Научная статья на тему 'Инамические режимы многодвигательных электромеханических систем'

Инамические режимы многодвигательных электромеханических систем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
254
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПРИВОД / ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ВЫРАВНИВАНИЕ НАГРУЗОК

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Егоров Владимир Фёдорович, Егоров Сергей Владимирович

Разработаны теоретические положения выравнивания токов и моментов нагрузки двигателей в динамических режимах при выполнении больших и малых заданий скорости электромеханических систем с многодвигательным приводом, работающим на общий жесткий вал. Выполнен синтез систем управления, обеспечивающих выравнивание токов и моментов двигателей в переходных и установившихся режимах работы. Предложенные способы выравнивания токов и моментов внедрены на приводе поворота конвертера в конвертерном цехе Западно-Сибирского металлургического комбината.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Егоров Владимир Фёдорович, Егоров Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инамические режимы многодвигательных электромеханических систем»

Т. е. при сохранении мощности привода время цикла по сравнению с первым вариантом увеличится на 37%.

Согласно нагрузочной диаграмме (рис. 1) при оптимальных режимах с учетом равенства (7) находим

= /т = 0,246 с; I = 0,754 с; <„ = 1.246 с; (ц1 = 2.246 с;

ПВ, = 55,5%;

V =0,81; ц/„~ 1.11; уя = 0,51; мощность двигателя Р,.

При кратнос ти динамических моментов Ч*9„(о1р/= “ V, ® ».5 следует /„=/„ = 0,133 с; I = 0,867с; /ж= 1,133 с; /1|7 = 2.133 с; ПВ, = 54,7 % ; ®ш+уг = = 1,5 + 0,3/1.18=1,754; 1^**^-^= 1,5-0,3/1,18 = = 1.246; необходимая мощность двигателя составляет Р, = Р, 1.18; Я2|ПЙ„= 1,154Р-

При сохранении мощности привода, равной Р,, время цикла увеличится на 33 %.

Как видно, результаты исследования с учетом динамики роста и спада моментов двигателя хорошо согласуется с теоретическими положениями в отношении быстродействия при прямоугольной форме изменения моментов.

Выводы.

1. Независимо от допустимой перегрузочной способности электродвигателя имеют место оптимальные по быстродействию (энергетическим затратам) переходные процессы, отступление от которых приводит к существенному снижению быс тродействия механизма и увеличению потерь энергии.

2. Если в периоды пуска и торможения не возникает необходимости ограничения двигателя по перегрузочной способности, законы изменения пускового и тормозного момен тов поддерживаются постоянными или близкими к трапецеидальному изменению, наибольшее быстродействие механизма с минимальными потерями энергии достигается при симметричных скоростных режимах (равенстве динамических моментов пуска и торможения).

Библиографический список

1. Безродный, А.П К расчету плавно действующего электропривода в пуско-тормоэных режимах (Тексг| / А.П. Безродный // Электричество. — 1971. — N94. - С.45 —47

2, Бычков, В.П. Электропривод и автоматизация металлургического производства [Текст| / В.П. Бычков. — М. : Высшая школа, 1977, — 391 с.

З Гсмская, X. В. К вопросу оптимизации режимов работы реверсивных обжимных станов (Текст) / Х.В. Гемская. А.К. Пв-грашин, В.Д. Стефанович // Изв. вузов. Черная металлургия. -1976. - №9. - С. 117-120.

4. Зимин, П.11. Автоматическое управление электрпрнводами (Текст) / В.Н. Зимин, В.И. Яковлев. — М.: Высшая школа. 1979. -318с.

ЕГОРОВ Владимир Фёдорович кандидат технических наук, доцент кафедры механического оборудования металлургических заводов.

Адрес, для переписки: e-mail: evf@7:aoproxy.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2009 г.

СО В. Ф. Егоров

УДК 621. 06: 62 83 В. Ф. ЕГОРОВ

С. В. ЕГОРОВ

Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», г. Новокузнецк

ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Разработаны теоретические положения выравнивания токов и моментов нагрузки двигателей в динамических режимах при выполнении больших и малых заданий скорости электромеханических систем с многодвигательным приводом, работающим на общий жесткий вал. Выполнен синтез систем управления, обеспечивающих выравнивание токов и моментов двигателей в переходных и установившихся режимах работы. Предложенные способы выравнивания токов и моментов внедрены на приводе поворота конвертера в конвертерном цехе Западно-Сибирского металлургического комбината.

Ключевые слова: многодвигательный привод, динамические режимы, выравнивание нагрузок.

