Научная статья на тему 'Индивидуализм в России: методологический конструкт научного исследования'

Индивидуализм в России: методологический конструкт научного исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
847
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / INDIVIDUALISM / РОССИЯ / RUSSIA / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIO-PHILOSOPHICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Войтенко Валерия Петровна

В статье рассматривается трансдисциплинарный методологический конструкт изучения индивидуализма в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualism in Russia: the Methodological Construct of Socio-Philosophical Investigation

The transdisciplinary methodological conception of individualism in Russia is investigated in this article.

Текст научной работы на тему «Индивидуализм в России: методологический конструкт научного исследования»

во многом зависит, как складываются взаимоотношения между людьми, социокультурными институтами в любой сфере общественной жизни - юридической, экономической, политической, религиозной и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Gilbert P. Compassion: Conceptualisations, research, and use in psychotherapy. N.Y.: Routledge, 2005. 416 p.

2. См.: Post S.G., Underwood L.G., Schloss J.P., Hurlbut W.B. (eds.). Altruism and Altruistic Love: Science, Religion and Philosophy in Dialogue: Science Philosophy and Religion in Dialogue. N.Y.: Oxford University Press, 2002. 522 p.

3. Oveis C., Horberg E.J., Keltner D. Compassion, Pride, and Social Intuitions of Self-Other Similarity //

Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. № 4. P. 618-630.

4. См.: Логунова Е.Г. Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ижевск. 2012. 20 с.

5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. 990 с. С. 43.

6. Лавик-Гудолл Дж. Ван. В тени человека. М.: Мир, 1974. 208 с. С. 157.

7. См.: Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. 319 с. С. 226-231.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-ности. М.: Республика, 1994. 447 с. С. 148.

9. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1988. 540 с. С. 25.

13 июня 2013 г.

УДК 101.1:316

ИНДИВИДУАЛИЗМ В РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В.П. Войтенко

Индивидуализм в России долгое время оставался предметом исключительно абстрактно-теоретических рассуждений. По мнению русских философов, проявления западного индивидуализма в России подавляются таким качеством русского народа, как соборность.

Однако они полагают, что в России всегда есть место индивидуализму, проникнутому православной религиозной интенцией. Так, А.С. Хомяков, отмечая противостояние русской соборности западному индивидуализму, отождествляет русский индивидуализм с полной индивидуальной свободой и религиозной искренностью православного христианина [1]. По мнению Г.П. Федотова, индивидуализм в России проявляется в православной установке на личность и ее религиозный, чисто мистический, путь [2].

Войтенко Валерия Петровна - аспирант кафедры философии и культурологии Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: leravvp@mail.ru, т. +79281509309;

Н.А. Бердяев связывает русский индивидуализм с обостренным сознанием личности. Однако, по мнению философа, "коммюнотар-ность русского народа и безличный коллективизм противостоят развитию индивидуализма в России" [3]. С.Л. Франк также считает, что русский духовный коллективизм противостоит западному индивидуализму, однако такие понятия, как "личная свобода", "индивидуальность" присущи русскому обществу, являясь крепкой основой его коллективизма и соборности [1].

Следует отметить, что в советскую эпоху индивидуализм в России не изучался, так как рассматривался в качестве "буржуазного завоевания", проявления собственничества, отсталости и антиобщественного эгоизма.

В постсоветский период интерес к индивидуализму возрождается. А.Г. Дугин по-

Valeria Voytenko - postgraduate student of the Department of Philosophy and Culturology at the Southern Federal University, Pushkinskaya street, 160, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: leravvp@mail.ru, t. +79281509309

лагает, что на отсутствие западной формы индивидуализма в России повлияло, прежде всего православие, которое имеет собственное представление об обществе и о месте в нем церкви и веры. И это представление категорически расходится с западным индивидуализмом. Для православного христианина вера есть не только индивидуальный вопрос, личный выбор человека и проблема субъекта, внутреннего мира, но она включает в себя необходимость и измерение общественного бытия и нормативные взгляды на природу окружающего мира [4]. А.В. Лубский и Р.А. Лубский отмечают, что в социоцен-тристском российском обществе доминирует запретительный тип агрессивного антииндивидуализма, основу которого составляют корпоративная зависть и принцип уравнительной справедливости. Вместе с тем он подчеркивает, что личная самоопределенность присуща и человеку социоцентристского общества, «но это порождает в нем внутренний конфликт между предопределенностью и свободой. Формами разрешения этого конфликта в русском культурном архетипе становятся "уход в пустынь" или "юродство в миру"» [5, с. 30].

