Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности успешного инноватора'

Индивидуально-психологические особенности успешного инноватора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАТОР / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / SUBJECT OF ACTIVITIES / PERSONAL CHARACTERISTICS / INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATOR / SELF-CONCEPT / VIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скитович Антон Алексеевич

Условия жизни в современном обществе, связанные с непрерывным развитием и совершенствованием технологий, методов работы и производства, а также острой конкурентной борьбой как между частными компаниями, так и государствами в целом, обусловливают возрастающий в последние годы интерес со стороны науки и общества к личностным особенностям субъектов инновационной деятельности инноваторам. В статье приводятся результаты проведенного автором эмпирического исследования. Его целью было изучение личностных особенностей и представлений о себе у молодых специалистов, активно занимающихся и достигающих успехов в инновационной деятельности. Общий объем выборки респондентов составил 131 человек: мужчины и женщины работники различных структурных подразделений Московской железной дороги в возрасте от 20 до 30 лет. В исследовании были использованы психологические методики: «Метафорический автопортрет личности» Т. Ю. Колошиной; «Самоактуализационный тест» Э. Шострома; опросник Плутчика Келлермана Конте «Индекс жизненного стиля»; тест жизнестойкости С. Мадди; копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана; методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. По результатам исследования выявлено, что личность субъекта инновационной деятельности, добивающегося успехов в сфере внедрения инноваций, характеризуется восприятием себя как активного субъекта деятельности. Успешных инноваторов отличает высокая потребность в самореализации и саморазвитии, желание влиять на окружающий мир, активно и творчески с ним взаимодействовать. В результате проведенного факторного анализа установлено, что такие личностные факторы, как «социальная зрелость» и «жизнестойкость», связаны с успешностью в сфере внедрения инноваций. Данные факторы свидетельствуют о стремлении эффективных инноваторов руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами, а также об их способности к установлению прочных контактов с людьми, ощущении возможности контролировать происходящие события в своей жизни и их последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Individual Psychological Characteristics of Successful Innovators

Living conditions in the modern society, which are associated with the continuously evolving technologies, methods of work and production, as well as with the tough competition both between private companies and between nations as a whole, explain the recently increasing interest of science and society in personality characteristics of the subjects of innovative activities innovators. The article presents the results of an empirical research conducted by the author. The purpose of the research was to investigate the personality characteristics and self-concepts of successful young innovators. The total sample of respondents was 131 people: men and women the Moscow railway employees of various departments aged 20 to 30. The author has used the following psychological tests: "A Metaphorical Self-Portrait of the Person" (T. Yu. Koloshina), "A Test for the Measurement of Self-Actualization" (E. Shostrom), "The Life Style Index" questionnaire (Plutchik Kellerman Comte), the viability test of S. Muddy, the coping test of R. Lazarus and S. Folkman, the technique of self-attitude research proposed by S. R. Pantileev. The results of the research have shown that the successful innovator perceives him/herself as an active actor. Successful innovators are characterized by a high need for self-actualization and self-development, by the desire to influence the world and interact with it actively and creatively. The factor analysis has revealed that personal factors such as "social maturity" and "viability" are associated with success in the field of innovative activities. These factors indicate successful innovators’ desire to follow their own beliefs, attitudes and principles, their ability to develop meaningful contacts with people as well as the sense of possibility to control events occurring in their lives and their consequences.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности успешного инноватора»

Индивидуально-психологические особенности успешного инноватора

А. А. Скитович (Московский гуманитарный университет)

Условия жизни в современном обществе, связанные с непрерывным развитием и совершенствованием технологий, методов работы и производства, а также острой конкурентной борьбой как между частными компаниями, так и государствами в целом, обусловливают возрастающий в последние годы интерес со стороны науки и общества к личностным особенностям субъектов инновационной деятельности — инноваторам.

В статье приводятся результаты проведенного автором эмпирического исследования. Его целью было изучение личностных особенностей и представлений о себе у молодых специалистов, активно занимающихся и достигающих успехов в инновационной деятельности. Общий объем выборки респондентов составил 131 человек: мужчины и женщины — работники различных структурных подразделений Московской железной дороги в возрасте от 20 до 30 лет. В исследовании были использованы психологические методики: «Метафорический автопортрет личности» Т. Ю. Колошиной; «Самоактуали-зационный тест» Э. Шострома; опросник Плутчика — Келлермана — Конте «Индекс жизненного стиля»; тест жизнестойкости С. Мадди; копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана; методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева.

