Научная статья на тему 'Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни'

Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИ И РЕБЕНКА / МАТЕРИНСКАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / MOTHER'S SPEECH / MOTHER-CHILD INTERACTION / CHILD SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайкова Юлия Сергеевна, Ляксо Елена Евгеньевна

Материнская речь (МР) для ребенка на протяжении первого года его жизни является главным источником информации об основах родного языка. Целью данной работы было определение тех характеристик МР, которые вносят наибольший вклад в развитие речи ребенка на первом году жизни. Объектом исследования послужили 10 диад мать дитя, для которых проведен акустический инструментальный анализ МР и звуков ребенка в возрастные срезы 3, 6, 9, 12 месяцев. Выявлены характеристики материнской речи, значения которых изменяются с возрастом ребенка индивидуально для каждой диады. Результаты настоящего исследования подтвердили ранее имеющиеся поведенческие данные о значимости взаимодействия матери с ребенком на протяжении первого года жизни для его когнитивного развития и показали характеристики вокально-речевого поведения матери в процессе взаимодействия с ребенком, обеспечивающие прогресс в его речевом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual contribution of mothers speech characteristics into child`s speech development during the fi rst year of life

Mothers speech (MS) is the main source of information about native language for a child during the fi rst year of life. Th e aim of this investigation is to determine contribution of individual characteristics of MS into child`s speech development during the fi rst year of life. Th e objects of research are ten mother child dyads. For these dyads spectrographic analysis of childrens sounds and mothers speeches were made at the age of 3, 6, 9, 12 months. Th e paper presents some characteristics of MS, the values of which are subject to change regarding the childs age and each dyad. Th e results of this study confi rmed the previously obtained behavioral data on the importance of interaction between a mother and a child during the fi rst year of life for his/her cognitive development, and showed the characteristics of mothers vocal-verbal behavior during the interaction with the child to ensure progress in his/her speech development.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни»

Ю. С. Гайкова, Е. Е. Ляксо

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВКЛАД ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИНСКОЙ РЕЧИ В РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ*

Материнская речь (МР) для ребенка на протяжении первого года жизни является главным источником информации об основах родного языка. На данном этапе развития ребенка происходит формирование основных предпосылок развития речи ребенка. Отличительным свойством феномена МР является изменение матерью характеристик речи при обращении к ребенку в отличие от речи, направленной к взрослому [1]. Мать подстраивает свою речь в зависимости от возрастных способностей ребенка, добиваясь повышения частоты основного тона, увеличения количества и качества амплитудной модуляции, удлинения пауз, уменьшения длительности высказываний, просодических повторов, выраженного интонационного контура, подчеркивания ударений и пауз между высказываниями [2].

Данные особенности организации МР способствуют речевому развитию ребенка, проявляющемуся в смене вокализаций в соответствии с его возрастом.

Цель работы — определение тех характеристик МР, которые вносят наибольший вклад в развитие речи ребенка на первом году жизни.

Объектом исследования послужили 10 диад «мать — дитя», все дети имели нормальное развитие в соответствии с возрастом (данные KID-шкалы). Для десяти диад «мать — дитя» проведен акустический инструментальный анализ МР и звуков ребенка в возрастные срезы 3, 6, 9, 12 месяцев. Для МР определяли: частоту основного тона (ЧОТ), вариативность ЧОТ как разность между максимальным и минимальным значением для каждого высказывания, спектральные максимумы и форманты для ударных гласных из выделенных голосом слов, количество выделенных голосом слов, ударные гласные, временные характеристики, звуковую активность матери как количество фраз за период взаимодействия. В речепродукции ребенка для каждого возрастного среза описывали: категории гласноподобных звуков, соотношения отдельных гласноподобных звуков и сочетаний согласноподобных с гласноподобными (СГ), звуковую активность (количество звуковых последовательностей за период взаимодействия, равный для всех диад). Для гласноподобных звуков определяли: длительность, значения ЧОТ и спектральных максимумов, а также соответствующие значения амплитуд.

