Научная статья на тему 'Индивидуализация физических нагрузок у студентов с отклонениями в состоянии здоровья'

Индивидуализация физических нагрузок у студентов с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОКОЛОГОДОВОЙ РИТМ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашмина Е. О., Веневцева Ю. Л.

Дозирование нагрузок во время занятий оздоровительным плаванием у студентов специальной медицинской группы, учитывающее, кроме индивидуальных особенностей организма, также динамику функционального состояния в разные фазы окологодового ритма, показало высокую педагогическую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашмина Е. О., Веневцева Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL LOAD’S INDIVIDUALIZATION IN STUDENTS WITH HEALTH DISTURBANCES

Individual dosage of the training volume and intensity in swimming in students with health disturbances is more effective, when not only individual peculiarities but the functional status dynamic in different phases of circaannual rhytms is taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация физических нагрузок у студентов с отклонениями в состоянии здоровья»

УДК 378.172:797.2:611.1:796.012.6 Е.О. Кашмина, преподаватель, (4872) 23-58-42, kkashmina@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Ю.Л. Веневцева, д-р мед. наук., зав. кафедрой, (4872) 35-19-75, ulvenevtseva@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК У СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Дозирование нагрузок во время занятий оздоровительным плаванием у студентов специальной медицинской группы, учитывающее, кроме индивидуальных особенностей организма, также динамику функционального состояния в разные фазы окологодового ритма, показало высокую педагогическую эффективность.

Ключевые слова: физическое воспитание, плавание, студенты, окологодовой ритм, сердечно-сосудистая система

В последние годы в связи с выраженной ориентацией общества на гуманизацию образования, сохранение, укрепление и развитие здоровья подрастающего поколения, воспитание ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему, заметно возросла роль индивидуального подхода [1].

Повышение эффективности физического воспитания в вузе является актуальной задачей, особенно в условиях постоянно снижающегося уровня здоровья студентов. В связи с этим возникает необходимость совершенствования учебных программ физического воспитания и разработки методик обучения двигательным действиям студентов с отклонениями в состоянии здоровья, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). Физиологически обоснованным является широкое использование различных видов спорта и, прежде всего, плавания с целью развития функциональных способностей организма и постепенного улучшения физической подготовленности студентов.

Реализация принципа индивидуализации для студентов СМГ заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма, а также профилактика переутомления. Следовательно, основным требованием к оздоровительной тренировке в вузе является индивидуальный подход к дозированию нагрузки [2].

Вместе с тем, анализ специальной научно-методической литературы показал, что исследования по оптимизации двигательного режима студентов, отнесенных к СМГ, носят узконаправленный характер, разделяя занимающихся по имеющимся диагнозам [3], или затрагивают преимущественно вопросы восстановления нарушенных функций и систем организма с использованием специальных средств ЛФК [4]. Кроме того,

недостаточно разработаны критерии индивидуализации физической нагрузки с учетом динамики функционального состояния в разные сезоны года.

С целью изучения возможного влияния годового ритма на показатели функционального состояния организма в 2005-2006 гг. нами был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя исследование мозговой гемодинамики, когнитивных функций (кратковременной зрительной памяти и внимания), а также сердечно -сосудистой системы, от функционирования которой в значительной степени зависит переносимость физических нагрузок.

В результате данного исследования была выявлена четкая сезонная динамика исследуемых показателей: весной у студентов СМГ повышается тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и скорость выполнения психофизиологических тестов, однако ухудшается переносимость физических нагрузок: повышается исходное систолическое АД (САД) и диастолическое АД (ДАД), наблюдается замедленное восстановление частоты сердечных сокращений (ЧСС) после дополнительной физической нагрузки. В осенний период мозговая гемодинамика, по данным реоэнцефалографии, характеризовалась относительным снижением кровенаполнения в бассейне левой внутренней сонной и обеих позвоночных артерий, а также затруднением венозного оттока из бассейна левой позвоночной артерии. На этом фоне замедлялась скорость выполнения тестов, косвенно оценивающих умственную работоспособность, однако улучшалась переносимость физических нагрузок.

