Научная статья на тему 'Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей'

Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / INFECTIOUS DISEASES / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / EDUCATIONAL MODULE / КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / CONTROL AND MEASURING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющук Николай Дмитриевич, Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В.

В статье изложены проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей по проблеме инфекционных болезней. Рассмотрены подходы адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц при дистанционном модульном персонифицированном обучении врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ющук Николай Дмитриевич, Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infectious diseases: problems and actual prospects of the development of continuing medical education of physicians

The article describes the problems and current prospects for the development of continuing medical education for physicians on the problem of infectious diseases. Approaches to adaptation of Russian educational traditions of the European and world standards, the introduction of continuous professional development system of credit units for remote modular personalized Learning doctor are considered.

Текст научной работы на тему «Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей»

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медииинского образования врачей

Н.Д. Ющук, ГБОУ ВПО «Московский государственный

Ю.В. Мартынов, медико-стоматологический университет

Е В Кухтевич им- А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье изложены проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей по проблеме инфекционных болезней. Рассмотрены подходы адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц при дистанционном модульном персонифицированном обучении врача.

Ключевые слова:

инфекционные

болезни,

непрерывное

медицинское

образование,

образовательный

модуль,

контрольно-

измерительные

материалы

Infectious diseases: problems and actual prospects of the development of continuing medical education of physicians

N.D. Yushchuk, Yu.V. Martynov, E.V. Kukhtevich Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov

The article describes the problems and current prospects for the development of continuing medical education for physicians on the problem of infectious diseases. Approaches to adaptation of Russian educational traditions of the European and world standards, the introduction of continuous professional development system of credit units for remote modular personalized learning doctor are considered.

Key words:

infectious diseases, continuing medical education, educational module, control and measuring materials

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы непрерывного профессионального развития (образования), т.е. обучение на протяжении всей жизни - 117е-1опд1еагтпд. «Концепция обучения человека в течение всей его профессиональной жизни» стала одной из основных доктрин организации и развития профессионального образования во второй половине XX в. -начале XXI в., и включает в себя как третичное (среднее и/или высшее профессиональное образование), так и не-

16

формальное, проходящее вне учебных заведений, и инфор-мальное образование.

Информальное образование - общий термин для образования за пределами стандартной образовательной среды; индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и необязательно носящая целенаправленный характер.

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

Российская высшая медицинская школа уже разработала основные стратегические подходы к реализации процессов непрерывного обучения врачей. В этом плане можно выделить две основные модели учебного процесса: обучающую и оценочную. Обучающие программы первой модели позволяют повысить уровень клинической компетентности, но не выявляют врачей с низкими показателями профессиональной деятельности. Программы оценочной модели позволяют оценить и подтвердить профессиональную квалификацию врача [1]. Однако традиционное последипломное непрерывное медицинское профессиональное образование в России как система получения знаний отстает от реальных потребностей практического здравоохранения, в том числе и в вопросах инфектологии.

Анализ сложившейся системы непрерывного медицинского образования в области инфектологии выявил определенные недостатки, из которых основными являются недостаточный уровень готовности врачей общей практики к работе в сложных эпидемиологических ситуациях; отсутствие персонифицированного учета прохождения сертификационных и тематических циклов повышения квалификации; низкая мотивация практикующих врачей-инфекционистов к самостоятельной работе с научной литературой и образовательными модулями.

Выявленные недостатки затрагивают, по крайней мере, две системы: профессиональное медицинское образование и практическое здравоохранение. Большинство врачей рассматривают учебу в период последипломного образования как дополнительную и/или обязательную нагрузку в их повседневной работе, в то время как основная стратегия образовательных технологий непрерывного медицинского образования (НМО) направлена на поддержание базисного уровня знаний по врачебной специальности. При этом традиционном подходе к пониманию образовательного последипломного пространства НМО в основном происходит оценка приобретенных врачами знаний, а не профессиональных компетенций, которые востребованы в настоящее время практикой здравоохранения.

