Научная статья на тему 'Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов'

Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
889
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / ТИПЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕМПЫ ПРИРОСТА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ / YOUNG MALE SWIMMERS / TYPES OF BIOLOGICAL DEVELOPMENT / RATES OF INCREASE OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL INDICES / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS IN THE AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич

В результате исследования было установлено, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического и функционального развития. Необходим дифференцированный подход к выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual approach in elaborating the many-year training of young male swimmers

As a result of the research it was established that the young male swimmers with different type of sexual maturation had possessed reliable distinctions in the dynamics of age physical and functional development. We must apply differential approach to selecting the training loads in accordance with their directness and magnitude (volume and intensity) depending on a type of biological development. Control over the levels of biological puberty and maturity fundamental morphofunctional and bioenergetics indices is of particular impotence in the middle age groups for defining the individual period of applying intensive functional and strengthening training.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Виктор Радиевич Соломатин, кандидат педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(РГУФКСиТ) г. Москва

Аннотация

В результате исследования было установлено, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического и функционального развития. Необходим дифференцированный подход к выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

Ключевые слова: юные пловцы, типы биологического развития, темпы прироста морфологических и функциональных показателей, индивидуализация тренировки в возрастных группах.

INDIVIDUAL APPROACH IN ELABORATING THE MANY-YEAR TRAINING OF

YOUNG MALE SWIMMERS

Victor Radievich Solomatin, the candidate of pedagogical sciences, professor The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism

Moscow

Annotation

As a result of the research it was established that the young male swimmers with different type of sexual maturation had possessed reliable distinctions in the dynamics of age physical and functional development. We must apply differential approach to selecting the training loads in accordance with their directness and magnitude (volume and intensity) depending on a type of biological development. Control over the levels of biological puberty and maturity fundamental morphofunctional and bioenergetics indices is of particular impotence in the middle age groups for defining the individual period of applying intensive functional and strengthening training.

Key words: young male swimmers, types of biological development, rates of increase of morphological and functional indices, individualization of training process in the age groups.

ВВЕДЕНИЕ

Направленное воздействие тренировочных нагрузок, рациональное построение и содержание многолетней подготовки, оценка перспективности юных спортсменов должны основываться на знании индивидуальных особенностей морфофункционального развития пловцов с различным типом биологической зрелости в разных фазах полового созревания [1, 2, 3, 4].

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении возрастных закономерностей физического и функционального развития в зависимости от типа биологической зрелости пловцов 11-16 лет.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки физического развития пловцов измерялись продольные, поперечные, обхватные размеры тела, вес тела, фракционирование веса тела. Для определения функциональных возможностей организма пловцов применялся тест с возрастающей нагрузкой 5Х200 м. В результате тестирования фиксировались показатели, характеризующие механизмы энергообеспечения организма: уровни МПК, легочной вентиляции, ЕхсСО2 и др. Биологический возраст определялся с учетом выраженности вторичных половых признаков.

В эксперименте приняли участие 162 юноши, специализирующиеся в плавании

кролем на груди, со спортивной квалификацией от III разряда до мастера спорта

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных данных показал, что пловцы с нормальным и замедленным типами созревания развития проходят те же стадии развития, аналогичные акселератам, с опозданием на 1,5 - 2 года. Пубертатный период акселератов длится 4 года и практически завершается к 14 годам. Он характеризуется бурным развитием основных антропометрических и морфофункциональных показателей в 12 лет. В этом возрасте у них создаются благоприятные предпосылки для последующего развития аэробных и анаэробных способностей. К 13 годам наблюдается значительное повышение функциональных возможностей. Период с 13 до 14 лет является ключевым, или сенситивным в развитии антропометрических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Темпы прироста большинства из них достигают максимальных значений. После 14 лет продолжается развитие функциональных возможностей, особенно анаэробных, скоростно-силовых и силовых.

У пловцов-нормотипов более продолжительный период пубертата, который завершается к 16 годам. Развитие антропометрических и морфофункциональных показателей происходит относительно равномерно на протяжении всего пубертата. Пики прироста этих показателей в сенситивные периоды с 11 до 12 и с 13 до 14 лет менее выражены, чем у акселератов. С 13 до 14 лет происходит бурное развитие аэробных возможностей и силовой выносливости, которое продолжается с меньшими темпами прироста до 16 лет. После 15 лет начинается ускоренное развитие анаэробных возможностей организма.

