Научная статья на тему 'Индивидуальное нормотворчество в структуре морального выбора'

Индивидуальное нормотворчество в структуре морального выбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОРМО-ТВОРЧЕСТВО / NORM / CREATIVITY / INDIVIDUAL NORM-SETTING / NORM-SETTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сироткин Л. Ю.

В статье раскрывается авторский подход к индивидуальному нормотворчеству и обосновывается его понятие. Предлагается интерпретация понятия «креативность». Обозначаются признаки норм морали. Выделяются аспекты субъективного отношения к нормам. Определяются этапы присвоения норм. В качестве элементов творчества выделяются копирование и подражание. Выявляется роль и место креативности в процессе нормотворчества. Делается вывод об интеграции нормотворчества в структуру выбора (поступка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual norm-setting in the moral choice structure

The article reveals the author's approach to individual norm-setting and gives its concept. It proposes the interpretation of the concept of creativity, marks signs of moral norms, highlights the aspects of the subjective relation to the standards, defines the stages of assignment rules. The imitation is considered as the element of creativity. The role and the place of creativity are highlighted in the process of norm-setting. It is concluded that norm-setting integrates into the decision structure (the act).

Текст научной работы на тему «Индивидуальное нормотворчество в структуре морального выбора»

УДК 316.752

Л.Ю.Сироткин

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА

В статье раскрывается авторский подход к индивидуальному нормотворчеству и обосновывается его понятие. Предлагается интерпретация понятия «креативность». Обозначаются признаки норм морали. Выделяются аспекты субъективного отношения к нормам. Определяются этапы присвоения норм. В качестве элементов творчества выделяются копирование и подражание. Выявляется роль и место креативности в процессе нормотворчества. Делается вывод об интеграции нормотворчества в структуру выбора (поступка).

Ключевые слова: норма, творчество, креативность, нормотворчество, индивидуальное нормотворчество.

_THE INDIVIDUAL NORM-SETTING IN THE MORAL CHOICE STRUCTURE.

The article reveals the author's approach to individual norm-setting and gives its concept. It proposes the interpretation of the concept of creativity, marks signs of moral norms, highlights the aspects of the subjective relation to the standards, defines the stages of assignment rules. The imitation is considered as the element of creativity. The role and the place of creativity are highlighted in the process of norm-setting. It is concluded that norm-setting integrates into the decision structure (the act).

Key words: norm, creativity, norm-setting, individual norm-setting.

Современный человек самоопределяется в социальном пространстве предложений и выборов. Общество ограничивает предложения и их выбор пределами действия норм. Человек вынужден квалифицировать предложения на приемлемые и неприемлемые и осуществлять выбор одного или нескольких вариантов поведения по соответствующим критериям, определяющим среди которых выступает норма. Императивность норм обусловливает границы выбора человека. Интерпретация или толкование норм всегда были и останутся предметом рефлексии, так как их результат определяет представления человека о свободе и возможности действовать не опасаясь санкций.

Несомненна творческая составляющая в интерпретации норм, которая позволяет обратиться к анализу индивидуального нормотворчества как неотъемлемой составляющей выбора (принятия решений). Развитие нормотворчества обеспечивает человеку свободный и одновременно целенаправленный способ выбора, принятия и применения норм в поведении. Изучение проблематики индивидуального нормотворчества существенно расширяет представление о процессуальных и содержательных особенностях морального выбора в конфликтообразующих ситуациях.

Нормотворчество интерпретируется в данной статье в контексте эволюции представлений о моральном выборе, которые были изложены автором (9) и обобщены в исследовательских проектах, выполненных под его руководством (2, 3, 4, 8 и т.д.).

Моральный выбор рассматривается как предпочтение одной из поведенческих альтернатив, актуализирующейся в факте поступления, т.е. в поступке. Структура поступка изоморфна структуре морального выбора. Результатом поступления являются отношения. Совокупность поступков составляет поведение, которое интегрирует в себе деятельность и общение. Поведение является формой индивидуальной активности человека. Человеческое поведение обусловлено нормой, которая заключает в себе культурный код. Культурный код программируется и реализуется посредством культурообразующих механизмов. Норма указывает на сознательный и социально - значимый характер поведения. Поведенческая креативность обусловливается взаимодействием внутренних механизмов поступления, осуществляемого в соответствии с индивидуальной программой.