Для оценки взаимодействия в диадах составлен видеотест, включающий фрагменты взаимодействия матери и ребенка для каждой из десяти диад. Критерием подбора фрагментов было наличие взаимодействия «лицом к лицу» в трехмесячном возрасте ребенка, ситуации «игра» в 9 месяцев, «чтение книги» в 12 месяцев. Выбранные ситуации являются стандартными модельными ситуациями при онтогенетических исследованиях детской речи и отражают специфику возрастного взаимодействия матери и ребенка [3]. На основе литературных данных об особенностях взаимодействия в диадах [4] разработана анкета, содержащая два блока вопросов: первый, включающий

* Работа выполняется при финансовой поддержке РФФИ (проект № 09-06-00338a).

© Ю. С. Гайкова, Е. Е. Ляксо, 2011

характеристики поведения матери и ребенка в процессе их взаимодействия, и второй — касающийся речевого развития ребенка и речи матери.

Поведенческие характеристики создают базу для взаимодействия в диадах и способствуют усвоению речевого материала детьми. К таким характеристикам относятся (рис. 1):

• фиксация взгляда на лице ребенка / фиксация взгляда на лице матери (характеристика 1 на рис. 1);

• изменение мимики / улыбка со стороны ребенка (2);

• привлечение внимания ребенка /со стороны ребенка — больше времени смотрит на маму или по сторонам (3);

• активное или пассивное взаимодействие со стороны матери и ребенка (4).

Рис. 1. Характеристики поведения матери и ребенка в процессе их взаимодействия для 10 диад

в возрасте детей 3, 9, 12 месяцев По оси абсцисс — характеристики 1, 2, 3, 4 (описание см. в тексте); по оси ординат — наличие этих характеристик (серые столбцы) для матери (вверху) и для ребенка (внизу).

Характеристики, отражающие речевое развитие ребенка (рис. 2):

• произносит звуки спонтанно (характеристика номер 5 для ребенка на рис. 2);

• произносит звуки в ответ на речь матери (4);

• произносит много (+) / мало (-) звуков (6);

• произносит простые звуки (гласноподобные и их сочетания) (3.1);

• произносит сложные звуки (слоговые конструкции, первые слова) (3.2). Характеристики материнской речи были условно разбиты на четыре группы (см.

рис. 2).

Рис. 2. Характеристики материнской речи (слева) и характеристики, отражающие речевое развитие ребенка (справа), для каждой из десяти диад (вертикальные столбцы) в возрасте ребенка 3, 9, 12 месяцев Светло- и темно-серым цветом обозначено наличие характеристик (описание см.

в тексте).

Первая группа:

• изменяет интонацию (характеристика номер 3 для матери на рис. 2);

• речь эмоциональная (+) / монотонная (-) (13).

Вторая группа:

• повторяет одинаковые слова несколько раз (5);

• повторяет звуки, произнесенные ребенком (7);

• произносит простые слова и звуки (12).

Третья группа:

• делает паузы между фразами (ждет ответа ребенка) (6);

• говорит короткими фразами (10);

• речь грамматически простая (+) / сложная (-) (11).

Четвертая группа:

• выделяет голосом отдельные слова (8);

• растягивает звуки в словах (9).

Характеристику считали достоверно присутствующей (отсутствующей) в поведении матери и ребенка, в речи матери и ребенка в процессе их взаимодействия, если 75% и более просматривающих указывали одинаковый вариант ответа.

Ранее нами были получены данные о том, что чем меньше анализируемых характеристик присутствует в речи матери, тем ниже уровень речевого развития ребенка. Было выявлено, что в речи каждой матери отсутствуют определенные характеристики МР на всем протяжении первого года жизни ребенка [5].

Полученные результаты подтверждают эти утверждения, что прослеживается как для разных диад, так и для каждой из диад в отдельности в разные возрастные срезы. Также рассмотрены индивидуальные особенности речевого взаимодействия в диадах «мать — дитя».

