Научная статья на тему 'Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза'

Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА / СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА / ЛИЧНОСТНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА / СУБЪЕКТНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / A CATEGORY OF THE SUBJECT / SUBJECTIVNESS THE STUDENT OF HIGH SCHOOL / PERSONAL SUBJECTIVNESS THE STUDENT / A SUBJECT PERSONAL POSITION / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ADAPTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Г., Боговарова В. А.

В статье рассматривается феномен субъектности студента как источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности. В качестве индикаторов изучения феномена субъектности студента рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the phenomenon subjectivness of the student as a source of its internal personal activity, responsibility and independence is considered. As indicators of studying of a phenomenon subjectivness of the student socially-psychological adaptedness and a subject personal position are considered.

Текст научной работы на тему «Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза»

ИНДИКАТОРЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СУБЪЕКТНОСТИ

СТУДЕНТА ВУЗА

Ф.Г. Мухаметзянова, В.А. Боговарова

В статье рассматривается феномен субъектности студента как источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности. В качестве индикаторов изучения феномена субъектности студента рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция. Ключевые слова: категория субъекта, субъектность студента вуза, личностная

субъектность студента, субъектная личностная позиция, социально-психологическая адаптированность.

Indicators of studying of phenomenon subjectivness of the student of high school. In article the phenomenon subjectivness of the student as a source of its internal personal activity, responsibility and independence is considered. As indicators of studying of a phenomenon subjectivness of the student socially-psychological adaptedness and a subject personal position are considered.

Key words: a category of the subject, subjectivness the student of high school, personal subjectivness the student, a subject personal position, socially-psychological adaptedness.

Ведущей тенденцией современного высшего профессионального образования является гуманизация, способствующая самореализации студента вуза как субъекта учебнопрофессиональной деятельности. Данная тенденция ориентирует на установление гуманных, субъектных, практически доверительных отношений, между всеми субъектами образовательного процесса (студент-студент, студент-преподаватель, преподаватель-преподаватель, студент-администарция и др. [1; 5]. Такая тенденция способствует саморазвитию всех участников образовательного процесса как субъектов учебно-профессиональной деятельности и проявлению у них внутренней активности, ответственности самостоятельности, и в конечном итоге, развитию его субъектности. Процесс вузовской подготовки в условиях динамичных социальноэкономических преобразований детерминирован целевой установкой на воссоздающее развитие личности студента как индивидуального и коллективного субъекта образовательной деятельности, поэтому актуальными становятся вопросы выявления индикаторов развития субъектности студента вуза. Субъектность студента рассматривается нами как социально-психологический и, отчасти, как социально-педагогический феномен.

Проблема исследования субъектных феноменов приобретает актуальность в силу подъема на новый уровень человека как субъекта, «впущенного в бытие»( по С.Л.Рубинштейну), роста его самосознания, самоопределения, творческого потенциала[4;7]. С позиций личностно -ориентированного и вытекающего из него субъектно-деятельностного подхода, современный

вуз рассматривается не как место и время обучения, а как пространство взросления «юношей и девушек» и место «взращивания» личностной субъектности. Педагогический процесс вуза все более ориентируется на активизацию личностно-субъектного саморазвития студентов в социуме и условий субъектного роста, потребности состояться «как человек». Личностноориентированный подход, в широком смысле, и, в частности, в системе высшего профессионального образования базируется на шести основных дуальных принципах: 1) принцип самоактуализациии и самореализации; 2) принцип индивидуализации и дифференциации; 3) принцип субъектности и субъектной отраженности; принцип выбора и ответственности; принцип творчества и успеха; принцип доверия и поддержки. В связи с чем, направленность на профессионально-личностное, субъектно-деятельностное самоопределение, самоорганизацию и самореализацию как важнейших компонентов саморазвития личностной субъектности студентов вуза, должна занять ведущее место в системе высшего профессионального образования. Феномен субъектности студента актуализирует вопросы изучения его индикаторов. В психолого-педагогических исследованиях последних лет студент вуза рассматривается с позиций субъектно-деятельностного подхода, согласно которому акцентируется внимание на нем как инициативном и активном участнике образовательного процесса. С этих позиций высшее профессиональное образование осуществляется как процесс субъект-субъектногоо взаимодействия, основанный на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников. Становление субъектности студента вуза, прежде всего, тесно связано с развитием его общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и социального опыта. При этом профессионально значимые личностные качества студента вуза являются связующим звеном в процессе перехода студента от образовательной к профессиональной субъектности. Мы рассматриваем профессионально значимые личностные качества как устойчивые во времени и пространстве характеристиками его личностной субъектности, однозначно проявляющиеся в мобильности, гибкости и готовности к успешной профессиональной деятельности и отраженные в реальной действительности учебного процесса вуза, в таких качествах, как: профессиональное

целеполагание, мышление, направленность, рефлексия, такт.