Поступок определяет линию поведения и характеризуется устойчивостью. Индивидуальное поведение представляет собой в определенной степени устойчивую повторяемость поступков. Признавая сложную взаимообусловленность поступков и линии поведения, обратим внимание на ситуации выбора, в которых это взаимодействие отчетливо обнаруживается и фиксируется посредством экспериментальных и диагностических процедур. В конфликтообразующих ситуациях линия поведения закрепляется в предпочтении одной из поведенческих альтернатив. Выбор осуществляется на основе преодоления противоречия (конфликта), заложенного в ситуации.

Разнообразные формы поведенческой активности (креативная, ситуативная, импульсивная и т.д.) сопровождают нормативное поведение, которое является доминирующей формой поведения в обществе. Такое поведение типично для подавляющего большинства граждан и выражает некий стандарт. Отклонения от нормы квалифицируются как девиации. Не вызывает сомнений факт существования в границах норм разнообразия поведенческих стилистик, определяемых индивидуальными особенностями субъектов. Существующее разнообразие стилистик не нарушает и

не разрушает систему социальных кодов, выработанных обществом, закрепленных в нем и предписываемых его членам. Поливариантность поведенческих программ предполагает в своей основе интеграцию поведенческих типов.

Проблема нормативности в поведении сложна и многоаспектна, что обеспечивает ей чрезвычайную популярность в различные периоды эволюции наук о поведении человека. За века анализа и попыток решения этой проблемы накопилось множество гипотез, актуализировать и оценивать которые приоритет монографических исследований. В рамках статьи достаточно указать на продолжение попыток выдвижения гипотетических схем, свидетельствующих об усилиях, направленных на ее решение. Для нас важно отметить, что альтернативой нормативному (нормальному) поведению является девиантное (отклоняющееся) поведение, в основе которого лежат не обусловленные нормой действия.

Обобщение представлений о социальной норме (6, 11, 12, 13 и т.д.) позволяет выделить то общее основание, которое объединяет авторские интерпретации. Таким основанием является понимание нормы как образца (эталона, модели) поведения, который соответствует определенным правилам (предписаниям). Понимание нормы как образца дает основание говорить о возможности его усвоения (присвоения) субъектом и делает обоснованной попытку определить механизм присвоения нормы, выражающийся в многомерном процессе взаимодействия субъективации и объективации. Обозначенный механизм не отменяет атрибутивных характеристик социальных норм (императивности, регулятивности и т.д.), которые приобретают значение функций. Социальные нормы усваиваются человеком и становятся элементом индивидуального сознания, которое во многом определяет его поведение. В число функций социальных норм (регулятивная, оценочная и т.д.) входит и трансляционная. Посредством данной функции осуществляется трансляция поведенческого опыта, накопленного в различных ситуациях, и фиксируются поведенческие стереотипы, которые передаются следующим поколениям через социализацию (воспитание). Партнерам по общению поведенческий опыт передается непосредственно как участникам ситуаций или опосредованно через вербализованные процедуры. Присвоению норм способствует та их особенность, которая предполагает единство предписывающего и оценочного момента в поведении людей. Усвоенная норма выступает одновременно как средство ориентации каждого субъекта в определенной ситуации и как средство контроля над индивидуальным поведением со стороны социальных институтов или других субъектов.

Норма приучает человека осуществлять самоконтроль и ориентирует на овладение механизмами саморегуляции. В схему механизма саморегуляции включаются: нормы (образцы), целеориентирующие субъекта в выработке индивидуальной программы поведения; средства реализации избранной программы и самооценка результатов поведения. Самооценка предполагает оценку собственного поведения и его результатов другими.

Нормы выступают в качестве основного фактора саморегуляции поведения; они же определяют границы свободного выбора. В нормативном пространстве человек выбирает индивидуальный вариант поведения и обретает статус его творца. Индивидуальная поведенческая программа, принятая и осуществляемая субъектом, предполагает ответственность за свои поступки. Вопрос о свободе воли также решается в пределах регулирующих санкций норм. В решение этого вопроса вносит вклад чувство долга, которое, наряду с ответственностью, обеспечивает действенность механизма саморегуляции. Чем выше степень свободы человека, тем большую роль играет саморегуляция, тем выше степень ответственности за результат поступления.

