Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя в условиях модернизации российского образования'

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1733
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. PEDAGOGICAL ACTIVITY / INDIVIDUALITY / STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / INDIVIDUAL STYLE / PERSONALLY-ORIENTED APPROACH / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снигирева Елена Михайловна

В статье раскрыты современные взгляды на сущность педагогической деятельности и роль индивидуального стиля учителя в условиях модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снигирева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual style of pedagogic activity in conditions of modernization of Russian education

The modern view of the essence of pedagogical activity and the role of teacher’s individual style in the process of the modernization of Russian education is disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя в условиях модернизации российского образования»

СОДЕЙСГв. f \

Исследования молод-ьхучепых.

ЧИППКРО

Исследования мюлодъхучепьх

УДК 371.321.4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Снигирева Е.М.

Аннотация. В статье раскрыты современные взгляды на сущность педагогической деятельности и роль индивидуального стиля учителя в условиях модернизации российского образования.

The modern view of the essence of pedagogical activity and the role of teacher's individual style in the process of the modernization of Russian education is disclosed in the article.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, индивидуальность, стиль педагогической деятельности, индивидуальный стиль, личностно-ориентированный подход, деятель-ностный подход.

Pedagogical activity, individuality, the style of pedagogical activity, individual style, personally-oriented approach, activity approach.

Значительные изменения во всех сферах современной социально-экономической жизни общества оказывают влияние на систему образования. Обновление содержания образования, новые концепции в организации образовательной деятельности, вариативность, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, широкое использование инновационного педагогического опыта непосредственно влияют на организацию и содержание деятельности учителя, развитие его индивидуальности и творческого потенциала.

Одной из особенностей педагогической деятельности учителя в ситуации переориентации целевых ориентиров школьного образования является необходимость решения новых задач. При этом задачи, возникающие в ходе освоения личностно-ориентированной по направленности и деятельностной по сути педагогической парадигмы, требуют от педагогов гибкости

мышления и владения методологической культурой, обеспечивающей ориентацию в изменяющихся условиях действительности.

В условиях вариативности перед учителем встает проблема выбора наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности. Чтобы регулировать и оценивать свою педагогическую деятельность, повышать ее эффективность, учителю необходимо использовать различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, вырабатывать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. В современной системе образования выбор или разработка собственных технологий обучения и воспитания осуществляется на основе личных убеждений учителя и составляет по существу его индивидуальный стиль педагогической деятельности. В связи с этим, каждый учитель должен найти свои методы, способы и приемы деятельности, отвечающие его индивидуальным особенностям личности.

Особую значимость данная проблема приобретает в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарт представляет собой «рамочный » документ, в котором определена система требований к образовательному процессу, к деятельности учителя, к выпускнику школы. Выбор путей достижения образовательных резуль -татов предоставляется учителю. По словам И. П. Андриади, «учительский труд дает возможность каждому найти свои индивидуально-своеобразные пути приспособления к учебным ситуациям, условиям, требованиям» [2, с. 24].

Безусловно, роль учителя всегда важна, какими бы образовательными стандартами мы ни

Научпо-теоретический журнал

Выпуску4(9) * 2011

Снигирева Е..М.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя ...

пользовались. Но в новом образовательном стандарте принципиально важным является признание решающей роли воспитания в системе школьного образования. На это указывают конкретные образовательно-воспитательные ценности, представленные в виде культурных, нравственных и духовных ориентиров. Одним из условий организации социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является нравственный облик педагога, его индивидуальный стиль деятельности. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его индивидуальные особенности поведения, общения и мышления — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Сформировать у учащихся индивидуально-личностные качества, востребованные современным обществом, способен только учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности и являющийся образцом для подражания.

