Раздел II. Рекреативно-развивающий потенциал досуга и условия его эффективного использования
Л.В. Секретова
Индустрия досуга: социально-культурный аспект
Актуальность изучения заявленной темы обусловлена той ролью, которую играет досуг и способ его проведения в формировании культуры личности и общества. Сегодня этот способ все больше детерминируется индустрией досуга, само появление и развитие которой обусловлено тенденциями глобализации, экономизации культуры, коммерциализации досуга, консумеризации форм культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, и стремительным развитием творческих отраслей экономики, прежде всего в городах, с другой стороны. В то же время происходит внедрение технологических принципов в процесс организации досуга и, соответственно, создается новая отрасль отечественной экономики - индустрия досуга.
Различные теоретико-методологические аспекты развития социальнокультурных технологий в индустрии досуга, а также его историкоаксиологические основы нашли отражение в трудах М. А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, В.А. Есакова, А.Д Жаркова, А.П. Маркова, В.Е. Новаторо-ва, Г.Н. Новиковой, Г.В. Олениной, М.П. Переверзева, В.Д. Пономарева, В.В. Туева, Г.Л. Тульчинского, Т.Т. Фисюк, Н.А. Хренова, Н.Н. Ярошенко и др. Тем не менее, не все аспекты особенностей реализации социально-культурных технологий в индустрии досуга освещены. В частности, требует углубленного рассмотрения вопрос о воспитательных и развивающих функциях деятельности предприятий и организаций в сфере индустрии досуга. Проблема состоит в том, что при всей внешней привлекательности и технической оснащенности предлагаемых услуг, их воспитательная сторона чаще всего остается без должного внимания, а потому яркие и увлекательные досуговые программы, за которые потребитель выкладывает немалые суммы, часто не только оказываются ценностно бессодержательными, но порой имеют антиличностный, антисоциальный эффект.
В 2011 г. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского впервые осуществил набор студентов для обучения по направлению 071800 «социально-культурная деятельность» с получением квалификации бакалавра по профилю подготовки «социально-культурные технологии в индустрии досуга». Цель обучения - формирование специалиста социально-культурной сферы, владеющего основами гуманитарных, социально-политических, культурологических, искусствоведческих, пси-
47
холого-педагогических, художественно-творческих и организаторско-управленческих знаний, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими вовлекать людей в мир культуры и социально-культурного творчества, создавать благоприятную культурную среду, удовлетворять духовные интересы разных групп населения и способствовать их последовательному возвышению в противоречивых условиях развития постиндустриального общества.
Что же такое «индустрия досуга», и что именно она в себя включает. Согласно словарю иностранных слов, слово «индустрия» происходит от латинского «industria», что означает «деятельность». Этим словом называют промышленность: тяжелая индустрия производит главным образом орудия и средства производства; легкая индустрия производит предметы широкого потребления [1: 198]. Любопытно, что в энциклопедическом словаре отмечено еще одно значение латинского корня - это «усердие» [2]. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой указывает, что индустрия - «то же, что промышленность» [3: 247], а промышленность -это «отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления» [4: 615].
На сайте учебно-методического центра «Реклама и бизнес» индустрия определяется как сфера деятельности, сектор экономики, включающий в себя производство, сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), сопряженные секторы и потребительскую аудиторию. Нередко слово «индустрия» все еще используется как синоним слова «промышленность» [5]. Однако сегодня это уже не вполне корректно. В XIX и в первой половине XX века промышленность составляла единственное содержание понятия индустрии, потому что процесс индустриализации сначала охватил те секторы экономики, в которых объединение рабочих усилий и централизация управления являлись наиболее необходимыми. В первую очередь, это касалось машиноемких производств и заводов. Однако к началу XXI века понятие «индустрия» в равной степени стало применяться как к металлургии, так и к туризму, как к производству продуктов питания, так и к кинематографу.
В настоящее время термин «индустрия» применим в тех сферах общественного производства, где есть технологии, которые как раз и включают в себя переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатами. Полагаем, можно сказать: там, где имеют место технологии, там есть достаточные основания для развития индустрии. Это имеет прямое отношение и к социально-культурной сфере.