Практическое здравоохранение накопило значительный опыт борьбы с инфекционными болезнями. Однако в современных условиях модернизации здравоохранения необходимо совершенствование качества подготовки врачей, которые смогли бы принимать профессиональные решения на раннем этапе диагностики инфекционной патологии.

Принимая во внимание современную парадигму здравоохранения, медицине, основанной на принципах доказательности, необходимо уделить особое внимание в рамках НМО обучению практикующих врачей принципам доказательной медицины. Принцип доказательности относится практически ко всем сферам деятельности врача, включая профилактику, диагностику, принятие решений о применении того или иного вмешательства и т.д. [2, 3].

Однако при прохождении тематических или сертификационных циклов образовательные модули по доказательной медицине, которые должны входить в тематические планы, прорабатываются в недостаточном объеме, что практически не влияет на изменения знаний и приобретение навыков критической оценки клинической ситуации на принципах

доказательности. Возможно, это связано с тем, что процесс обучения недостаточен по времени, носит шаблонный характер, является поверхностным, пассивным, далеким от требований практики здравоохранения и не учитывает методологию андрагогического сопровождения образования взрослых [4-6].

Все вышеперечисленное приводит к снижению качества медицинского последипломного образования, на которое также оказывают влияние внутренние и внешние факторы: низкий уровень оснащенности учебного процесса, эпизодичность прохождения циклов тематического усовершенствования, низкая мотивация врачей к повышению профессионального уровня знаний, в том числе и в области инфектологии.

Решение данной проблемы невозможно без изменения образовательного компонента учебных программ с повышением мотивации практикующих врачей к НМО. Причем в учебных программах необходимо сместить акценты на практический компонент, так как, раньше практика здравоохранения не сталкивалась в таком объеме с требованиями, предъявляемыми к подготовке врачав области инфектологии, что обусловлено, например увеличением роли социопатий в структуре инфекционной (паразитарной) заболеваемости, в том числе туберкулеза и ВИЧ-инфекции.

На современном этапе развития НМО происходит пересмотр двух основных ключевых аспектов: внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс для поддержания необходимого уровня профессионального развития и компетентности врача и переосмысление системы контрольно-измерительных материалов для оценки профессиональной квалификации [7, 8].

Учитывая изменения, происходящие в настоящее время в системе НМО к основным трендам педагогических технологий можно отнести (рис. 1):

■ дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования;

■ использование инновационных педагогических технологий, направленных на практико- и личностно-ориентированные формы обучения;

■ создание электронно-информационной образовательной среды;

■ разработку единой базы контрольно-измерительных и оценочных материалов для контроля профессионального роста врача.

Принимая во внимание основные тренды развития педагогических технологий, возникает необходимость создания клинико-образовательных кластеров, в том числе и на базе кафедр инфекционных болезней (рис. 2).

В структуру клинико-образовательного кластера на доди-пломном периоде образования, по всей видимости, должны входить клиническая база образовательного учреждения, симуляционный центр или класс, компьютерный класс, образовательные стандарты, примерные и рабочие программы по дисциплине, учебно-методическая литература, которая может быть представлена в виде кафедральной мини-библиотеки и контрольно-измерительные материалы.

В период последипломного образования врачей в современной системе НМО пристального внимания требует

Ф

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

17

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

Развитие системы НПО

Использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий (не менее 5% от аудиторных часов)

Создание электронно-информационной образовательной среды

Контроль качества обучения

Создание научно-образовательных центров (например, по дисциплине «Инфекционные болезни»)

Развитие

• креативно-аналитического мышления

• практико-ориентированных технологий ■ личностно-ориентированных форм обучения

Дистанционные модульные виртуальные технологии

• пациенты, музеи,лаборатории

• электронные учебники, пособия, лекции

• электронные учебно-методические пособия

Использование базы контрольно-измерительных и оценочных материалов

Рис. 1. Основные тренды педагогических технологий в рамках ФГОС третьего поколения

$

определение единых подходов к организации и проведению последипломной подготовки врача, дифференциация программ обучения в зависимости от индивидуального уровня профессиональной квалификации врача с совершенствованием контроля качества оказываемых образовательных услуг. В связи с этим необходимо разработать образовательные модули по медицинским специальностям с едиными оценочными критериями и последующей их аккредитацией.