Первая диада — присутствуют все характеристики у матери и все характеристики у ребенка в соответствии с его возрастом (появление сложных звуков в 9-12 месяцев). Речь матери содержит большое количество выделенных голосом слов (42-70% от всех материнских фраз выделены голосом), ЧОТ повышена при обращении к ребенку (средняя ЧОТ по фразе составляет 321 ± 76 Гц). У ребенка с возрастом увеличивается количество слоговых конструкций (с 8% от всей речепродукции в 3 месяца до 57% в 12 месяцев). Расширяется репертуар гласноподобных, в вокализациях преобладают [а],

[э], [у]-подобные, с девяти месяцев увеличивается количество [и]-подобных, появляются [о]-подобные звуки.

Во второй диаде в МР в возрастные срезы 3 и 12 месяцев присутствует преобладающее количество характеристик, что отражается в высоком уровне речевого развития ребенка в соответствие с возрастом. В МР от 45 до 63% фраз содержат выделенные голосом слова, средняя ЧОТ по фразе 301 ± 43 Гц. В 3 месяца ребенок произносит большое количество гласноподобных звуков (92%), к 12 месяцам увеличивается доля слоговых конструкций до 61%. Звуковой репертуар расширяется с появлением помимо гласноподобных [э], [а], [у], также [и] и [о]-подобных звуков. Можно заметить, что отсутствие большинства характеристик у матери в возрастной срез 9 месяцев (кроме 6-й и 10-й характеристик, относящихся к третьей группе) сопровождается понижением уровня речевого развития ребенка в этом возрасте.

Третья диада — у матери во все возрастные срезы стабильно отсутствует первая группа характеристик (монотонная речь, без изменения интонации), а также не используется растягивание звуков в словах. Во все возрастные срезы не более чем в 38% материнских фраз содержатся выделенные голосом слова. ЧОТ по фразе в МР составляет 258 ± 43 Гц. Ребенок не произносит звуки в ответ на речь матери, количество их

в течение всего первого года жизни небольшое, сложные звуки к концу года не появляются (количество слоговых конструкций в 12 месяцев составляет 21%, преобладают гласноподобные [а], [э], [у]).

Четвертая диада. Со стороны матери и ребенка во все возрастные срезы отмечено отсутствие активного взаимодействия. В возрасте ребенка 3 месяца мать не выделяет голосом отдельные слова (лишь 28% материнских фраз содержат выделенные голосом слова). Средняя ЧОТ в возрасте ребенка 3 месяца составляет 323 ± 78 Гц, а в 12 — 215 ± 43 Гц. Ребенок как в 3, так и в 12 месяцев не произносит звуки в ответ на речь матери. Звуки простые, сочетания СГ в 12 месяцев составляют 38% от всех вокализаций (в 3 месяца — 4%). В 12 месяцев появляется незначительное количество [и], [о]-подобных.

Пятая диада. Как и в четвертой диаде, на протяжении всего первого года жизни ребенка в диаде не было отмечено активного взаимодействия. Также в МР отсутствует повторение звуков, произнесенных ребенком (характеристика 7) во все возрастные срезы. В 3-месячном возрасте ребенка 63% материнских фраз содержат выделенные голосом слова, а в 12 месяцев — 21% . На протяжении первого года жизни ребенка средняя ЧОТ в МР составляет 280 ± 66 Гц. В вокализациях ребенка доля сочетаний СГ в 3 месяца составляет 2%, а в 12 — 27% от всех вокализаций. Преобладающими гласноподобными являются [э] и [а], и не происходит расширения звукового репертуара к 12 месяцам.