В связи с вышесказанным, логично, например, такое определение А.Ю. Александровой: «Туристская индустрия - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных
на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Иначе, туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков» [6].
Подробное определение индустрии досуга содержится в энциклопедии по культурологии, где индустрия досуга рассматривается как одно из основных направлений и проявлений современной массовой культуры. Индустрия досуга включает в себя массовую художественную культуру (приключенческую, фантастическую и «бульварную» литературу, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатуры и комиксы в изобразительном, искусстве, оперетту, эстрадную, рок - и поп-музыку, эстрадную хореографию и сценографию, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочнозрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрию курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п. [7].
Индустрия досуга, согласно статье, является во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности [7].
Немногим более десяти лет назад были изданы учебники и учебные пособия, в которых характеризовался и теоретически обосновывался переход от методики (методических основ) культурно-досуговой и социально-культурной деятельности к соответствующим технологиям (технологическим основам). Настоящий этап развития социально-культурной и, прежде всего, культурно-досугой сферы характеризуется переходом к индустрии досуга. И хотя учебные пособия по данной дисциплине еще пишутся, но научная и публицистическая литература, рекламные издания насчитывают уже немало публикаций. Информация Интернет-источников позволила осуществить обзор видов современных индустрий, в той или иной степени относящихся или сочетающихся с организацией
досуговой деятельности. Отметим, что в орбиту исследуемого феномена мы включили не только индустрию досуга как единого целого, но и индустрию отдельных видов досуга, а также индустрию, «сопутствующую» досуговой деятельности. Итак, пространство индустрии досуга включает в себя (или присоединяет к себе) следующие виды индустрий:
• индустрия отдыха,
• индустрия развлечений,
• индустрия праздника,
• шоу-индустрия,
• анимационная индустрия,
• индустрия семейного досуга,
• индустрия детского отдыха и досуга,
• игровая индустрия,
• компьютерная индустрия,
• творческая индустрия,
• музыкальная индустрия,
• индустрия танца,
• индустрия кино,
• звукозаписывающая индустрия,
• индустрия туризма,
• корпоративная трэвел-индустрия (corporate travel industry),
• MICE-индустрия (индустрия встреч),
• event-индустрия,
• гостиничная индустрия,
• индустрия гостеприимства,
• индустрия услуг,
• банная индустрия,
• индустрия красоты,
• индустрия моды (фэшн-индустрия),
• индустрия знакомств,
• индустрия интимного досуга (sex-индустрия),
• индустрия спорта,
• индустрия экстремального спорта,
• горнолыжная индустрия,
• индустрия океаническая,
• индустрия рыболовства,
• фитнес-индустрия,
• wellness-индустрия,
• индустрия здоровья,
• индустрия здорового образа жизни,
• индустрия быстрого питания,
• индустрия кафе,
• торгово-досуговая индустрия и др.
Выше мы указали, что пространство индустрии досуга включает в себя и творческие индустрии. Остановимся на этом подробнее. М.Гнедовский считает, что концепция «творческих индустрий» впервые возникла в Великобритании [8]. За последние годы она распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и экономике. Он же полагает, что творческие индустрии возникли как один из ответов на экономический и социальный кризис: «И как человеческий организм мобилизует внутренние ресурсы в ответ на болезнь, так и британская экономика нашла выход в перепрофилировании бывших промышленных городов. Теперь они производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а «творческий» или «интеллектуальный» продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн и т. д. -по сути дела, «продают воздух». Частью этого интеллектуального производства являются и творческие индустрии, основанные на прямом использовании ресурсов культуры» [8].
Согласно официальному определению творческих индустрий, принятому департаментом культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании, творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [8]. В конкретный перечень видов такой деятельности входят реклама, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе, создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле -, радио- и интернет-вещание.
Следует отметить, что практически все перечисленные виды деятельности существовали задолго до того, как их объединили в понятие «творческих индустрий». Большинство из них традиционно изучалось по программам вузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства при подготовке менеджеров, продюсеров и технологов социальнокультурной деятельности. Таким образом, задача современных работников в сфере культуры, искусства и организации досуга состоит в том, чтобы взглянуть по-новому на, в общем-то, знакомые вещи. На профессиональном языке это как раз то, что можно назвать инновационным подходом.
