ID: 2014-04-5-A-3328
Краткое сообщение
Пичугина Е.Н., Арушанян А.Р.
Индивидуальный подход к лечению пациентов стоматологического профиля в зависимости от их
психологического статуса
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра ортопедической стоматологии
Научный руководитель: к.м.н., доцент Поспелов А.Н.
Резюме
Отображено наличие психологических типов личностей пациентов и краткие рекомендации для врачей по работе с ними. Предоставлены результаты исследования среди врачей-стоматологов и будущих специалистов данной профессии.
Ключевые слова: психологические типы личности
При стоматологических вмешательствах врачи, зачастую ограничиваются клиническим обследованием пациентов, не уделяя должного внимания психологическим особенностям больных. Это происходит чаще всего из-за отсутствия достаточного количества времени на прием одного больного, особенно в государственных поликлиниках, а также, из-за неосведомленности докторов. В следствии этого не используются возможности эмоциональной регуляции больных с учетом человеческой индивидуальности в целом, а от этого во многом зависит успех стоматологического лечения, так как многим пациентам важно наличие заинтересованности доктора в его проблеме. К тому же, сейчас неизбежно растет количество частных стоматологических клиник, в которых, как правило, используются новейшие технологии в области медицины, поэтому привлечение большего количества пациентов во многом зависит от наличия специалиста со знанием психологии, умеющего наладить доверительный контакт с любым пациентом независимо от его психологического статуса.
К сожалению, при нынешней системе образования в ВУЗе молодой специалист, окончивший обучение владеет лишь мануальными навыками и не всегда в полной мере имеет представление о правильном построении беседы с пациентами во время приема, и тем более при проведении консультации. Это связано с отсутствием достаточного количества часов, выделенных в процессе обучения этой проблеме, наличием большой загруженности студентов, что приводит к отсутствию у них интереса к данному вопросу.
Цель исследования: повышение информированности врачей-стоматологов и будущих специалистов данной профессии о наличии психологических типов и предоставить рекомендации по работе с ними.
Задачи исследования: Предоставить врачам-стоматологам, клиническим интернам и ординаторам, а также студентам 5 курса брошюры, содержащие описание психологических типов пациентов и краткие рекомендации по поведению с ними.
Материал и методы
Существуют 4 основных психологических типа личности: аналитик (не стремится влиять, сдержанно реагирует); дружелюбный (не стремится влиять, эмоционально реагирует); директивный (стремится влиять, сдержанно реагирует); экспрессивный (стремится влиять, эмоционально реагирует). Каждый из них требует индивидуальный подход в общении.
Нами были созданы брошюры с наличием психологических типов пациентов и краткие рекомендации по поведению с ними (Рисунок 1). Данные брошюры раздали 105 врачам стоматологических клиник города Саратова, 20 клиническим ординаторам, 52 клиническим интернам и 113 студентам 5 курса. Результаты подсчитывались с использованием статистических методов (сбор статистического материала; обработка собранного материала; анализ полученных данных)
По опроснику (Рисунок 2), который заполнил каждый получивший брошюру, было установлено, что 69 % опрошенных раннее не знали о наличии этих психологических типов, 46,5 % - ранее сталкивались с пациентами, схожими с описанными психологическими типами, 27,5 % - не видят необходимости учитывать данный критерий при лечении пациентов, 51 % - ранее сталкивались с проблемами в общении с пациентами. 80 % - имеют желание воспользоваться данными рекомендациями в своей клинической практике.
Таким образом, после анализа собранного материала было установлено, что данная проблема является актуальной и имеет место в клинической практике врача-стоматолога, большинство респондентов признали свою неосведомлённость в данном вопросе и выразили благодарность за полученную информацию, сообщив, что применят ее в своей практике.
Актуальность
Результаты
Выводы
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2014. Том 4. № 4
При стоматологических вмешательствах врачи, зачастую ограничиваются клиническим обиопмм папистов, не уделяя должного внимания пснхолоогчсским особенностям больных Это происходит чаше всего и»- и отсутствия датжиого количества времени на прием самого больного. особенно в і осу дарственных поликлиниках. а также. ю-эа неосведомленности допорм. Н слистши ттого не используются нгмоянопи — пюциоиалыюй рсіуляшш бальных с учетом человеческой индншиуалымчмн в іяхіом. А от ТТОІ» во многом зависит успех стоматологического лечения, так как многим нацистам важно наличие шінгерссомнинаи доктора в сто проблеме. К тому же. сейчас неизбежно ростст количество чаешьа стоматологических клиник, в которых, как правило, используются новейшие технологии в области медицины, потто му привлечение большего количества пациентов но многом шмект от наличия спеииммста со иынисм пенхогогии. умеющего наладить доверители в^ контакт с ;вобым паниечпом непаиенмо от его психиюг ичоскої о статуса Существуют 4 основных социальных типа личности: iuta.niшк (не стремится влиять, слержаиио реагирует): дружелюбный (не стремится влиять, эмоционально реагирует); директивный (стремілся влиять, сдержанно реагирует); экспрессивный (стрсмніся влиять, эмоционально реагирует).