Для осуществления воспитательной функции педагогу недостаточно владеть профессиональными знаниями и умениями, необходимо быть личностью, субъектом деятельности, то есть иметь собственную точку зрения, обладать опытом саморегуляции, саморазвития и самореализации. Важность индивидуальности в деятельности современного педагога отмечает В.В. Сериков. По его мнению, «чтобы стать субъектом, ученик должен встретиться с носителями субъектности - подлинными педагогами, а не с безликими текстами, заданиями и упражнениями. Культура, проникающая в сознание воспитанника, опосредуется личностью того, кто обеспечивает его взаимодействие с этой культурой» [8, с. 32]. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать ребенку формальные ответы на интересующие его вопросы. Важно выявить различные взгляды, поспорить, побудить высказать собственную точку зрения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Во все времена субъектом профессиональной педагогической деятельности являлся педагог-профессионал. В чем же отличие педагога-профессионала от педагога-предметника? Во-первых, педагог-профессионал ориентирован на

работу с детьми, с человеческой субъективностью, а не с учебным материалом. Во-вторых, он практически умеет работать с процессами образования и развития, владеет способами собствен -ных оригинальных методик педагогической работы. В-третьих, он свободен и инициативен при разработке стратегии и тактики своей профессиональной деятельности, выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. И наконец, педагог-профессионал в совершенстве владеет методологией образования, под которой мы понимаем учение об организации деятельности. Последний признак педагога-профессионала является сегодня наиболее актуальным, поскольку методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход.

Кроме того, субъективность педагога проявляется в его способности к проектированию своей деятельности, ее изучению и развитию. Педагог-профессионал специально простраива-ет образовательный процесс, разрабатывает его содержание и формы с учетом личностного взаимодействия с учащимися. В данном случае под образовательным процессом понимается не только обучение в традиционном его значении, но и учение, как особое проектирование деятельности ученика как субъекта, которая должна быть направлена не только на познание внешнего мира, но и самого себя в условиях самоорганизации, самореализации.

Важнейшим спутником педагога-профессионала, стремящегося к вершинам профессионального мастерства, является аналитико-рефлексивная деятельность. Так, по мнению А.С. Бароненко и Е.А. Бароненко, «только с помощью правильной рефлексивной деятельности учитель сможет выявить противоречия педагогического процесса, его объективные закономерности, сформулировать принципы деятельности и определить методологические подходы» [3, с.50].

В условиях гуманизации образования, когда индивидуальность представляет собой высшую ценность, формирование и развитие индивидуального стиля педагога становится важнейшей целью профессиональной подготовки. Индивидуальные различия в педагогической деятельности могут иметь различные проявления:

— как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профес-

Научно-теоретический журнал

65

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Исследования молодыхученых

сиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач в ней;

— как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

— как выражение неповторимости, самобытности личности учителя в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде [9].

Разработка понятия индивидуального стиля деятельности, в первую очередь, связана с именами Е.А. Климова и В.С. Мерлина, придавшими ему развернутую концептуальную фор -му. Существенный вклад в разработку данного понятия внесли К.М. Гуревич, А.Я. Никонова,

A.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик,

B.И. Загвязинский, С.Г. Измайлов, А.В. Торхо-ва, Е.С. Рапацевич, В.И. Чудновский и др. В своих исследованиях ученые опираются на концепцию В.С. Мерлина, согласно которой индивидуальный стиль рассматривается как проявление вариативности способов деятельности, и концепцию Е.А. Климова, который под индивидуальным стилем понимет совокупность общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки [цит. по 7]. В педагогической деятельности к таким способам можно отнести предпочитаемую педагогом манеру общения, поведения, индивидуальные способы решения конфликтов и т. д. Так В.И. Загвязинский индивидуальный стиль педагогической деятельности определяет как «систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований...», которая «неразрывно связана с системой взглядов и убеждений» [6, с. 195].

Интересен подход к определению индивидуального стиля педагогической деятельности в работах Н.А. Аминова. Его подход заключается в том, что индивидуальный стиль деятельности педагога он рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. По мнению автора, индивидуальный стиль педагогической деятельности определяется внутренней установкой учителя на один из двух типов взаимодействия - партнерство или результативность. В соответствии с этим, выделяется два основных типа педагогического стиля:

стиль, ориентированный на развитие, и стиль, ориентированный на достижение учащимися высокий результатов в развитии [1, с. 38].