По результатам исследования выявлено, что личность субъекта инновационной деятельности, добивающегося успехов в сфере внедрения инноваций, характеризуется восприятием себя как активного субъекта деятельности. Успешных инноваторов отличает высокая потребность в самореализации и саморазвитии, желание влиять на окружающий мир, активно и творчески с ним взаимодействовать. В результате проведенного факторного анализа установлено, что такие личностные факторы, как «социальная зрелость» и «жизнестойкость», связаны с успешностью в сфере внедрения инноваций. Данные факторы свидетельствуют о стремлении эффективных инноваторов руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами, а также об их способности к установлению прочных контактов с людьми, ощущении возможности контролировать происходящие события в своей жизни и их последствия.

Ключевые слова: субъект деятельности, личностные особенности, инновационная деятельность, инноватор, представления о себе, жизнестойкость.

Современные условия развития общества, связанные с непрерывным изменением разнообразных сфер жизнедеятельности, совершенствованием и сменой технологий и техники, приковывают все большее внимание к субъектам инновационной деятельности — инноваторам, обладающим способностью преобразовывать свои возможности и потенциал в продуктивную деятельность, творчески подходящим к решению возникающих проблем, оперативно ориентирующимся в различных нестандартных ситуациях. Возрастающий в последние годы интерес со стороны науки и общества к таким людям обусловливает высокую актуальность изучения личностных особенностей инноваторов, детерминирующих достижение ими успеха в инновационной деятельности.

Целью проведенного нами эмпирического исследования являлось изучение индивидуально-психологических особенностей молодых специалистов, активно занимающихся инновационной деятельностью. В качестве основной гипотезы исследования выступило наше предположение о том, что личность субъекта инновационной деятельности, добивающегося успехов в сфере внедрения инноваций, интегрирует в се-

бе специфический комплекс личностных особенностей; при этом ключевой характеристикой успешного инноватора является его представление о себе как об активном субъекте деятельности. Общий объем выборки респондентов составил 131 чел. Это мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет, являющиеся работниками различных структурных подразделений Московской железной дороги (далее — МЖД). Вся выборка была поделена нами на две группы. В первую группу вошли финалисты и победители конкурса инновационных проектов МЖД «Золотой резерв» (53 чел.), ежегодно проводимого среди молодых работников железной дороги; во вторую соответственно — юноши и девушки, принявшие участие в конкурсе, но не прошедшие отбор и не попавшие в финал конкурса (85 чел.). Отметим, что основной целью этого конкурса является предоставление возможности молодым железнодорожникам раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал в «проектном менеджменте», добиться успеха в инновационной деятельности.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие психологические методики: проективная методика «Метафорический автопортрет личности» Т. Ю. Колошиной (Колошина, 2005); «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, М. В. Загика и М. В. Кроз (Алешина и др., 1987); опросник Плутчика — Келлермана — Конте «Индекс жизненного стиля» в адаптации Л. И. Вассермана и Е. А. Трифоновой (Вассерман и др., 2005); тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой (Леонтьев, Рассказова, 2006); копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой (Крюкова, Куфтяк, 2007); методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева (Пантилеев, 1993). Количественная и качественная обработка полученных данных осуществлялась с применением контент-анализа, а также программного пакета для статистической обработки данных 8ТАТ18Т1СА 6.0.

Анализ представлений респондентов о себе и о своем месте в жизни осуществлялся с использованием методики «Метафорический автопортрет личности», состоящей из трех последовательно задаваемых вопросов открытого типа: «Что для Вас мир?», «Что для Вас жизнь (в этом мире)?», «Кто есть Вы в этой жизни?»

В группе инноваторов отмечены более оригинальные ответы на вопросы методики (табл. 1, с. 290); испытуемые легче включались в процедуру тестирования, предполагающую погружение в ситуацию неопределенности и отсутствия четкой инструкции.

Исследовательский интерес вызывают ответы испытуемых на третий вопрос методики: «Кто есть Вы в этой жизни?» В ходе анализа ответов в каждой из исследуемых групп нами были выделены высказывания, в которых наиболее ярко отражено понимание себя как активного субъекта деятельности, способного выступать «хозяином» своей жизни. Примерами подобных высказываний можно назвать следующие: «творец», «капитан», хозяин» и пр. Доля таких самоописаний в целом по всей выборке (в обеих группах) составила около 12% от общего числа высказываний.

При этом в группе успешных инноваторов доля оригинальных ответов творческого и активного характера составила около 30%, тогда как в контрольной группе подавляющее большинство самоописаний носило формальный характер и транслировало представление респондентов о себе как об объекте, части целого (например: «частица», «винтик», «крупица» и др.). Доля оригинальных ответов в контрольной группе составила всего 6%.