У дружелюбного типа личности плавные движения, вкрадчивая походка, жесты сдержаны, доброжелателен, улыбается. Такой пациент активно слушает, плохо реагирует на давление со стороны, медленно принимает решения, не склонен к переменам, является больше ведомым, чем ведущим. Самая верная стратегия в общении с таким нацистом кавоеванис доверия. внимание к его проблеме. Необходимо убелить пациента в положительном конечном ретультате лечения, в том. что вы его слышите и понимаете.
Ключевые моменты при выборе метода лечения: безопасность, большой опыт использования и доступная цена.
Экспрессивный плинеш имеет широкие размашистые дннжения н походку, может что-то млеть из-та невнимательности, постоянно меняет дистанцию, жесты отрывисты, ренти. Высокозмоциоиальиый, быстро принимает решения, не любит мелочей, любит рассказывать о своей личной жичнн Самая верная стратегия в общении с экспрессивным папистом - яркие идеи, пюрчество, простота. Они ценят во враче новаторский и творческий подход в лечении. Предложения доктора должны бы!Ь ярко эмоционально окрашены, целесообразно использовать в качестве примера шутки или смешные ситуации.
У директивного пациента уверенная походка, осанка выпрямлена, жесты уверенные, всегда сохраняет дистанцию, голос громкий, ритмичный, речь быстрая, убедительная, момоцмомхтышя. по делу. Самый сильный тип личности, нацелен їм результат, быстро , принимает решения. Самая верная стратегия в общении с таким пациентом — компетентность и уверенность, краткость и лаконичность: избегать и «лишних тмомий и пустых разговоров. Рекомендации содержат конкретные выгоды для пациента и конкретный результат и эффект лечения
У пациент а-аиалитнка размеренные, ритмичные движения, уверенные, сдержанные жосты. Сохраняет большую дистанцию. Гатос ровный, спокойный, монотонный, задаст много вопросов по лету. Такому пациенту важны детали, факты, логика в назначенном лечении с обязательными доказательствами. Труднее всего принимает решения. Ключевые меггивы при выборе метода лечения для такого пациента' доказательность, соотношение цена'качество, н «меримые подтверждения эффективности
Рисунок 1. Брошюра
Опросник.
1. Знали ли вы ранее о наличии психологических типов личностей пациентов?
а) да;
б) нет.
2. Ранее Вы сталкивались с пациентами, схожими с описанными психологическими типами?
а) да-.
б) нет.
3.Сталкивались ли Вы ранее с проблемами в общение с пациентами?
а) да;
б) нет.
4. Есть ли практический смысл учитывать данный критерий во время стоматологического приема?
а) да:
6} нет.
5. Будите ли Вы использовать предоставленную информацию в своей клинической практике?
а) да;
6} нет.
Рисунок 2. Опросник
Литература
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014
www.medconfer.com
1. Агафонов Ю.А. Психолого-педагогические основы культуры в работе врача-стоматолога/ Ю.А. Агафонов // Материалы итоговой научнопрактической конференции, Екатеринбург, 1999. с.128.
2. Бойко В. В. Менталитет врача-пациента: аспекты психологии и этики / В. В. Бойко // Институт стоматологии. СПб, 2001. - №2. - С. 46-53.
3. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия / М.Е. Бурно// М.: Академический проект, ОПП, 2000. -719 с.
4. Гатамов М.Г. Клинические особенности врачебной тактики, планирования и проведения ортопедического лечения пациентов с учетом их
психических характеристик / М.Г. Гатамов // Дис.... канд. мед. наук. М., 1993. — 113 с.
5. Гольдштейн Р. Эстетическая стоматология. Том 2 / Р. Гольдштейн // Русское издание под редакцией А.М. Соловьевой. - Канада, 2003.- 493 с.
6. Леонтьев В.К. Этические принципы и кодекс профессионального поведения стоматолога / В.К. Леонтьев // Стоматология для всех. 1998. - № 1. -С.52-54.
7. Мясищев В.Н. Проблемы личности в психологии и медицине / В.Н. Мясищев // Актуальные вопросы медицинской психологии.- 1974. - с.5-26.