В шестой диаде ребенок повторял звуки за матерью только в 3-месячном возрасте, т. е. только когда и мать повторяла звуки, произнесенные ребенком. В МР многие из анализируемых характеристик отсутствовали, что отразилось на недостаточном уровне речевого развития ребенка. В МР во все возрастные срезы количество выделенных голосом слов не превышало 45%. В возрасте ребенка 3 месяца средняя ЧОТ составляла 323 ± 72 Гц, а в 12 месяцев — 237 ± 65 Гц. Во все возрастные срезы ребенок произносит малое количество звуков. В 3 месяца к СГ относятся 5% вокализаций, в 12 — 31%. Во все возрастные срезы преобладают [а], [э], [у]-подобные, а единичные

[и]-подобные появляются в 12 месяцев.

В седьмой диаде мать во все возрастные срезы не использует четвертую группу характеристик (растягивание звуков в словах, выделение голосом отдельных слов). В возрасте ребенка 3 месяца из всей речи матери 60% фраз содержат выделенные голосом слова, а в 12 месяцев только 14%. В возрасте ребенка 3 месяца средняя ЧОТ в МР составляет 301 ± 105 Гц, в остальные срезы ЧОТ значимо (р < 0,05) отличается от 3-месячного возраста, и при обращение матери к ребенку, как и при обращении ко взрослым, составляет 215 ± 39 Гц. В звуковом репертуаре ребенка в возрасте 3 месяца преобладают гласноподобные (99%), а СГ составляют только 1% от всех вокализаций. К 12 месяцам гласноподобные составляют 88%, СГ — 12%. В вокализациях ребенка наиболее часто встречающимися являются [а], [э], [у]-подобные, а [и] и [о] составляют в разные возрастные срезы по 0-4%. Таким образом, не происходит значительного расширения звукового репертуара с возрастом. У ребенка нет повторений, и в 12 месяцев в звуковом репертуаре присутствуют только простые звуки.

Интересно заметить, что в третьей и седьмой диадах в МР отсутствует по одной группе характеристик во все возрастные срезы.

Восьмая диада. В МР присутствует большинство анализируемых характеристик. Речь матери характеризуется большим количеством выделяемых голосом слов (от 54,4

до 80,2% в разные возрастные срезы). В материнской речи, обращенной к ребенку на протяжении первого года жизни, средняя ЧОТ по фразе колеблется в диапазоне 250,8283,7 Гц. В звукопродукции ребенка в 3 месяца присутствует 8% вокализаций, содержащих СГ, в 6 месяцев — 13%, а в 9 и 12 месяцев по 30 и 32% соответственно. В возрасте 3, 6, 9, 12 месяцев в вокализациях ребенка преобладают гласноподобные [а] и [э], а также [у] в 6 месяцев. В 3 и 9 месяцев количество [и]-подобных составляет 1,8 и 2,8% соответственно. [о]-подобные появляются в вокализациях ребенка с девяти месяцев (0,6%), и их количество незначительно увеличивается к 12 месяцам (1%). В 12 месяцев также присутствуют [ы]-подобные (1%).

В речи матери из девятой диады количество выделенных голосом слов не имеет значимых изменений с возрастом ребенка (в 3 месяца 31,8% фраз материнской речи содержат фонетически выделенные слова, а в 12 — 39%). В МР средняя ЧОТ по фразе значимо не отличается в возрастные срезы 3 и 9, и значимо (р < 0,01) возрастает в 12 месяцев (232,7-252 Гц). В звукопродукции ребенка в возрасте с трех до девяти месяцев содержание слоговых конструкций увеличивается с 10% от общего числа вокализаций (3 месяца) до 16% (9 месяцев). В 12 месяцев в звуковом репертуаре ребенка наблюдается скачок в количестве вокализаций, содержащих согласноподобные звуки (68%). На протяжении первого года жизни преобладающими в звуковом репертуаре гласноподобными являются [э], а также [а], [у]. В 12-месячном возрасте единично встречающиеся [и]-подобные звуки (2,4%), [о] и [ы] (по 0,6% каждая) свидетельствуют о том, что к 12 месяцам еще не происходит активное расширение репертуара гласноподобных звуков.