Самый длительный период пубертата у пловцов-ретардантов, который продолжается после 16 лет. Развитие длиннотных размеров тела у ретардантов в целом совпадает с их развитием у акселератов, динамика показателей длины корпуса, ширины плеч, ширины таза, обхвата грудной клетки и морфофункциональных показателей схожа с их динамикой у нормотипов. С 11 до 13 лет у ретардантов наблюдается относительно равномерное развитие основных соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Период с 13 до 14 лет является сенситивным для большинства антропометрических, морфофункциональных и анаэробных показателей. После 14 лет наблюдается бурное развитие аэробных возможностей организма. С 15 до 16 лет отмечено замедление прироста длиннотных размеров тела и показателей аэробной производительности, наряду с параллельным увеличением анаэробных и силовых возможностей, показатель биологической зрелости достигает 7,7 балла. После 16 лет до завершения пубертата спортсмены ретардированного типа способны повысить свой уровень функциональной, силовой и скоростно-силовой подготовленности.

Сравнительный анализ темпов прироста балла биологической зрелости (ББЗ), соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей пловцов 1116 лет с различным типом полового созревания показал, что темпы прироста ББЗ у акселератов значительно выше, чем у нормотипов и ретардантов на протяжении всего пубертата (особенно в сенситивные периоды с 11 до 12 лет и с 13 до 14 лет). Темпы прироста этого показателя у нормотипов менее выражены, чем у акселератов с пиками прироста также в 12 и 14 лет плюс в 16 лет. У ретардантов с 11 до 14 лет идет относительно равномерное половое созревание, после чего темпы прироста балла биологической зрелости резко возрастают до своих максимальных значений в 15 лет, заметно снижаясь (с 50% до 20%) к 16 годам (рис. 1).

При рассмотрении динамики темпов прироста длины тела картина у трех типов развития весьма схожая, однако, пики прироста в 12 и 14 лет значительно выше у акселератов, чем у ретардантов и нормотипов (рис. 1).

Очень похожую картину развития имеют показатели активной массы тела и мышечной массы. Темпы их прироста равномерно увеличиваются у спортсменов трех типов развития с 11 до 13 лет и резко возрастают к 14 годам, причем у акселератов они

значительно выше, чем у нормотипов и ретардантов. В дальнейшем до 16 лет темпы прироста у нормотипов и ретардантов сохраняются на уровне 20% (рис. 1).

Динамика темпов прироста показателя ЖЕЛ у пловцов трех типов развития в целом совпадает с динамикой биологического созревания.

Во второй половине пубертата, начиная с 13 лет темпы прироста МПК аналогичны биологическому развитию, т. е. с максимальными пиками прироста у акселератов и нормотипов в 14 лет, у ретардантов в 15 лет.

Пики прироста показателя анаэробной мощности ЕхсСО2 у пловцов акселератов наблюдаются в 13 и 15 лет.

ББЗ %

60

40

20

0

—♦—А 1 2

—А—Н юн.

—Р н. ю

і-----1 Возраст

10 11 12 13 14 15 16 17 лет

60 40 20 4 0

Длина

%

ш ♦ А юн.

А Н юн.

9 Р юн.

Возраст

10 11 12 13 14 15 16 17 лет

Активная масса тела %

Мышечная масса %

80

60

40

20

0

60

50

40

30

20

10

0

*

А А Н юн. О Р юн.

Ж 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 ЖЕЛ % -| 1 17 лет

» А юн.

# Р юн.

Возраст

10 11 12 13 14 15 16 17 лет

80

60

40

20

0

▲ ♦ А юн. А Н юн. О Р юн.

А

1 1 * 1 1 Возраст

10 11 12 13 14 15 16 17

У02тах %

60

50

40

30

20

10

0

і * і і ^ і Возраст

10 11 12 13 14 15 16 17 лет

70 60 50 40 30 20 10 4 0

т

уД /

а/ V* /

■,-----1----а----1-----1 Возраст

10 11 12 13 14 15 16 17 лет

Рис. 1. Темпы прироста соматических и функционального показателей у пловцов юношей 11-16 лет с различным типом полового созревания (А - акселераты, Н - нор-

мотипы, Р - ретарданты).

ЕхсСО2 %

У нормотипов и ретардантов с отставанием на один год в 14 и 16 лет, причем своих максимальных значений ретарданты достигают в 13 лет, нормотипы в 16 лет (рис. 1).

