Научная статья на тему 'Индустрия инноваций - важнейшая часть инновационно-креативной экономики'

Индустрия инноваций - важнейшая часть инновационно-креативной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНДУСТРИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION INDUSTRY / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / INNOVATION MARKET / ИННОВАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INNOVATIVE ORGANIZATIONS / ПРОЕКТЫ И ТОВАРЫ / PROJECTS AND PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев В.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением непрерывного развития инновационно-креативной экономики, основные факторы ее роста, макроэкономические показатели и зарубежный опыт инновационной деятельности. Отражены особенности создания индустрии инноваций, структура рынка инноваций, уровни управления индустрией инноваций, в том числе инновационные организации, проекты и товары и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses Issues related to ensuring the continuous development of innovative and creative economy, the main factors of growth, macroeconomlc Indicators and International experience of innovation. Reflected particularities in creating of innovation industry, market structure, innovation, levels of government industry innovations, including innovative organizations, projects and products, etc.

Текст научной работы на тему «Индустрия инноваций - важнейшая часть инновационно-креативной экономики»

Журавлев В.А.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники vzur46@mail.ru

новое - значит вперед!

индустрия инноваций - важнейшая часть

инновационно-креативной экономики

_Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением непрерывного развития инновационно-креативной экономики, основные факторы ее роста, макроэкономические показатели и зарубежный опыт инновационной деятельности.

Отражены особенности создания индустрии инноваций, структура рынка инноваций, уровни управления индустрией инноваций, в том числе инновационные организации, проекты и товары и др.

Ключевые слова: инновации, индустрия инноваций, рынок инноваций, инновационные организации, проекты и товары

Основными факторами эффективного роста и развития инновационно-креативной экономики являются человеческий капитал, внутренний спрос, инновации, инвестиции, технологическая, организационная и институциональная модернизация, созидательная (креативная) деятельность всех субъектов рынка.

Обеспечивающие факторы -эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент. Дополнительный фактор - внешний спрос. Инновационно-креативная экономика должна обеспечивать инноваци-

онное развитие общества, повышение уровня и качества жизни граждан.

Признаками инновационно-креативной экономики можно считать непрерывное инновационное развитие страны, большую роль человеческого капитала в инновационном развитии; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большую долю наукоемкой продукции в ВВП; конкуренцию на основе инноваций; специализацию и кооперацию в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер;

высокую наукоёмкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников; защиту объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд макроэкономических критериев, характеризующих инновационную экономику:

• доля инновационной продукции в ВВП не менее 50%;

• доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП и во внешней торговле не менее 15%;

• расходы на НИОКР в реальном секторе экономики не менее 50% общих расходов;

• доля высших учебных заведений, занятых НИОКР, не менее 15% общего числа субъектов, занятых в сфере НИОКР;

• уровень инвестирования в развитие персонала на предприятиях не менее 5% фонда заработной платы;

• темпы роста производительности труда не менее 3% в год;

• степень готовности к инновациям,

В Европейском союзе используются следующая система показателей, характеризующая инновационную деятельность: выпускники вузов в области науки и техники в % от численности в возрасте 20-29 лет; доля занятых в среднем и высокотехнологичном производстве в % от общей численности работающих (10,3); бюджетные расходы на НИОКР к ВВП в % (0,67); коммерческие расходы на НИОКР к ВВП в % (1,28); количество патентов выданных ЕРО и ведомством патентов США в области высоких технологий на 1 млн. чел. (40,2); новые товары для рынка в % к товарообороту (6,5); добавленная стоимость,

созданная в высокотехнологичном производстве в общем объеме добавленной стоимости в промышленности (10,1) и др. В ЕС созданы и действуют специальные структуры, отвечающие за инновационную политику стран. Основными целями и направлениями инновационной деятельности ЕС являются:

• инновации должны давать максимальную выгоду на уровне стран-участниц и на общеевропейском уровне;

• должна быть создана благоприятная среда для становления и развития инновационного бизнеса;

• создание законодательной базы по регулированию инновационной политики;

• поощрение создания и развития инновационных предприятий;

• улучшение взаимодействия ключевых «игроков» инновационной системы (компаний, инвесторов, исследователей, научных институтов и т.п.);

• усиление осведомленности общества об инновационной политике и налаживание диалога между всеми участниками, включая общественность;

• координация и мониторинг национальных инновационных политик, Непрерывность и устойчивость инновационного развития обеспечивается, когда в стране существует реальная экономическая и законодательная база для инновационной деятельности юридических и физических лиц, а инновации носят не локальный и разовый, а системный, постоянный и массовый характер. Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Южной Кореи, ЕС), для обеспе-

чения непрерывного, устойчивого и эффективного развития и функционирования инновационно-креативной экономики в стране должна быть создана индустрия инноваций, то есть сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе. Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоёмкости и качества производства, труда и товаров во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Задачи индустрии инноваций -инновационное развитие всех отраслей экономики и сфер общества в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. Главным объектом управления в индустрии инноваций является инновационный цикл: «исследования - разработки - производство-распространение - использование инноваций» во всех отраслях экономики и сферах жизни общества. Индустрия инноваций включает следующие основные уровни управления: индустрия инноваций; инновационные организации; инновационные проекты; инновационные товары, реализуемые на рынке.