Образовательный модуль - это элементарная ячейка в системе НМО, а модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебного материала.

Модуль - структурная единица информационно-образовательной системы, интегрированная с другими модулями.

Сущность модульного обучения на этапе последипломного образования состоит в структурировании дидактических единиц в автономные организационно-методические блоки, состоящие из образовательных модулей, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от целей обучения, профессиональной и уровневой дифференциации обучающихся врачей, что позволяет разрабатывать индивидуальную траекторию движения по учебному курсу. Образовательные модули в рамках НМО могут быть обязательными и элективными. Например, модули, входящие в сертификационные циклы, и/или модули тематического усовершенствования. Образовательные модули могут формироваться как организационно-методическая структурная единица учебного плана по дисциплине, как организационно-методическая междисциплинарная структура, состоящая из разделов разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку.

Структура образовательного модуля в системе e-Learning (дистанционное образование) представлена на рис. 3;

она должна состоять из 3 взаимосвязанных компонентов: паспортной части, содержательной (информационной) и контрольно-измерительных материалов. Такая структура образовательного модуля продиктована необходимостью его последующей аккредитации. Аккредитованный модуль входит в единую систему дистанционного персонифицированного НМО.

Структура содержательной части образовательного модуля должна состоять из введения, в котором даны рекомендации по работе с учебным модулем, определены цель и задачи, основные (базисные) знания по смежным дисциплинам, необходимые для освоения учебного модуля. Приведен перечень требований к результатам освоения модуля и отрабатываемым компетенциям. Указаны формы текущего контроля (тестовые задания, стандартизованные клинические ситуационные задачи) и рекомендуемая литература, которую представляют в виде учебных материалов.

Контрольно-измерительные материалы образовательного модуля представляют набор тестовых заданий. Хорошо известно, что тестовые задания как инструмент оценки знаний на всех этапах обучения врачей широко используются в большинстве стран мира. Их разработка и применение основано на исследованиях в области психологии, социологии, педагогики и других поведенческих наук с проведением многочисленных эмпирических исследований. В то же время тестирование не является универсальным средством оценки знаний и навыков: границы использования тестов достаточно хорошо определены, и это дает уверенность в том, что правильное использование тестов даст качественную и надежную информацию об уровне знаний, соответствующую реальному положению дел.

Однако в системе НМО по вопросам инфектологии требуется унификация и стандартизация тестовых заданий с учетом международного опыта. Для этих целей целесообразно предпринять следующие шаги: повысить внимание к разработке психометрически обоснованных типов тестовых заданий; провести обучение авторов тестовых заданий технике их написания; шире использовать тестовые задания,

18

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

3

2

к ^

ш го н о о О

Рис. 2. Клинико-образовательный кластер по дисциплине «Инфекционные болезни»

Рис. 3. Структура образовательного модуля

оценивающие способность принятия адекватных решений в клинических ситуациях.

Все новые тестовые задания, как составная часть входящие в образовательные аккредитованные модули, должны пройти независимую предварительную экспертизу.

В педагогической практике наиболее широко и часто используемым форматом тестовых вопросов являются задания с одним и/или несколькими, наиболее правильными ответами (А-тип). Они состоят из условия задания

(клинической ситуации), вопроса и серии из 5 вариантов ответа (обычно одного верного и 4, реже другого количества дистракторов — отвлекающих ответов). Другим примером рекомендованных к использованию тестовых заданий на этапе последипломного образования врачей являются задания с расширенным выбором ^-тип). Эти тестовые задания представляют собой вопросы, объединенные в блоки, которые используют единый список вариантов ответа для всех тестовых заданий в блоке.

