Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические отличия выпускников вузов МВД России, увольняющихся из ОВД и не прослуживших трех лет'

Индивидуально-психологические отличия выпускников вузов МВД России, увольняющихся из ОВД и не прослуживших трех лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические отличия выпускников вузов МВД России, увольняющихся из ОВД и не прослуживших трех лет»

Умение адекватно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку, принимать правильные управленческие решения формируется на основе специальных знаний в области управления, педагогики и психологии.

Таким образом, профессиональная педагогическая подготовка является необходимым условием успешной профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, успешного решения поставленных перед ним задач по обеспечению законности и правопорядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина Т. А. Личностная подготовленность как составляющая профессионализма деятельности сотрудников правоохранительных органов // Организация воспитательной работы с личным составом: проблемы, решения и перспективы. - Алма-ты, 2002.

2. Каган В. И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе, - М., 1987.

3. Туресбеков 3. К. О проблемах профилактики преступности Республики Казахстан // Предупреждение преступности -важнейшая составная часть государственной политики: проблемы, решения, перспективы. - Алматы, 2004.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, УВОЛЬНЯЮЩИХСЯ ИЗ ОВД И НЕ ПРОСЛУЖИВШИХ ТРЕХ ЛЕТ

Т. В. Гершевич, инспектор-психолог

Сибирский юридический институт МВД России,

г. Красноярск

В настоящее время проблема текучести кадров молодых специалистов остается актуальной. Эффективность деятельности правоохранительных органов определяется, в первую очередь, состоянием кадрового потенциала. Потеря кадров, увольнение со службы как молодых, так и опытных специалистов нарушают преемственность передачи профессиональных знаний и опыта и негативно влияют на эффективность работы системы МВД в целом. Отмечается значительное сокращение доли опытных специалистов-профессионалов в аттестованном составе ОВД (за последние 5 лет число специалистов со стажем работы свыше 20 лет по России сократилось в три раза, в ведущих службах ОВД до 60% сотрудников имеют стаж работы менее 3-х лет). С начала 1990-х гг. из ОВД ушли около 1,2 млн. сотрудников, или 80% от общего числа. В результате в последние годы коренным образом изменились служебные коллективы ОВД. В них преобладают сотрудники, пришедшие на службу после 1991 г. Почти 70% начсостава и более 80% рядового и младшего начсостава имеют на настоящее время стаж службы в ОВД менее 10 лет.

Главным резервом комплектования начсостава территориальных органов внутренних дел являются образовательные учреждения МВД России. За последние пять лет после очного обучения в территориальные органы внутренних дел пришли более 56 тыс. молодых офицеров. Однако около 6 тыс. из них - почти каждый девятый - уволились, не проработав и 3-х лет, в том числе более 2 тыс. - на первом году службы.

На подготовку специалистов для работы в правоохранительных структурах государство тратит достаточно большие деньги и рассчитывает, что специально обученные юристы отработают в ОВД определенный период времени, тем самым

компенсировав образовательные затраты. Поэтому важно исследовать причины текучести кадров молодых специалистов. Одно из значимых мест занимает представление о личности выпускников, уволившихся из ОВД вскоре после окончания вуза.

Проблема оптимизации подготовки специалистов-профессионалов для ОВД не может быть решена без анализа и учета причин, влияющих на закрепление на службе выпускников образовательных учреждений МВД России. Одной из сторон данной проблемы является изучение индивидуально-личнос-тных особенностей выпускников, уволившихся из ОВД вскоре после окончания вуза МВД России.

Под текучестью кадров принято понимать непланируе-мое движение рабочей силы, вызывающее сменяемость работников, а также процесс, связанный с переходом работников из одних организаций в другие по собственному желанию или с увольнением за нарушение трудовой и производственной дисциплины.