Как показывает зарубежный опыт, индустрия инноваций должна состоять из следующих подсистем:

1) инновационно-производственный комплекс: региональные, академические, отраслевые и вузовские инновационные центры, НИИ, КБ и лаборатории, инновационные корпорации, технопарки, технополисы, малые и средние инновационные организации, бизнес-инкубаторы, опытные заводы;

2) финансовый комплекс: венчурные фонды, банки, страховые компании; частные рисковые инвесторы; государственные, частно-государственные и иностранные инвестиции;

3) институциональный комплекс: законодательство, обеспечивающее правовое регулирование инновационной деятельности предпринимательского сектора, в том числе защиту объектов интеллектуальной собственности; денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, инновационная и инвестиционная политика государства;

4) рынок инноваций: субъекты (покупатели и продавцы) и объекты рынка, законодательство, регулирующее покупку и продажу инноваций;

5. образовательный комплекс: система подготовки и переподготовки кадров для разработки и реализации инноваций на мировом уровне. Основными элементами индустрии инноваций являются инновационные центры, которые создаются во всех отраслях и регионах страны. Соответствующие подразделения действуют в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных вузах, на крупных и средних предприятиях.

Рынок инноваций включает рынки научно-технических знаний, инно-

вационных производственных технологий, инновационных средств производства, инновационных сырья и материалов, инновационных технологий управления, инновационных продуктов и услуг. Каждый из этих рынков имеет отраслевую и предметную структуру и характеризуется своей конъюнктурой.

Субъектами рынка инноваций являются производственные предприятия, организации, корпорации и фирмы - разработчики и потребители инноваций, научно-исследовательские и конструкторские организации, вузы, ученые, изобретатели и рационализаторы, государство.

Объектами рынка инноваций являются знания, объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, авторские права, торговые марки); продуктовые инновации (инновационные продукты и услуги); процессные инновации (новые производственные, технологические и бизнес-процессы, повышающие эффективность производства и производительность труда в отраслях, на предприятиях и в организациях). Функциональное назначение рынка инноваций состоит в обеспечении ускоренной динамики развития экономики посредством

в развитых странах государство играет большую роль в создании и функционировании индустрии инноваций

создания условий для повышения эффективности и качества труда, производства и управления, оптимизации механизмов экономического взаимодействия субъектов рынка, расширения масштабов реализации инноваций. Инновационные организации осуществляют анализ и прогнозирование потребностей сегментов рынка и инновационных процессов в отраслях; разрабатывают инновационную стратегию; генерируют идеи о новых товарах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности целевых сегментов; осуществляют отбор наиболее эффективных идей для предприятия и рынка; проводят бизнес-анализ инновационных товаров; осуществляют разработку, тестирование на рынке и коммерциализацию инноваций. Проводится проверка соответствия инновационных предложений возможностям предприятия, шансов, результатов и рисков их реализации на рынке. На успешную реализацию инновационных проектов в современных условиях наибольшее влияние оказывают такие факторы, как:

1) ориентация на рынок;

2) соответствие целям организации;

3) эффективная система оценки и отбора проектов;

4) эффективное управление проектами;

5) креативные методы генерации новых идей;

6) восприимчивость организации к инновациям;

7) индивидуальная и коллективная ответственность.

Важнейшим средством индустрии инноваций является креатив-

ный, инновационный, проектный и инвестиционный менеджмент, обеспечивающий разработку и реализацию инноваций на уровне изобретений в конкурентоспособных инновационных проектах. В развитых странах государство играет большую роль в создании и функционировании индустрии инноваций, используя для этого методы налогово-бюджетного, денежно-кредитного и таможенного регулирования инновационных процессов; формирует институциональную, законодательную среду и инфраструктуру, способствующие созданию и распространению инноваций; финансирует фундаментальные исследования и НИОКР; участвует в частно-государственном финансировании крупных инновационных проектов; формирует национальную инновационную систему, которая является одной из составляющих индустрии инноваций.

К методам государственной поддержки инноваций относятся использование налоговых льгот в проведении НИОКР и коммерциализации их результатов, координация инновационной политики на национальном и региональном уровнях, использование грантов и субсидий, разработка и внедрение прогрессивных стандартов на продукцию, тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, организация обучения и переобучения персонала, государственные инвестиции в независимые фонды венчурного капитала, разработка и реализация стратегий и программ инновационного развития отраслей и регионов.