Анализ выявленной сезонной динамики исследуемых показателей обосновал разработку, внедрение и изучение эффективности авторской методики проведения занятий по физическому воспитанию в вузе у студентов специальной медицинской группы, направленной на достижение максимального оздоровительного эффекта на основе индивидуализации нагрузок с использованием биоритмологического подхода.

Педагогический эксперимент проводился на базе кафедры ФВиС ТулГУ (отделение «Плавание») со студентами, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.

В эксперименте приняли участие 39 студентов - юношей 2-го курса различных факультетов ТулГУ, для чего методом случайной выборки были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ). Занятия с обеими группами проводились по расписанию два раза в неделю.

В КГ (п=18) нагрузка полностью соответствовала рабочей программе по физическому воспитанию, разработанной на кафедре ФВиС ТулГУ.

В ЭГ (п=21) нагрузка на каждом занятии не только дозировалась на

основании индивидуальных особенностей занимающихся, но и учитывала динамику функционального состояния в разные периоды окологодового ритма (сезоны года).

Предложенная методика основывалась на изменении распределения нагрузки в годовом макроцикле в пределах общего суммарного объёма. Так как большинство студентов СМГ обычно нуждается в постановке правильного дыхания и направленном воздействии на функции сердечнососудистой системы, в ЭГ дополнительно использовались комплексы специальных дыхательных упражнений, а также упражнения, способствующие повышению аэробных возможностей организма. От индивидуального уровня физического состояния и плавательной подготовленности студентов зависели объем и интенсивность предлагаемых нагрузок, которые, в свою очередь, определялись длительностью выполнения упражнений, а не длиной пройденной дистанции, как это принято в традиционных методиках.

В осеннем семестре мы увеличили объем и интенсивность физической нагрузки, уменьшив при этом количество новых и сложнокоординационных упражнений. Объем и интенсивность нагрузки увеличивалась волнообразно, повышаясь в каждом последующем микроцикле на 12-15 % в результате изменения скорости преодоления дистанций и общего метража плавания. Эффективность применения принципа волнообразного увеличения физической нагрузки для студентов СМГ доказана в исследованиях А.И. Загревской [5].

В первом микроцикле в основной части занятия большое внимание уделялось проплыванию больших отрезков с низкой скоростью при пульсе 90-110 уд/мин, что соответствовало режиму легкой нагрузки. В интервалах отдыха использовались дыхательные упражнения. Второй микроцикл характеризовался средним уровнем нагрузки, упражнения выполнялись на пульсе 120 уд/мин. В третьем микроцикле в занятия добавляли проплывание коротких отрезков с высокой скоростью и упражнения с форсированным выдохом, работа выполнялась на пульсе до 140 уд/мин, что соответствовало режиму большой нагрузки.

Весенний семестр характеризовался минимальным увеличением объема и интенсивности физической нагрузки, вместе с тем объем нового материала был значительным. Физическую нагрузку увеличивали волнообразно, от микроцикла к микроциклу, однако прирост объема и интенсивности не превышал 10 %. Содержание основной части каждого занятия включало изучение новых упражнений и совершенствование элементов техники плавания спортивными и прикладными способами.

Для определения эффективности предложенной методики до и после педагогического эксперимента были проведены функциональные пробы, обладающие доступностью, высокой информативностью и

относительной простотой выполнения: проба Штанге, проба Генча, стандартная проба Мартине (20 приседаний за 30 с).

На основании результатов тестирования достоверных различий функциональных показателей среди студентов КГ и ЭГ в начале эксперимента выявлено не было (табл. 1).

Таблица 1

Показатели функциональных проб до и после педагогического эксперимента (М±т)____________

Показатель КГ (n=18) ЭГ (n=21)

до после До после

Проба Штанге, с 52,2±1,0 54,0±0,8 54,2±0,9 57,4±0,8

Проба Генча,с 24,8±0,9 26,4±0,5 24,6±0,8 26,9±0,5

ЧСС покоя, уд/10 с 14,0±0,7 14,0±0,7 14,7±0,5 12,7±0,5

САД покоя, мм рт.ст 123,9±2,2 123,1±1,9 124,5±3,1 120,7±1,9

ДАД покоя, мм рт.ст 70,0±2,1 74,2±2,3 67,1±1,6 72,5±2,4

ЧСС на 1 мин после доп. нагрузки, уд/10с 22,0±0,6 21,4±0,4 21,2±0,8 20,4±0,6

САД на 1 мин после доп. нагрузки, мм рт.ст. 152,8±4,3 145,0±2,7 155,7±5,0 140,2±2,6*