Моральные нормы являются видом социальных норм. Как минимум три отличительных признака моральных норм целесообразно учитывать при их анализе как системообразующей основы нормотворчества. Во-первых, моральные нормы выполняют свои функции на основе критериев добра и зла. Во-вторых, мораль является институциональной нормой и не имеет субъекта и объекта регулирования. В-третьих, в моральных нормах главную роль играет саморегуляция. В четвертых, так как моральные нормы позволяют человеку относительно самостоятельно определять линию поведения, то возрастает значение творческой интерпретации норм, расширяющая поведенческое пространство их применения. В пятых, моральные нормы определяют социально одобряемые формы поведения и отношений, которые поддаются правовой регуляции.

Эволюция моральных норм имеет длительную историю, которая не является предметом анализа в данной статье. О существовании многовековой истории эволюции моральных норм упомянуто лишь для того, чтобы высказать осторожное предположение об этапах нормотворчества, которые проходит человек и которые коррелируют с эволюцией нормотворчества как процесса создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе, с последующим санкционированием в законодательных актах государства и фиксированием их в качестве базовых основ внутригосудар-ственной и общественной жизни.

Индивидуальное нормотворчество протекает в основном в микросреде, которая обладает определенным творческим потенциалом. Креативная функция микросреды ограничивается поведенческой ситуацией, которая требует разрешения. Выбор в ситуации поливариантен. Моральная норма служит определяющим критерием адекватности выбора. Выявленные оттенки новизны (их диапазон может простираться от акцента на каком - либо признаке до возникновения нравственных феноменов) принимают вербализованную форму, осмысливаются и становятся «руководством к действию». Разумеется, ни микросреду, ни отдельную ситуацию невозможно квалифицировать в качестве самостоятельного субъекта нормотворчества. Тем не менее, они способствуют закреплению у человека способности к нормотворчеству как новообразованию с последующей интеграцией в структуру личности. Не менее очевидно, что микросреда «поставляет» исходный материал, который субъект соотносит с имеющимися представлениями о нормах. Обратим внимание на то, что освоение моральных норм на разных возрастных этапах происходит неравномерно. Этапы интенсивного усвоения (младший школьный возраст) сменяются этапами негативного отношения к нормам (подростковый возраст) и критической рефлексии (старший школьный возраст). Имеются и гендерные различия в эмоциональном отношении к социальным нормам. В частности, для мальчиков к переходному от подросткового к юношескому возрасту негативное отношение к нормам сменяется на нейтральное. Для девочек положительное и нейтральное отношение к нормам в подростковом возрасте сменяется к его концу на негативное (14).

Нормотворчество начинается с отношения к нормам. Позиция субъекта к нормам складывается в результате сложного взаимодействия рационального и эмоционального. Желательность рационализации процедуры выбора предпочитаемых норм объяснима, так как она обеспечивает эффективность выбора. Мо-ральные нормы интегрируют рациональные и эмоциональные составляющие в силу своей духовной насыщенности и гуманистической сущности. Нормы морали вызывают положительные эмоции, так как в них за-ложен пафос духовного совершенства образца. В то же время в нормах содержится значительный потенциал стереотипизации поведенческих реакций, что многократно повышает их действенность.

Выбор определенной нормы поведения - это необходимый, но недостаточный для принятия решения шаг. Велика вероятность присутствия барьеров и препятствий в ходе проявления познавательной активности, направленной на усвоение и актуализацию нормы. В качестве барьеров могут выступать импульсивность, ситуативность и т.д., т.е. проявления, связанные с эмоционально -чувственной сферой. Подобные проявления трудно поддаются самоконтролю, что объясняется дезориентированностью непроизвольной эмоциональной рефлекторности. Известно, что эмоциональная сторона принятия решений менее управляема и самоуправляема по сравнению с рациональной процедурой выбора. С большой долей вероятности можно предположить, что без включения волевых усилий процесс выбора окажется контрпродуктивным. Не с меньшей вероятностью можно утверждать, что воля играет главную роль в практической реализации моральных норм в конфликтообразующих ситуациях, а также ситуациях риска. Волевые усилия требуются для мобилизации субъекта к нормотворчеству, которое направлено на преодоление укоренившихся привычек и стереотипов. Воля также необходима для преодоления противоречий между рациональными и чувственными сторонами индивидуального сознания. Нормы, как и любые другие поведенческие образцы, интериоризируюся в сознании и усваиваются человеком. Механизм влияния нормы на поведения сложен и не ограничивается рациональным и эмоциональным моментами и волей. Выбор и присвоение норм становится определяющим фактором процедуры принятия решений, результат которых согласуется с нормой.