Следует отметить, что индивидуализм в России стал предметом социально-философского изучения. Однако, это изучение строилось на личностном отношении русских философов к индивидуализму. Кроме индивидуально-личностного подхода в социальной философии существует иной подход - трансдисциплинарный. Трансдисциплинарный подход представляет собой метатеорию, выход за пределы дисциплинарного деления научного знания. Трансдисциплинарность -это обобщение результатов, полученных в разных научных дисциплинах. Следовательно, для того чтобы разработать социально-философскую концепцию индивидуализма в России на трансдисциплинарном уровне, необходимо выяснить, как в рамках разных научных дисциплин исследователи изучают индивидуализм.

Так, Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарс провели сравнительные этнометрические исследования, которые включали измерение индекса индивидуализма в разных странах, в том числе и в России. Разница между исследованиями при этом заключалась в содержатель-

ном наполнении понятия "индивидуализм". Г. Хофстеде под индивидуализмом понимал предпочтение людей заботиться только о себе и собственных семьях [6]. Ф. Тромпенаарс рассматривал индивидуализм как господство интересов личности (личные счастье, достижения и благосостояние) над интересами группы [7]. Отечественные социологи также проводят этнометрические исследования индивидуализма в России. Ю.В. Латов и Н.В. Латова рассматривают индивидуализм как особую форму мировоззрения, подчеркивающего приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества [8].

В рамках социальной психологии Г. Триандис рассматривал индивидуализм как особую форму мировоззрения, в котором на первом месте стоят собственные убеждения, чувства и эмоции, в противовес взаимоотношениям с другими людьми [9].

В рамках культурологии П.Л. Бергер и С. Хантингтон и предложили рассматривать индивидуализм как особую идеологию глобальной культуры, которая помогает разрушить традиции и дух коллективизма, реализовать конечную ценность глобальной культуры - личную свободу [10].

Таким образом, индивидуализм еще не изучался на трансдисциплинарном уровне. В связи с этим целью исследования является разработка методологии социально-философского исследования индивидуализма в России.

В рамках трансдисциплинарного социально-философского конструкта индивидуализм может быть рассмотрен как стиль жизни. Стиль жизни представляет собой определенную организацию мышления и деятельности. Стиль жизни определяется как способ повседневного поведения людей в соответствии с собственными потребностями и установками в пределах возможностей, создаваемых образом жизни. Уточняя такое представление о стиле жизни, отметим, что он представляет собой особую организацию мышления и жизнедеятельности людей в сфере повседневности. Соответственно, индивидуализм как стиль жизни характеризуется, с одной стороны, особым стилем мышления, с другой - специфическим стилем повседневной жизнедеятельности.

В научной литературе под стилем мышления понимают совокупность его установок,

методов, принципов, "реализуемых как в рамках самого мыслительного процесса, т.е. в сознании, так и внешним образом, вербально или в каком-либо материальном действии, поступке, поведении и образе жизни". В основе стиля мышления лежит определенная парадигма, определяющая его практику. Но в отличие от парадигмы мышления, его стиль -это фактическая, непосредственная практика мышления, его действия на основе этой парадигмы [5, с. 32].

Для индивидуализма характерна целе-рациональная парадигма мышления, предполагающая самоценность человека как уникальной личности и ее обращенность на себя как центр познания и деятельности. Эта парадигма ориентирована на конкретный результат социальных действий и эффективность социальных технологий. Личность, которая мыслит рационально, считает разум главным способом познания, наиболее достоверным, надежным, самым совершенным инструментом отыскания истины. Рационалист, -по мнению В.А. Кувакина, - ценит науку, видит в ней наиболее яркое и плодотворное проявление рациональных способностей людей. Личность, поставленная рациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либо трансцендентную волю. Он считает, что для личности с индивидуалистским типом мышления присуща установка признавать значимость не только "своих", но и "чужих" представлений и ценностей, заинтересованное к ним отношение в плане необходимости взаимопонимания, а также усвоения и использования в собственной духовной практике и социальном поведении [11].

Индивидуалистский стиль мышления является логическим и аналитическим, что позволяет личности с рациональной ориентацией быть динамичной, активной и прагматичной. Личность с индивидуалистским стилем мышления оперирует такими понятиями, как мораль, истина, красота и польза в когнитивной разобщенности [5, с. 33].

