3. Практикум по теории статистики: Учебное пособие / под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.
4. Фридман Л.М. Как научиться решать зада-
чи. - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
5. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М.: Просвещение, 1986. - 255 с.
УДК 378
Макоева Наира Теймуразовна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ
В работе рассматриваются вопросы моделирования процесса обучения математике в ВУЗе.
Ключевые слова: обучение математике, индивидуальный подход, формирование личностных характеристик специалиста.
Модернизация российского образования тесно связана с протекающими . в российской экономике процессами, такими как, подготовка к вступлению России в ВТО, реализация программы модернизации экономики и перевод ее на инновационный путь развития, должна обеспечить преодоление противоречий между несоответствием результатов обучения запросам рынка труда. В этих условиях принципиально важно появление нового поколения профессионалов, способных реализовать устойчивое и динамичное развитие экономики и прорывное развитие различных областей техники и технологии на основе наукоемких технологий.
Внедрение «компетентностного подхода», как метода моделирования, проектирования результатов обучения и определения содержания образования, определяет переход от традиционного способа проектирования образовательных программ (ОП), направленного на формирование у студента набора компетенций, значимых для его будущей деятельности в профессиональной области.
Такой подход является актуальным, так как в последнее время во всем мире существует тенденция перемещения работников из промышленной сферы в сферу обслуживания. Естественно, возникает необходимость переучиваться, осваивая новые профессии, что чревато затратами времени и средств. Значит, люди должны быть заранее к этому подготовлены, то есть обладать таким общенаучным образованием, которое позволило бы им быстрее переквалифицироваться с минимальными для себя и для общества потерями. Математические же знания и навыки необходи-
мы практически во всех сферах человеческой деятельности. Их использование предполагает, во-первых, обработку данных математическими методами, во-вторых - математическое моделирование, в-третьих - слияние конкретной науки с математикой [1].
В настоящее время бурный рост количества вузов и их филиалов нивелировал эту универсальность математической науки, превратив ее для большей части вузов в прикладную дисциплину. Не секрет, что «борьба» вузов за студента ведет к тому, что студентами, например, экономических вузов становятся люди далекие от математики. А обучение экономическим специальностям предполагает изучение широкого спектра математических дисциплин. И от того, каким образом мы поможем студенту понять связь между «чистой» математикой и ее экономическими приложениями, повысив его мотивацию при изучении этой дисциплины, зависит качественное усвоение им материала, а также развитие профессионального «экономического» мышления будущих специалистов.
В связи с этим назрела необходимость отойти от традиционных методов преподавания в вузе, которые предполагают авторитарное внедрение математики. Необходим новый личностный подход, направленный на развитие человека с позиций природосообразности, основанных на абсолютном уважении к интересам, склонностям и способностям человека.
Возможность такого позитивного развития предлагает нам новое педагогическое направление - этнодидактика, дающая нам основной концептуальный принцип - принцип этнической
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Макоева Н.Т., 2011
природосообразности. Как раз позиция приро-досообразности привлекает сейчас внимание во всем мире, так как перспективу для здорового роста имеет то, что естественно, природосообразно, не требует насилия.
Применение в образовательном процессе принципа природосообразности помогает студенту использовать математические знания при решении профессиональных задач, не перенапрягая его, не отбивая у него желания учиться. При этом раскрываются и его индивидуальные особенности. Как нам кажется, этот принцип, применительно к преподаванию математических дисциплин, должен содержать в себе следующие аспекты:
- использование индуктивно-проблемного подхода к преподаванию;
- использование наглядно-интеграционных методов обучения;
- индивидуализация обучения.
Ни для кого не секрет, что важнейшей характеристикой думающей личности является заинтересованность в получении новых знаний и креативность. Но строго дедуктивные умозаключения, на которых основывается процесс введения новых математических знаний, противны духу творчества, который должен присутствовать при гуманизации образования, поскольку новые знания возникают в результате неких абстрактных рассуждений. Присутствующий сейчас в математике аксиоматический метод, метод дедукции переставляет природосообразный порядок вещей с ног на голову: сначала общее (понятия, аксиомы), а потом конкретное, сначала абстрактное мышление, а потом живое созерцание.
Если же мы вспомним историю развития математики, то «египтяне вычисляли истины, а не доказывали их» [2]. История показывает, что математические знания возникли не у отдельного индивидуума в голове, а пришли к нам из практики, из опыта всего человечества. Поэтому наряду с принципом природосообразности в преподавании математических дисциплин по профилю «экономика» в вузе необходимо использовать основные принципы конструктивизма - индукцию и аналогию, которые позволяют открыть, построить или вычислить на основе частных случаев общие. Индуктивно-проблемный подход в преподавании позволит вывести на первый план проблему в виде некоторой конкретной экономической задачи, решение которой позволит перейти от частных рассуждений к общим, позво-
ляющим сформулировать математическую теорию. На следующем этапе преподаватель должен создать условия для того, чтобы студент научился преобразовывать полученные умения в практические навыки на материале решения профессиональных и познавательных задач.