По мнению В. А. Есакова, развитие творческих индустрий в России -это стратегическая установка на развитие в стране постиндустриальной экономики. Для решения задач развития культуры целесообразно создавать региональные и городские программы развития творческих отраслей экономики. Специалист постиндустриального общества - работник экономики знания. При этом культура является одним из основных структурообразующих элементов инновационной экономики. Без развития и мо-
дернизации культуры экономика знания, а шире - вся современная экономика, становится малоэффективной. Важнейшее свойство культуры -обеспечение способности общества к соответствию требованиям времени и конкретной исторической ситуации. К настоящему времени назрела необходимость пересмотра места культуры в системе государственных приоритетов и признания предельной общественной значимости ее функций [9: 9].
При изучении какого-либо явления, прежде всего, необходимо выявить факторы, оказывающие на него влияние. Под факторами (от лат. factor - производящий) мы будем понимать движущие силы, которые определяют сущность, главные направления и существенные обстоятельства рассматриваемого явления «индустрия досуга» и его развития. На развитие индустрии досуга влияет целый ряд факторов: международных, экономических, нормативных, технических, морально-этических и иных. Первую часть факторов можно отнести к внешним факторам (по отношению к отрасли «индустрия досуга»), другая же часть факторов продуцируется самой индустрией досуга и как бумеранг возвращается обратно -это внутренние факторы. Мы полагаем, к числу наиболее существенных внешних факторов следует отнести следующие:
• Развитие науки и научно-технической базы производства во всех отраслях мировой и отечественной экономики.
• Установление международных связей России с Востоком и Западом, активная туристическая деятельность россиян, широкий опыт знакомства с досуговыми традициями и индустриями зарубежных стран.
• Сужение сектора государственных и муниципальных организаций и, соответственно, расширение сектора частных предприятий в сфере досуга.
• Ослабление традиционных духовно-нравственных принципов отношений и поведения в обществе.
• Снижение в государстве и в обществе престижа школьного учителя, вузовского преподавателя, работника сферы культуры, интеллигента.
• Появление в российской повседневности и откровенная демонстрация ряда нетрадиционных субкультур, в том числе в области сексуальной ориентации.
• Пропаганда образцов, моделей и эталонов досугового поведения (детей, молодежи и др.) преимущественно через СМИ и кинофильмы.
• Повышение требований населения к качеству досуговых услуг.
• Доминирование потребительского отношения в сфере досуга, гедонистических и зрелищных направлений в развитии досуговых форм.
• Усиление дифференциации общества и, следовательно, дифференциации субъектов и объектов досуговой деятельности по имущественному признаку, что вызывает дифференциацию избираемых досуго-
вых занятий не только по признаку досугового интереса, но по признаку стоимостной доступности.
К внутренним факторам, стимулирующим развитие отрасли изнутри, мы относим:
• Рост конкуренции между организациями, учреждениями и предприятиями, работающими на рынке досуговых услуг.
• Появление новых моделей предприятий в сфере досуга.
• Увеличение затрат на маркетинг и рекламу.
• Усложнение технологической системы формирования и оказания досуговых услуг, и, как следствие, их удорожание.
• Расширение спектра досуговых занятий, требующих профессионального и материально-технического обслуживания (сервиса).
• Возрастание технической оснащенности досуга, как внедомашних форм организации досуга, так и домашних, что диктует необходимость не только финансовых вложений, но и прохождение специальной подготовки по применению и обслуживанию сложной и дорогостоящей техники.
• Формирование потребности в специальных кадрах для работы на предприятиях индустрии досуга, специалистов - создателей и «сопроводителей» досуговых услуг требуемого качества.
• Вхождение коммерческих предприятий индустрии досуга в сектор экономики, приносящий все большие доходы в бюджет (за счет налогов) и предоставляющий все больше мест для трудоустройства, как для специалистов сферы культуры и искусства, так и работников административного и технического персонала.
• Влияние предприятий индустрии досуга на экономику в целом, стимулирование деятельности смежных секторов экономики: строительство, транспорт, торговля, производство продуктов питания, спортивного снаряжения, музыкальной и светотехнической аппаратуры, кинопроизводство, мода, образование и др.