Анализ проблемы текучести кадров в ОВД, в том числе выпускников ведомственных образовательных учреждений, позволяет выявить ряд факторов социально-экономического, социально-психологического и организационно-кадрового характера, оказывающих непосредственное влияние на увольнение сотрудников. Результаты проведенного нами опроса сотрудников, уволившихся со службы, позволили определить психологическую значимость причин, повлиявших на их решение (табл. 1).

Таблица 1

Основные причины, влияющие на решение сотрудников уволиться из ОВД по собственному желанию, %

Низкий уровень материального обеспечения 100

Ненормированный рабочий день 71

Непрестижность службы 54

Нерешенность жилищной проблемы 46

Неудовлетворительный морально-психологический климат в коллективе 44

Действие этих факторов носит взаимосвязанный и взаимопроникающий характер. Например, низкий уровень денежного содержания сотрудников является значимой причиной низкого престижа службы в ОВД, сокращения числа потенциальных кандидатов на службу в систему МВД, что создает предпосылки значительного оттока кадров милицейских служб.

Служба в ОВД нередко связана с реальной опасностью для жизни и здоровья в ходе выполнения служебных задач. Наряду с этим здесь действуют факторы неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных ситуаций. Весьма значимыми для молодых офицеров являются такие трудности, как преодоление психологического барьера, возникающего в их сознании после окончания образовательного учреждения; смена социального окружения; неуверенность в своих действиях на службе, в построении правильных отношений с сослуживцами; недостаточная помощь со стороны руководства; трудности социально-психологического характера в работе. Поэтому важным фактором, определяющим успешность молодых специалистов, является профессиональная адаптации выпускников к служебной деятельности.

По мнению большинства опрошенных выпускников, основной вклад в успешность адаптации молодых сотрудников к условиям службы внесли их коллеги по работе и наставники. Наименьший - сотрудники кадровых аппаратов и руководители подразделений. Влияние коллектива в процессе психологической адаптации молодого сотрудника - доминирующее. Чем сплоченнее коллектив, чем лучше в нем морально-

психологический климат, тем эффективнее процесс адаптации, тем меньше текучесть кадров молодых специалистов.

В 2004 г. в Сибирском юридическом институте было проведено исследование, направленное на выявление индивиду-ально-психологических характеристик выпускников образовательных учреждений МВД России, увольняющихся из ОВД и не прослуживших трех лет после окончания обучения.

Объектом исследования являлись выпускники Сибирского юридического института МВД РФ 2002, 2001 и 2000 гг. (1-3 года после окончания), о которых имеются достоверные данные об увольнении из ОВД или продолжении службы.

Предметом исследования выступали индивидуально-психологические характеристики выпускников.

В задачи исследования входило:

- изучение индивидуально-психологических качеств выпускников СибЮИ МВД России, уволившихся из ОВД и не прослуживших трех лет после окончания обучения, а также тех, кто продолжает службу;

- сравнительный анализ индивидуально-психологических качеств выпускников СибЮИ, продолжающих службу и уволившихся из ОВД;

- статистический анализ достоверности данных;

- изучение мотивации на службу выпускников и учащихся Сибирского юридического института на основе разработанной анкеты.

В качестве рабочей выдвигалась гипотеза о наличии определенных индивидуально-психологических особенностей лиц, уволившихся из ОВД вскоре после окончания вуза МВД России, препятствующих успешной профессиональной деятельности и отличающих их от выпускников, продолжающих службу.

В исследовании использовались результаты основных психологических тестов и методик, применяемых в процессе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Выявление достоверных отличий по данным методикам между выпускниками, уволившимися из ОВД менее чем через три года после окончания вуза, и выпускниками, продолжающими службу, позволило бы прогнозировать еще в процессе обучения курсантов вероятность их увольнения со службы по окончании образовательного учреждения, что имело бы большую практическую значимость.

На основании полученных ответов на запросы в комплектующие органы были проанализированы анкеты 39 выпускников, уволившихся из ОВД и прослуживших менее трех лет после окончания вуза, и 32 выпускников, продолжающих службу.

Для статистической обработки данных использовались метод ранговой корреляции (и-критерий Манна - Уитни и ф-угловое преобразование Фишера).

