинирования текста и инфографики.

Инфографика широко представлена в медийных текстах различной фактуры: печатных, телевизионных и интернет-ресурсах [4], при этом последний

— с наибольшей «масштабностью». Во-первых, на сайтах выкладывается «свежая» инфографика, просмотр которой позволяет узнать «последнюю» интересующую человека информацию. Во-вторых, электронные ресурсы дают возможность посмотреть инфографику прессы, телевидения, созданную в локальной сети. Наконец, Интернет является едва ли не

единственным источником получения текстовой информации об инфографике.

Темы, которые раскрываются в медийных текстах с помощью визуальной графики, различны: экономика (динамика индексов RTS и Dow Jones), экология (глобальное потепление) [5], происшествия (реконструкция автокатастрофы) [6], медицина (грипп A/H1N1 [7], техника (реле времени для электрифицированных игрушек) [8], градостроительство (вариант многоуровневой парковки) [9], ботаника (схема цветка покрытосеменных растений) [10], искусство (хронология творчества Мориса Утрилло) [11] и т.д. Так, на сайте «Инфографика — Портал школьной прессы» выложено пресс-портфолио Всероссийского конкурса школьных изданий, оформленное в виде дерева, толщина которого обозначает возраст издания, листики

— количество выходов в год [12].

Итак, инфографика является универсальным средством для распространения концептуальной информации в медиа. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в журналистике наглядное представление информации, данных и знаний посредством изображения считается оригинальным и привлекательным решением, однако по существу такого рода приемы представления информации давно используются в науке, статистике и, что особенно важно, — в образовании.

В учебниках традиционно большое место отводится различного рода таблицам, схемам, моделям, диаграммам, которые в дидактике называют зрительной наглядностью. Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Проанализируем учебники начальной школы для того, чтобы ответить на вопрос: каким образом инфографика представлена в учебных текстах? Важно подчеркнуть, что инфографикой можно считать не всякую изобразительность, а только те графические изображения, цель которых — визуальное представление информации.

Инфографика в учебниках чаще всего предъявляется для рассмотрения — это рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы, карты. Причем диаграммы в учебных текстах для начальной школы

— явление редкое. В проанализированных нами учебниках встретилась единственная диаграмма, показывающая соотнесение событийного (фактического) и личностного (эмоционального) начала в газетных информационных жанрах [13]. Если же авторы предлагают задания для работы с несколькими визуальными объектами, то они представлены чаще всего в виде рисунков или фотографий.

Серии картинок широко используются в учебниках для 1-2 классов. Это объясняется тем, что у младших школьников чтение как речевая деятельность только начинает формироваться, а включение инфографики позволяет расширить информацию на уроке. Так, в учебнике по окружающему миру используется серия картинок, знакомящая детей с процессом создания книги, производством шерстяных вещей [14]. Включение инфографики в учебник позволяет не только вводить новую информацию, но и

обеспечивает обращение к тестам, входящим в круг прецедентных текстов языковой личности; например, в «Русской азбуке» помещены серии картинок к сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», служащие «визуальным» планом при пересказе сказок детьми [15]. Кроме рисунков, помещенных в строгой последовательности, учебник располагает подборкой фотографий и рисунков, очередность которых не важна. Их включение в учебный процесс позволяет раскрывать определенные темы — например, «Роль воды», «Труд в разные времена года» [16], «Охрана здоровья в разные времена года», «Правила купания» [17]. При этом инфографика в параграфах учебника, раскрывающих вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности, правил этикета, передает как установленный порядок в обществе, так и «обратную» информацию, требующую переработки в процессе объяснения. Например, при изучении темы «Мы — пассажиры» школьникам предъявляются рисунки, на которых в транспорте девочка сидит, а пожилая женщина стоит с сумками; молодой человек прислонился к дверям в вагоне метро и т.д. [18].

Разработанная авторами инфографика имеет различные внешние очертания. Традиционно большинство графических решений обращаются к форме прямоугольника . [19]. Треугольная форма используется в схемах учебника «Детская риторика» (знаки-символы и знаки-копии) [20], «замкнутая» круговая/овальная схема инфографики популярна в учебниках естествознания, так как показывает цикличность в природе, например при изучении тем «Смена времен года», «Круговорот воды в природе».

Инфографика на страницах учебника имеет вид как геометрической фигуры, так и конкретных предметов: цветка, части которого знакомят с признаками текста [21], паровоза, колеса которого являются фактами (научными/ненаучными, конкретными/обобщенными), используемыми в доказательстве [22], ракеты, каждая часть которой — структурный компонент жанра поздравления [23].

Как показал анализ, существуют три варианта включения инфографики в текст:

1) инфографика имеет собственный заголовок;

2) название рядом с инфографикой не приводится, его мы можем узнать из названия параграфа (наиболее распространенный вариант);

3) в учебном тексте определенным способом, чаще всего жирным шрифтом, выделено слово, объяснить или представить которое позволяет помещенная на этой же странице графическая информация.

В первом случае инфографика существует относительно автономно; во втором — как бы растворяется в тексте, составляя единый вербальновизуальный текст; в последнем случае в составе такого семиотически сложного текста вырабатываются специальные средства связи вербальной и визуальной частей — своеобразные скрепы, в роли которых выступают параграфемные средства. Ясно при этом, что важна роль заголовка как ключевого элемента паратекста — текстового окружения, как вербального, так и визуального [24].