19

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

НМ0_Инфекции_1_2013_переверстка_лдаа 19 Щй- 22.07.2013 11:30:45

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

Правильно составленный блок объединяет 4 компонента: 1) тему; 2) список вариантов ответа; 3) вводный вопрос и 4) условия, по меньшей, мере 2 тестовых заданий (ситуационных задач).

В настоящее время лицензионные медицинские экзамены в США (USMLE) включают в себя только А- и R-типы тестовых заданий [9].

Таким образом, повышение квалификации врача-инфекциониста в системе НМО будет успешно реализовано лишь в том случае, если будут решены следующие основные задачи как необходимое требование практики здравоохранения:

■ во-первых, следует признать, что одной из составляющих непрерывного медицинского образования является необходимость непрерывного повышения квалификации медицинских работников;

■ во-вторых, требуется разработка единообразных стандартов аккредитации медицинского работника, в том числе и врача-инфекциониста;

■ в-третьих, нужна разработка единой системы показателей для оценки качества выполнения профессиональных функций врачами-инфекционистами. На пути к переменам все люди проходят несколько этапов: от полного нежелания каких-либо перемен до четкого осознания необходимости изменений. Практикующие врачи уже начинают понимать необходимость изменения системы компетенций, формируемых НМО, так как запрос здравоохранения - усиление практической компоненты в образовательном процессе, на что было обращено внимание при анализе материалов социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов [10].

Адаптация системы НМО по проблеме инфектологии с учетом современных требований практики здравоохранения и мировых стандартов должна проходить с активным внедрением системы накопления кредитов (зачетных единиц), что повысит мотивацию врачей к прохождению программ повышения квалификации с последующей аккредитацией.

СВЕДЕНИЯ О ВЕДУШЕМ АВТОРЕ

Ющук Николай Дмитриевич - академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, президент ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии Е-таН: prof.uyshuk@gmaiL.com

$

ЛИТЕРАТУРА

1. Mercur Sh., Mladovsky Ph., Mossialos Е. et al. Обеспечивает ли система непрерывного обучения и переаттестации поддержание необходимого профессионального уровня врачей? / Краткий аналитический обзор. ВОЗ. - 2008. -29 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Власов В.В., Седова Н.Н. Применение теории доказательств в медицине // Мед. образование и проф. развитие. -2012. - № 1. - С. 33-42.

3. Котельников Г.П., Шпигель А.С. Система внедрения и реализации принципов доказательной медицины - необходимый и обязательный компонент повышения качества образования в условиях модернизации здравоохранения // Там же. - 2012. - № 1. - С. 43-50 с.

4. Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. -СПб., 1998.

5. Fritsche L., Greenhalgh T., Falck-Ytter Y. et al. Do short courses in evidence based medicine improve knowledge and skills& Validation of Berlin questionnaire and before and after study of courses in evidence based medicine // BMJ. - 2002. - Vol. 325. - Р. 1338-1341.

6. Green M.L. Evidence-based medicine training in graduate medical education: past, present and future / Eval. Clin. Pract. -2000. - Vоl. 6. - Р. 121-138.

7. Ющук Н.Д., Кулагина М.Г., Максимов С.Л. и др. Инновационные технологии и методы преподавания инфектологии в образовательном пространстве медицинского вуза // Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 2. -С. 141-142.

8. Horsley Т., Grimshaw J., Campbell C. Как создать условия для адаптации умений и навыков врачей к новым потребностям и для непрерывного образования: Краткий аналитический обзор. - ВОЗ, 2010. - 55 с.

9. Case S.M., Swanson D.B. Constructing Written Test Questions for the Basic and Clinical Sciences, 3rd ed. - Philadelphia: National Board of Medical Examiners, 2001.

10. Ющук Н.Д., Ачкасов Е.Е., Мартынов Ю.В. Высшая медицинская школа глазами врачей, студентов и населения // Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. - М.: Триада-Х, 2011. -128 с.

20

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.