Социальные нормы представляют собой формализованные правила поведения, соблюдение которых свидетельствует об определенном уровне культуры поведения. Культура поведения становится тем основанием, на котором развивается способность к оценке (самооценке) поступков определенного типа. В ходе присвоения норма оказывает развивающее влияние на человека. Моральная норма не только задает образец, но и корректирует реальное поведение. Последнее приобретает характеристики устойчивости и динамичности. В норме отражается моральный выбор и та ситуация, в которой он оказывается востребованным.

Любая форма нормативного регулирования предполагает санкции. Угроза санкций убеждает человека следовать норме. Для норм морали важно субъективное убеждение в справедливости нормы и понимание необходимости ее соблюдения. Тем не менее, в пространстве действия морали, которая допускает свободный выбор человеком определенного типа поведения, не может быть исключен факт противостояния с нормой, которая осознается как социальный регулятор, но не присвоена человеком. Результатом присвоения является превращение моральной нормы в личностную. Этапы присвоения норм могут быть представлены следующим образом: 1) знакомство с нормами, зафиксированными в правилах поведения; 2) усвоение норм на уровне сознания и закрепление в поведенческой практике;

3) развитие устойчивой потребности следовать норме. Так норма включается в систему индивидуальных смыслов и становится личностной.

Модальная функция нормы как эталона должного способствует осознанию человеком моральности поступка. В отличие от модальной, инструментальная функция позволяет регулировать отношения, в том числе межличностные. Инструментальное отношение к норме сложно для изучения и поэтому имеются трудности в его понимании. Вероятно, что инструментальное отношение имеет возрастную (и, возможно, гендерную) специфику; определяется социальной компетентностью и осваивается посредством «проб и ошибок». Несомненно одно: формирование нормативной личности и ее самореализация происходит в макро и микросреде, которая обусловливается моральными нормами.

Овладение инструментальной функцией норм предполагает: ориентированность на создание новых правил поведения; оценку их эффективности; соавторство в проектировании и реализации поведенческих ситуаций, в основе которых лежит выбор, обусловленный конкретной нормой. Включенность субъекта в процесс моделирования конфликтообразующих ситуаций с нравственным содержанием и самостоятельное принятие решений, соответствующих усвоенной норме, является основным способом овладения инструментальной функцией норм.

Как известно, нормы морали лишены конкретизации. Поэтому за их нарушение не предусмотрен определенный вид ответственности. Несмотря на всеобщий охват жизни человека, мораль сохраняет регламентирующий характер и поэтому нетерпима к отклонениям, сопровождающим нарушение норм. Нормы морали требуют от человека ориентироваться на идеальную модель поведения и, одновременно, превращать поведенческие стереотипы, отвечающие нормативным требованиям, в привычку. Универсализм норм морали позволяет субъекту выбирать из нескольких возможных решений то, которое наиболее соответствует сложившимся представлениям о должном. Процесс выбора обусловливается способностью человека к нормотворчеству.

Наряду с нормой, другим смыслоопределяющим компонентом нормотворчества является понятие «творчество». Творчество в данной статье раскрывается посредством тех характеристик, которые влияют на интериоризацию норм в сознании человека и определяют вектор принятия решений в поведенческих ситуациях с нравственным содержанием.

Обратимся к содержательно - процессуальным сторонам творчества, которые задействованы в процессе нормотворчества и обеспечивают его результативность. Избранный подход к анализу творчества отражается на его понимании, в котором акцентируется внимание на реорганизации поведенческого опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Компонент новизны, как видим, сохраняет основополагающее значение во всех дефинициях творчества, независимо от подходов к его анализу (В.И.Андреев, В.Ф.Овчинников, Я.И.Пономарев, А.Г.Спиркин и др.). Тем не менее, подражание и копирование остаются неотъемлемыми этапами развития творчества. Согласно одному из представлений линия развития творчества имеет следующие этапы: 1) подражание, копирование; 2) творческое подражание; 3) подражательное творчество; 4) подлинное творчество (В.А.Просецкий). Этапы развития творчества определяющим образом влияют на результат творческой деятельности, квалифицируя его по степени новизны. Обоснованным выглядит подход, согласно с которым творчество рассматривается как решение задач (К. Тейлор) или «ощущение проблем» (Е. Торранс). Причем не имеет значения признает ли новой идею или полученный результат общество, важно, чтобы она (или он) была новой для самого творца (Л. Терстон). Не пройдем мимо указания важности для субъекта творчества мыслить по аналогии (Т.Рибо). Как видим, творческий процесс предполагает копирование (усвоение поведенческих стереотипов) в качестве одного из базисных компонентов. Подобный подход согласуется с развиваемой нами идеей о творчестве как индивидуальном качестве, обеспечивающем личности качественную определенность. Поэтому понятие «творчество» шире понятия «деятельность», которым ограничивают творчество (В.И.Андреев, А.Ф.Лосев, В.Ф.Овчинников и др.).