рассматривается несколько вариантов проекта, из них выбирается оптимальный вариант, который создает основу для разработки нового товара

Обычно используются следующие макроэкономические стратегии для инновационного развития страны:

1) отбор перспективных отраслей с наибольшей добавленной стоимостью и направление ресурсов на их развитие;

2) развитие отраслей, имеющих преимущества в связи с местными ресурсами или факторами;

3) регулирование уровня воспроизводства (создание инновационных фондов, технопарков, бизнес инкубаторов, благоприятного предпринимательского, инновационного и инвестиционного климата). Целесообразно применять эти стратегии с учетом специфики отраслей, регионов и межотраслевых комплексов для достижения их максимальной конкурентоспособности.

Разработка и продвижение инновационных проектов в инновационно-креативной экономике осуществляется по инициативе предприятий и организаций на основе требований рынка, заказов, подрядов и тендеров, в рамках государственных приоритетных направлений и программ инно-

вационного развития регионов, отраслей и предприятий. Источниками финансирования инновационных проектов являются собственные средства предприятий, средства заказчика, кредиты и займы, ценные бумаги (долевые и долговые), венчурные фонды, иностранные и государственные инвестиции; республиканский (федеральный) бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Для разработки инновационных проектов формируются группы маркетологов, экономистов, конструкторов, технологов, дизайнеров, экономистов, потребителей, поставщиков, которые рассматривают инновационные предложения по товарам с точки зрения потребителей, производственных и эксплуатационных компаний. Рассматривается несколько вариантов проекта, из них выбирается оптимальный вариант, который создает основу для разработки нового товара.

Для выбора лучших проектов используются критерии: емкость, потенциал и спрос рынка (сегмента), потребности потребителей, уровень конкуренции; конкурентоспособность и реализуемость предложения; финансовые и маркетинговые возможности. При оценке реализуемости предложений учитываются степень их соответствия рыночной и инновационной стратегии предприятия, уровень научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и производства, уровень потребности в инновациях и инвестициях, уровни коммерческого использования и рисков. Основными методами разработки новых товаров являются совершенст-

вование выпускаемых товаров (улучшение их потребительских свойств и других характеристик), комбинации и вариации товаров, разработка принципиально новых товаров. При планировании производства инновационных товаров рассматриваются следующие группы факторов:

1) потребительские: целевые сегменты, их потребности и предпочтения;

2) разработки: опыт разработки аналогичных товаров, превосходство над конкурентами, количество новых идей, наличие патентов;

3) производства: кадры, технология, оборудование, качество;

4) снабжения: связи с поставщиками, число конкурентоспособных поставщиков, стабильность цен на рынках ресурсов, качество поставок;

5) сбыта: покупательная способность потребителей, возможности каналов распределения, возможности экспорта;

6) рынка: емкость и потенциал целевых сегментов рынка, годовой спрос, уровень конкуренции, конкурентоспособность, риски;

7) экономические: объемы продаж, выручка, затраты, прибыль, рентабельность, инвестиции, срок окупаемости инвестиций. Взаимодействие всех этих элементов обеспечивает непрерывное инновационное развитие страны.

Литература

1. Резолюция международной научной конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики»// Российское предпринимательство, 2009, №6, выпуск 2.

2. Инновационная экономика/ А.А. Дынкин и др. - М.: Наука, 2004.

3. Куфырев И.Г. Инновационная экономика: сущность и проблемы формирования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Нижний Новгород, 2004.

4. Мировая практика инновационной деятельности. - Минск: ГУ БелИСА, 2004.

5. Туманян И.В. Рынок нововведений в макроэкономическом механизме постиндустриальной экономики: Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Ставрополь - 2008.

6. Журавлев В.А. Креативный менеджмент и инновации. - Право и экономика, Минск, 2009.

7. Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества: элементы и характеристика // Креативная экономика, 2009, №8.

8. Х. Берр. Проектный менеджмент в рыночной экономике // Инновационный менеджмент, 2007, №2.

9. Швец С.К. Продуктово-темати-ческий анализ инноваций-продук-

тов// Инновационный менеджмент,

2007, №1.

10. Еваненко К.М. Совершенствование методов инновационного развития производства товаров народного потребления: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва: 2008.

11. Глушинский В.А. Повышение эффективности инновационного процесса в научно-исследовательских организациях. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва:

2008.

12. Маневич А.В. Совершенствование методов инвестирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва: 2008.

13. Ефимова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. - М.: АСТ: Астраль, 2006.

Zhuravlev V.A.

Cand. of Econ. Sci., associate professor, Department of Economics, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics

Innovation Industry - an essential part of the innovative and creative economy

_Abstract

The article discusses issues related to ensuring the continuous development of innovative and creative economy, the main factors of growth, macroeconomic indicators and international experience of innovation.

Reflected particularities in creating of innovation industry, market structure, innovation, levels of government industry innovations, including innovative organizations, projects and products, etc.

Keywords: innovation, innovation industry, innovation market, innovative organizations, projects and products

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.