Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения как методическая проблема и связь индивидуализации с самостоятельной работой при обучении вводно-фонетическому курсу'

Индивидуализация обучения как методическая проблема и связь индивидуализации с самостоятельной работой при обучении вводно-фонетическому курсу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDIVIDUALIZATION / METHODOLOGY OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / PRACTICAL PHONETICS COURSE / INDIVIDUALIZED COMPLEX / SCHEDULE OF STUDENTS'' INDEPENDENT WORK / SELF-CONTROL / SOUND RECORDINGS / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС / ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА / САМОКОНТРОЛЬ / МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киндря Н.А.

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев вводно-фонетическому курсу. Использование индивидуализации приводит к оптимизации учебного процесса, помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания. Отмечены преимущества составления графика самостоятельной работы в начале учебного года, который позволяет индивидуализировать процесс обучения для студентов разного уровня подготовки. Предполагается, что важной задачей преподавателя русского языка как иностранного является научить студентов осуществлять самоконтроль посредством магнитофонной записи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of education as a methodological issue and the correlation of individualization and self-study in the process of practical phonetics learning

The article considers the methodology of individualized teaching of foreign students in the course of practical phonetics study. The individualization leads to optimization of the learning process, helping students to acquire the skills of self-study, as well as get solid knowledge. The author considers the advantages of the independent work scheduling at the beginning of the school year, which allows teachers to individualize the learning process for students with different levels of training. The author believes that an important task of teachers of Russian as a Foreign Language is to teach students to exercise self-control by means of sound recording.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения как методическая проблема и связь индивидуализации с самостоятельной работой при обучении вводно-фонетическому курсу»

УДК 37.04 Киндря Наталия Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И СВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ С САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ВВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКОМУ КУРСУ

Kindrya Natalia Aleksandrovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Russian Language Department, Financial University under the Government of the Russian Federation

INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION AS A METHODOLOGICAL ISSUE AND THE CORRELATION OF INDIVIDUALIZATION AND SELF-STUDY IN THE PROCESS OF PRACTICAL PHONETICS LEARNING

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев вводно-фонетическому курсу. Использование индивидуализации приводит к оптимизации учебного процесса, помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания. Отмечены преимущества составления графика самостоятельной работы в начале учебного года, который позволяет индивидуализировать процесс обучения для студентов разного уровня подготовки. Предполагается, что важной задачей преподавателя русского языка как иностранного является научить студентов осуществлять самоконтроль посредством магнитофонной записи.

Ключевые слова:

индивидуализация, методика преподавания русского языка как иностранного, вводно-фонетиче-ский курс, индивидуализированный комплекс, график самостоятельной работы студента, самоконтроль, магнитофонная запись.

Summary:

The article considers the methodology of individualized teaching of foreign students in the course of practical phonetics study. The individualization leads to optimization of the learning process, helping students to acquire the skills of self-study, as well as get solid knowledge. The author considers the advantages of the independent work scheduling at the beginning of the school year, which allows teachers to individualize the learning process for students with different levels of training. The author believes that an important task of teachers of Russian as a Foreign Language is to teach students to exercise self-control by means of sound recording.

Keywords:

individualization, methodology of teaching Russian as a foreign language, practical phonetics course, individualized complex, schedule of students' independent work, self-control, sound recordings.

Индивидуализация обучения, важность которой признается в отечественной и зарубежной методике, на современном этапе является одним из ведущих принципов преподавания русского языка как иностранного. Обобщая, можно сказать, что под индивидуализацией понимается учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы.

Цели, которые ставит индивидуализация обучения, и задачи, которые она решает, достаточно важны, чтобы индивидуализации отводилось особое место в практике обучения русскому языку иностранцев. Применяя индивидуализацию обучения на практике, преподаватель стремится к тому, чтобы его учащиеся справились с учебной программой, независимо от прежней степени сформированности их произносительной базы. Возможности индивидуализированного обучения вводно-фонетическому курсу русского языка студентов-иностранцев стали предметом нашего исследования [1].