В исследовании использовались следующие методики:

- индивидуально-типологический опросник (ИТО), разработанный и адаптированный Л. Н. Собчик;

Результаты тестирования выпускников, уволившихся

- методика "Профессиограмма" Д. Д. Невирко (оценивается служебно-профессиональная направленность);

- многоуровневый личностный опросник МЛО "Адаптивность", разработанный и адаптированный А. Г. Маклако-вым и С. В. Чермяниным.

Практика показала, что результаты последнего теста позволяют более точно прогнозировать успешность адаптации личности как к условиям учебной и служебной деятельности, так и к коллективу; определить личностный адаптационный потенциал и его компоненты (поведенческую регуляцию, коммуникативный потенциал, моральную нормативность). Тест базируется на понимании адаптации как постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающей все уровни функционирования человека, и предназначен для углубленного изучения личностных качеств.

В ходе анализа были использованы также данные ранее проведенных методик и тестов:

- личностный ориентированный опросник "ЛОО" (В. Смекала, М. Кучера) (предназначен для оценки направленности личности);

- методика исследования особенностей мышления "МИОМ", которая представлет собой укороченный вариант теста структуры интеллекта Амтхауэра (оценивается уровень сформированности познавательных процессов).

Результаты тестирования выпускников, уволившихся из ОВД, и выпускников, продолжающих службу в ОВД, по тесту МЛО "Адаптивность" представлены в табл. 2.

Сопоставление полу ченных результатов показало, что:

- адаптационные способности у большинства работающих (71,8%) выпускников, как и у уволившихся (66,6%), удовлетворительные: успех адаптации зависит от внешних условий, он может быть осложнен повышением эмоциональной неустойчивости в ситуации затруднения; возможно проявление конфликтности, импульсивности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено;

- уровень поведенческой регуляции работающих выпускников в основном высокий (59,3%), так же, как и уволившиеся (62,0%), достаточно быстро и адекватно выстраивают стиль своего поведения;

- коммуникативный потенциал как у работающих выпускников (71,5%), так и у уволившихся (64,1%) средний: возможны трудности в построении отношений с другими людьми и достижении контакта и взаимопонимания с окружающими;

- уровень моральной нормативности в основном средний как у работающих (56,4%), так и у уволившихся выпускников (56,2%): возможно нарушение адекватности восприятия социальных ролей, степени ориентации на общепринятые нормы поведения

Для проверки достоверности различий личностных адаптационных потенциалов (ЛАП) уволившихся и продолжающих службу сотрудников использовался корреляционный

Таблица 2

из ОВД, и выпускников, продолжающих службу в ОВД

Шкала Выпускники Степень выраженности, %

высокий средний низкий

Личностный адаптационный потенциал уволившиеся 2,6 66,6 30,8

работающие 3,2 71,8 25,0

Поведенческая регуляция уволившиеся 62,2 37,8 0,0

работающие 60,3 37,5 2,2

Коммуникативный потенциал уволившиеся 30,8 64,1 5,1

работающие 25,0 71,5 3,5

Моральная нормативность уволившиеся 12,5 56,2 31,3

работающие 12,8 56,4 30,8

анализ (и-критерий Уитни-Манна), который показал отсутствие значимых различий в этих группах выпускников по всем шкалам теста.

Подобным же образом было проведено исследование достоверности различий по уровням сформированности познавательных процессов МИОМ, а также результатов по шкалам ЛОО и шкалам ИТО, которое также выявило отсутствие значимых различий. Только по шкале экстраверсии ИТО достоверность различий результатов у уволившихся и продолжающих службу оказалась в зоне неопределенности.

Следует отметить, что проведенное исследование в целом не выявило достоверных принципиальных индивидуально-психологических отличий между уволившимися выпускниками и выпускниками, продолжающими службу. Достоверность данных подтверждена методом статистической корреляции.