Таблица 1

ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМЫХ НА ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ АВТОПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ»

(В СКОБКАХ — КОЛ-ВО ОТВЕТОВ)

Table 1

EXAMPLES OF RESPONSES TO THE FIRST AND SECOND QUESTIONS OF THE TEST “A METAPHORICAL SELF-PORTRAIT OF THE PERSON"

(IN PARENTHESES — THE NUMBER OF RESPONSES)

" ■——Труппы Переменные ' ——■— Труппа 1. Успешные инноваторы Труппа 2. Труппа контроля

«Что для Вас мир?» автомобиль (2) жизнь (11)

возможность (2) Земля (8)

вселенная (3) мир (3)

пазл покой (3)

простор семья (7)

театр (3) смерть

шанс туман

«Что для Вас жизнь возможность кино

(в этом мире)?» двигатель мир (5)

оставить след разложение

познание (2) семечка

полет семья (5)

спектакль существование (2)

шторм участие

Часть ответов на третий вопрос методики сложно отнести к какой-либо группе высказываний, такие как, например, «кислород», «свет», «герой», «актер/актриса», «душа», «ежик» и др. Такие высказывания встречались у отдельных респондентов. Доля подобных ответов составила около 15% от общего числа высказываний. Данные ответы были исключены нами из рассмотрения как не позволяющие судить об общепсихологических особенностях респондентов обеих групп.

В табл. 2 приведены наиболее яркие примеры ответов испытуемых на третий вопрос методики. Отметим, что выделенные нами в анализируемом наборе представлений испытуемых о себе высказывания являются, по сути, самооценочными суждениями респондентов о наличии или отсутствии у них тех или иных специфических способностей, позволяющих добиваться успехов в инновационной деятельности.

Проведенный анализ полученных результатов позволяет констатировать, что респонденты, эффективно реализующие себя в инновационной деятельности, представляют жизнь как активное взаимодействие себя с окружающим миром, как возможность влиять на ситуацию, управлять своей судьбой и изменять окружающую действительность. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, человек, мыслящий о себе, как о субъекте, стремится к организации целостного контура деятельности, выступает ее инициатором, тогда как тот, кто мыслит о себе, как об объекте, осуществляет ее как простой исполнитель. Это есть особая характеристика субъекта деятельности, связанная с самосознанием и сознанием личности (Абульханова-Слав-ская, 2002: 41-43).

Таблица 2

ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМЫХ НА ТРЕТИЙ ВОПРОС МЕТОДИКИ «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ АВТОПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ»

Table 2

EXAMPLES OF RESPONSES TO THE THIRD QUESTION OF THE TEST “A METAPHORICAL SELF-PORTRAIT OF THE PERSON"

' —■—Труппы Переменные '———______ Труппа 1. Успешные инноваторы Труппа 2. Труппа контроля

«Кто есть Вы в этой жизни?» капитан бактерия

опора винтик

орел звено

пчела исполнитель

режиссер крупица

творец созерцатель

хозяин частица

центр часть

С целью уточнения особенностей личности успешного инноватора нами был проведен факторный анализ результатов тестирования с помощью опросников. В результате были выделены следующие факторы.

В группе успешных молодых инноваторов нами было выделено два фактора (нагрузки > 0,7000):

1. Наиболее значимый — первый фактор, обозначенный нами как «Социальная зрелость» (16,7% общей дисперсии в первой группе; 5,8% — во второй), составляют переменные, относящиеся к самоактуализационному тесту. Таковыми оказались шкалы «Поддержки» (0,807138) и «Контактности» (0,743284). Данные показатели указывают на определенную независимость и самостоятельность респондентов первой группы в своих поступках и выборе способов достижения цели, стремление руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами, а также способность к быстрому установлению прочных и эмоционально-насыщенных контактов с людьми. Данный фактор, выраженный в значительно меньшей степени (5,8% общей дисперсии), также был выявлен и в контрольной группе;

2. Второй фактор — «Жизнестойкость» (8,1% общей дисперсии) — включил в себя переменные, характеризующие меру способности личности совладать со стрессовыми ситуациями, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая при этом успешность деятельности. Таковыми оказались: общий показатель «Жизнестойкости» (0,797892), а также составляющие ее компоненты — «Вовлеченность» (0,706729) и «Принятие риска» (0,700452). Люди, принимающие активное участие в инновационной деятельности, т. е. осуществляющие во многом «выбор неизвестности», «выбор будущего», и добивающиеся в подобном виде деятельности высоких результатов, ощущают собственную возможность контролировать происходящие события и их последствия. Такие люди в целом более активно участвуют в том, что происходит в их жизни, они готовы учиться на собственных ошибках и извлекать из этого позитивный опыт. В отличие от них люди, делающие выбор в пользу неизменности, т. е. выбор прошлого, менее вовлечены в «процесс» своей жизни, считая ее

неподконтрольной их усилиям, и стремятся к простому комфорту и безопасности (Леонтьев, Рассказова, 2006: 53).

