Научная статья на тему 'Индивидуальная профессионализаци как фактор достижения качества жизни: социологический анализ'

Индивидуальная профессионализаци как фактор достижения качества жизни: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная профессионализаци как фактор достижения качества жизни: социологический анализ»

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

П.А. Бакланов,

кандидат социологических наук, заместитель начальника Управления кадров и государственной службы - начальник отдела кадрового учета и

внутреннего контроля, Москва P.A. Baklanov,

Candidate of Social Sciences, deputy head of the cadres and public service -head of personnel accounting and internal control systems, Moscow

E-mail: PABaklanov@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Professionalization personal achievements as a factor of the quality of life: a

sociological analysis

Профессионализация как социальное явление

Впервые понимание профессионализации как целостного явления в сфере воинского труда было представлено в начале 1980-х годов профессором В.Ф. Ковалевским [6]. В основе подхода основателя науки профессиологии идея создания теоретической конструкции процесса включения человека в мир профессиональной деятельности.

В начале 1990-х годов в отечественной психологии утверждается понимание профессионализации как целостного, непрерывного процесса становления личности как специалиста и профессионала с момента выбора профессии и в течение всей профессиональной жизни. Одновременно содержание понятия профессионализации дополнялось и соответствующим построением организации управления, которая была ориентирована на профессионализм управления. Практика прошлых лет подтвердила тезис о том, что с профессионализмом как результатом управляемого процесса включения человека в сферу профессионального труда следует связывать темпы общественного развития.

В современном понимании профессионализация - это социальное явление, обусловленное качественными и количественными изменениями в содержании и характере труда и характеризующееся возникновением профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала [11, с. 231].

Содержание индивидуальной профессионализации

С позиции понимания профессионализации как социального явления содержание индивидуальной профессионализации (по А.И. Турчинову) представляет собой систему категорий. С определенной долей условности такую систему составляют три подсистемы:

1) профессиональное самоопределение и профессиональная самоидентификация;

2) приобретение профессиональных знаний, умений, навыков (достижение профессиональной готовности к выполнению трудовых функций);

3) усвоение сущностных характеристик определенной профессиональной среды (степень принадлежности к ней) [11, с. 91-92].

В современном обществе идеи инновационного развития формируют новый технологический уклад, стимулируют создание конкурентной инновационной экономики, которая диктует свои правила на рынке труда. Актуальность проблемы также детерминирована «противоречием между теми требованиями к молодым специалистам, которые предъявляет к ним сложившаяся социально-экономическая ситуация, обусловленная необходимостью поиска новых форм и методик работы, доминированием экономической рациональности в современной управленческой деятельности, и реальными профессиональными навыками, знанием, уровнем подготовки современных выпускников» [13].

Развитие профессионального труда сегодня остро ставит проблему востребованности именно тех людей, которые способны освоить его разновидности эффективно, с меньшими затратами финансовых средств, с максимальными результатами в последующей профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная компетентность становится мощным фактором построения успешной трудовой деятельности в долгосрочной перспективе. В этой связи эмпирические исследования перспектив профессионального развития личности в условиях современного общества приобретают актуальное значение, так как позволяют определить проблемы управления профессионализацией, обуславливающей темпы общественного развития.

Выбор профессии: личностный смысл

По данным Минфина России (2014 г.) примерно 30% новоиспеченных обладателей дипломов о высшем образовании выбирают работу не по специальности [7]. Отчасти отдельные отрасли экономики недополучают молодых специалистов в силу устойчивого (с начала 1990-х годов) общественного мнения об успешной жизненной карьере только при наличии высшего образования (причем не важно какого). Как следствие, выпускники школ выбирают будущую специальность, отталкиваясь от того, на какой факультет легче поступить. При этом личностные интересы и способности во внимание не берутся, что приводит к фатальным ошибкам и разочарованиям еще в период обучения. Очевидно, что это обстоятельство не может не сказаться на их дальнейшей учебе и будущем трудоустройстве по специальности.