Анализируя полученные данные, мы можем предположить, что на закрепление выпускников на службе в ОВД оказывают влияние многие причины, основными из которых являются престиж профессии сотрудника, адекватность представления выпускников о данной профессии, а также мотива-ционная готовность к службе.

Действительно, уже на начальном этапе курсанты образовательных учреждений проходят достаточно жесткий профессионально-психологический отбор. Кроме того, подобный "внутренний отбор" осуществляется и в процессе обучения, в основном на первом и втором курсах по различным причинам отчисляются курсанты с недостаточным личностно-адап-тационным и мотивационным потенциалом. Вероятно, более значимыми причинами увольнения из ОВД являются внешние социально-психологические условия.

Если воспринимать органы внутренних дел как группу, обладающую нормативно заданной структурой функций, ролей, статусов, нормативно организованную социальную среду, имеющую оформленные условия поведения, деятельности, проявлений личности, то основные процессы социального поведения в этой г руппе будут представлять собой отраженное в сознании следование нормам организации и деятельность личности в нормированных пределах.

Успешный процесс социальной адаптации молодого специалиста к новым условиям деятельности является процессом интериоризации новой для него системы отношений, новых правил. Если процесс адаптации протекает оптимально, новые нормы начинают в той или иной степени управлять поведением индивида и обеспечивать контекст для его ценностей, отношений, установок. Можно предположить, что одна из причин раннего увольнения молодых специалистов заключается в несовпадении сформировавшихся в процессе обучения представлений и ожиданий с условиями реальной профессиональной деятельности.

Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, отношениями с коллегами, условиями и оплатой работы.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

- конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта);

-деструктивный (увольнение, смена специальности или неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

Таким образом, хотя наша гипотеза не подтвердилась, проведенное исследование имеет большие перспективы в плане его продолжения в направлении изучения ценностно-мотива-ционной сферы и ситуационных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамчик Г. А., Степаненко Л. С., Белякова Г. Я. Рынок труда: современные тенденции и проблемы регулирования: Монография. - Красноярск: Сибирский гос. технолог, ун-т, 2001.

2. Брудный В. И. Профессиональная и социально-психологи-ческая адаптация студентов и молодых специатастов. - М., 1976.

3. Бреслав Л. Кадровый потенциал и пути его повышения // Человек и труд. - 2003. - № 4.

4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Юнити, 1998.

5. Невирко Д. Д. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999.

6. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М., 1988.

7. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. - М., 1997.

8. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

9. Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел: Сборник аналитических и методических материалов, - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

10. Рубцов Л. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная // Человек и труд. - 2002. - № 7.

11. СобчикЛ. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт прикладной психологии, 1998.

12. Текучесть кадров в органах внутренних дел: Аналитический обзор. - М.: ГУК и КП МВД России, 2003.

СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ

О. М. Ешукова, преподаватель Омский государственный педагогический университет

Понятие "стиль" в психологии употребляется довольно часто, в настоящее время наблюдается тенденция целенаправленного изучения специфических стилей: эмоциональных, оценочных, волевых и др. За последние 40 лет изучения стиля деятельности выделяют четыре основных группы:

- когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении (в том числе способы восприятия, струкгурирования, категоризации, понимания и интерпретации происходящего);

- стили лидерства и руководства - устойчивая система способов поведения руководителя и лидера, определяющая его взаимодействие с подчиненными;

- индивидуальные стили деятельности - система приемов и способов деятельности, обусловленная типологическими особенностями личности;

- стили жизни - устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых индивидом способов достижения (6).

Эти стили можно рассмотреть в профессиональной деятельности. Они ярко проявляются и значимо влияют на эффективность профессиональной деятельности в системе "человек - человек", особенно велико их значение для антропо-центрированной профессии работников правоохранительных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стиль - есть "...индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности", - говорил Е. А. Климов (5).

Стиль - это устойчивая субъективно-специфическая система способов или приемов осуществления человеком разных типов активности, интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности. Стиль проявляется в предпочтении субъектом определенной формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.