ДАД на 1 мин после доп. нагрузки, мм рт.ст. 75,8±2,8 74,2±2,3 78,8±3,2 74,5±2,4

Нормотоническая реакция на нагрузку, % 42,9 48,3 40,0 51,6

Атипичные реакции на нагрузку, % 57,1 51,7 60,0 48,4

Достоверность различий: * - при P<0,05.

По окончании педагогического эксперимента в конце учебного года у студентов ЭГ отмечалось удлинение времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) в среднем на 5,9 %, а на выдохе (проба Г енча) - на 9,3 %.

У студентов КГ также улучшились результаты проб с задержкой дыхания, однако различия не достигли критерия достоверности: прирост показателей пробы Штанге составил 1,5 %, а пробы Генча - 6,5 %.

При повторном тестировании в конце учебного года у студентов обеих групп наблюдалось некоторое снижение исходных показателей ЧСС и АД. Этот факт может говорить об экономизации функционирования систем организма в покое, в частности сердечно - сосудистой системы, а также об увеличении функциональных резервов для адаптации к физической нагрузке.

После стандартной нагрузки (пробы Мартине - 20 приседаний за 30 с) в этот период у студентов КГ наблюдались более выраженные сдвиги АД, чем у студентов ЭГ, у которых величина ЧСС сразу после выполнения дополнительной нагрузки снизилась по сравнению с началом эксперимента на 3,8 %. Кроме того, у студентов ЭГ наблюдалось

достоверное снижение (на 10,1 %) величины САД после выполнения пробы, которая составила 140,2±2,6 мм рт. ст. при исходном 155,7±5,0 мм рт.ст. (P<0,05). Это отражает более экономную реакцию сердечнососудистой системы и совершенствование регуляторных механизмов. Следует отметить, что именно совершенствование механизмов регуляции функций лежит, по общепринятым представлениям, в основе тренированности.

Подобная динамика может свидетельствовать об улучшении состояния функциональных систем и более совершенной адаптации организма к физическим нагрузкам у студентов ЭГ.

С целью выявления уровня специальной плавательной подготовленности и степени освоения учебного материала до и после проведения эксперимента использовались контрольно-педагогические тесты: проплывание отрезка 25 м способом брасс с наименьшим количеством гребков, плавание способом брасс с удлиненной фазой скольжения в течение 15 минут, оценка овладения техникой плавания различными способами.

Анализ контрольно-педагогических тестов показал, что в начале учебного года КГ и ЭГ были практически однородны по своему составу, а к концу учебного года у всех студентов наблюдался прирост плавательной подготовленности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели контрольных тестов до и после педагогического эксперимента (М±т)

Тесты КГ (n= 18) ЭГ (n= 21)

до после до после

25 м брасс, гребки 23,3±0,4 20,9±0,5 23,4±0,5 17,5±0,4

15 мин брасс, м 401,1±11,7 466,7±11,3 416,4±10,8 486,7±7,5

Техника плавания, баллы (max 10) 5,9±0,2 6,1±0,2 6,0±0,3 6,7±0,2*

Достоверность различий: * - при P<0,05

У юношей КГ к концу учебного года уменьшилось количество гребков на 25-метровом отрезке способом брасс до 20,9, а разница с началом года составила 10,3 %. Студенты ЭГ стали делать в среднем 17,5 гребков при преодолении 25-метрового отрезка, разница с началом эксперимента составила более 25 %. Уменьшение количества гребков было связано с улучшением технической подготовленности занимающихся, а также с увеличением функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которая может быть обусловлена повышением устойчивости к гиперкапнии (повышению содержания оксида углерода) во время задержки дыхания в длинную фазу скольжения с

погружением лица в воду.