Индивидуализация обучения проявляется в самостоятельной работе студентов. Большинство исследователей считают, что с точки зрения условий выполнения самостоятельную работу можно подразделить по месту ее выполнения и времени на три вида: самостоятельную работу во время аудиторных занятий, работу в лаборатории и работу вне аудитории и вуза (в библиотеках, дома) [2].

Безусловно, самостоятельная работа студентов, как и вся их учебная деятельность, планомерно организуется преподавателями и учебными программами. Часть заданий, рассчитанных на продолжительный период времени, может быть спланирована по срокам исполнения самими студентами. Преподаватель при планировании самостоятельной работы учитывает прежде всего следующее условие: как содержание учебного материала связано с содержанием материала для самостоятельной работы [3].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)

Некоторые исследователи предлагают для каждого студента в начале семестра или учебного года составлять график самостоятельной работы, а выполнение контролировать в процессе дальнейшего преподавания данной дисциплины. График помогает в случае необходимости индивидуализировать задания для студентов разных уровней подготовки, что отражается в отдельной графе «индивидуальное задание». Таким образом, самостоятельная работа может быть интегрирована с другими формами работы, с индивидуализацией обучения. Реализация принципа индивидуализации в аудитории также предполагает самостоятельную работу учащихся. В таком случае индивидуализированную форму обучения в аудиторных условиях можно рассматривать как самостоятельную работу учащихся в присутствии преподавателя. Эта работа будет иметь свои особенности: при возникновении каких-либо вопросов и неясностей учащийся, скорее всего, обратится за помощью к своему преподавателю.

Самостоятельная работа студентов - это определенный вид деятельности, и, несмотря на то что эта деятельность протекает в отсутствие преподавателя, последний тем не менее принимает непосредственное участие в управлении этой работой. Во внеаудиторных условиях управление работой студентов со стороны преподавателя может осуществляться через подготовку им программ для выполнения. Программы снабжаются различными комментариями и рекомендациями, которые помогают студентам с различными индивидуально-психологическими особенностями усвоить предложенный материал. В условиях аудиторной работы самостоятельная деятельность студента протекает в присутствии преподавателя, готового оказать в любую минуту необходимую помощь студенту. Во время внеаудиторной самостоятельной работы студенту приходится рассчитывать только на свои собственные силы, поэтому и возрастает степень его ответственности. В аудиторных условиях учащийся знает, что он может обратиться за помощью или к преподавателю, или к более сильным студентам [4].

Для того чтобы студент начал работать самостоятельно вне аудитории, его надо подготовить, «научить учиться» самостоятельно. Хорошо, если у студента уже сформирован продуктивный для него способ извлечения и получения знаний. Если же эти навыки не сформированы, то студент не сможет успешно работать самостоятельно. Важно также обучить студентов приемам самоконтроля. К тому же преподаватель должен определить, когда и как он будет контролировать работу студентов, а затем сообщить об этом учащимся. На конкретном примере можно показать, что «научить студента учиться» преподаватель может, приучая его фиксировать в своем словарике новые слова, записывать в тетрадь наиболее сложные для произнесения сочетания звуков.

Что же касается самоконтроля, то есть осознанной регуляции своей учебной деятельности, то практика преподавания показывает, что правильно организованный самоконтроль в значительной степени способствует более быстрому и четкому усвоению учебного материала. И задача преподавателя - научить студента выполнять этот контроль посредством магнитофонной записи. Записав свое произношение на магнитофон, студент сможет проконтролировать себя, понять свою ошибку. Необходимо также приучить студента фиксировать в момент проверки возникающие вопросы, которые затем он может обсудить с преподавателем [5].

Таким образом, полагаем, что в индивидуализированной модели обучения за самоконтролем должен следовать контроль выполнения студентами заданий, данных им ранее, со стороны преподавателя (задания сопровождаются инструктажем, особенно подробным для слабой категории учащихся).

Дополнительную работу могут выполнять как сильные учащиеся, так и слабые, что в конечном итоге должно способствовать целенаправленному развитию личности в целом.