Исследование феномена субъектности студента вуза требует анализа использования категории субъекта в психологии. В современной психологии нет однозначного понимания категории «субъект», которая была введена в психологию С.Л.Рубинштейном и нашла дальнейшее развитие в субъектно-деятельностной теории, разработанной его учениками К.А.Абульхановой и А.В.Брушлинским. При этом C.JI. Рубинштейн, рассматривая человека как субъекта жизни, выделял два способа его существования. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, жизнь «как природный процесс». Второй способ существования С.Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии, способностью человека «прервать непрерывный процесс жизни» и выйти мысленно за ее пределы». Этот способ

существования, по мнению ученого, может вести либо к моральной неустойчивости, либо к построению человеческой жизни на новой, созидательной основе [ 7].

Использование категории субъекта в психологии и уже в педагогике имеет длительную предисторию и короткую современную историю, пройдя путь от философии до психологии. Дефиниция «субъект»( латинское subjectum) возникла в греко-римской философии, где она понималась как подлежащее( грамматического или логического). В средние века под субъектом понимали «вещь», являющейся источником способностей и возможностей( камень-субъект теплоты, а человек- субъект знания и т.п.). Современное понимание субъекта связано с воззрениями И.Канта о субъекте как действующем и познающем человеке, противостоящим внешнему миру как объекту познания. Достаточная полная интерпретация категории субъекта представлена в работах М.Хайдеггера, рассматривавшего проблемы онтологии субъекта и его трансцендентальной сущности. В рамках психологии категория субъекта начала самостоятельно разрабатываться с конца XIX -начале XX веков. Идея субъектности в настоящее время пронизывает многие зарубежные и отечественные психологические, и даже педагогические концепции. В настоящее время в психологии и педагогике в рамках субъектной проблематики принцип субъектности становится полипарадигмальным и выражает движение личности к вершинам совершенства или «акме». В XXI целом, понятие «субъект» относительно к студенту рассматривается в основном в двух значениях: как субъект учебно-профессиональной

деятельности, способный её освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Становление и развитие субъектности студента вуза, не имеют чётких возрастных границ, поскольку прямым образом зависят от социальных, социально-психологических и психологопедагогических условий индивидуального бытия человека как индивидуального или коллективного субъекта[ 5].

Феномен субъектности студента проявляется, прежде всего, в том, что именно в студенческом возрасте, «совпадают» такие явления как развитие его как личности и как субъекта учебнопрофессиональной деятельности, и как субъекта, личности - проектировщика дальнейшей жизнедеятельности. Студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личностной субъектности, этого своеобразного психологического новообразования студенческого возраста. В связи с чем, в студенческом возрасте можно говорить о развитии именно личностной субъектности человека. В психологии с изучением проблемы субъектности человека, в целом , и субъектности студента вуза, в частности, сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, трудно назвать другую проблему, привлекавшую с разных точек зрения большее внимание философов, психологов, педагогов. А с другой, до сих пор нет общепризнанного определения человеческой субъектности. Категория субъекта неоднозначно рассматривается в психологии. Вслед за исследованием Н.В.Богданович проведем краткий экскурс в полемичность этого вопроса [ 3]. В субъектно-деятельностной теории категория субъекта является всеобъемлющей категорий и даже рассматривается шире, чем

категория личность. Например, А.В.Брушлинскийой одной из главных характеристик субъекта выделял целостность, в которой интегрируются качеств и личности, и индивида, и индивидуальности[ 2]. Автор связывал категорию субъекта с человечеством в целом, а