Десятая диада. В 3-месячном возрасте у ребенка в 46% материнских фраз содержатся выделенные голосом слова, незначительно ниже (38%) этот показатель и в 12 месяцев. В материнской речи средняя ЧОТ по фразе значимо уменьшается с возрастом (между тремя и шестью месяцами, девятью и двенадцатью месяцами, р < 0,01) и колеблется от 242 Гц (3 месяца) до 212, 8 Гц (12 месяцев). В возрасте трех месяцев гласноподобные составляют 89% всех вокализаций ребенка, и только 11% вокализаций содержат согласноподобные звуки. В 12 месяцев в вокализациях ребенка слоговые конструкции и отдельные гласноподобные имеют равные значения (50%). В 3 месяца основными гласноподобными, составляющими репертуар ребенка, являются [а], [э], [у]-подобные, также присутствуют [ы]-подобные звуки. В 9 месяцев звуковой репертуар ребенка из 10-й диады расширяется, что проявляется в появление с ранее произносимыми звуками также [и] и [о]-подобных, хотя и в небольших количествах. К 12 месяцам это значение увеличивается.

На основе полученных данных был выявлен ряд закономерностей.

В 3 месяца высокий уровень речевого развития соответствует произнесению ребенком большого количества звуков (у детей из 1, 2, 6, 8, 9-й диад). Общими характеристиками матерей в этих диадах является повторение одинаковых слов несколько раз, произнесение простых слов и звуков, грамматически простая речь и растягивание звуков в словах.

Дети, которые повторяли звуки за матерьми в 3 месяца (диады 1, 2, 8, 9), к 12 месяцам содержали в своем звуковом репертуаре сложные звуки.

В 9 месяцев в тех диадах, где у детей отмечено появление слоговых конструкций и высокий уровень речепродукции (диады 1, 7, 9, 10), для матерей общими являются следующие характеристики: 13 (эмоциональная речь), 7 (повторение звуков, произне-

сенных ребенком), 10 (говорит короткими фразами). Таким образом, в материнской речи присутствует, по крайней мере, по одной характеристике из трех групп (у трех матерей не полностью представлена четвертая группа характеристик).

В диадах, где дети в 12 месяцев произносили много звуков и довольно сложных (1, 2, 8, 9, 10), т. е. соответствовали высокому уровню речевого развития, в этом возрасте МР отличалась тем, что в ней присутствовали следующие характеристики: повторение одинаковых слов несколько раз, повторение звуков, произнесенных ребенком, соблюдение пауз между фразами (ожидание ответа ребенка), речь грамматически простая.

В диадах (1, 2, 6, 8, 9), где в 3 месяца у детей отмечено произнесение звуков в ответ на речь матери, к 12 месяцам отмечен высокий уровень речевого развития (выражающийся в наличии всех анализируемых характеристик). Также высокий уровень речевого развития в 12 месяцев установлен у ребенка, относящегося к 10-й диаде. В этой диаде, возможно, именно поведенческие характеристики в 3 месяца препятствовали соответствию ребенком высокому уровню развития для 3 месячного возраста (малое количество звуков).

Активное взаимодействие со стороны ребенка и матери (см. рис. 1) в 3 и 12 месяцев в диадах 1, 2, 8, 9, возможно, отражается на том, что к 12 месяцам в речи детей присутствуют все характеристики в соответствии с их возрастом. В диадах 3, 4, 5 и 7 (кроме 3-месячного возраста) на протяжении первого года жизни детей отсутствовала активность при взаимодействии как со стороны матери, так и ребенка. В этих диадах отмечен низкий уровень развития детей к 12 месяцам.

Для анализа звуковой активности матери и ребенка было проанализировано количество материнских фраз и звуковых последовательностей детей, произнесенных за период взаимодействия (равный для всех диад). Продемонстрировано наличие связи между звуковой активностью матери и ребенка в процессе их взаимодействия (рис. 3). На примере 8-й и 9-й диад можно видеть, что наибольшая звуковая активность среди детей наблюдается в диадах, где мать произносит самое большее количество фраз

100 Г п П

90 - п

8° ■ П П П П

70 ■ п

60 п П

■ ребенок □ мать

Рис. 3. Звуковая активность матери и ребенка при взаимодействии в возрасте 3, 6, 9, 12 месяцев

для 1, 7, 8, 9 и 10-й диад По оси абсцисс — возраст ребенка; по оси ординат — число фраз/звуковых последовательностей.