С тановление многодвигательных электроприводов (МЭМ), двигатели которых связаны через общий механический вал, вызвано развитием современной грузоподъемной техники, механизмов металлургической промышленности, станкостроения, куз-

нечно-прессовых машин, специальных установок большой мощности и многих других [ 11- В настоящее время разви тие данного типа приводов сдерживается недостаточной их изученностью. Остаются нерешенными проблемы равномерного распределения

нагрузок МЭМ в динамических режимах даже в двухдвигательном варианте. Незнание особенностей МЭМ приводит к тому, что созданные системы не обеспечивают качественных показателей переходных процессов и приемлемой точности распределения нагрузки между двигателями и, как следствие, суммарная мощность применяемых двигателей завышается. По рекомендациям [2], чтобы обезопасить двигатели от перегрузки, суммарная мощность должна составлять З-кратную расчетную рабочую мощность. С увеличением числа двигателей, повышением требований к быстродействию и снижению затрат энергии возникает необходимосгь в более полном использовании собственных свойств и возможностей МЭМ.

Актуальным направлением в решении данных задач является разработка и усовершенсгвование активных способов распределения нагрузок, что позволяет досгичь наиболее полного их выравнивания с наименьшими потерями энергии, как в установившихся, так и в динамических режимах работы электропривода. Для оценки распределения нагрузок двигателей в динамических процессах составим структурную схему МЭМ. Чтобы исключить переменные индуктивнос ти обмоток возбуждения Цф). воспользуемся следующим соотношением

IV гїфііу) =-/ Я +и

ш

(1)

где 1Ш, им, /?п(, IV ( — ток, напряжение, сопротивление и число витков обмотки возбуждения электродвигателей МЭМ.

Производя кусочио-линейную аппроксимацию кривой намагничивания и взяв производную, приходим к зависимости

СІІ

С учетом (1) находим:

сіі

сП

■и.

(2)

(3)

где Лф.. — коэффициент наклона аппроксимированного участка кривой намагничивания нау'-ом участке /-и) двигателя.

Уравнение (3) дает возможность исключить трудно определимые индуктивности обмоток возбуждения, а использование зависимости магнитного потока оттока возбуждения линеаризован. модель, выполнив кусочно-линейную аппроксимацию кривой намагничивания.

С учетом вышеизложенного составим уравнения математической модели МЭМ в преобразованиях по Лапласу

1

ЬЛі(Р)Р*-Кл1«і(Р) сі(Ф1,(рКо-»-имі(р).] где і = 1,2,....п

1 -я подсистема; (4)

со [р)р

(Ф М))1М-м,(р)

2-я подсистема; (5)

*ф«и^^(р)р - -щм+им ]

где |-1,2,...,п

3-я подсистема; (6)

Ьці I 9І

Еи2і

и., і

С|ф|

1/К-, ІШІ.

Т..Р + 1

С2Ф2

\/К,2 1йи

Т.:Р + 1

Бш,І

и,п І

1/Л.п и

Мп

М,

(її

и.,

и*

1/к

Т..Р + І

Тв2р+!

1ц2|--------гг--------------------------3 -----С: ф;

"► Фдік ( *»2|к~ ^ ■ЗІ*’ 9?-----------------------------►

и,

«/К*

Т.Р + 1

Фп|к ~ ------►

Рис. 1. Структурная схема МЭМ но цепям якорей л обмоток возбуждения электродннгателей

Ф,у(Р) = Ф,ук к^^шфГ^ІР)).

(7)

где I = 1,2,.... п — номера двигателей; л — число двигателей в МЭМ;

Кг V»? *-«!' Яц ~ ток* напряжение, индуктивность и активное сопротивление якорной цепи 1-го электродвигателя;

(О — скорость вращения привода; фу — магнитный поток у'-го участка кривой намагничивания;

к — точки перегиба линейных участков кривой намагничивания;

С' — конструктивные постоянные двигателей,

М(. - момент статических сопротивления механизма, приведенный к валу привода;

./£ — суммарный момент инерции системы;

Перейдем к структурной схеме уравнений.

Построенная в соо тветствии с уравнениями (4,5, б, 7) структурная схема МЭМ приведена на рис. 1.

Механическая часть МЭМ характеризуется интегрирующим звеном с постоянной времени Jr , соответствующей сумме моментов инерции якорей электродвигателей и моментов инерции системы, приведенных к палам двигателей. Электромеханическое преобразование токов /и| в моменты М1 отображается произведением с,ф) на 1и1 с помощью блоков умножения. Электрические цепи якорей и обмоток возбуждения электродвигателей представлены инерционными звеньями. Их постоянные времени Тт=1т/Ят и Т^к^^м/Яя1 - соответственно. Внутренние обратные связи по ЭДС отображаются векторами Еа. = с.ф((о. На входы якорных цепей электродвигателей подаются разности значений им—ЕйГ Пересчет токов возбуждения /ш в магнитные потоки и далее в с,ф, на каждом участке линеаризованной кривой намагничивания осуществляется с помощью блоков расчета функции (ф^ - Л/(Р)))и

пропорциональных звеньев с коэффициентами с(.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЇС1МИК Н* 1 <171 2010

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСІНИК да 1 »;> 2010

Рис. 2. Прообразованная структурная схема МЭМ по цепям якорей, отображающая зависимость тока якоря двигателя от входных напряжений питания и суммарного статического момента нагрузки

Для определения зависимостей влияния входных воздействий на токи якорей двигателей МЭМ преобразуем структурную схему рис. I но цепям якорей рис. 2.

