Научная статья на тему 'IndorCulvert как надёжный инструмент для проектирования водопропускных труб'

IndorCulvert как надёжный инструмент для проектирования водопропускных труб Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
222
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIM / ИМД / информационное моделирование / информационное моделирование автомобильных дорог / САПР / автоматизированное проектирование / автоматизированное проектирование автомобильных дорог / автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / BIM / building information modeling / information modeling / road information modeling / CAD / computer-aided design / computer-aided road design / road design / highway engineering / roads / highways / road infrastructure

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Райкова Лидия Сергеевна, Снежко Ирина Викторовна, Шаймарданов Марат Шаймуратович

Приводится обзор системы проектирования водопропускных труб IndorCulvert. Описываются характерные особенности системы и её преимущества для проектировщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Райкова Лидия Сергеевна, Снежко Ирина Викторовна, Шаймарданов Марат Шаймуратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IndorCulvert as a reliable tool for culvert design

The article gives a review of IndorCulvert, a new system for culvert design. It describes the main features of the system and advantages it could give to an engineer.

Текст научной работы на тему «IndorCulvert как надёжный инструмент для проектирования водопропускных труб»

IndorCulvert как надёжный инструмент для проектирования водопропускных труб

DOI: 10.17273/CADGIS.2016.1.6

Райкова Л.С., системный аналитик ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Снежко И.В., руководитель информационно-аналитического отдела ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Шаймарданов М.Ш., ведущий программист ООО «ИндорСофт» (г. Томск)

°Со

2**

водится обзор системы проектирования водопропускных труб IndorCulverL Описываются характерные особенности системы и её преимущества для проектирови

Системг

актирования водопропускных тСиГуеП — одна из самых «молодых» разработок компании «ИндорСофт». Первая версия была выпущена осенью 2015 года, и с тех пор система ШогСи^еЛ уже успела получить положительную оценку и распространение у пользователей. Система активно развив ляются новые функции и оптимизируются существующие. Также ведётся работа над I рением списка поддерживаемых типовых альС^ мов. Так, если первоначальный выпуск поддерживал только 4 типовых альбома (в основном для проектирования круглых железобетонных труб), то на данный момент в системе представлены также прямоугольные и гофрированные трубы. Поддерживаемые типовые альбомы: • Серия 3.501.1-144. Трубы водопропускные круглые с плоским опиранием железобетонные сборные для железных и автомобиль-

Ория 3.501.1-144. Трубы водопропускные фундаментные круглые для автомобильных

Серия 3.501.3-183.01. Трубы водопропускны круглые из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог. Серия 3.501.3-185.03. Конструкции из гофри) металла с гофром 150х150 мм для келезных и автомобильных дорог. !ифр 2175РЧ. Трубы водопропускные же лезобетонные круглые с плоским опирани-елезнодорожных и автомобильных

Серия 3.501.1-177.93. Трубы водопропускные железобетонные прямоугольные сборные для железных и автомобильных дорог. Шифр 57-368. Водопропускные дорожные трубы из полуколец.

__ Э 59589554-005-2012. Стеклопластиковые трубы.

татье рассматриваются характерные

Шифр 1484. Трубы водопро железобетонные сборные томобильных дорог. Серия 503-7-015.90. Трубы водопропускные круглые железобетонные из длинномерных звеньев.

САПР и ГИС автомобильных дорог I № 1(6), 2016

той

особенности системы ШогСи^еЛ, выделяющие её на фоне аналогов [1] и позволяющие в перспективе стать незаменимым инструментом для инженера-проектировщика.

Вариантное проектирование

Современный подход к проектированию подразумевает разработку нескольких вариантов конструкций трубы в рамках одного проекта — это позволяет сравнить полученные конструктивные решения и выбрать наиболее перспек-

1пйогСи1уегТ 9 - С:\Проекты\Труба ПК 4+20.си1уеП

тивный вариант. Система IndorCulvert соответствует такому подходу, позволяя детально запроектировать произвольное количество вариантов конструкций трубы. Полученные конструктивные решения можно наглядно сравнить по сформированным автоматически чертежам и трёхмерному изображению трубы. По каждому варианту сразу же формируются ведомости, поэтому выбрать оптимальную конструкцию можно с учётом необходимых объёмов работ.

Автоматический подбор конструкции

Процесс создания конструкции водопропускной трубы в IndorCulvert максимально автоматизирован — пользователю достаточно выбрать типовую серию и задать базовые параметры трубы (диаметр, тип оголовков и пр.), и система сама выполнит подбор схемы раскладки звеньев средней части трубы и подберёт конструкции оголовков, укреплений откосов и русел в соответствии с типовой серией.

Автоматизация подбора элементов обеспечивает точное соответствие проектируемой трубы типовой серии и нормативным документам, сво-

дя к минимуму возможные ошибки и противоречия в конструктивном решении. Кроме того, подбор оптимальной схемы раскладки звеньев и конструкций оголовков и укреплений существенно ускоряет работу проектировщика, позволяя корректировать и уточнять уже готовое решение, а не создавать конструкцию с нуля.

Интерактивный чертёж

При проектировании любых объектов инфраструктуры, в том числе и водопропускных труб, важно иметь возможность быстро получить актуальную отчётную документацию: чертежи, ведомости и пр. В системе IndorCulvert пользователю не нужно выполнять никаких дополнительных действий, чтобы сформировать итоговый чертёж проектируемой трубы — он всегда доступен в рабочей области и может быть в любой момент распечатан или передан в систему псдготов-ки чертежей.