Используя личностно-ориентированный подход к изучению индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, Г.А. Беру-лава характеризует его как «интегральную характеристику функциональной системы индивидуальных свойств, проявляющихся в тех составляющих человеческой активности, которые не контролируются сознанием и направлены на удовлетворение базовых потребностей субъекта». Следуя теоретическим и методологическим наработкам данного автора, осуществленным в аспекте личностно-ориентированной парадигмы, можно сделать следующие выводы:

— индивидуальный стиль педагогической деятельности является не только устойчивой характеристикой индивидуальности, которая детерминируется условиями окружающей действительности, но и изменяющейся характеристикой, которая детерминирует образ педагогической деятельности в результате специфики ее содержания;

— стиль индивидуальности проявляется во всех видах психической активности человека, но в большей степени в поведении (соответственно может быть диагностирован);

— проявление индивидуального стиля педагогической деятельности чаще всего оценивается как бессознательное, что подтверждает его индивидуальность [4, с. 44].

Характеризуя индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как особый тип поведения, необходимо подчеркнуть важность его адаптивного характера в условиях введения новых образовательных стандартов. Новый стандарт представляет инновационное изменение, относящееся к педагогическому рационализаторству — процессу усовершенствова -ния образовательной системы, связанному с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения. Индивидуальный стиль педагога позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны учителя, и по возможности, компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом. С позиции изложенного, индивидуальный стиль педагоги-

Научно-теоретичесщш, журнал

Выпус^4(9)* 2011

Снигирева Е..М.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя ...

ческой деятельности учителя можно рассматривать как «психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений» [10].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития индивидуального стиля педагогической деятельности позволил нам сделать вывод о том, что возможность разных индивидуальных стилей педагогической деятельности основана на существовании «зоны операционной неопределенности», которая допускает выбор различных способов осуществления деятельности. Это в свою очередь позволяет учителям с разными индивидуальными особенностями нервной системы, разными способностями добиваться равной эффективности при выполнении одного и того же вида деятельности различными способами.

Чаще всего определенный стиль педагогической деятельности выбирается учителем из критерия удобства данного способа деятельности. В этом случае не человек приспосабливается к деятельности, а деятельность приспосабливается к человеку. Как правило, результаты такой деятельности могут быть достаточно низкими. Для того чтобы эффективность педагогической деятельности была высока, учителю необходимо выбирать такой стиль деятельности, который бы соответствовал его индивидуальным особенностям и не противоречил требованиям деятельности.

Таким образом, успех в жизни и деятельности педагога существенно зависит от его умения, способности раскрыть собственную индивидуальность, использовать неповторимые особенности для решения реальных задач. Задача каждого учителя состоит в умении моделировать свой стиль педагогической деятельности в зависимо -сти от изменяющихся целей и задач учащихся. От умения учителя на каждом этапе обучения оценить адекватность избранных им приемов и средств задачам и ожиданиям учащихся, внести соответствующие коррективы в учебный процесс зависит эффективность обучения.

Сегодня стало ясно, что только учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем педагогической деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответствен-

ность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие общества в целом.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как интеграл педагогической компетентности и объективных характеристик личности педагога, направленный для решения профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях окружающей действительности, отражает требования, которые предъявляет современное общество к учителю. По мировым стандартам, современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель авторских методик и программ, опирающихся на передовой педагогический опыт и новые технологии обучения, адаптирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии [5].

Литература

1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. - М.: Воронеж, 1997.

2. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.П. Андриади. - М.: Академия, 1999. - 160 с.

3. Бароненко, А.С. Педагогическая культура и её формирование в условиях практической работы учителя в общеобразовательном учреждении / А.С. Бароненко, Е.А. Бароненко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - №2(4). - С. 48-59.

4. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика : учеб. пособие / Г.А. Берулава. - М.: Пед. общ-во России, 2001.

5. Данильченко, В.М. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.irex.ru/press/pub/polemika/15/dan.

6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

7. Немов, Р.С. Библиотека Гумер - психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/09.php.

Научно-теоретический журнал

67

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

СОДЕЙСГв.

^ ч

Исследования люлодъхучепых.

ЧИППКРО

8. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. — № 5. — 2010. — С. 29—37.

9. Сорокина, Г.В. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности учителя

физической культуры [Электронный ресурс] // Физическая культура», 2005. — № 1. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot.

10. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. — М.: Смысл, 2000. — 199 с.

Научно-теоретический журнал

вЪыгуск4(9)• 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.