В продолжение необходимого для понимания природы индивидуального нормотворчества анализа автор возьмет на себя смелость сделать следующее отступление, которое не нарушит логику изложения и не вызовет претензий читателей.

Лабиринты научного познания настолько извилисты и увлекательны, что блуждать по ним, как минимум, занимательно. Однако, еще не факт, что это приближает нас к истине, а не отдаляет от нее и не уводит от обсуждения существа вопроса. Самозабвенное блуждание в потемках - приятное времяпрепровождение для праздных умов, озабоченных изобилием свободного времени. Это в полной мере относится к понятийному изменению в обозначении по сути идентичных процессов. Непреложным является факт, что в науке больше заблуждений, чем открытий (впрочем, также исполняющих эвристическую роль). Собственно наука в значительной степени развивается благодаря смене заблуждений на пути к истине. В гуманитарных науках подобных примеров не счесть.

Сложившееся веками и ставшее традиционным метанаучное понятие «творчество» на глазах у

почтенной публики становится «креативностью», обогатив русский язык очередным заимствованием без видимой необходимости и научной обоснованности, а лишь в силу «трендности». Проводимая процедура терминологического замещения, не повлияла на суть обозначаемых процессов и определенных явлений. Попытки разграничить понятия «творчество» и «креативность» выглядят малоубедительными. По нашему убеждению креативность является стороной творчества, либо его компонентом, но никак не терминологическим аналогом. Поэтому автор обращает внимание на сущностные характеристики обозначаемых обеими понятиями процессов и пользуется результатами анализа как творчества, так и креативности, не отделяя в понятийном и процессуаль-содержательном плане один от другого.

Изложенные соображения обязывают внести уточнения в понимание пришедшего из англоязычной литературы термина «креативность». Вполне допустимо использовать его в значении «общетворческих способностей» (В.Н.Дружинин). Однако нам представляется, что такое допущение является не вполне корректным. Терминологическим аналогом слову «креативность», по нашему мнению, является слово «оригинальность» в значении неподражательности (непохожести, самобытности), т.е. творческости (10. С. 639). Слово оригинальность приобрело в русском языке новые смыслы (от лат. originalis - первоначальный), которыми мы в настоящее время пользуемся. Высказанная убежденность учитывает точку зрения, в соответствии с которой оригинальность, наряду с «полезностью» и «возможностью применения в настоящее время», рассматривается как важнейший атрибут креативности (см.: 5). Применительно к субъекту допустимы словосочетания «творческая личность», «креативная личность» или «оригинальная личность» в близком по смыслу значении. Разумеется, присутствуют смысловые нюансы, не играющие, однако, принципиальной роли, но вызывающие эвристический интерес и стимулирующие попытки дифференциации возникших словосочетаний в соответствии с семантикой и стилистическим разнообразием оттенков. Отметим попутно, что по сравнению с понятием «творчество» термину «креативность» присуща большая неопределенность и неоднозначность. В частности, в отличие от креативности, творчество всегда имеет положительную доминанту.

Тем не менее, в креативности выражаются следующие признаки, которые потенциально влияют на интериоризацию моральных норм в сознание человека и способствуют осуществлению морального выбора: независимость суждений, нетерпимость к неопределенности, высокий уровень интуиции и стремление выполнять задания наилучшим образом, открытость новому опыту и предпочтение новизны и т.д. Не менее важно, что креативность относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (по М.Бодену «малая» или личностная креативность). В этом случае креативность способствует самоактуализации человека в факте поступления. Креативность Я проявляется в свободе выбора между альтернативными целями (А.Адлер) и в выборе средств их достижения. Выяснено также, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения, что позволяет высказать убежденность в доступности нормотворчества различным возрастным группам учащихся. Высказанная убежденность подтверждена в исследованиях, выполненных под нашим руководством (2, 4, 8 и т.д.). В частности, обоснование выбора в конфликтообразующих ситуациях с нравственным содержанием предполагало обсуждение выдвинутых гипотез школьниками различных возрастных групп, что активизировало поиск решения, согласованного с моральной нормой.