Так, жизнестойкость является одним из ключевых параметров индивидуальной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции, выступает одной из опорных переменных личностного потенциала и не сводится только лишь к роли «буфера» в ситуации стресса.

В контрольной группе, состоящей из респондентов, не добивающихся успехов в инновационной деятельности, в результате проведенного факторного анализа был выделен фактор (нагрузки > 0,7000), условно обозначенный нами как «Избегание» (18,4% общей дисперсии в первой группе). Данный фактор включил в себя, с одной стороны, переменные, характеризующие механизмы психологической защиты «Я» и специфику способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (копинг-стратегий), а именно: «Индекс жизненного стиля» (0,742191), «Бегство-избегание» (0,754422), «Регрессия» (0,757727) и «Замещение» (0,720610); с другой стороны — переменную, описывающую структуру и специфику отношения личности к собственному «Я», — «Внутренняя конфликтность» (0,701125). Данный фактор, выраженный в значительно меньшей степени (6,2% общей дисперсии), также был выявлен и в первой группе.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что респондентам контрольной группы свойственна высокая общая напряженность психологических защит, и в частности, для них характерны одни из наиболее деструктивных защитных реакций — регрессия и замещение. Под действием данных защитных механизмов личность «разряжает» подавленные эмоции на объекты, представляющие значительно меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Вместе с тем личность может заменять решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные (Вассерман и др., 2005). В большинстве случаев подобные механизмы психологической защиты «снимают» эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводят к достижению поставленной человеком цели.

Наряду с деструктивными механизмами психологической защиты респондентам контрольной группы свойственна копинг-стратегия «Бегство-избегание», предполагающая попытки преодоления личностью негативных переживаний, вызванных определенными жизненными трудностями, за счет реагирования по типу уклонения, т. е. полного или частичного отрицания проблемы, фантазирования, отвлечения и пр. По мнению Т. Л. Крюковой, избегающий стиль совладания влечет за собой неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание или полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, желание спрятаться «за спиной» компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку (Крюкова, Куфтяк, 2007).

Еще одна переменная, входящая в состав рассматриваемого фактора, — «Внутренняя конфликтность». Она свидетельствует о наличии у респондентов контрольной группы определенных сомнений в правильности принимаемых ими решений, несогласии с самим собой. Постоянная неудовлетворенность своими решениями и «внутренние споры» могут приводить к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Данный аспект играет важную роль в недостижении респондентами контрольной группы значимых результатов в инновационной деятель-

ности, так как именно уверенность в собственных силах является одним из наиболее важных «рычагов» доведения до ума и внедрения своих идей и предложений на практике.

Таким образом, в ходе проведенного нами исследования личностных особенностей молодых работников, добившихся успеха в инновационной деятельности, мы получили результаты, на основании которых можем сформулировать следующие выводы. Выявлено, что респонденты, эффективно реализующие себя в инновационной деятельности, демонстрируют более позитивные субъективные представления о себе и своем месте в жизни, большую потребность в самореализации и саморазвитии, желание влиять на окружающий мир, активно и творчески с ним взаимодействовать. В результате проведенного факторного анализа установлено, что такие личностные факторы, как «Социальная зрелость» и «Жизнестойкость», связаны с успешностью инновационной деятельности и свидетельствуют о стремлении эффективных инноваторов руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами, способности к установлению прочных контактов с людьми, ощущении возможности контролировать происходящие события в своей жизни и их последствия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешина, Ю. Е., Гозман, Л. Я., Дубовская, Е. М. (1987) Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : Спецпрактикум по социальной психологии. М. : МГУ. 120 с.

Абульханова-Славская, К. А. (2002) Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : Пер Сэ. 368 с.

Вассерман, Л. И., Ерышев, О. Ф., Клубова, Е. Б. и др. (2005) Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб. : СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева. 47 с.

Колошина, Т. Ю. (2005) Арт-терапия кризисных состояний // Консультативная психология и психотерапия. № 4. С. 154-169.