Таким образом, у акселератов и нормотипов темпы прироста биологического созревания совпадают с темпами прироста морфофункциональных и аэробных показателей, что свидетельствует о готовности организма юных пловцов к работе на выносливость и демонстрации высоких результатов в своих возрастных группах. У ретардантов такое совпадение имеет место по отношению только к темпам прироста показателей ЖЕЛ и МПК. Максимальные пики прироста длины тела и показателя ЕхсСО2 у ретардантов происходят с 13 до 14 лет, т.е. на 1 год раньше максимального прироста ББЗ, ЖЕЛ и МПК. С одной стороны это создает благоприятные предпосылки для постепенного развития выносливости на 1-1,5 года позже акселератов и нормотипов. С другой стороны, на деле, чтобы избежать отсева в своих возрастных группах, им необходимо выполнять классификационные нормативы, соответствующие паспортному возрасту. Это приводит к форсированной подготовке за счет применения анаэробной тренировочной работы в 13-14 лет, что чревато срывом адаптации и перетренировкой.

Следовательно, перетренировка может быть вызвана не только превышением допустимых объемов тренировочной работы, но и преждевременным применением упражнений различной физиологической направленности, адекватной для старших возрастных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, представление о сенситивных периодах развития физических и функциональных возможностей связано с их целенаправленной тренировкой в возрастных зонах наибольшего прироста. В возрастные периоды с высокими уровнями мату-рации и темпами прироста морфофункциональных и биоэнергетических показателей целесообразнее проводить тренировку, направленную на развитие этих качеств. У пловцов-акселератов оптимальный период для развития выносливости - возраст 12 -14 лет, у нормотипов - 13 - 16 лет, у ретардантов - 12 - 15 лет; для развития силовой выносливости и анаэробной производительности у акселератов - возраст 12,5 - 15 лет, у нормотипов и ретардантов с 13 - 16 лет. Следовательно, при работе с юными пловцами в возрастных группах выполнению упражнений скоростно-силового и гликоли-тического характера должна предшествовать тренировка по укреплению опорнодвигательного аппарата, созданию структурных предпосылок гребка и развитию базовой выносливости. Максимальные по объему и интенсивности нагрузки направленные на развитие функциональных и силовых возможностей следует применять с 13-14 лет с учетом индивидуальных темпов биологического развития и после пубертатного скачка основных показателей физического и функционального развития. Наступление сенситивного периода - сигнал для аккордного применения тренировочных нагрузок, направленных на развитие тех качеств, которые в этот период растут наиболее быстрыми темпами.

Как уже говорилось, у юных пловцов с разными типами полового созревания возрастные зоны наибольших темпов прироста соматических и функциональных характеристик различны. Поэтому в средних возрастных группах тренировочные программы, направленные на развитие и совершенствование силовой выносливости и анаэробной производительности, необходимо планировать с учетом биологической возраста юных спортсменов, ориентируясь на разработанные нами шкалы соматической и функциональной зрелости.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что в возрастном диапазоне 11-14 лет скорость плавания достоверно связана с баллом биологической зрелости, уровнем развития соматических и функциональных показателей (т.е. в младших и средних возрастных группах лидируют акселерированные дети). Однако наиболее перспективны дети, имеющие высокие уровни физического и функционального развития при нормальных и замедленных

темпах полового созревания, так как они имеют большую продолжительность пубертата и многолетней тренировки.

2. Юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, уровнях матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.

3. Для повышения эффективности применения тренировочных нагрузок различной направленности необходим дифференцированный индивидуальный подход к их выбору и величине (объему и интенсивности) в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова, Н.Ж. Соотношение темпов биологического развития и прироста основных морфо-функциональных показателей юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, И.Ю. Радыгина // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 3. -С. 16-18.

2. Закономерности возрастно-полового развития соматических и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания с 11 до16 лет, как факторы определяющие построение и содержание многолетней тренировки / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, Я.В. Рыбина, Е.Е. Вовк // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 3. - С. 48-50.

3. Тимакова, Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация / Т.С. Тимакова. - М. : Физическая культура и спорт, 1985. - 145 с.

4. Тимакова, Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза : методическое пособие / Т.С. Тимакова. - М. : Симилия, 2006. - 132 с.

Контактная информация: nosorog52@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет

(РГППУ), г. Екатеринбург

Аннотация

В статье раскрывается понятие валеологической компетентности и ее структуры. Рассматривается определенная технология проектного обучения при формировании валеологической компетентности студентов. Описываются этапы проектного цикла на примере создания индивидуальной оздоровительной программы.

Ключевые слова:: валеологическая компетентность, структура валеологической ком-пентности, технология проектного обучения, учебный проект, этапы проектного цикла, индивидуальная оздоровительная программа, формирование ценностного отношения к здоровью.

PROJECT TEACHING TECHNOLOGIES - AS MEANS OF FORMATION OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF THE STUDENTS

Natalia Vladimirovna Tretjakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State Professionally Pedagogical University Yekaterinburg

Annotation

This article explains the concepts of valeological competence and its structure. The certain

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.