Индивидуальное нормотворчество не предполагает создание новой нормы; оно способствует актуализации норм. В результате актуализации происходит изменение поведенческой ситуации; она утрачивает конфликтность и приобретает иные признаки. Субъект выбора также преображается, т.е. переходит на следующий уровень присвоения норм, корректирующих программу поведения на основе усвоенного алгоритма действий в однотипных ситуациях. Переход от одного качественного состояния в другое происходит посредством актуализации субъекта в поступке и представляется результатом выбора в различных по типу поведенческих ситуациях. Моральный выбор осуществляется субъектом творчества, который в процессе собственного изменения добивается иного результата, способствующего изменению самого субъекта.

Прежде чем быть примененной норма должна быть усвоенной (присвоенной). Следующие этапы обеспечивают присвоение нормы. Первый этап характеризуется как осознание необходимости поиска той нормы, содержание которой соответствует проблеме (или противоречию); с ней субъект сталкивается, оказавшись в ситуации выбора. На втором этапе норма оказывается найденной и происходит ее осознание. Третий этап предполагает адаптацию нормы к поведенческой ситуации, т.е. устанавливается новое отношение между нормой, субъектом выбора и ситуацией. На четвертом этапе происходит закрепление установки на использование соответствующей нормы в процедуре выбора.

В результате нормотворчества норма обретает статус принципа решения. Это определяет значение нормотворчества в процедуре выбора. Найденная норма, превращенная в принцип, сопровождает все последующие этапы выбора. Опора на принцип обеспечивает логику принятия

решений и устойчивость процедуры выбора. Отметим, что нормотворчество очередной раз подтверждает предположение о том, что структура и динамика развертывания любого творческого процесса интегрирует в себе сложное взаимодействие репродуктивного и продуктивного. В частности, компоненты морального выбора выделены и обоснованы в ходе обобщения поведенческого опыта множества субъектов. Для субъекта использованные им оригинальные находки утратили не только новизну, но и ее элементы и превратились в актуализированные компоненты решения проблемы, составляющей основу ситуации выбора. Тем не менее их совокупность образует такие связи, которые несут в себе новизну для субъекта выбора, так как ни одна поведенческая ситуация не имеет себе полного аналога. Это выражает распространенное мнение о том, что творческий процесс строится на актуализации, т.е. на репродуцировании результатов предшествующих творческих процессов.

В ходе выбора субъект приобретает характеристики управляющего и управляемого, т.е. выступает субъектом управления и исполнения. В обоих случаях он опирается на предшествующий опыт, запечатленный в поведенческих моделях. Субъект управляет нормотворчеством, согласуя его содержательный и процессуальный компоненты с индивидуальной поведенческой программой. Вероятно, речь идет о «жесткой» форме регуляции, связанной с нормой (Л.В. Яценко). При такой форме регуляции доминируют продуктивные элементы творчества, что не отменяет присутствие репродуктивных элементов - стереотипов, алгоритмизированных форм поведения, которые подчиняются формализации и нормированию. Репродуктивный аспект творчества позволяет включить нормы в конструкцию выбора, так как актуализируется в соответствующих формализованных процедурах. В результате норма становится ценностной характеристикой творческого процесса.

Продуктивный компонент творчества неконтролируем, а его связи с интуицией по общему мнению более тесные. Интуиция (бессознательное) не формализуется в принципе. Общепринято, что интуиция взаимосвязана с логическим мышлением. Но как можно осознать неосознаваемый акт пока неясно. Склонность считать, что интуитивная догадка порождает творческий продукт и передает его сознанию заведет нас в бесконечную неопределенность бессознательного. Чтобы этого не произошло, ограничим свое изложение суждением Я.А.Пономарева о том, что при постановке проблемы активно сознание; на этапе решения - активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения занимается сознание (7). В процессе нормотворчества безусловной доминантой является сознание. Выявлять роль интуиции в процессе нормотворчества - значит перейти к изложению гипотетических схем, эвристическая ценность которых представляется весьма сомнительной.

