Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности подростков, лишенных родительского попечения, как фактор, препятствующий их успешному социальному функционированию'

Индивидуально-психологические особенности подростков, лишенных родительского попечения, как фактор, препятствующий их успешному социальному функционированию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕПРИВАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНДИВИДУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руженков Виктор Александрович, Гомеляк Юлия Николаевна

Проведено исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, лишенных родительского попечения. Описаны эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности межличностных отношений, создающие предпосылки социально-психологической дезадаптации. Работа выполнена в рамках проекта № 02-06-00073А (грант РГНФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Руженков Виктор Александрович, Гомеляк Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности подростков, лишенных родительского попечения, как фактор, препятствующий их успешному социальному функционированию»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ИХ УСПЕШНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ

В.А. Руженков, Ю.Н. Гомеляк

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS, DEFICIENT PARENTAL CUSTODY AS FACTOR OBSTRUCTING THEIR SUCCESSFUL SOCIAL FUNCTIONING

Ruzhenkov V.A., Gomelyak J.N.

The individual-psychological characteristics of adolescents, deficient parental custody, have been investigated. The emotional, cognitive and behavioral characteristics of interpersonal relations creating preconditions for social-psychological disadaptation have been described.

Проведено исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, лишенных родительского попечения. Описаныi эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности межличностных отношений, создающие предпосылки социально-психологической дезадаптации.

Работа выполнена в рамках проекта № 02-06-00073А ггрант РГНФ).

Ключевые слова: подростки, депривационное воспитание, межличностные отношения, индиви-дуация, социально-психологическая адаптация.

УДК 159.922.7

Проблема социального сиротства в Российской Федерации продолжает оставаться актуальной (2, 3). У детей, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечения, формируются деструктивные поведенческие стереотипы в связи с тем, что формирование личности в детских домах и школах-интернатах проходит в условиях отсутствия материнской любви и заботы, а также возможности удовлетворять целый комплекс необходимых для нормального развития потребностей - психических, социальных, сенсорных и др. (1, 2, 5, 6).

Одной из важнейших характеристик нормального развития личности является процесс индивидуализации и формирование автономии подростка, т.е. некоторой его обособленности от родителей и сверстников, самостоятельности и ответственности. Многочисленные данные о недостаточной личностной зрелости выпускников детских домов и школ-интернатов, невысоком уровне их социально-психологической адаптации свидетельствуют о затруднениях в формировании автономии и искажениях в личностном развитии подростков, лишенных родительского попечения. Так, в литературе (1, 5, 6) описаны различные личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях родительской депрвации: неадекватная Я-концепция, затруднения в формировании самосознания, повышенная конформность, конфликтность, агрессивность, обидчивость, склонность к разного рода нарушениям дисциплины, а также неумение орга-

ШРуженков В.А., Гомеляк Ю.Н.

Индивидуально-психологические особенности подростков, лишенных.

низовать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Специфический тип общения в детском воспитательном учреждении, когда воспитанники поневоле находятся в ситуации постоянного контакта с ограниченным контингентом взрослых и детей, с одной стороны можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности и защищенности. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков взаимодействия со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком или взрослым, формированию гибких поведенческих стратегий, что в дальнейшем препятствует успешной социально-психологической адаптации (4, 8, 10). Определенный уровень адаптации подростков, лишенных родительского попечения, в своей микросоциальной среде объясняется преобладанием у них несамостоятельности, ориентации на внешний контроль и ожиданием, что проблемы будут решены другими, что соотносится с условиями жизни в детских домах и школах-интернатах, где от воспитанников ожидается полное подчинение, где они живут по четкому регламенту и не сталкиваются с решением проблем реальной жизни, которые за них решают воспитатели (3, 7, 9). Тем самым мы можем предположить возникновение значительных трудностей в адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, которые в неизменном и постоянном мире детского дома и школы-интерната оказываются более адаптированными за счет развития у них черт зависимости и подчиняемости, однако плохо умеют приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям реальной жизни, где требуется самостоятельное решение проблем, использование разнообразных поведенческих стратегий и гибкость поведения, что и определяет важность исследования данной проблематики в плане разработки комплексных психолого-медико-педагогических психокоррекционных программ, направленных на повышение личностного роста и уровня адаптивности детей, лишенных родительского попечения.