Чертёж трубы формируется системой сразу после задания основных параметров конструкции и автоматически обновляется при изменении исходных данных, параметров конструкции трубы, схемы раскладки зве-

ньев и пр. Чертёж готов к печати — на него уже нанесена большая часть необходимых отметок, размерных линий, штриховок, а также чертежи узлов проектируемой конструкции. Кроме того, благодаря интерактивным режимам редактирования и измерения можно непосредственно на чертеже задавать положение трубы в насыпи и получать необходимую информацию о габаритах элементов, высотных отметках и уклонах.

Ведомости по проекту — таблица проектных данных, таблица спецификаций, таблица объёмов работ по котловану и др. — также отображаются непосредственно на чертеже и динамически обновляются при изменении данных проекта. Таким образом, переключаясь между вариантами, можно сравнить конструкции не только визуально, но и по требуемым критериям.

Библиотека серий

Система поддерживает широкий набор типовых альбомов, вся номенклатура элементов которых описана в специальной библиотеке серий. Здесь можно узнать подробную информацию по каждому элементу конструкции трубы, предусмотренно-

САПР и ГИС автомобильных дорог | № 1(6), 2016 | 35

...библиотека серий может быть использована не только как справочник номенклатуры. В системе предусмотрена возможность расширения библиотеки и добавления новых серий и конструктивных элементов: отдельных деталей (звеньев средней части, откосных стенок и пр.) и целых конструкций в виде набора элементов (например, конструкций оголовков).

му типовой серией (звену, откосной стенке и пр.), а также увидеть чертежи и трёхмерную визуализацию элементов.

Однако библиотека серий может быть использована не только как справочник номенклатуры. В системе предусмотрена возможность расширения библиотеки и добавления новых серий и конструктивных элементов: отдельных деталей (звеньев средней части, откосных стенок и пр.) и целых конструкций в виде набора элементов (например, конструкций оголовков). Таким образом созданные нестандартные серии и элементы затем можно использовать при проектировании индивидуальных конструкций водопропускных труб, а также в случае ремонта и реконструкции существующих труб. Пользовательские серии сохраняются в виде отдельных файлов, которые можно загружать в любой проект 1МогСи1уег1:, создавая собственный набор стандартов.

Совместная работа с IndorCAD

Очень часто проектирование искусственных сооружений рассматривается как один из этапов проектирования автомобильной дороги. В этом случае важным преимуществом будет возможность интеграции САПР автомобильных дорог с системой проектирования водопропускных труб. 1п^гСи1уег1 может использоваться не только как самостоятельное приложение, но и как встроенный редактор в составе САПР ЫогСАБ [2, 3]. Использование ¡МогСШуей: в качестве редактора ЫогСАБ позволяет не только задать в проекте автомобильной дороги основные параметры трубы и её положение на трассе, но также указать точное положение трубы в насыпи, запроектировать конструкцию трубы и детально проработать каждый узел конструкции.

При работе в ¡МогСАБ достаточно создать водопропускную трубу, развернуть её под нужным углом к трассе и указать начальные параметры: диаметр, длину и пр. Затем проектирование трубы можно продолжить в редакторе 1ЫогСи1уег1 При этом поперечное сечение дороги и земли формируется автоматически по данным проекта. Положение трубы в теле насыпи определяется в соответствии с расположением трубы в проекте ЫогСАБ. Также формируется «первое приближение» конструкции трубы с учётом её текущей длины и выбранной типовой серии.

Заключение

Система IndorCulvert позволяет эффективно решать задачи проектирования водопропускных труб, в том числе в связке с САПР автомобильных дорог IndorCAD. Автоматизация процесса подбора конструкции существенно экономит время и позволяет избежать ошибок проектирования, вызванных человеческим фактором. При этом система обладает рядом особенностей, делающих её привлекательной для проектировщика: вариантное проектирование незаменимо на этапе технико-экономического обоснования, когда необходимо выявить наиболее подходящий вариант конструкции, динамический интерактивный чертёж позволяет сразу увидеть результат проектирования и в любой момент получить отчётную документацию, а расширяемая библиотека серий позволяет создавать конструкции водопропускных труб не только в строгом соответствии с типовыми альбомами, но и на базе собственных индивидуально спроектированных элементов.

Кроме того, проектирование труб в IndorCulvert совместно с IndorCAD позволяет своевременно выявлять коллизии пространственного расположения объектов на дороге, что важно в концепции BIM (информационного моделирования) [4-6].

Литература:

1. Федотов Н.Г., Кривых И.В. Обзор программных продуктов для проектирования водопропускных труб // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2(5). С. 86-93. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.13

2. Петренко Д.А. Новое поколение программных продуктов ИндорСофт // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 10-17. DOI: 10.17273/CADGIS.2013.1.2

3. Снежко И.В., Петренко Д.А. Новые BIM-инструменты

в IndorCAD // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2016. № 1(6). С. 28-33. DOI: 10.17273/CADGIS.2016.1.5

4. Бойков В.Н. САПР автодорог — перспективы развития // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 6-9. DOI: 10.17273/CADGIS.2013.1.1

5. Скворцов А.В. BIM для дорожной отрасли: что-то новое или мы этим уже занимаемся? // САПР

и ГИС автомобильных дорог. 2014. № 1(2). С. 8-11. DOI: 10.17273/CADGIS.2014.1.2

6. IndorCAD 10 как BIM-инструмент анализа проектных решений и обнаружения коллизий / В.Н. Бойков

[и др.] // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № (2). С. 108-113. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.16

36 | САПР и ГИС автомобильных дорог | № 1(6), 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.