Нормотворчество оптимизирует интеллект (уровень знаний). Несмотря на трудности и неоднозначности в определении взаимосвязи креативности и интеллекта, общепринятым остается вывод Г.Айзенка о том, что творческого процесса как специфической формы психической активности не существует, а высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (1, 16). В соответствии с проблематикой статьи речь не идет о творческих достижениях и их взаимосвязи с творцом как интеллектуалом. Излагая свои соображения, мы имеем в виду тот уровень интеллектуального развития, который позволяет младшему школьнику усваивать простые правила поведения, а подростку и старшекласснику осознавать необходимость руководствоваться в поведении моральными нормами. У физически и психически здорового ребенка имеется достаточный интеллектуальный потенциал для развития дивергентного мышления, которое Дж.Гилфорд (У.Р^ш1йэ^) считает основой креативности как общей тво-рческой способности (15). Тем более очевидной является слабая выраженность связи между творческими способностями и способностями к обучению. Таким образом, общий интеллект не включается в структуру креативности. Интеллект и креативность являются независимыми способностями. Поэтому способности к нормотворчеству автономны по отношению к успеваемости учащихся или достаточно слабо ею определяются. Одним из парадоксов нормотворчества является отчетливо выраженные способности к нормотворчеству у детей с относительно низким уровнем интеллекта и творческих способностей. Они более адекватно представляют ситуацию, активно в нее включаются и оказываются более успешными в присвоении норм. Наблюдаемый парадокс не может быть объяснен с помощью имеющихся в распоряжении автора экспериментальных материалов и потому еще ждет своего исследования.

На всех возрастных этапах развития нормотворчества важно включение субъекта в образец. Причем независимо от того, в каких формах он представлен: в форме моральной нормы или в форме примера, олицетворением которого является взрослый. Процесс включения в образец в общих этапах совпадает с механизмом формирования нормотворчества. В подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 20 - ти лет) формируется способность к творчеству, связанная с присвоением определенных форм поведения. Развиваемая способность является одной из основ нормотворчества. Например, в этом возрастном промежутке в основных чертах завершается поиск образца (образа), который оказывается носителем определенной нормы или совокупности норм. Развитие имеет альтернативу:

либо завершается на уровне подражания, либо переходит к индивидуальному нормотворчеству.

Предрасположенность к нормотворчеству обеспечивается, наряду с общими (стремлением к новому, способностью удивляться, стремлением к овладению фактами и т.д.), специфическими способностями: способностью к самоактуализации и самооценке, стремлением к приобретению опыта поведения, стремлением к сотрудничеству, способностью ориентироваться в ситуациях, способностью изменяться и адаптироваться, коммуникативными способностями, терпимостью к условиям неопределенности, способностью к преодолению барьеров. Это основные способности, реализация которых обусловливает индивидуальное нормотворчество. Субъект нормотворчества не только освобождается от ситуативности и блокирует импульсивность, но и овладевает способами и приемами творческого поведения в ситуациях неоднозначных и сложных.

На основании изложенного сформулируем дефиницию индивидуального нормотворчества. Индивидуальное нормотворчество - это личностное качество, проявляющееся в способности к творческой деятельности по присвоению моральных норм и изменению в соответствии с их содержанием поведенческой ситуации посредством выбора.

Таким образом, структура морального выбора, предложенная и рассмотренная Алексеевой Н.И.(2), Аникиной Н.С.(3), Волковой М.В.(4), Рахматуллиной Л.В.(8), Сироткиным Л.Ю.(9), дополняется одним из основополагающих компонентов, который обеспечивает творческое присвоение нормы, задает направленность выбора и обусловливает его устойчивость.

Литература

1.Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк / / Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111 - 131.

2. Алексеева, Н.И. Формирование устойчивого морального выбора у подростков средствами разрешения конфликтообразующих ситуаций: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.И.Алексеева. -Чебоксары, 2009. - 20 с.

3. Аникина, Н.С. Преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами морального выбора: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.С.Аникина. - Казань, 2012. - 21 с.

4. Волкова, М.В. Методология и теория формирования нравственно устойчивой личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: Автореф. дисс. ... док. пед. наук / М.В.Волкова. - Чебоксары, 2012. - 46 с.

5. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследования креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В.Ковалева / / Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 101 - 106.

6. Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение / Е.М.Пеньков. - М.: Высш.шк., 1990. - 175 с.

7. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / ЯАПономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

8. Рахматуллина , Л.В. Воспитание нравственно устойчивой личности у младших школьников в ситуациях морального выбора: Автореф. ..канд. пед. наук / Л.В. Рахматуллина. - Казань, 2002. - 19 с.