Целью настоящего исследования было изучение индивидуально-психологических особенностей и особенностей межличностных отношений и социально-психологической адаптации подростков, лишенных родительского попечения (подро-стки-ЛРП).

Объект исследования - межличностные отношения подростков-ЛРП.

Предметом исследования выступают эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие межличностных отношений подростков-ЛРП.

В соответствии с целью, предметом исследования, нами решались следующие задачи:

1. Выявить индивидуально-психологические особенности подростков-ЛРП.

2. Изучить особенности эмоции-онального, когнитивного и поведенческого компонентов межличностных отношений указанного контингента подростков.

3. Определить характеристики социально-психологической адаптации и верифицировать факторы, детерминирующие неадаптивные стереотипы межличностного взаимодействия подростков, воспитывающихся в условиях родительской депривации.

В течение 2001-2003 гг. на базе детских домов и школ-интернатов г. Белгорода и Белгородской области нами было обследовано 93 подростка, лишенных родительского попечения (ЛРП), в возрасте 13-16 лет (44 мальчика и 49 девочек) средний возраст 14 ±1,2 лет - основная группа, из них 40 подростков из детских домов и 53 подростка школы-интерната, и 60 подростков из полных благополучных семей аналогичного пола и возраста - контрольная группа.

Нами использовались следующие методы исследования: эмпирический (психодиагностические методы: восьмицветовой тест М. Люшера в модификации Л.Н. Соб-чик и цветовой тест отношений М.А. Эткин-да, направленные на изучение эмоционального компонента интерперсональных отношений, методики «Личностный дифференциал» и «Незаконченные предложения», направленные на изучение когнитивного компонента, методика диагностики межлично-

стных отношений Т. Лири, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика «^-сортировка» В. Стефансона, экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, направленные на изучение индивидуально-психологических особенностей и особенностей поведенческого компонента межличностных отношений), статистический при помощи пакета прикладных статистических программ 8ТЛТКТ1СЛ-6 (методы описательной статистики, критерий Стьюдета 1 (параметрические данные), критерий %2 (непараметрические данные), корреляционный (коэффициент ранговой корреляции Спир-мена) и факторный анализ) и интерпретационный.

Результаты исследования и обсуждение приводим ниже.

Восьмицветовой тест Люшера выявил повышенную выраженность (1>2,4, р<0,05) эмоциональной напряженности подростков-ЛРП (3,2±0,22 балла) по сравнению с контрольной группой (2,4±0,25 балла). У значительной части подростков-ЛРП - 82 (88,2%) человек основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) занимали одну из 3-х последних позиций ряда, что свидетельствует о том, что символизируемая этим цветом потребность фрустрирована и является источником стресса. В 26,7% случаев в группе подростков-ЛРП (против 13,5% среди подростков из полных семей) компенсация тревоги осуществлялась с помощью одного из дополнительных цветов (коричневого, серого и черного) которые располагались на 1-ой позиции, обусловливающих утрированность реагирования и ригидный характер поступков и поведения.

Результаты ЦТО М.А. Эткинда показали, что подростки-ЛРП обнаруживают негативное отношение к близким взрослым (родителям). Так, черный, серый и коричневый цвета ассоциируют с образом матери 33 подростка (35,5%), а с образом отца - 56 подростков (60 %), по сравнению с контрольной группой (соответственно: 4 подростка (6,6%), с2>25, р<0,001; 20 подростков (33%), с2>14,5, р<0,01). При этом, отноше-

ние к ним сопровождается комплексом противоречивых или негативных переживаний: чувствами горя, гнева, отвращения, презрения, страха: к матери у 55 подростков (59%), к отцу у 58 подростков (62,4 %) (по сравнению с контрольной группой соответственно: 23 подростка (38%), с2>9,3, р<0,05, 19 подростков (31,7%) с2>10,4, р<0,05).

Методика «Личностный дифференциал» не обнаружила статистически достоверных различий между основной и контрольной группами по факторам оценки, силы и активности, но подтвердила данные, полученные с помощью ЦТО о важности и значимости межличностных отношений для подростков основной и контрольной групп.

