Научная статья на тему 'Индивидуальность в бизнесе и организации'

Индивидуальность в бизнесе и организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конференция / индивидуальность / бизнес / организация / conference / individuality / business / organization

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Штроо Владимир Артурович

В рамках V Международной конференции «Психология индивидуальности», состоявшейся 9–11 декабря 2015 г. на базе НИУ ВШЭ (Москва, Россия), по инициативе кафедры организационной психологии и магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ была организована секция «Индивидуальность в бизнесе и организации». В работе секции приняли участие более двадцати представителей различных регионов России. Руководили её работой проф. Н.Л. Иванова, проф. Т.Ю. Базаров, проф. В.А. Штроо и доц. Н.В. Антонова. В прозвучавших докладах была отражена широкая палитра организационно-психологических и бизнес-психологических проблем, ставших предметом научного анализа или практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individuality in business and organization

The special section “Individuality in business and organizations” was organized during the V International Conference “Psychology of individuality” (December 9-11, 2015; HSE, Moscow). Section was organized on the initiative of the Department of Organizational Psychology and Master’s program “Business Psychology” (HSE). The work of the section was attended by representatives of more than twenty different regions of Russia. The work of the Section was managed by prof. Natalia Ivanova, prof. Takhir Bazarov, prof. Wladimir Stroh and associate professor Natalia Antonova. The included reports covered a big scope of organizational and business psychological problems, which have become the subject of scientific analysis or practical work.

Текст научной работы на тему «Индивидуальность в бизнесе и организации»

Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4. С. 82-86.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Индивидуальность в бизнесе и организации

ШТРОО Владимир Артурович

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

В рамках V Международной конференции «Психология индивидуальности», состоявшейся 9-11 декабря 2015 г. на базе НИУ ВШЭ (Москва, Россия), по инициативе кафедры организационной психологии и магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ была организована секция «Индивидуальность в бизнесе и организации». В работе секции приняли участие более двадцати представителей различных регионов России. Руководили её работой проф. Н.Л. Иванова, проф. Т.Ю. Базаров, проф. В.А. Штроо и доц. Н.В. Антонова. В прозвучавших докладах была отражена широкая палитра организационно-психологических и бизнес-психологических проблем, ставших предметом научного анализа или практической работы.

Ключевые слова: конференция; индивидуальность; бизнес; организация.

В своем докладе «Индивидуально-психологические и групповые факторы выдвижения в позицию лидера» студентка Ташкентского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова (Узбекистан) Р.Р. Ахмедова рассказала о результатах эмпирического исследования, в котором были соотнесены преобладающий стиль реагирования на изменения и степень выраженности командной роли у лиц, занявших лидерскую позицию в ходе группового решения творческой задачи. Выяснилось, в частности, что преобладающим стилем реагирования в трёх четвертях случаев является «реализующий стиль», и в оставшейся четверти случаев — «консервативный стиль». Командные роли лидеров в данном исследовании были представлены с большим разнообразием. В ходе обсуждения доклада участники секции предложили обратить внимание на социокультурные факторы, которые могут оказать влияние на подобные результаты, включая и половозрастные аспекты поведения людей в группе.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ (Москва) Ю.Е. Мужичкова в своем докладе «Принятие финансовых решений партнерами по бизнесу в условиях доверия и недоверия» представила результаты экспериментального исследования из области поведенческой экономики. В ходе деловой игры команды, участвующие в парных переговорах, должны были заключить сделку на определенную сумму условных денежных единиц. При этом варьировалась предварительная установка на доверие или недоверие к команде-

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

E-mail: vstroh@hse.ru

82

Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.

www.orgpsyjournal.hse.ru

партнёру. Оказалось, что в ситуации симметричных установок (обе команды не получили или обе команды получили установку на недоверие к партнерам) взаимные оценки и оценки общего исхода переговоров оцениваются значительно выше, чем в ситуации ассиметрич-ных установок (одна команда получала установку на недоверие, а другая не получала такой установки). Доклад также вызвал многочисленные вопросы и оживленную дискуссию.

В ходе работы секции отчетливо прозвучала тема корпоративного обучения персонала. Так, в докладе д. психол. н., руководителя отдела развития персонала ЗАО «Ротер Хаус» (Москва) В.А. Толочека «Корпоративное обучение как катализатор профессионального становления субъектов» на примере конкретной бизнес-организации были прослежены в течение шести лет динамика объема учебных дисциплин, реализуемых в рамках корпоративного обучения, динамика учебной активности слушателей, динамика увольнения сотрудников компании и динамика их должностного продвижения. Было отмечено монотонное снижение в анализируемый период большей части позитивных эффектов корпоративного обучения. Динамика увольнения сотрудников, равно как и динамика профессионального должностного продвижения («вертикальная карьера») носят криволинейный характер вследствие ряда кумулятивных эффектов. Не меньший интерес аудитории вызвало выступление И.С. Кострикиной, к. психол. н., директора по персоналу ООО «Прейскурант» (г. Ивантеевка) с докладом «Проблемы развития индивидуальности в системе корпоративного обучения». Исходным тезисом доклада прозвучала идея рассмотрения организационного развития в контексте когнитивной индивидуальности или способностей, что позволяет выделить в числе ведущих параметров адаптивность и обучаемость, в том числе имплицитную, ее сотрудников. В качестве основных проблем дисбаланса индивидуальности и организации докладчик указала на отсутствие востребованности потенциала работника в данной организационной системе, недостаточную способность руководства и организационной системы в целом к взаимодействию с экспертами и специалистами с высоким уровнем операционального интеллекта, а также несоответствие когнитивной и формально-динамической индивидуальности ключевых сотрудников организации параметрам ее жизненного цикла.