Кроме того, во время 15-минутного теста плаванием способом брасс с удлиненной фазой скольжения все студенты КГ и ЭГ стали преодолевать достоверно большее расстояние.

Контрольное тестирование в конце учебного года показало, что способность освоения нового материала у студентов КГ практически не изменилась: средняя оценка за технику до и после эксперимента составила 6 баллов, в то время как у студентов ЭГ оценка за технику плавания новыми способами возросла на 10 %.

Можно видеть, что в конце педагогического эксперимента достоверная динамика показателей при проведении функциональных проб у студентов КГ отсутствовала, в то время как у юношей ЭГ наблюдалось большее удлинение задержки дыхания на вдохе и выдохе, меньшие сдвиги САД после физической нагрузки (P<0,05), у большего числа студентов регистрировался нормотонический тип реакции. В результате повторного контрольно-педагогического тестирования было выявлено улучшение специальной плавательной подготовленности у всех студентов, однако более высокий прирост показателей также отмечался у студентов ЭГ.

Таким образом, авторская методика дозирования нагрузок у студентов СМГ, основанная на биоритмологическом подходе, является результативной. У студентов ЭГ более выражено возросли функциональные резервы организма, способность адаптации к нагрузкам, улучшилась специальная плавательная подготовка, что позволяет говорить об эффективности разработанной педагогической технологии II и III уровня.

Список литературы

1. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки борцов: автореф. дис... д-ра пед. наук / ВНИИФК, М.: 1996. 49 с.

2. Михайлова Е.И., Синельников В.П., Самарин А.В. Физкультура для спецгрупп: методическое пособие. Саранск.: МРИО, 2005. 160 с.

3. Андреева Е.Н. Системный анализ отклонений в состоянии здоровья студентов и возможности их коррекции.: автореф. дис...канд. биол. наук. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 24 с.

4. Аронов Г.Е., Иванова Н.И. Иммунологическая реактивность при различных режимах физических нагрузок. Киев: Здоров’я, 1987. 84 с.

5. Загревская А.И. Интенсивность физических нагрузок для студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Совершенствование средств и методов массового физического воспитания учащейся молодежи

и системы подготовки педагогических кадров: Материалы междунар. конф. Могилев, 2004. С. 82-84.

E.O.Kashmina, Y.L.Venevtseva

PHYSICAL LOAD’S INDIVIDUALIZATION IN STUDENTS WITH HEALTH DISTURBANCES

Individual dosage of the training volume and intensity in swimming in students with health disturbances is more effective, when not only individual peculiarities but the functional status dynamic in different phases of circaannual rhytms is taken into consideration.

Key words: physical education, swimming, students, circaannual rhythm, cardiovascular testing

Получено 14.02.2012 г.

УДК 378.17:612.133:550.38:797.2 Н.Ф.Иванушкина, доц., (4872) 35-19-54, ivanushkina.n@yandex.ш (Россия, Тула, ТулГУ),

Ю.Л.Веневцева, д-р мед. наук, зав. кафедрой, (4872) 35-19-75, ulvenevtseva@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Х.Мельников, д-р мед. наук, проф., (4872) 31 90 78, meln 12@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

УЧЕТ ГЕОМАГНИТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Геомагнитная обстановка в день физкультурного занятия в бассейне у студентов с отклонениями в состоянии здоровья, оцениваемая по показателю К-индекса, достоверно изменяет реактивность сердечно-сосудистой системы, вызывая повышение артериального давления и увеличение частоты сердечных сокращений.

Ключевые слова: магнитные бури, измененная реактивность сердечнососудистой системы, физическое воспитание, студенты.

Достижение оздоровительного эффекта физических упражнений у студентов с отклонениями в состоянии здоровья предполагает полное соответствие предлагаемой нагрузки функциональному состоянию организма, которое может изменяться под влиянием ряда факторов.

Человек, являясь частицей окружающего мира, в значительной мере зависит от течения внешних процессов: базисом его здоровья и хорошего самочувствия является согласованность работы функциональных систем организма с ритмами внешней среды [1].

Ранее считалось, что изменение внешних условий ограничивается метеорологическими (погодными) факторами, однако теперь установлено влияние на биосферу и человека космических факторов, главным образом

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.