Методика «Незаконченные предложения» показала, что у подростков-ЛРП на фоне положительного образа друга доминируют такие его характеристики, как «верный, преданный, понимает, не бросит в трудную минуту, заботился, любит, хорошо ко мне относится», что отражает общую неудовлетворенность их в эмоционально теплых, поддерживающих, стабильных и доверительных отношениях с близким человеком. При этом на когнитивном уровне подростков основной группы о своих реальных друзьях отчетливо звучит подозрительность: они не раз упоминают о том, что в их отсутствие друзья «обсуждают меня, говорят обо мне плохо за моей спиной, сплетничают», а также присутствует страх, что друг «обманет, выдаст секреты». Характерна также слабая дифференцированность когнитивных представлений, которые для описания партнера по общению использовали упрощенные формулировки (хороший, нормальный), затрудняясь конкретизировать свой ответ.

Результаты теста Т. Лири показали статистически достоверные различия между основной и контрольной группами выявлены по октантам: «эгоистичность», «подчи-няемость», «зависимость», «дружелюбность» и «альтруистичность» (соответственно: 7,9±0,27, 7,0±0,35, 1>2,2, р<0,05; 7,6±0,34, 5,6±0,4, 1>3,8, р<0,001; 8,2±0,25, 7,2±0,3, 1>2,7, р<0,01; 9,3±0,27, 8,0±0,4, 1>2,7, р<0,01; 10,0±0,32, 8,6±0,4, 1>2,6, р<0,01). При том, что показатели по октан-

ы

ШРуженков В.А., Гомеляк Ю.Н.

Индивидуально-психологические особенности подростков, лишенных.

там в основной и контрольной группах относятся к среднему уровню, выявленные различия свидетельствуют о том, что подро-стки-ЛРП в межличностных отношениях демонстрируют противоречивые черты: с одной стороны они более эгоистичны, ориентированны на себя, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, склонны к соперничеству, агрессивности, независимости и доминированию,

по сравнению с группой подростков из полных семей; с другой стороны - зависимы, следуют за лидером, подчиняемы и неуверенны в себе, застенчивы, пассивны, демонстрируют скромность, робость, уступчивость, послушание и гиперсоциальность установок в межличностных контактах.

Результаты теста К. Роджерса и Р. Даймонда представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты «Методики диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда» подростков основной и контрольной групп

Октанты Подростки-ЛРП Полная семья 1> Р<

М т М т

Адаптивность 132,4 2,68 140,5 2,76 2,1 0,05

Дезадаптивность 104,5 3 81,67 4 4,5 0,001

Неприятие себя 19,09 0,78 14,4 1 3,9 0,001

Неприятие других 19,8 0,78 15,67 0,84 3,7 0,001

Эмоциональный дискомфорт 20,03 0,86 15,22 1,11 3,4 0,01

Внешний контроль 25,26 0,96 18,55 1,2 4,47 0,001

Ведомость 20,55 0,58 17,08 0,84 3,4 0,01

Эскапизм (уход от проблем) 19,2 0,56 17,6 0,6 2,0 0,05

Как видно из таблицы 1, подростки-ЛРП достаточно адаптированы в своей микросоциальной среде, поскольку показатели по этому параметру у них находятся в пределах средних значений, однако уровень их адаптации несколько ниже уровня адаптации подростков из полных семей. На наш взгляд, определенный уровень адаптации их в условиях детских домов-интернатов объясняется преобладанием несамостоятельности, ориентации на внешний контроль и ожиданием, что проблемы будут решены другими, что соотносится с реальными условиями жизни, где от воспитанников ожидается полное подчинение, наличие четкого регламента и отсутствие необходимости решения проблем реальной жизни, которые за них решают воспитатели. Подростки-ЛРП обнаруживают более низкий уровень самоприятия по сравнению с подростками из полных семей, проявляют неуверенность в себе и негативное отношение к своей личности, формирующееся в результате воспита-

ния вне семьи. Это обусловлено отсутствием близкого, безусловно любящего взрослого, способного внушить чувство уверенности и полноценности. Кроме того, им присуще состояние хронического эмоционального дискомфорта с негативной оценкой окружающих и неприятием их, что связано, по нашему мнению, с последствиями родительской депривации, поскольку имея негативный опыт взаимодействия с близкими взрослыми дети склонны экстраполировать его и на окружающих, относясь к ним с враждебностью и подозрительностью.

Тест «О-сортировка» В. Стефансона выявил статистически достоверные различия между основной и контрольной группой по тенденции «зависимость / независимость» (С2>21,38, р<0,001), которая определяется как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей. Т.е. подростки-ЛРП более зависимы и ведомы, и менее самостоятельны, чем дети из полных семей. И хотя стремление прини-

мать ценности и нормы референтной группы характерно для подросткового возраста, у подростков основной группы оно выражено в большей степени, чем у их сверстников из полных семей, что свидетельствует об опре-

деленных деформациях в личностном развитии.