Наглядность, которая будет задаваться математическим моделированием, можно усилить за счет интеграционных процессов, используя на практических занятиях компьютерные технологии для облегчения процессов обработки данных и получения численных решений. Различные пакеты программ позволят ускорить вычисления и наглядно продемонстрировать изменение результатов при изменении параметров задач.
И, наконец, третий аспект - индивидуальное обучение студентов, которое является одной из форм этнодидактического обучения. Индивидуализация обучения должна привести к тому, что любой семинар или практическое занятие должны стать той формой обучения, на которой главное место должен занимать студент, выполняющий совокупность индивидуальных заданий, работающий в том темпе, который ему доступен. Вторая линия - необходимо искать педагогические возможности для поддержания темпа и уровня развития способных студентов. Здесь можно темп обучения оставить традиционным, но несколько изменить программы обучения. Умственные способности таких студентов позволят им быстрее освоить стандартное содержание и высвободить время на углубленное изучение расширенного материала и для решения задач повышенной сложности.
Другой особенностью этнодидактики является практико-ориентированный подход к обучению. Преподавание тогда достигает цели, когда студент может применить полученные знания на практике, когда он легко ориентируется в выборе методов решения задачи, использует при решении наиболее рациональный вариант. Поэтому математика, как ни одна из других научных дисциплин, требует пересмотра закостеневшей схемы: знания - умения - навыки. На первый план выходит необходимость осуществить переход от умений и навыков к знаниям [3]. Причем необходимо формировать как практические, так и мыслительные умения:
практические
умения ___________________^ навыки - знания
мыслительные
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
85
Такая расстановка ударений в составляющих процесса обучения обусловлена и социальноэкономической необходимостью. Наиболее востребованными на рынке труда являются не те работники, которые обладают обширным запасом знаний, а те, которые могут применить эти знания на практике, успешно решать профессиональные задачи, быстро и точно находить их оптимальные решения. Это также диктует необходимость сместить акценты в традиционной схеме: знания - умения - навыки.
В настоящее время начала появляться та категория профессионалов-руководителей, которая начала осознавать необходимость вложения средств в, так называемый, «человеческий капитал». Управление персоналом основывается на списке определенных компетенций, которые используются при найме новых сотрудников, при поиске талантливых людей для продвижения по службе, для определения необходимости повышения квалификации. А понятие компетенции как раз и относится к области умений, а не знаний.
В переводе с латинского компетенция (competentia) - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Без знаний о предмете, без навыков действий с ним, без умения перенести эти действия на практику достичь этой осведомленности невозможно. Конечно, только умений, только навыков или только академических знаний недостаточно, чтобы чувствовать себя адекватно в создавшейся ситуации или быть профессионально успешным в данной отрасли. Необходимо умение ориентироваться в межличностных отношениях, способность достигать поставленной цели, положительная ориентация на получение необходимого результата, коммуникативные свойства, способность к толерантному поведению и другие качества и способности, позволяющие достичь профессионального долголетия. Но все это вместе: и умения, и навыки, и знания, и способности, и личностные качества позволяют считать себя компетентным человеком в какой-либо сфере: политической, социальной, культурной, профессиональной.
Отсюда, расширенная модель процесса обучения примет вид:
умения _____________навыки - знания - компетенции
мыслительные
Переход на компетентностные рельсы диктует необходимость перехода к новым образовательным стандартам, основанным не на знание-вом, а на компетентностном подходе. Этот подход ориентирует будущего специалиста не только на овладение сугубо профессиональными знаниями, но и на приобретение личностного опыта. В результате должна быть разработана определенная компетентностная модель будущего специалиста, которая включала бы в себя основные профессиональные компетенции.
Рассматривая проблему критериев готовности специалистов экономического профиля к профессиональной деятельности, невозможно свести содержание профессиональной готовности экономиста только к реализации его функций, или к учету только теоретической и практической готовности. Дело в том, что «знать и уметь» для экономиста всегда мало. Не менее важно активно-положительное отношение к выполняемой деятельности и проявление при этом творческого подхода. Речь должна идти не только о критериях операционально-деятельностной готовности, но и о личностных критериях, входящих в профессиональную компетентность. А овладение математическими дисциплинами как раз способствует формированию познавательных, творческих и личностных характеристик будущего специалиста.
Библиографический список
1. Акимов О.Е. Дискретная математика: логика, группы, графы. - 2-е изд. дополн. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. - 368 с.
2. Костенко Н. Преподавание математики: смена парадигмы? // Высшее образование в России. - 2002. - N° 1.
3. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика. Монография. -М: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. - 151 с.
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17