индивидуальный субъект рассматривался как высший, интегрированный уровень активности человека. В тоже время эта позиция вызывает ряд критических замечаний со стороны защитников теории личности, которые не рассматривают категорию субъекта в качестве базовой. Данная тенденция «тянется» еще с времен разработки в культурно-исторической концепции Л.С.Выготским, в которой он отмечал о невозможности неразрывности в развитии личности. В трудах Л.И. Божович категория субъекта и личности отождествлены. Достаточно глубоко понятие субъекта разработано в концепции П.Я.Гальперина, в которой субъект рассматривается с точки зрения его целенаправленности действий, а субъектность, связывается с новыми реакциями, которые не заданы извне в программе реагирования личности. Поэтому можно говорить о феномене «неуловимости» субъекта», но никак не «исчезновения субъекта», на который указывают многие исследователи феномена субъектности. Именно П.Я.Гальперин увидел различия между категорией субъекта и личности, которые проявляются в том, что для того чтобы быть личностью, нужно быть общественно-ответственным субъектом. В исследованиях Б.Г.Ананьева, впервые приведена дифференциация субъектов деятельности( как субъект познания, субъект жизнедеятельности, игровой, учебной, профессиональной деятельности и др.) и ведено понятие «студенческий возраст» (как субъект учебно-профессиональной деятельности). В психологии даже наметилась своеобразная тенденция или «борьбы за субъектность»(к которой относятся авторы данной статьи), или «отрицания субъектности». Психология же наоборот, как будто даже избегала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могущественные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познавательные процессы, «осмысленную деятельность. Возможно, потому, что человеческая субъектность - это крайне трудный объект для изучения методами естественных наук, каковой психология долгое время стремилась стать. В то же время, способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходимые для ее изучения понятия не поддаются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом стало объявление субъектности этакой «научной метафорой» или признание за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.

Мы считаем, что феномен субъектности человека, как и студента вуза, нуждается в его изучении с точки зрения полипардигмальности и принципа пробельности в изучении этого явления. Легче отрицать и отказываться, чем пытаться найти точки соприкосновения в изучении «тонкоуловимого» феномена субъектности студента. Вероятно, наступает время целостного и «тактичного» подхода к изучению субъектности и выделения определенных качеств личности, приближающих нас к субъектности. В продолжение идей С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой и др., так называемыми истинными «борцами за субъектность» можно выделить семь качеств субъекта, вернее, личностной субъектности, которые четко начинают

проявляться в студенческом возрасте. К ним относятся следующие: 1)сознательность субъекта, прежде всего, в процессе учебно-профессиональной деятельности; субъект деятельности - как субъективная и объективная реальность, в которой намечается баланс между сознательным и бессознательным; 3) понимание субъекта как конструктора бытия, распорядителя физических, душевных и духовных сил; 4) связь между субъектом и деятельностью, как основания образования личности; 5)понимание субъекта как включенного в отношения, причем не только познания и действия, но и созерцания и переживания; 6)ответственность, причем не только за то, что он есть, но и за то, чем он будет; 7) возможность бытия не только индивидуального, но и коллективного субъекта различных видов деятельности[ 1-7].

Итак, мы считаем, что субъектность студента вуза - это источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности. В студенческом возрасте, личностная субъектность проявляется в его личностной субъектной позиции, которая подразумевает активную творческую деятельность в противоположность пассивности и реактивности объекта Субъектная личностная позиция студента включает в себя: целенаправленную сознательность; результативное целеполагание; осознавание самого себя как распорядителя всех своих формирующих сил личности; свободу, как осознанную неоходимость; возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость; уникальность, неповторимость. В то же время наблюдаемые неблагоприятные явления социальной жизни и нарушения индивидуального развития личности студента - преступность, алкоголизм, наркомания, неврозы, иждивенчество -это признаки затрудненного вхождения в социум, несформированности личностной субъектной позиции. Значимость субъектной позиции личности и явные сложности ее становления на современном этапе побуждают к анализу предпосылок ее формирования, вернее развития. Традиционно рассматриваются две группы факторов: личностные особенности человека и влияния окружающей среды. Предпосылки принятия субъектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно значимым, в этом плане является студенческий возраст. Важнейшей задачей раннего юношеского возраста в целом, и студенческого, в частности, является формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, принятию важных решений, к жизненному самоопределению. Если субъектность студента мы понимаем как источник его внутренней личностной активности( внутреннее через внешнее), то субъектность можно « увидеть» в «свдиге поведения» им самим же выстроенным( внешнее через внутренне). Тогда субъектную позицию студента мы рассматриваем как экстериоризацию этой активности( внешнее через внутренне). Задача «зафиксировать» субъектность студента в принципе является нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становятся все более трудной. Субъектность студента в период кризиса общества может принять форму социально-неодобряемой деятельности и перейти в аддикции( зависимость от алкоголя, наркотиков, табака и пр.), или выражаться только в «санкционированной» активности. По степени развития истинной субъектности, с определенной мерой осторожности, можно говорить о развитии личности положительно или отрицательно