Результаты теста Розенцвейга представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты «Экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга»

Направление реакции Дет! ЛРП I- Полная семья c2> Р< Тип р-ции Дети ЛРП I- Полная семья c2> Р<

К- во % К- во % К- во % К- во %

Е 74 79,6 25 41,7 25,11 0,01 OD 4 4,3 18 30 37,35 0,0 1

I 6 6,4 5 8,3 ED 69 74,2 16 26,7

M 13 14 30 50 NP 20 21,5 26 43,3

Итого 93 100 60 100 Итого 93 100 60 100

Для большинства подростков-ЛРП (79,6%) характерна экстрапунитивная направленность реакций (Е), что свидетельствует о низкой фрустрационной толерантности и в процессе совладания с разными жизненными проблемами они предъявляют повышенные требования к окружающим, несамостоятельны, стремятся подключить к разрешению ситуации других, переложить на них ответственность за решение проблемы, зачастую агрессивны.

Статистически достоверные различия между сравниваемыми группами обнаружены также по типу реакций на фрустрирую-щую ситуацию (табл. 2). Для большинства подростков-ЛРП - 69 (74,2%), характерен самозащитный тип реагирования (ЕБ), что свидетельствует о неуверенности в себе, низком уровне самообладания, частых колебаниях настроения. Поведение такого типа выражается в жесткой привязанности к ситуации, неумении эмоционально отвлечься от фрустратора, самостоятельно найти выход из конфликта, неспособности взять на себя ответственность за его решение, стремлении переложить эту ответственность на окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Большинство - 67 (72%) подростков основной группы воспринимают ситуации препятствия и ситуации обвинения как угрожающие им, их благополучию и са-

мочувствию, и реагируют в экстрапунитив-ной направленности с фиксацией на самозащите (сочетание Е и ЕБ - 72%). Подобное сочетание означает явное доминирование негативных тенденций в отношении к окружающим и низкую фрустрационную толерантность.

Показатель GSR, количественная величина которого рассматривается в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению, показал, что он статистически достоверно выше в контрольной группе, чем в основной (t>4,28; p<0,001): соответственно 57,8±1,8 и 49,6±1. Это свидетельствует о более низком уровне социальной адаптации подростков-ЛРП, чем подростков из полных семей.

Корреляционный анализ экспериментальных данных подростков-ЛРП свидетельствует о том, что среди наиболее задействованных в корреляционных зависимостях звучат такие переменные, как «подозрительность», «зависимость», «подчиняемость», отрицательно связанные с адаптацией, уровнем самоприятия, эмоциональной комфортностью, интернальностью и стремлением к доминированию. Как представляется, черты подозрительности, злопамятности, подчи-няемости, зависимости, обидчивости, звучащие у подростков-ЛРП весьма отчетливо, являются при этом результатом опыта де-

ШРуженков В.А., Гомеляк Ю.Н.

Индивидуально-психологические особенности подростков, лишенных.

привации. Но выработанные как реактивные, вынужденные, эти характеристики не принимаются самой личностью (отсюда -отрицательная связь с показателем самоприятия) и не являются адаптивными. Кроме того, они препятствуют формированию обычных для возраста констелляций черт (в том числе, связанных с проблематикой автономности, эгоистичности и формирования зрелого самоуважения), тем самым задерживая и искажая развитие личности в пубертатный период, препятствуя успешному осуществлению ведущей для данного возраста деятельности - интимно-личностного общения со сверстниками, формированию навыков взаимодействия с незнакомыми сверстниками и взрослыми.

Факторный анализ экспериментальных данных подростков-ЛРП позволил выделить 3 фактора, характеризующих их индивидуально-психологические особенности и особенности межличностных отношеий и социально-психологической адаптации: фактор дезадаптивности, фактор подозрительности и фактор зависимости. Дезадаптацию подростков-ЛРП определяют подозрительность, подчиняемость, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, ориентация на внешний контроль, ведомость, что препятствует успешному осуществлению ведущей деятельности и социально-психологической адаптации. Фактор подозрительности отражает комплекс особенностей поведения подростков-ЛРП (эгоистичность, авторитарность, агрессивность, подозрительность) в процессе межличностного взаимодействия. Фактор зависимости мы склонны интерпретировать как одно из основных искажений личностного развития, формирующееся в результате де-привационного воспитания. Ключевой характер этой установки обусловлен тем, что подростковый возраст определяется как разрешение проблемы индивидуации, утверждение своего Я в группе сверстников, что не находит подтверждения в группе детей-ЛРП, которые демонстрируют более зависимое и подчиняемое по сравнению с детьми из полных семей поведение.