В нашем индивидуализированном комплексе по обучению вводно-фонетическому курсу русского языка использовалась форма самостоятельной работы студентов как в аудиторных, так и во внеаудиторных условиях. Учащиеся сами дополнительно отрабатывали карточки, которые затем контролировались в аудитории. Такие задания даются студентам не каждый день, а по мере необходимости. Для них можно использовать конверт, который приклеивается к последней странице тетради по грамматике. После выполнения заданий карточки с заданиями возвращаются преподавателю. В период снижения уровня работоспособности вся группа или отдельные студенты от домашнего задания могут освобождаться. В понятие индивидуальной работы часто включается дополнительная работа, проведенная сверхурочно. При этом мерой оценки индивидуальной работы считается количество затраченного времени.

Индивидуализация самостоятельной работы - это не разовый подход к обучению студентов, а совокупная система форм, средств и приемов обучения, призванная стать средством развития личности. Эти приемы проявляются в умении учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания, в способности по собственной инициативе ставить перед собой определен-

ные познавательные задачи, находить способы их решения на практике, применять знания, умения и навыки в условиях дальнейшего изучения иностранного языка и профессиональной деятельности. То есть эти навыки будут важны для последующего самообразования [6].

В связи с этим полагаем необходимым, чтобы преподаватель, кроме выработки стратегии и тактики индивидуализированного обучения, научил студентов соотносить на каждом этапе обучения уровень владения тем или иным видом речевой деятельности с требованиями программы, учитывал, каковы результаты работы, ее перспективы, трудности и пути их преодоления. Правильная самооценка, которая, как правило, совершенно не сформирована у учащихся, очень важна для реализации индивидуализированной модели обучения.

Следует отметить, что индивидуализация по праву занимает важное место в методике преподавания русского языка как иностранного, а также необходимо проанализировать те пути, которые лежат в основе реализации индивидуализированного обучения в отечественной и зарубежной практике.

Считая, что индивидуализация обучения может быть применена на любом этапе обучения языку, были разработаны индивидуализированные комплексы на примере обучения вводно-фоне-тическому курсу русского языка с целью преодоления фонетической интерференции родного языка в полиэтнической группе с английским языком-посредником. Чтобы определить особенности фонологических систем и артикуляционных баз русского языка и родных языков учащихся, был проведен сопоставительный анализ с целью выявления ошибок в произношении русских звуков иностранными учащимися, которые учитывались в подготовке индивидуализированных комплексов.

В индивидуализированных комплексах учитывалась специфика ошибок в произношении студентов-арабов и студентов из Юго-Восточной Азии. В связи с этим выбирались наиболее благоприятные позиции для постановки русских звуков. Описание артикуляции строилось на использовании ощутимых моментов [7].

Слуховые упражнения, фонетические диктанты дают возможность развития речевого слуха студента [8].

Использование индивидуализации приводит к оптимизации учебного процесса, позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.

После теоретического рассмотрения базовых вопросов разработанные индивидуализированные комплексы были апробированы на практике при обучении иностранных учащихся вводно-фонетическому курсу русского языка на начальном этапе обучения.

В ходе экспериментального обучения ВФК по индивидуализированным комплексам учащиеся смогли овладеть программным материалом по фонетике за 12 дней. Уроки по индивидуализированным комплексам способствовали повышению активности учащихся, развитию их способностей, а также улучшению качества обучения.

Ссылки:

1. Сорокина Е.В. Коррекция слухопроизносительных навыков у иностранных учащихся // Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в вузе : тез. докл. на межвуз. науч.-практ. семинаре. М., 1997. С. 77.

2. Мотина Е.И. Фонетика - аспект преподавания русского языка как иностранного // Фонетика в системе языка : тез. II междунар. симп. МАПРЯЛ. М., 1996. 334 с.

3. Методика преподавания русского языка как иностранного / О.Д. Митрофанова, В.Г. Костомаров и др. М., 1990. 270 с.

4. Совсун Г.В. Методика преподавания русского языка иностранцам: обучение произношению. М., 1976. 81 с.

5. Сорокина Е.В. Указ. соч.

6. Погодин А.И. Индивидуализация при обучении иностранных студентов лексике русского языка : дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 195 с.

7. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. М., 2001. 384 с.

8. Мотина Е.И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.