социально -ориентированной личности. Поэтому, можно предположить, что противоречия развития личности студента, свойственные этому периоду жизни, и среды значительно усилились и усложнили выявление его субъектности. Мерой успешности преодоления трудностей развития субъектности студента вуза является его социально-психологическая адаптированность. В связи с этим специально оговоримся, что термин «адаптация» нами употребляется как гибко организованная в новых условиях поисковая активность личности студента как субъекта учебнопрофессиональной деятельности. Можно выделить наиболее существенные признаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации студентов вуза как субъектов учебнопрофессиональной деятельности:1) адаптированность деятельности и как следствие развития (саморазвития) и самореализации потенциальных возможностей личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, а не следствие внешних воздействий; 2) для формирования адаптационных механизмов необходимы определенные условия (например, первичные группы, референтные группы, субъекты для подражания); 3) активность личности в процессе адаптации проявляется, прежде всего, в стремлении к выбору смысла жизни, своей среды, ближайшего окружения; 4) выбор сопряжен с ответственностью человека за принимаемые решения.

Таким образом, важнейшими индикаторами изучения развития феномена субъектности студента могут выступать социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция студента вуза в любом виде деятельности, которые обеспечивают преподаватели вуза совместно с студенами, являются: разъяснение студентам важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающее заинтересованность студентов в планируемой работе; обучение студентов способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение студентов вуза в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях (коллектива факультета, курса, группы, объединения по интересам, своей индивидуальной деятельности, в учебной и внеучебной работе, на практике и в исследовательской деятельности); овладение студентами способами проектирования и моделирования собственной деятельности; предоставление возможности студентам принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы; ориентация педагогов вуза при организации образовательного процесса на интересы и потребности студентов, учет уровня подготовленности студентов к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб; привлечение студентов к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии; использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества и активности студентов; обучению студентов инновационным, адаптационным технологиям обучения( проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, «портфолио», «кейс-технологии»).

Формирование субъектной позиции студента вуза, как индикатора его субъектности должно осуществляться как это поэтапный, управляемый процесс, который, в значительной степени, зависит от изменения позиции и роли преподавателя по мере развития субъектности студента. Проявление и формирование субъектной позиции студента существенно зависит от характера его взаимодействия с педагогом, а также другими студентами. Наиболее благоприятными для решения этой проблемы являются такие типы взаимодействия как диалог и сотрудничество. Причем, формированию субъектной позиции студентов способствует субъектная педагогизация учебной деятельности, что означает передачу ряда функций преподавателей самим студентам, участие будущих педагогов в организации учебной работы. Целесообразно привлекать студентов к проведению фрагментов занятия: проверке домашних заданий, объяснению раздела нового материала, подготовке и проведению самостоятельных работ, формулировке вопросов отвечающему, комментарию, анализу, оценке ответа товарища. Важно, как можно чаще предоставлять студенту возможность побывать в роли преподавателя, приобретая профессионально значимые умения и навыки для будущей работы в качестве учителя. На старших курсах, а тем более в магистратуре, организаторами всего учебного занятия могут стать сами студенты.

Таким образом, феномен субъектности студента вуза проявляется в том, что она проявляется как личностная субъектность, в которой субъект учебно-профессиональной деятельности не «поглощается» личностью, а, наоборот, субъектность проявляется в личностных качествах и отражается в социально-психологической адаптированности и личностной субъектной позиции, выступающими индикаторами изучения феномена субъектности студента вуза.

Литература:

1.Азлецкая Е. Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: диссертация кандидата психологических наук, Москва, 2001.- 215с.

2.Брушлинский А.В.Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006.-62Зс.

3. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: диссертация кандидата психологических наук. Москва. 2004.- 156с.

4. Деркач.А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход.-М.:Изд-во РАГС. 2010.-240с.

5. Исаков М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности студентов вуза: диссертация кандидата психологических наук. Москва. 2008.- 242с.

6. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета : автореферат диссертации доктора педагогических наук. Оренбург. 2007. - 49 с.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер. 2003.-512с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.