Крюкова, Т. Л., Куфтяк, Е. В. (2007) Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. № 3. С. 93-112.

Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006) Тест жизнестойкости. М. : Смысл. 63 с.

Пантилеев, С. Р. (1993) Методика исследования самоотношения. М. : Смысл. 32 с.

Дата поступления: 4.12.2013 г.

THE INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SUCCESSFUL INNOVATORS

A. A. Skitovich

(Moscow University for the Humanities)

Living conditions in the modern society, which are associated with the continuously evolving technologies, methods of work and production, as well as with the tough competition both between private companies and between nations as a whole, explain the recently increasing interest of science and society in personality characteristics of the subjects of innovative activities — innovators.

The article presents the results of an empirical research conducted by the author. The purpose of the research was to investigate the personality characteristics and self-concepts of successful young innovators. The total sample ofrespondents was 131 people: men and women — the Moscow railway employees of various departments aged 20 to 30. The author has used the following psychological tests: «A Metaphorical Self-Portrait of the Person» (T. Yu. Koloshina), «A Test for the Measure-

ment of Self-Actualization » (E. Shostrom), «The Life Style Index» questionnaire (Plutchik — Kellerman — Comte), the viability test of S. Muddy, the coping test of R. Lazarus and S. Folkman, the technique of self-attitude research proposed by S. R. Pantileev.

The results of the research have shown that the successful innovator perceives him/herself as an active actor. Successful innovators are characterized by a high need for self-actualization and selfdevelopment, by the desire to influence the world and interact with it actively and creatively. The factor analysis has revealed that personal factors such as «social maturity» and «viability» are associated with success in the field of innovative activities. These factors indicate successful innovators’ desire to follow their own beliefs, attitudes and principles, their ability to develop meaningful contacts with people as well as the sense of possibility to control events occurring in their lives and their consequences.

Keywords: subject of activities, personal characteristics, innovative activities, innovator, selfconcept, viability.

REFERENCES

Aleshina, Ju. E., Gozman, L. Ya. and Dubovskaia, E. M. (1987) Sotsial’no-psikhologicheskie metody issledovaniia supruzheskikh otnoshenii: Spetspraktikum po sotsial’noi psikhologii [The Socio-psychological Methods of Research on Marital Relationships: A Special Practical Course in Social Psychology]. Moscow, Moscow State University Press. 120 p. (In Russ.).

Abulkhanova-Slavskaia, K. A. (2002) Rubinshteinovskaia kategoriia sub»ekta i ee razlichnye metodologicheskie znacheniia [Rubinstein’s Category of the Subject and Its Various Methodological Meanings]. In: Psikhologiia individual’nogo i gruppovogo sub’ekta [The Psychology of Individual and Group Subject] / ed. by A. V. Brushlinskii and M. I. Volovikova. Moscow, Per Se Publ. 368 p. (In Russ.).

Vasserman, L. I., Eryshev, O. F., Klubova, E. B. et al. (2005) Psikhologicheskaia diagnostika in-deksa zhiznennogo stilia [The Psychological Diagnostics of Lifestyle Index]. St. Petersburg, St. Petersburg Bekhterev Psychoneurological Research Institute Press. 47 p. (In Russ.).

Koloshina, T. Iu. (2005) Art-terapiia krizisnykh sostoianii [The Art Therapy of Crisis Conditions]. In: Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, no. 4, pp. 154-169. (In Russ.).

Kriukova, T. L. and Kuftiak, E. V. (2007) Oprosnik sposobov sovladaniia (adaptatsiia metodiki WCQ) [Questionnaire about the Means of Coping (The Adaptation of WCQ Technique)]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, no. 3, pp. 98-112. (In Russ.).

Leontiev, D. A. and Rasskazova, E. I. (2006) Test zhiznestoikosti [The Test of Viability]. Moscow, Smysl Publ. 63 p. (In Russ.).

Pantileev, S. R. (1993) Metodika issledovaniia samootnosheniia [Research Technique of Selfrelationship]. Moscow, Smysl Publ. 32 p. (In Russ.).

Submission date: 4.12.2013.

Скитович Антон Алексеевич — аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20; +7 (499) 464-58-18. Эл. адрес: skubuh@gmail.com. Научный руководитель — канд. психол. наук, доц. Е. Г. Суркова.

Skitovich Anton Alekseevich, postgraduate of the General Psychology and History of Psychology Department, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20; +7 (499) 464-58-18. E-mail: skubuh@gmail.com. Research adviser — Candidate of Science (psychology), associate professor E. G. Surkova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.