Согласно струк турной схеме рис. 2 составим зависимость тока якоря от управляющих воздействий но одному из двигателей (8)

Этой схеме соответствуют передаточные функции: для тока при изменении напряжений питания на якоре рассматриваемого двигателя (Унг и якорях остальных двигателей ия1 при постоянных значениях магнитных потоков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для тока якоря 1пг при подаче напряжения по входу им,

и,АР)

Я-, (с,ф,)* Т„р+\

(8)

♦М>,)' + я.Лр(Г,;р+1)

Я*, ТІІ,р +1 при изменении напряжения но входу 1)а І.АР) _

и-(Р)

____________с<ФХФ/К.У(Т„р + 1)___

V л-(с-ф-) т«р+х

;-І...П Т'м1Р +1

(9)

^гФг)' + ^гР[Тя,Р + \)

Из анализа передаточных функций следует, что, несмотря на взаимовлияние управляющих воздействий, при управлении напряжениями питания ии1 можно обеспечить выравнивание нагрузок с необходимой для практических условий точностью. При этом в динамических режимах актуальное значение приобретает не только равное распределетше токов нагрузки, пои моментов нагрузки, а следовательно, необходимость выравнивания магнитных потоков ф(, в случае неравенства конструктивных постоянных с1 - произведенийсф..

Рис. 3. Переходные процессы в системе с раздельными регулируемыми источниками питания якорей и общим источником питания обмоток возбуждения двигателей: Т*=МТ1|,Т.г1.15Г.,,Т.=112Г.|;

сф =1.1гф,, сф,=1.15сф1, сф(=1,2сф,

Переходные процессы приводов предусматривают отработку больших и малых заданий. Отработка больших заданий выполняется с ограничением токов якорей двигателей. Вследствие чего при выходе на основную скорость наблюдается рассогласование ■гоков якорей рис. 3, вызванное влиянием внутренних обратных связей но ЭДС при изменении скорости привода.

Величина динамической ошибки регулирования тока якоря 1-го контура в режиме ограничения

А/ =

(Г„р+2^7^

1/К.

_________Р + 1

ГÄР+ 2Є)7> + 1

£С,ф,

Р

Я.,

(10)

где 4 — коэффициент демпфирования колебаний; е - ускорение привода па участке ограничения токов якорей электродви гателей/

В результате различия магнитных потоков и сопротивленийякорей разброс токов Д/в, произвольной а, к) пары двигателей сост ави т

д/,*, = д/„-д/.,=-2г;Г,іЄі

с,ф,

’ 1 Л* V

(11)

Мх2х10'\ їх І О2, (о

Рис. 4. Цепи коррекции синтезированных контуров тока

Из (11) следует, что выравнивание токов якорей двигателей с различающимися величинами магни тных потоков и сопротивлений якорей в режиме ограничения обеспечивается выравниванием соотношений

С.Ф. _ с,ф2 _ = с„ф„

Я.,

К.

>2

Я.

(12)

Синтезированная на основе метода больших и малых перемещений передаточная функция регулятора 1-го контура тока системы реіулирования многодвигательного электропривода с раздельными источниками питания якорей имеет вид;

у, Гг» = + Ц (

^кы^Р^)Тр1р

передаточная функция замкнутого контура тока

^«т((Р) = у 1 ... —--- •

Сопротивления Кн|; Ля2;... /?и11 входят в состав передаточных функций, поэтому их значения могут быть заменены. Подберем, согласно (12), значения сопротивлений К',; Л'2;... К', и, производя замену /?м1;

Ляп на Я*,; Я'2; ... Кп, преобразуем передаточные функции.

Преобразованная функция регуля тора тока

И?*(Р)~

К..\ Т...Т.. И'1 Р* +1 т,

К’

-+т4;;>

+1

(13)

Передаточная функция замкнутого кошуратока приметвид

(Р)*

1

(14)

(7)?Р3 + 24Г„р) 7>±!_+.

