Научная статья на тему 'Имущественное обеспечение реализации системных услуг в единой энергетической системе России и организационно, экономические отношения'

Имущественное обеспечение реализации системных услуг в единой энергетической системе России и организационно, экономические отношения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имущественное обеспечение реализации системных услуг в единой энергетической системе России и организационно, экономические отношения»

Имущественное обеспечение реализации

н V V

системных услуг в Едином энергетическом системе России и организационноэкономические отношения

В.Г. Ковшенков

директор по учету и отчетности открытого акционерного общества «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО - ЦДУ ЕЭС»)

В общем виде четырехуровневая иерархическая структура оперативно-диспетчерского управления в Единой энергетической системе России (ЕЭС России) представлена на рисунке 1. Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы (СО - ЦДУ ЕЭС) осуществляет оперативное руководство работой объединенных энергосистем и непрерывное управление режимом ЕЭС России в целом. Системный оператор - Объединенное диспетчерское управление Объединенной энергосистемы (ОДУ ОЭС) управляет режимом объединенной энергосистемы и параллельной работой энергосистем. Системный оператор - Региональное диспетчерское управление энергосистемы (РДУ ЭС) управляет режимом энергосистемы, обеспечивая согласованную работу всех входящих в нее энергетических объектов. ОАО «СО - ЦДУ ЕЭС» создано на базе Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ЕЭС России и объединенных диспетчерских управлений - филиалов Российского акционерного общества (РАО) «ЕЭС России». В оплату уставного капитала ОАО «СО ЦДУ ЕЭС» РАО «ЕЭС России» внесло имущество на сумму 852 770 тысяч рублей и 140 000 тысяч рублей денежными средствами. Начиная с ноября 2002 года Системный оператор приступил к созданию регионального уровня диспетчерского управления: на 1января 2003 го-

да структура оперативно-диспетчерского управления включала три РДУ - филиала ОАО «СО - ЦДУ ЕЭС», к настоящему времени их количество возросло до 52. Все вновь созданные РДУ входят в состав Системного оператора без собственной материальной базы. В 2004 году завершилось формирование общества, которое включает 7 ОДУ - филиалов ОАО «СО ЦДУ ЕЭС» и 58 РДУ - филиалов ОАО «СО ЦДУ ЕЭС». Для создания единой иерархической системы по всей вертикали оперативно-диспетчерского управления (рис. 1) потребовались дополнительные инвестиционные средства для оснащения РДУ - филиалов ОАО «СО ЦДУ ЕЭС».

В процессе объединений функций оперативно-диспетчерского управления центрального и регионального уровней была проведена инвентаризация применяемых технологических средств, технологий, методик и регламентов. Оценка технического состояния, а также морального и физического износов технологических средств оперативно-диспетчерского управления, средств связи и противоа-варийной автоматики и другого оборудования выявила необходимость реализации инвестиционной программы. Формирование инвестиционной программы ОАО «СО ЦДУ ЕЭС» осуществлялось в объеме, достаточном для качественного и своевременного выполнения задач, поставленных перед Системным оператором в

I. Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы (ЦДУ ЕЭС)

V

II. Системный оператор - Объединенное диспетчерское управление Объединенной энергосистемы (ОДУ ОЭС)

________________V___________________

Ш. Системный оператор - Региональное диспетчерское управление энергосистемы (РДУ ЭС)

_________________V_____________________

IV. Операторы электрических сетей, операторы электростанций, операторы квалифицированных потребителей

Рис. 1. Иерархическая структура оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России

постановлении Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Инвестиционная программа ориентирована на выполнение работ, обеспечивающих необходимый уровень надежности оперативно-диспетчерского управления по двум принципиальным направлениям:

• техническое перевооружение и реконструкция производственного комплекса Системного оператора для реализации задач оперативно-диспетчерского управления

и обеспечения требуемого уровня защиты зданий центров диспетчерского управления;

• развитие производственного комплекса Системного оператора в целях реализации реформы в электроэнергетике и подготовки технической базы для работы в условиях конкурентного оптового рынка электроэнергии и мощности.

Для реализации переходной модели конкурентного оптового рынка электроэнергии создается информационно-технологическая инфраструктура [5], которая включает:

• оперативно-информационный управляющий комплекс;

• подсистему автоматического управления генераций;

• подсистему, в задачи которой входит в том числе планирование и оперативное управление режимами ЕЭС России.