Выбор человеком будущей профессии не одномоментный шаг. Активная роль в таких процессах выбора принадлежит воображению - способности ума создавать идеи (мысленные представления). По своей сути это одна из составляющих процессов профессиональной самоидентификации личности [11, с. 93], когда происходит мысленное «встраивание» индивида в образы-

171

представления, которые сформировались у него на основе ставших ему известными не только условий и особенностей осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, но и требований, предъявляемых к ее представителям.

Сопровождаются такие перманентные процессы «примерки» и самооценки своих способностей и возможностей для дальнейшей самореализации, профессионального развития и карьерного роста при осуществлении самостоятельной трудовой деятельности внутренними переживаниями личностно-смыслового характера, прочной фиксацией в памяти человека символических картинок как позитивного, так и негативного свойства. Такие ассоциации профессиональной направленности нами рассматриваются в качестве внутренних факторов, под воздействием которых происходит выбор индивидом будущей профессии. К внешним факторам, оказывающих существенное влияние на выбор индивидом будущей профессии, относятся: условия социализации личности, наличие у нее опыта взаимодействия с представителями различных профессиональных сообществ, общественное мнение о престиже профессий и профессионализме, их востребованности, а также совокупности личностных жизненных обстоятельств и др. [1, с. 98 - 99].

Образно-символические представления об избранной профессии

В силу уникальной физиологической способности, свойственной только человеку, образно-символическое мышление (как один из возможных и важнейших способов репрезентации мира) обеспечивает индивиду представление объекта реальной действительности с позиции субъективного выражения личностно-смыслового отношения к нему [8, с. 89]. Другими словами, объекты реальной действительности, на которые сфокусировано внимание человека, отражаются в его сознании в виде образов с символическим содержанием личностно-смыслового отношения к ним.

В контексте научной парадигмы социологии символа, созданной в начале XXI века О. А. Кармадоновым, «феномен символического присутствует везде, где есть хотя бы самое элементарное теоретическое обобщение эмпирического опыта, все, что попадает в поле деятельности человеческого интеллекта, неизбежно подвергается «символизированию» [5, с. 6]. Понятие «символ» определяется как «обобщённое представление о ком-либо, о чём-либо, основанное на интеллектуальном и витальном опыте индивида и/или общности, заключающее в себе способ выражения, результат выражения и образ переживания» [5, с. 146].

Таким образом, возможен вывод о том, что личностные образно-символические представления человека об избранной им профессиональной деятельности аккумулируют в себе: 1) запечатлённые в памяти воспоминания (представления) о факторах и условиях, обусловивших выбор им профессии; 2) личностные впечатления (представления) человека от процессов профессиональной самоидентификации в периоды его профессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности; 3) личностно-субъективные временные представления человека о перспективах достижения

им высокого уровня профессионализма по избранной профессии (специальности).

Представленные выше гипотезы выступили теоретической основой для проведения автором в 2012 - 2013 гг. социологического исследования процессов профессионализации представителей различных социально-профессиональных сообществ.

Перспективы профессионального развития в образно-символических представлениях

Социологическое исследование было проведено в 20 субъектах Российской Федерации 8 федеральных округов. В исследовании приняли участие 1473 человека (753 женщины и 720 мужчин) в возрасте 16 - 60 лет. В качестве респондентов были выбраны представители наиболее значимых социально-профессиональных групп экономически активной части населения. Отдельное внимание было уделено группе респондентов, в которую были включены преподаватели (научные работники) и студенты ВУЗов (см. табл. 1), а также участникам опроса в возрасте 16 - 29 лет.

Таблица 1. - Распределение респондентов по возрасту и полу

Социально- профессиональная группа респондентов Количество респондентов (в % от общего количества респондентов группы)

Всего Распределение по возрасту Распределение по полу

16-29 лет 30-60 лет муж. жен.

Преподаватели (научные работники) и студенты ВУЗов 373 318 (85%) 55 (15%) 138 (37%) 235 (63%)

В целях определения образно-символических представлений участников опроса о перспективах их дальнейшего профессионального развития респондентам было предложено ответить на вопрос - как быстро можно достичь высокого уровня профессионализма, работая по специальности? В качестве вариантов ответов были предложены следующие временные периоды работы по специальности: до 3 лет; до 5 лет; до 10 лет; более 10 лет.