9. Сироткин, Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: Научно - методическое пособие / Л.Ю.Сироткин, С.Ф.Егерева. - Казань: Изд -во КГПУ, 1995. - 79 с.

10. Словарь русского языка: В 4 - х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2 - е изд., испр. и доп. Т. 2. - М.: Русский язык, 1983. - 736 с._

1.Ajzenk, G.Ju. Intellekt: novyj vzgljad / G.Ju. Ajzenk / / Voprosy psihologii. - 1995. - № 1. - S. 111 - 131.

2. Alekseeva, N.I. Formirovanie ustojchivogo moral'nogo vybora u podrostkov sredstvami razreshenija konfliktoobrazujushhih situacij: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / N.I.Alekseeva. - Cheboksary, 2009. - 20 s.

3. Anikina, N.S. Preodolenie otklonjajushhegosja povedenija sel'skih podrostkov sredstvami moral'nogo vybora: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / N.S.Anikina. - Kazan', 2012. - 21 s.

4. Volkova, M.V. Metodologija i teorija formirovanija nravstvenno ustojchivoj lichnosti shkol'nikov na osnove integracii pedagogicheskih tehnologij: Avtoref. diss. ... dok. ped. nauk / M.V.Volkova. - Cheboksary, 2012. - 46 s.

5. Dorfman, L.Ja. Osnovnye napravlenija issledovanija kreativnosti v nauke i iskusstve / L.Ja. Dorfman, G.V.Kovaleva / / Voprosy psihologii. - 1999. - № 2. - S. 101 - 106.

6. Pen'kov, E.M. Social'nye normy: upravlenie, vospitanie, povedenie / E.M.Pen'kov. - M.: Vyssh.shk., 1990. - 175 s.

7. Ponomarev, Ja.A. Psihologija tvorchestva i pedagogika / JaAPonomarev. - M.: Pedagogika, 1976. - 280 s.

8. Rahmatullina , L.V. Vospitanie nravstvenno ustojchivoj lichnosti u mladshih shkol'nikov v situacijah moral'nogo vybora: Avtoref. .kand. ped. nauk / L.V. Rahmatullina. - Kazan', 2002. - 19 s.

9. Sirotkin, L.Ju. Nravstvennyj vybor i ego vospitanie: Nauchno - metodicheskoe posobie / L.Ju.Sirotkin, S.F.Egereva. - Kazan': Izd -vo KGPU, 1995. - 79 s.

10. Slovar' russkogo jazyka: V 4 - h t. / Pod red. A.P. Evgen'evoj. 2 - e izd., ispr. i dop. T. 2. - M.: Russkij jazyk, 1983. - 736 s.

11. Sokolov, Je.V. Vvedenie v psihoanaliz: Sociokul'turnyj aspekt / Je.V.Sokolov. - SPb. : Lan' S. -Peterb. akad. Kul'tury, 2002. - 318 s._

11. Соколов, Э.В. Введение в психоанализ: Социокультурный аспект / Э.В.Соколов. - СПб. : Лань С. - Петерб. акад. Культуры, 2002. - 318 с.

12. Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н.Мохначев. - М.: НОРМА; ИНФРА - М, 2014. - 607 с.

13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, В.Г.Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

14. Хасан, Б.И. Особенности присвоения социальных норм разного пола / Б.И.Хасан, ЮАТюменева / / Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 32 - 39.

15.Guilford, Y. P. The nature of human intelligence. -N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967.

16.Torrance, E. P. Guiding creative talent. - Englewood Cliffs, W. J. Prentice - Holl, 1962._

12. Sociologicheskij slovar' / Otv. red. G.V. Osipov, L.N.Mohnachev. - M.: NORMA; INFRA - M, 2014. - 607 s.

13. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / Gl. redakcija: L.F.Il'ichev, P.N.Fedoseev, V.G.Panov. - M.: Sov. Jenciklopedija, 1983. - 840 s.

14. Hasan, B.I. Osobennosti prisvoenija social'nyh norm raznogo pola / B.I.Hasan, Ju.A.Tjumeneva / / Voprosy psihologii. - 1997. - № 3. - S. 32 - 39.

15.Guilford, Y. P. The nature of human intelligence. -N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967.

16.Torrance, E. P. Guiding creative talent. - Englewood Cliffs, W. J. Prentice - Holl, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.