По нашему мнению, в целях имущественного обеспечения технологического единства оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для реализации функций оперативного управления используемые оборудование и устройства вне зависимости от их имущественной принадлежности должны находиться как в непосредственном оперативном управлении, так и ведении соответствующего Системного оператора.

Оборудование и устройства следует считать находящимися в оперативно-диспетчерском управлении Системного оператора при осуществлении им соответствующих операций с этими оборудованием и устройствами, если такие операции направлены на координацию действий подчиненного оперативно-диспетчерского персонала и согласование изменений нескольких объектов разного оперативного подчинения. Оборудование и устройства следует считать находящимися в ведении Системного оператора, если эти оборудование и устройства регулируют параметры состояния и режимы рабочей мощности, резерв электростанций и энергосистемы в целом, а также режим и надежность сетей и настройку проти-воаварийной автоматики. В этом случае операции с оборудованием и устройствами должны производиться с разрешения Системного оператора. Полагаем, что в общей четырехуровневой иерархической системе оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике дифференциация оборудования и устройств энергетических объектов по оперативно-диспетчерскому управлению и оперативно-диспетчерскому ведению должна определяться и утверждаться соответствующим Системным оператором по принципу «сверху вниз». При этом любое оборудование и устройство энергетических объектов должно находиться в оперативно-диспетчерском управлении

только одного уровня иерархии оперативного управления (Системный оператор -ЦДУ ЕЭС, Системный оператор - ОДУ ОЭС, Системный оператор - РДУ ЭС, операторы электрических сетей, операторы электростанций, операторы квалифицированных потребителей). Эти же оборудование и устройства могут находиться в оперативно-диспетчерском ведении персонала одного или нескольких уровней иерархии оперативно-диспетчерского управления.

Таким образом, субъекты оптового рынка электроэнергии и владельцы электрических сетей должны в обязательном порядке предоставлять право пользования указанными оборудованием и устройствами для оперативно-диспетчерского управления соответствующего Системного оператора на безвозмездной основе. Это должно быть оформлено соответствующим договором между субъектами оптового рынка электроэнергии, владельцами электрических сетей и Системным оператором. Отмечая безвозмездность для оперативно-диспетчерского управления предоставления этого права пользования, отметим, что в перспективе при формировании сегмента рынка системных услуг оказание подобных услуг тем или иным энергетическим объектом, как будет показано далее, может быть реализовано на возмездной основе. В то же время с позиции имущественного обеспечения технологического единства ЕЭС России нельзя допустить уклонение от заключения договора по предоставлению указанного имущественного права пользования оборудованием и устройствами субъектов электроэнергетики Системному оператору. Для обеспечения нормального режима функционирования ЕЭС России, контроля за состоянием энергосистемы и наблюдаемости этого режима субъекты электроэнергетики должны также в обязательном порядке передавать Системному оператору, в чьем оперативнодиспетчерском управлении находятся оборудование и устройства соответствующего субъекта рынка, телеинформацию о положении выключателей главной электрической схемы, значений активной и реактивной мощности, частоты и напряжения, срабатывании релейной защиты, противоаварий-

ной автоматики. Конкретный перечень объема передаваемой информации должен соответствовать нормативным требованиям и устанавливаться в договорах между субъектами оптового рынка электроэнергии, владельцами электрических сетей и Системным оператором.

При отклонении от нормального режима функционирования ЕЭС России, приведшего к возникновению аварийного состояния, наряду с устройствами автоматического регулирования соответствующих параметров и применения в «ручном режиме» необходимых мер, включая восстановление резервов активной и реактивной мощностей субъектами рынка, управление процессом по восстановлению нормального режима (по истечении предельного срока времени) должно быть прерогативой Системных операторов соответствующего уровня. При невозможности в течение определенного периода времени восстановить нормальный режим работы ЕЭС России Системный оператор обязан [5]:

• ввести ограничения мощности для тех потребителей, которые на возмездной основе обязались оказывать соответствующую системную услугу;

• из холодного резерва пустить на электростанциях мобильное оборудование с целью восстановления баланса активной и реактивной мощностей, ликвидации перегрузок электрической сети;

• запросить у оператора экспорта (импорта) кратковременную помощь в поставках электроэнергии от энергосистем других государств;

• предупредить оперативный персонал субъектов электроэнергетики и администратора торговой системы о том, что ЕЭС России перешла из нормального в аварийно-допустимый режим и потребовать от него быть готовым быстро реагировать в соответствии с обстановкой и командами вышестоящего персонала.