Результаты ответов респондентов представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Результаты ответов респондентов на вопрос «Как быстро, на Ваш взгляд, можно достичь высокого уровня профессионализма, работая по специальности?» (в % по строке)_

Социально- профессиональная группа респондентов Варианты ответов (периоды)

до 3 лет до 5 лет до 10 лет более 10 лет Затрудняюсь ответить

Преподаватели (научные работники) и студенты ВУЗов 14 27 25 22 12

Представленные данные свидетельствуют, что около 12% от общего количества преподавателей (научных работников) студентов ВУЗов, принявших участие в опросе, затруднились ответить на предложенный вопрос. Данный факт можно интерпретировать как проявление у этой части респондентов признаков внутренней несогласованности профессиональных перспектив, что косвенно указывает на определенные трудности с адаптацией к профессиональной среде, свойственной избранному ими направлению профессиональной деятельности.

В группе участников опроса, которые испытывают определенные трудности с адаптацией к профессиональной среде, количество женщин преобладает над количеством мужчин (см. табл. 3).

Таблица 3 - Результаты ответов респондентов на вопрос «Как быстро, на Ваш взгляд, можно достичь высокого уровня профессионализма, работая по

Социально- Пол Варианты ответов (периоды)

профессиональная до до до более Затрудняюсь

группа респондентов 3 лет 5 лет 10 лет 10 лет ответить

Преподаватели муж. 15 24 22 30 9

(научные работники) и студенты ВУЗов жен. 14 28 27 18 13

Примечательно, что в целом количество респондентов с внутренней несогласованностью профессиональных перспектив распределилось в равных долях по рассматриваемым возрастным когортам (см. табл. 4)

Таблица 4 - Результаты ответов респондентов на вопрос «Как быстро, на Ваш взгляд, можно достичь высокого уровня профессионализма, работая по специальности?» по возрастному признаку (в % по строке)_

Социально- Возраст Варианты ответов (периоды)

профессиональные (лет) до до до более Затрудняюсь

группы респондентов 3 лет 5 лет 10 лет 10 лет ответить

Преподаватели 16-29 15 28 23 22 12

(научные работники) и студенты ВУЗов 30-60 11 20 34 24 11

Выводы и обобщения

Очевидно, что в процессе индивидуальной профессионализации особое внимание приобретает вопрос о временной составляющей профессиональной жизненной перспективы. Согласно В.Н. Карандышеву, чем дальше в будущее вынесены цели, намерения, ожидания личности, тем большую целенаправленность, устойчивость и последовательность они придают деятельности [3]. В свою очередь Я.В. Васильев отмечает, что чем дальше во

времени намечаются цели, тем больше потенциал раскрытия человеческих возможностей [2].

Интерпретируя результаты опроса респондентов в контексте представленного выше понимания временной составляющей «жизненной перспективы личности» [9], можно отметить следующее.

Мужчины в большей степени (30% - каждый третий участник опроса) чем женщины (18%) нацелены на продолжительное профессиональное развитие (более 10 лет до достижения высокого уровня профессионализма) по избранному виду деятельности и в меньшей мере (в сравнении с женщинами) подвержены внутренней несогласованности относительно профессиональной перспективы.

Более половины женщин (55%) из числа преподавателей (научных работников) и студентов ВУЗов ориентированы на достижение высокого уровня профессионализма в избранном виде деятельности в период от трех до десяти лет и в большей мере (в сравнении с мужчинами) подвержены внутренней несогласованности относительно профессиональной перспективы.

Каждый восьмой участник опроса в возрасте 16 - 29 лет испытывает определенные трудности с адаптацией к профессиональной среде, свойственной избранной им профессии. Каждый третий (28%) представитель поколения 1990-х годов, принявших участие в опросе, нацелен на достижение высокого уровня профессионализма в период до пяти лет, а каждый шестой (15%) - в период до трех лет. О нацеленности на более продолжительный период профессионально-должностного развития (более десяти лет) сообщило 22% респондентов в возрасте 16 - 29 лет. Представленные данные подтверждают мнение экспертов, о том, что в своем большинстве представители поколения 1990-х годов концентрируют свое внимание на личностных интересах, стремятся в кратчайшие сроки достичь профессиональных и должностных вершин. При этом большая часть из них не нацелены на необходимость гармонизировать свои устремления с широким спектром специфики осуществляемой ими профессиональной деятельности, [9].