Тема соответствия личности и организации (Person-Organization Fit) нашла свое отражение в еще одном докладе «Возможности использования полиномиальной регрессии для решения задачи поиска соответствия личности и организации»,

который представили к. психол. н., профессор кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ (Москва) В.А. Штроо и преподаватель той же кафедры А.С. Елисеенко. Авторы исходят из того, что если на теоретическом уровне имеют место попытки интеграции накопленных знаний в единую концептуальную модель, то на методическом (диагностическом) уровне наблюдается разрозненность измерительных инструментов и неполнота получаемых данных. В качестве возможного решения данной проблемы предлагается привлечь метод полиномиальной регрессии. Использование полиномиальных регрессий позволяет строить пространства, в которых легко найти оптимальное соотношение всех переменных мозаики соответствия, которые, в свою очередь, так или иначе, оказались информативными предикторами. Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо определить два множества переменных: «дескрипторы личности» и «дескрипторы организации», не обязательно находящиеся в «попарном соответствии».

83

Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Доклад С.А. Липатова, к. психол. н., доцента МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), на тему «Социально-психологические факторы приверженности работников коммерческих организаций» был посвящен изложению результатов эмпирического исследования, целью которого было выявление характера взаимосвязи социально-психологических факторов и приверженности сотрудников российских коммерческих организаций. В результате была обнаружена положительная связь аффективной и нормативной приверженности с социальной вовлеченностью в организацию, с уровнем групповой сплоченности, с доверием к организации, с организационной поддержкой; со справедливостью (дистрибутивной, процедурной и интерактивной), а также со степенью положительного восприятия внешнего престижа организации. Континуальная приверженность оказалась взаимосвязанной только с дистрибутивной справедливостью.

На секции прозвучали и доклады по итогам исследований Научно-учебной группы (НУГ) психологии потребительского поведения, успешно функционирующей в департаменте психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва). В частности, к. психол. н., руководитель НУГ Н.В. Антонова и стажёр-исследователь НУГ М.А. Солорева в докладе «Образ отечественного и зарубежного бренда одежды» рассказали о результатах опроса более 170 российских потребителей, в котором сравнивались образы брендов одежды, зарубежного и российского изготовления. Результаты исследования показывают, что образ отечественных брендов одежды отстает по каждому из измеряемых параметров. Особенно велика разница по параметрам «доверие», «качество» и «персонификация», что, возможно, является основной причиной предпочтения зарубежных брендов отечественным. Российские потребители оценивают отечественные бренды одежды как некачественные, не доверяют им, при этом у потребителей отсутствует «персонификация», что снижает возможности соотнесения образа бренда с собственной личностью. С докладом «Потребление и психологическое благополучие личности» выступила ст. науч. сотр. НУГ О.И. Патоша. Предметом её исследования стало демонстративное потребление молодёжи, осуществленное на выборке 150 российских юношей и девушек. В результате было обнаружено, что люди, склонные к демонстративному потреблению, а также обладающие позитивной установкой по отношению к нему (воспринимают демонстративного потребления в качестве характерной черты современного общества, стремятся покупать предметы роскоши), обнаруживают более высокий уровень субъективного благополучия. Однако сопоставление этих результатов с результатами других исследований, выполненных в рамках научных проектов НУГ психологии потребительского поведения, воспроизводит основное противоречие общества потребления - покупатель стремится к увеличению уровня субъективного благополучия за счёт наращивания объемов потребления, а в реальности его благополучие снижается.

Интеллектуально насыщенная атмосфера работы секции побудила участников к выступлению с инициативными, незапланированными докладами. Так, об итогах прикладного исследовательского проекта по изучению структуры мотивации научной деятельности у сотрудников НИОКР-организаций рассказала заведующая кафедрой психологии филиала МПСУ (Ярославль) Т.В. Разина. Выяснилось, что у сотрудников коммерческих НИОКР-организаций, в отличие от академических учёных, вообще отсутствует какая-либо структура мотивации научной деятельности. Им скорее присуща неупорядоченная совокупность отдельных мотивационных образований.

84

Организационная психология. 2015. Т. 5. № 4.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Общее знакомство с докладами и присланными на данную секцию тезисами не позволяет сегодня говорить об уже сложившихся направлениях или новых тенденциях в исследованиях проявлений индивидуальности в бизнесе и организации.

По итогам конференции планируется выпуск сборника тезисов докладов, с которыми может познакомиться заинтересованный читатель.

Фото 1. Выступление Инны Кострикиной

Фото 2. Выступление Сергея Липатова

85

Organizational Psychology. 2015. Vol. 5. No 4.

www.orgpsyjournal.hse.ru

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY

Individuality in business and organization

Wladimir STROH

National Research University “Higher School of Economics”, Moscow, Russia

Abstract. The special section “Individuality in business and organizations” was organized during the V International Conference “Psychology of individuality” (December 9-11, 2015; HSE, Moscow). Section was organized on the initiative of the Department of Organizational Psychology and Master’s program “Business Psychology” (HSE). The work of the section was attended by representatives of more than twenty different regions of Russia. The work of the Section was managed by prof. Natalia Ivanova, prof. Takhir Bazarov, prof. Wladimir Stroh and associate professor Natalia Antonova. The included reports covered a big scope of organizational and business psychological problems, which have become the subject of scientific analysis or practical work.

Keywords: conference; individuality; business; organization.

Address: 20 Myasnitskaya, Moscow 101000, Russia.

E-mail: vstroh@hse.ru

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.