Различаются и приемы предъявления понятийного аппарата средствами инфографики, показывающей строение, систему, устройство чего-либо. Наиболее популярным оказывается изображение терминов на картинке или рядом с ней. Реже — изучаемые объекты обозначаются цифрами и буквами, которые затем в отдельном тексте соотносятся с терминами. Например, в учебнике по естествознанию для знакомства со строением тела человека для обозначения головы, шеи, верхних и нижних конечностей используются цифры, а для состава туловища (груди, живота, спины) — буквы [25].

Понятно, что выбор конкретного визуального материала определяется задачами урока, возрастными особенностями школьников, идеями авторского коллектива. Так, в учебниках русского языка для 2-го класса Т.Г.Рамзаевой инфографика при изучении фонетики и графики строится по принципу сопоставления. Например, тема «Гласные и согласные звуки» содержит инфографику: гласные звуки весело бегут по дорожке, а на пути согласных встречается забор, который приходится преодолевать. Такая визуальная информация указывает на то, что при произнесении гласных звуков воздух не встречает преград, а произнесению согласных мешают губы, зубы, язык [26].

Общим в предъявлении визуального материала учебников разных авторов по разным дисциплинам является то, что все они включают инфографику, которая знакомит детей с операциями, способами деятельности, последовательностью действий для применения правила, создания аппликации и т.д.

Мы охарактеризовали инфографику на страницах учебников для начальной школы. Хочется обратить внимание на то, что существует инфографика, которую можно использовать в процессе обучения любой возрастной группы. Именно таким универсальным решением является «Лента времени», предложенная в учебниках литературного чтения Н.А.Чураковой для начальной школы: помещая на ленту времени имена писателей и поэтов, а также произведений фольклора, автор способствует формированию у учеников исторического мышления [27]. Практика преподавания в университете показывает, что ощущением исторического времени обладают далеко не все студенты, поэтому использовать подобные «ленты» оказывается необходимым при изучении истории русского языка и его отношений со старославянским, истории отечественной методики преподавания русского языка и других тем, из которых складывается филологическое образование. Наверное, каждый преподаватель университета мог бы открыть секреты своей собственной инфографики — придуманные им схемы, таблички, изображения, помогающие предъявлять студентам материал лекций.

Итак, анализ школьных учебников показал, что инфографика является неотъемлемым компонентом учебных текстов, обеспечивающим разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия. Учебная литература, согласуясь с современными образовательными технологиями, направлена на то, чтобы в обучении включались все виды восприятия школьника — и зрительное в том числе.

Изучение инфографики в текстах различных сфер общения представляет не только практический, но и большой теоретический интерес для теории текста, которая от узко лингвистического толкования текста как письменного произведения переходит к более широкому — семиотическому — пониманию этого феномена коммуникации.

1. http://vmestoslov.info

2. Хавьер Эрреа. Инфографика: что такое и с чем ее едят? — kak.ru/columns/masterclass/a1044

3. Инфографика: шаг вперед, два назад? — www.vorobei-studio.ru/articles/20090525/

4. Шмелева Т.В. Фактура речи как фактор языковых инноваций // Современная филология: актуальные проблемы, теория и практика: Сб. мат. II Междунар. науч. конф. Красноярск, 2007. С. 15-19.

5. www.oceanographers.ru/index.php?option=content&task=vie w&id=749

6. www.altapress.ru/12404/

7. beautyinfo.org.ua/pressa/v-rf-dokazany-sluchai-grippa-ah1n1-tema.

8. Бутов А. // Радио. 2009. № 8. С.48.

9. Новгород. 13 авг. 2009 г.

10. Щигленко Е. // Вокруг света. 2009. №8. С.135.

11. Искусство. Учебно-методическая газета для учителей

МХК, музыки и изо. 16 — 31 июля 2009. №14. С.16.

12. http://portal.lgo.ru/common/lociya/primeri.htm

13. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 4-го класса. М.: С-инфо, Баласс, 1997. С.144.

14. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 2 кл. четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч.1. М., Просвеще-

ние, 2000. С.102, 103.

15. Русская азбука: Учебник для 1 кл. четырехлетней начальной школы / В.Г.Горецкий, В. А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов. М.: Просвещение, 1999. 239 с.

16. Плешаков А.А. Указ соч. С.22, 114.

17. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч.2. С. 18, 35.

18. Там же. С.64-65.

19. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В. Указ. соч. С.101.

20. Там же. С.82.

21. Там же. С.65.

22. Там же. С.104.

23. Там же. С.163.

24. Шмелева Т.В. Паратекст медийного текста // Структурно-семантические параметры единиц языка и речи: Сб. науч. статей / Отв. ред. О. М. Чупашева. Мурманск, 2009. С.145-149.

25. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч.2. С.6.

26. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 кл.: В 2 ч. 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. Ч.1. С.19.

27. Чуракова Н. А. Литературное чтение: Учебник для 4-го кл. Ч.2. Самара: Федоров, Учеб. литература, 2005. С.141, 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.