В основе стиля повседневной жизнедеятельности лежат различные личностные интенции (стремления) индивидов. М.Е. Илле выделяет три таких базовых интенции: "быть как все", "быть иным", "быть другим", которые усваивается в процессе социализации. "Быть как все" - это интенция, которая

предполагает стремление к индивидуальному, пространственно-временному единообразию. Данное стремление обеспечивает обществу стабильность путем сохранения традиций, взаимопонимания. Интенция "быть другим" выражается в стремлении индивида выйти за пределы "унылой повседневности и рамки собственного "Я". Данное стремление, по мнению М.В. Илле, выражается в потребности "пожить" новой жизнью. Интенция "быть другим" - это стремление индивида к пространственно-временному многообразию. Интенция "быть иным" - это стремление индивида к индивидуально-пространственному многообразию и индивидуально-временному многообразию, которое заключается в стремлении "быть иным" по отношению к себе, а не по отношению к другим, окружающим [12]. Именно эта интенция характерна для индивидуалистического стиля жизни.

Личность, в основе стиля жизнедеятельности которой заложена интенция "быть иным", воспринимает мир как хаос, который он должен упорядочить своей преобразующей силой. Добродетелями такой личности являются активность и интенсивность, ощущение личной свободы и личной ответственности, расчет на собственные действия и собственную судьбу.

Для реализации стремления "быть иным" необходим высокий уровень социальной мобильности в обществе, ценность, высокая значимость личного успеха во всех сферах общественной жизни, а также независимость. Стремление "быть иным" побуждает личность к предприимчивости, инициативности, самостоятельности мышления и поступков. Данная интенция может быть реализована главным образом за счет изменения системы ценностей, мировоззренческих установок, создания социальных каналов реализации личностного потенциала.

Таким образом, в рамках трандисципли-нарной социально-философской методологии изучения индивидуализма в России первой задачей является определение структуры индивидуализма в России через особый стиль мышления и особый стиль жизнедеятельности. Так как трансдисциплинарная философия представляет собой многомерный конструкт, то второй задачей исследования индивидуализма в России является выявление факторов

индивидуализма в российском обществе, к числу которых относятся следующие: особенности локально-цивилизационного развития, характерные черты общественного устройства, в частности сам тип общества, тип нормативной личности, а также модер-низационные трансформации российского общества. Такой методологический конструкт позволит выявить характерные черты и особенности индивидуализма в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франк С. Русское мировоззрение // Библиотека думающего о России [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriotica.ru/religion/frank_rus_mir.html

2. Сомин Н.В. Г.П. Федотов: "спасти правду социализма правдой духа и правдой социализма спасти мир" // Православный социализм как русская идея [Электронный ресурс]. URL: http://www.chri-soc. narod. ru/G_P_Fedotov. htm.

3. Бердяев Н. Русская идея. М.: МАСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 286 с. С. 7.

4. Дугин А. Учение православной традиции о нормативном обществе // Евразия: информационно -аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazia.org/article/1596

5. Лубский А.В., Лубский Р.А. Человек в России и на Западе: концепты дискурсивного мышления // Научная мысль Кавказа. 2012. № 4. С. 27-36.

6. Hofstede G. Culture's Consequences: Intern Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, L., 1980. 327 р.

7. Trompenaars F. Resolving International Conflict: Culture and Business Strategy // London Business School. 1996. Vol. 7 (3). P. 51-68.

8. Латов Ю.В., Латова Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 34-43.

9. Триандис Г.К. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 718 с. С. 73-97.

10. Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация: культурное многообразие в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.

11. См.: Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: "Алетейя"; М.: "Логос", 1998. С. 116-136.

12. См.: Илле М.Е. К вопросу о предмете социологии // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12. С. 101-112.

23 апреля 2013 г.

УДК 356.132.08:330.1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТАМОЖЕННИКОВ: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

О.В. Евграфова

Важнейшей задачей таможенной системы является защита экономических интересов страны во внешнеэкономической деятельности. Несомненно, главным в совершенствовании работы этой системы является подготовка кадров, в частности, формирование у таможенников экономической культуры, адекватной решаемым задачам.

Но специального теоретического внимания этому аспекту деятельности работников таможенных органов и служб почти

Евграфова Ольга Владимировна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Бу-денновский, 20, e-mail: dia7@bk.ru, т. 8(863)2180727.

не уделяется, публикации по данной тематике найти крайне трудно. В частности, ИПС "Yandex" по соответствующему запросу на май-июнь 2013 г. не дает в числе сотни ссылок ни одной с названием "экономическая культура таможенника". В этой ситуации остается опираться на немногочисленные работы по профессиональной культуре таможенников - госслужащих, содержащие некоторые модельные требования, предъявляемые к работникам таможни (личные обязательства, соблюдение законов, исполь-

Olga Evgrafova - Ph.D. in Philosophy, senior lecturer of the Department of Economic Theory at the Russian Customs Academy, Rostov Branch, 20, Budennovskiy Prospect, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: dia7@bk.ru, tel. +7(863)2180727.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.