Знание и учет системы факторов, влияющих на становление и функционирование предприятий индустрии досуга, позволяет специалистам, владеющим современными технологиями социально-культурной деятельности, добиваться не только экономического, но и нравственноэстетического, культурно-воспитательного эффекта.
Полагаем, социально-культурные технологии смогут оказать влияние на регулирование дальнейшего процесса развития индустрии досуга. Этому будет сопутствовать:
• Изучение и творческое освоение традиционного отечественного и зарубежного опыта организации досуга, как западного, так и восточного.
• Расширение и дифференциация спектра разнообразных досуговых индустрий.
• Использование всего многообразия социально-культурных технологий в структуре индустрии досуга: в дополнение к рекреационным и оздоро-
вительным - информационных, развивающих, коммуникативных, реабилитационных, анимационных, культуротворческих, этнонаправленных и др.
• Модернизация материально-технической базы индустрии досуга.
• Совершенствование технических средств индустрии досуга для усиления идейно-эмоциональной выразительности и привлекательности досуговых программ.
• Повышение качества услуг в индустрии досуга.
• Возрастание значимости досуга в структуре ценностей человека, особенно, молодежи.
• Реализация холистического (целостного) образа жизни.
• Включение индустрии досуга в поле нормативно-правового регулирования, государственной и региональной культурной политики.
• Обеспечение предприятий индустрии досуга квалифицированными кадрами, имеющими высшее образование по соответствующему профилю.
Наблюдая, сколь динамично расширяется сегодня спектр услуг данных предприятий, как настойчиво ведется поиск и формирование групп потребителей услуг и как, увы, не достает этим услугам надлежащего качества, можно ожидать значительного увеличения спроса на будущих компетентных выпускников профиля «социально-культурные технологии в индустрии досуга». Сферу их возможного трудоустройства могут составить развлекательные и фитнес центры, шоу-бизнес, ночные клубы; туристические агентства; продюсерские компании и группы; еуей-агентства; концертные организации и эстрадные коллективы; телевидение, радио, пресса; рекламные ассоциации. Из должностей - креативный директор, управляющий арт-галереи, еуей-менеджер, продюсер, менеджер проекта, специалист по организации культурно-массовых мероприятий, менеджер туристской анимации и др.
Среди профессиональных задач, стоящих перед выпускниками, -создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения; участие в разработке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации; обеспечение технологического процесса подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выставочных, праздничных) в учреждениях культуры; продюсирована культурно-досуговых программ, организация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки) и многое другое.
В свете вышеизложенного полагаем, что индустрия досуга должна стать той областью, в которой находятся не только коммерческие интересы предприниматели, но и удовлетворяются интеллектуальные и духов-
ные потребности различных групп населения, получают развитие лучшие человеческие качества. А потому для развития индустрии досуга нужны творчески мыслящие, художественно одаренные люди, специалисты, создающие рыночные продукты и услуги, основная ценность которых заключена в их культурных свойствах.
Литература
1. Индустрия // Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - Москва: Рус. яз., 1989. - 624 с.
2. Индустрия // Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -URL: http: // www.edudic.ru / bes / 23642 / . ( 06.11.2011).
3. Индустрия // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.
4. Промышленность // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - Москва: Азбуковник, 1999.
5. Что такое Индустрия? [Электронный ресурс]. - URL: http: // www. mymarketall.ru / termins / 63.htm. ( 27.09.2011).
6. Специфика и состав туристской индустрии // Александрова, А.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс]. - URL: http: // tourlib. net / books_tourism / aleks51.htm. (27.09.2011).
7. Массовая культура // Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. - URL: http: // dic.academic.ru / dic.nsf / enc_culture / 504 / МАССОВАЯ (7.11.2011).
8. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - № 4 (24) : [Электронный ресурс]. -URL: http: // www.strana-oz.ru / 2005 / 4 / tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii. (10.11.12).
9. Есаков В.А. Управление культурой в условиях мегаполиса: авто-реф. дисс... д.-ра культурологии : 24.00.01 / В.А. Есаков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2008. - 54 с.