При ликвидации аварийного режима в энергосистеме требуются более жесткие меры, но и в этом случае руководит ликвидацией аварии Системный оператор, в чьем оперативно-диспетчерском управлении находятся элементы системы, охваченные

аварийным режимом. При этом ответственность за восстановление нормального режима в течение предельного срока времени наряду с Системным оператором должны нести субъекты электроэнергетики, расположенные в зоне аварии. Как мы уже отмечали, гражданско-правовая ответственность оперативного персонала субъектов электроэнергетики за действия (бездействия), повлекшие неблагоприятные последствия, определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

Таким образом, представленная на рисунке 1 четырехуровневая иерархическая структура оперативно-диспетчерского управления в российской электроэнергетике играет ведущую роль в «настройке» надежного и эффективного режима ее функционирования как единой технологической системы. При этом диспетчерские команды и распоряжения системных операторов всех уровней должны быть согласованными, непротиворечивыми и ориентированными на минимизацию затрат производства (потребления) электрической энергии в ЕЭС России.

Для российских условий мы принимаем следующую трактовку системных услуг, оказываемых в электроэнергетике. Системные услуги - это деятельность, позволяющая всем субъектам рынка электроэнергетики полностью использовать свои конкурентные преимущества в функционировании ЕЭС России и обеспечивающая надежность энергосистемы и качество электроснабжения потребителей.

Для обеспечения надежности работы энергосистемы и электроснабжения потребителей, а также качества электроэнергии все участники рынка электроэнергии и владельцы электрических сетей должны руководствоваться принципами равенства и не-дискриминации и обязаны выполнять относящиеся к ним соответствующие системные требования. К основным системным требованиям, определяемыми условиями совместной параллельной работы, относятся диспетчерская дисциплина, наличие резервов мощности и пропускной способности сетей, регулирование частоты, напряжения, мощности и участие в мероприятиях по предотвращению аварий.

Принципиально важно отметить, что параллельная работа объектов электроэнергетики в составе ЕЭС России дает объективную возможность консолидировать усилия участников рынка электроэнергетики и владельцев электрических сетей, направленные на выполнение ими системных требований, что, в свою очередь, создает объективные условия для снижения совокупных затрат с целью достижения нормативной надежности работы энергосистем и качества электроэнергии. Исходя из этого выполнение системных требований в форме организации и реализации на возмездной и безвозмездной основе системной услуги может быть делегировано отдельным субъектам рынка электроэнергетики с позиции минимизации интегральных затрат на достижение необходимого уровня надежности работы ЕЭС России и качества электроэнергии.

В связи с тем, что системные услуги оказываются всем субъектам рынка электроэнергии и владельцам электрических сетей, в настоящее время затраты на эти услуги в соответствующем объеме компенсируются в структуре тарифа за услуги оперативнодиспетчерского управления. В перспективе, по мере формирования и функционирования сегмента рынка системных услуг в электроэнергетике при отражении затрат на эти услуги и расчете по ним, по нашему мнению, должен реализоваться принцип -«платит виновный». Речь идет о «разбросе» всех издержек по субъектам рынка электроэнергии, которые фактически «повинны» в появлении этих расходов. Так, например, расходы за системную услугу по повышению частоты в энергосистеме должны компенсироваться генерирующими компаниями в полном объеме и в форме взимания с них соответствующих платежей. В свою очередь, в рамках предоставления системных услуг субъектами рынка электроэнергетики все их расходы, связанные с предоставлением этих услуг, должны возмещаться Системным оператором.

Организатором и координатором предоставления системных услуг в общей системе электроэнергетики является Системный оператор, а исполнителями этих услуг -

субъекты рынка электроэнергии, владельцы электрических сетей и Системный оператор независимо от формы организации и уровня развития оптового рынка электроэнергии.

В общем виде перспективную структуру предоставления системных услуг в российской электроэнергетике в соответствии с Технологическими правилами оптового рынка электроэнергии [5] можно представить в виде таблицы (табл. 1). По своей структуре системные услуги корреспондируют с тремя видами вспомогательных услуг в электроэнергетике за рубежом:

1) системные услуги 1-3 соответствуют «услугам по обеспечению стабильности частоты или резерва мощности, включая поддержание и восстановление частоты, а также замещение резервов»;

2) системная услуга 4 соответствует «регулированию реактивной мощности и напряжения»;

3) системные услуги 5-10 соответствуют «услугам по восстановлению энергосистемы».