г,Р+;-:

В результате данных изменений сдвиг кривых относительно друг друга составляет не более 1 %. Однако на перегибах кривых рассогласопание токов

Рис. 5. Переходные процессы в системе регулирования при настройке регуляторов тока по наибольшему сопротивлению якорной цепи электродвигателя привода с корректирующими обратными связями

МхЗхЮ5. 0). ІхІО3

О 0,2 0,4 0.6 0.8 1,0 1

Рис. 6. Переходные процессы в системе регулирования с настройкой регуляторов тока по параметрам электродвигателей при отработке малых заданий

увеличивается до 10—12 %. Выполнение условия выравнивания токов якорей (12), при рассогласовании магнитных потоков может приводить к значительному отклонению величин настроечных сопротивлений /^( от сопротивлений что увеличивает рассогласование токов и моментов на перегибах кривых.

При равных магнитных потоках и конструктивных постоянных двигателей величина динамической ошибки регулирования токов якорей составляе т

а,—

Я..

— для системы с настройкой регу-

ляторов тока якорей но параметрам соответствующих двигателей;

Я

— для системы с измененными

настроечными сопротивлениями.

Динамическую ошибку регулирования Д/, при настройке регуляторов тока якорей в режиме ограничения в этом случае можно уменьшить, приняв /?', равным наибольшему значению Яя1 из соответствующих сопротивлений якорных цепей электродвигателей. Однако на перегибах кривых рассогласование остается на уровне 10— 12%.

Уменьшить разброс токов на интервалах перегиба кривых можно применением обратных связей с усредненными параметрами. Производя суммирование токов всех электродвигателей и вычисляя среднее

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК Ш 1 («7) М10

значение 1С(, = ]£/,„/п, в Це,1Ь обратной связи каж-

ы

дого электродвигателя вводим корректирующий сигнал, пропорциональный разности токов /-го двигателя и/срик-кпя,А1 = к1К.т1(1в-1гр) (рис. 4).

На рис. 5 приведены отклонения токов и моментов двигателей при использовании обратных связей. Отклонения от равномерного распределения токов нагрузки на интервалах перегиба кривых снижаются до 3 — 4 %. Данный способ выравнивания токов предпочтителен для систем, работающих с большими заданиями скорости.

Для систем с малыми заданиями скорости токи якорей не входят в режим ограничения. Исключение даннот режима позволяет перейти к настройке ре1-у-ляторов по параметрам соответствующих электродвигателей, чем обеспечивающих более результативное выравнивание токов моментов нагрузки (рис. 6).

Как следует из рисунка, имеет место практически полное согласование токов и моментов двигателей.

Выводы

Выравнивание токов двигателей многодвигатель-ного электропривода с общим механическим валом в динамическом режиме при отработке больших заданий скорости с ограничением нагрузки обеспечивается настройкой регуляторов тока по параметрам электродвигателя с наибольшим сопротивлением якорной цепи и введением перекрестных обратных

связей пропорциональных разности между током соответствующего электродвигателя и средним значением из токов всех двигателей. При отработке малых заданий скорости - настройкой регуляторов тока по параметрам соответствующих электродвигателей.

Опытная проверка теоретических положений, выполнялась на двенадцати двигательном приводе поворота конвертера массой 350 т Западно-Сибирского металлургического комбината. Получена хорошая согласованность результатов.

Библиографический список

1. Чиликни, М.Г. Общий курс электропривода (Текст] / М.Г. Чиликнн, Л.С.. Сандлер. М.: Энергоиздат. 1981. — 576 с.

2. Бычков. В.П. Электропривод и автоматизация металлургического производства |Текст| / В.П. Бычков. - М. : Высшая школа, 1977. - 391 с.

ЕГОРОВ Владимир Фёдорович, кандидат технических наук, доцент кафедры механического оборудования металлургических заводов Сибирского государственного индустриального университета.

Адрес для переписки: e-mail: evf@zaoproxy.ru ЕГОРОВ Сергей Владимирович, руководитель отдела КИПА ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат».

Статья поступила в редакцию 07.12.2009 г.

© В. ф. Егоров, С. В. Егоров

УДК 621.43 + 621.51 В. J1. ЮШЛ

Г. И. ЧЕРНОВ

Омский государственный технический университет

ИДЕАЛЬНЫЙ

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ КОМБИНИРОВАННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПОДОГРЕВОМ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье представлены результаты теоретического анализа эффективности идеального термодинамического цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания с подачей воды в камеру сгорания. Проведён анализ влияния параметров воды, поступающей из системы охлаждения компрессорной ступени в камеру сгорания двигателя после её дополнительного рекуперативного подогрева выхлопным газами, на характеристики двигателя.

Ключевые слова: рабочий цикл, камера сгорания, парогазовая смесь

Компрессорные агрега ты являются составной частью технологаческих и энергетических машин и установок различного назначения, производительности и мощности, в том числе транспортных и стационарных комбинированных двигателей внутреннего сго-

рания, в которых они используются для наддува воздуха в цилиндры [1, 2, 3, 4]. Одним из направлений повышения термодинамической эффективности комбинированных ДВС является впрыск испаряющейся воды в поток рабочего газа [ 1 ], поэтому стано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.