В межличностных отношениях подро-стки-ЛРП характеризуются противоречивыми чертами: с одной стороны они более эгоистичны, склонны к соперничеству, обидчивы, злопамятны, подозрительны, агрессивны, конфликтны, по сравнению с группой подростков из полных семей; с другой стороны, зависимы, подчиняемы, ведомы, неуверенны в себе, склонны снимать с себя ответственность. Обладая недостаточно развитой волевой саморегуляцией, они избегают сложных ситуаций, требующих самостоятельности. Такого рода сочетание противоречивых установок с непоследовательностью, отсутствием единой линии и конструктивности поведения ведет к более низкому уровню социально-психологической адаптации подростков-ЛРП, по сравнению с подростками из полных семей, и является проявлением нарушений процесса индиви-дуации и формирования зрелой автономии, которая у подростков из полных семей проявляется в достаточном уровне самоприятия, уверенности в себе, независимости в принятии решений, стремлении самостоятельно находить выход из сложных ситуаций.

Уровень социально-психологической адаптации подростков-ЛРП в жестко регламентированной микросоциальной среде детских домов и школ-интернатов определяется сформировавшимися под влиянием проживания в ней личностными и поведенческими особенностями. В целом подростки основной группы обнаруживают более низкий уровень социально-психологической адаптации по сравнению с подростками контрольной группы. Это обусловлено тем, что у них недостаточно развита волевая саморегуляция и выявляются трудности планирования, вследствие подчинения навязываемому порядку и выработке поведенческих стереотипов ведомости, зависимости, склонности снимать с себя ответственность за происходящее и приписывать ее внешним условиям. Поэтому в новой микросоциальной среде, предъявляющей требования самостоятельного планирования и организации деятельности, у них возникают затруднения, являющиеся предиспозицией социально-психологической дезадаптации. Тем

самым мы можем предположить возникновение значительных трудностей в адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, которые в неизменном и постоянном мире детских домов и школ-интернатов оказываются более адаптированными за счет развития у них черт зависимости и подчиняемости (т.е. незрелой автономии), однако плохо умеют приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям реальной жизни, где требуется самостоятельность в принятии решений и гибкость поведенческих стратегий.

Таким образом, описанные результаты исследования свидетельствуют о том, что депривационное воспитание негативно сказывается на процессе индивидуации и формировании автономии в подростковом возрасте как независимости, самостоятельности, способности принимать на себя ответственность за свои решения и поступки, свободы выбора своего жизненного пути, и говорят о необходимости разработки и проведения комплексных медико-психолого-педагогических коррекционных программ, направленных на личностное развитие и повышение уровня социально-психологической адаптации детей, лишенных родительского попечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред. -сост. В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - С. 144-154.

2. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984.

3. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии. - 1999. -№ 2. - С.118-120.

4. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая де-привация в детском возрасте. - Прага: Мед. изд-во «Авиценум», 1984.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М.: Педагогика, 1990.

7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной,

A.Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

8. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л.И. Смагина, А.К. Вод-нева, Ю.А. Сойка и др.; под ред. Л.И. Смаги-ной. - Минск: Утверсгтэцкае, 1999.

9. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. -Минск: Тесей, 1999.

10. Шпиц Р.А. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост.

B. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - С. 166-167.

Об авторах

Руженков Виктор Александрович, Белгородский государственный университет, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии медицинского факультета. Сфера научных интересов - влияние депривационного воспитания на формирование личности, суицидальное поведение, профилактика агрессивного поведения и дезадаптации при психических расстройствах. ruzhenkov@bsu. edu. ru

Гомеляк Юлия Николаевна, Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница, медицинский психолог отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз. Соискатель ученой степени кандидата психологических наук по специальности: 19.00.05 - «Социальная психология». Сфера научных интересов - влияние депривационного воспитания на формирование личности. gomelyak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.