за период взаимодействия. В диаде 7 видно, что уменьшение материнских высказываний с возрастом ребенка, а следовательно и уменьшение побуждения ребенка к звуко-продукции оказывает негативное влияние. С возрастом звуковая активность ребенка уменьшается. Обратную картину демонстрирует диада 10, где мать проявляет большую звуковую активность (за исключением 9-месячного возраста ребенка, но в этом возрасте повышается количество выделенных голосом слов в материнской речи), что ведет к увеличению количества звуков, произносимых ребенком с возрастом.

В данной работе показано, что для каждой из 10 исследованных диад «мать — дитя» характерен свой стиль взаимодействия, что отражается как в различном наборе поведенческих характеристик, так и в характеристиках речевого развития детей и материнской речи. Для каждого из возрастов детей выявлены характеристики МР, имеющие наибольший вклад в достижение ребенком высокого уровня речевого развития. К ним относятся характеристики из всех четырех групп с преобладанием второй (повторение одинаковых слов несколько раз, повторение звуков, произнесенных ребенком, произнесение простых слов и звуков) и третьей групп характеристик материнской речи (соблюдение пауз между фразами, использование коротких фраз, речь грамматически простая).

Выявлены характеристики материнской речи, значение которых изменяется с возрастом ребенка индивидуально для каждой диады.

Сравнение характеристик материнской речи и уровней речевого развития детей показало различное построение речевого взаимодействия в диадах. Наибольшая звуковая активность, вариативность ЧОТ, количество выделяемых голосом слов выявлены у матерей из диад 1, 8, 9 и 10. Для этих же детей обнаружен более высокий уровень речевого развития на основе комплекса характеристик (появление слоговых конструкций, расширение звукового репертуара и звуковая активность).

Наибольший вклад для высокого уровня речевого развития детей 12-месячного возраста имеет наличие в материнской речи повторений одинаковых слов и звуков, произнесенных ребенком, соблюдение пауз между фразами.

В диадах, где в 3 месяца у детей отмечено произнесение звуков в ответ на речь матери, в 12 месяцев отмечен высокий уровень речевого развития.

Активное взаимодействие со стороны матери и ребенка в 3 и 12 месяцев, возможно, отражается в том, что к 12 месяцам в речи детей присутствуют все анализируемые характеристики речевого развития.

Таким образом, результаты настоящего исследования подтвердили ранее имеющиеся поведенческие данные [6] о значимости взаимодействия матери с ребенком на протяжении первого года жизни для его когнитивного развития и показали характеристики вокально-речевого поведения матери в процессе взаимодействия с ребенком, обеспечивающие прогресс в его речевом развитии.

Литература

1. Ляксо Е. Е., Куражова А. В., Гайкова Ю. С. Индивидуальные особенности речи матерей, обращенной к нормально развивающимся детям первого года жизни // Сборник трудов XVII сессии РАО «Акустика речи». М.: ГЕОС, 2006. С. 71-74.

2. Ляксо Е. Е., Челибанова О. В., Галунов В. И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 5. С. 58-67.

3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 384 с.

4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003. 288 с.

5. Гайкова Ю. С. Взаимодействие матери и ребенка и раннее речевое развитие // Всемирный конгресс «Внутриутробный ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонатологии, психотерапии, психологии и социологии». М., 2007. Т. 2. С. 97-99.

6. Masur E. F., Flynn V., Eichorst D. L. Maternal responsive and directive behaviours and utterances as predictors of children’s lexical development // J. Child Lang. 2005. N 32. Р. 63-91.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.