Также результаты исследования свидетельствуют, что среди участников опроса в возрасте 30-60 лет только каждый десятый респондент испытывает определенные трудности с адаптацией к профессиональной среде. Около 60% респондентов из рассматриваемой возрастной группы (практически каждый третий) в своих образно-символических представлениях определяет в качестве временной перспективы достижения высокой степени профессионализма периоды: до десяти лет (34%) и десять лет и более (24%). Представленные данные позволяют отметить не только нацеленность участников опроса в возрасте 30 - 60 лет на последовательное приобретение профессионального опыта и постепенное раскрытие потенциала человеческих возможностей, но и предположить, что в значительной степени такой подход у них сформировался на основе опыта самостоятельной трудовой деятельности.

Заключение

Очевидно, что это далеко не полный перечень всех образно-символических представлений, которые формируются у индивида относительно перспектив

175

профессионального развития. Однако представленные результаты исследования позволяют отметить актуальность проблемных вопросов по формированию у студентов ВУЗов личностных образно-символические представлений об избранной профессиональной деятельности и о перспективах профессионального и должностного роста. Также в рамках процессов индивидуальной профессионализации личности важное значение имеют реалистичные представления о временных показателях достижения высшего уровня профессионализма по осваиваемой профессии в период самостоятельной трудовой деятельности.

Представляется, что нацеленность на последовательное приобретение профессионального опыта и постепенное раскрытие потенциальных возможностей в процессе индивидуальной профессионализации способствуют эффективной и результативной профессиональной деятельности, что обуславливает достижение качественных результатов в трудовой деятельности.

Результаты исследования подчеркивают актуальность тезиса о том, что общество будет развиваться более быстрыми темпами тогда и только тогда, «когда управление процессом профессионализации и, прежде всего индивидуальной профессионализацией, будет иметь наиболее развитые и эффективные формы» [11, с. 27].

Литература

1. Бакланов П.А. Выбор профессии: личностно-смысловой и символический контексты (социологический анализ) // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. Том 1. № 4. С.96 - 102.

2. Веремчук В.И. К вопросу о взаимодействии военной службы и религии/В.И. Веремчук//Социологические исследования. -2003. -№ 12. -С. 8484.

3. Гончарук А.Ю. Феномен «я» в свете авторской системы социокультурно-образовательной эмотивации. Вестник Академии права и управления. 2012. № 26. С. 160-168.

4. Евстратова Т.А. Адаптация студентов к профессиональной деятельности как основа в подготовке кадров для социальной сферы. В сборнике: Социальное образование и социальная история России: опыт изучения и проблемы подготовки кадров для социальной сферы. Сборник материалов XIV Всероссийского социально-педагогического конгресса. 2014. С. 104-105.

5. Карандышев В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности // Психология личности и время: Тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 43-54.

6. Кармадонов О.А. Социология символа. - М.: Academia, 2004. - 352 с.

7. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. - М.: МО СССР, 1983. - 216 с.

8. Макушкин С.А. Использование технических средств обучения в учебном процессе. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 163-165.

9. Пименова В., Шульга О. Специалисты не удел // Парламентская газета. 2014. - № 24 (2653) 4-10 июля 2014 г. - С. 11.

10. Потанина Л.Т. Воспитательный потенциал образно-символического мышления // Гуманитарные науки: теория и методология. 2008. №1. С. 89 - 93.

11. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2/1 (69). С. 53- 69.

12. Тарасенко С. Новое поколение играет в клерков и бизнесменов //Metro.

2013. №76 (107/2785). С. 12.

13. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики.- М.: Флинта, 1998. - 272 с.

14. Фролова Е.В. Управленческие практики и модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований России. Москва,

2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.