В таблице 1 выделены системные услуги 11 и 12. Это обусловлено отличием организационно-технической структуры ЕЭС России от зарубежных структур электроэнергетики, в которых Системный оператор, как правило, не выделяется как самостоятельный субъект электроэнергетики, а входит как составной элемент соответствующей управляющей структуры централизованного управления.

Учитывая зарубежный опыт по запуску рыночных схем реализации системных услуг, свидетельствующий о сложности и долговременности «настройки» рынка этих услуг, по нашему мнению, организация и реализация системных услуг в структуре отдельно выделенного сегмента рынка электроэнергетики ЕЭС России возможны по мере завершения переходного этапа реформирования и обеспечения масштабного и, самое главное, эффективного и сбалансированного функционирования всех трех секторов рынка электроэнергетики (регулируемого, свободой торговли и балансирующего). Таким образом, перечисленные в таблице 1 системные услуги могут реализо-

ю

Таблица 1

Структура предоставления системных услуг в ЕЭС России

№ п/п Системная услуга Генерирующая компания Сетевая компания Квалифицированный потребитель Сбытовая компания Оператор экспорта (импорта) О О Ї

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Первичное нормированное регулирование частоты Да Нет Некоторые да* Нет По контракту Нет

2 Вторичное регулирование частоты и мощности Да Нет Некоторые да’ Некоторые да* Нет Нет

3 Третичный резерв регулирования активной мощности Да Нет Некоторые да* Некоторые да* Нет Нет

4 Регулирование напряжения Да Да Некоторые да” Некоторые да* Частично на пограничных подстанциях Нет

5 Участие в противоаварийной автоматике Да Да Некоторые да* Некоторые да* Нет Нет

6 Участие потребителей в автоматической частотной нагрузке Нет Да Да Да Нет Нет

7 Участие потребителей в специальной автоматике отключения нагрузки Нет Да Да Да Нет Нет

8 Участие потребителей в автоматическом ограничении снижения напряжения Нет Да Да Да Нет Нет

№5(44), 2005 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001

9 Участие потребителей в графике ограничений и отключений Нет Да Да Да Изменение графика поставок Нет

10 Обеспечение разворота системы после посадки «на нуль» Да Да Некоторые да* Некоторые да* Да Нет

11 Диспетчерское управление Нет Нет Нет Нет Нет Да

12 Организация технологических каналов связи и передачи данных автоматизированной системе коммерческого учета электроэнергии, автоматизированной системе диспетчерского управления, автоматизированной системе управления технологическими процессами Нет Да Нет Нет Нет Нет

Примечание: ‘Потребитель, имеющий в своем составе электростанции и потребитель-регулятор.

‘‘Потребитель, имеющий в своем составе электростанции, синхронные двигатели, устройства компенсации реактивной мощности.

***Системный оператор.

ы

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ политики

вываться на конкурентном рынке лишь постепенно, по мере формирования соответствующей рыночной инфраструктуры и необходимого методического обеспечения.

Исходя из изложенного при реализации системных услуг в российской электроэнергетике в целом можно выделить три вида организационно-экономических отношений между Системным оператором и субъектами электроэнергетики (исполнителями этих услуг):

1)безвозмездные отношения по оказанию системных услуг, обеспечивающих обязательные требования к субъектам электроэнергетики как к пользователям энергосистем;

2)договорные (тендерные) соглашения по оказанию системных услуг субъектами электроэнергетики;

3) рыночные отношения, связанные с приобретением (уступкой) системных услуг на конкурентном (балансирующем) рынке электроэнергетики.

Первый вид указанных отношений предполагает выполнение субъектами электроэнергетики ряда обязательных технических требований при их присоединении к энергосистеме (способность поставлять реальную мощность во время экстремальных колебаний напряжения и частоты, реагировать на требования регулирования и отключения агрегата для предотвращения его повреждения и т. д.), а также предоставления права пользования оборудованием и устройствами Системному оператору для выполнения им функций по оперативно-диспетчерскому управлению. Указанная «безвозмездность» в отношениях между Системным оператором и субъектами электроэнергетики, связанных с выполнением обязательных технических требований к этим субъектам, в затратах услуг Системного оператора на оперативно-диспетчерское управление покрывается в соответствующем тарифе на эти услуги. Отсюда затраты субъектов электроэнергетики, которые необходимы для выполнения ими обязательных технических требований и по уступке прав пользования их оборудованием и устройствами Системным оператором, отражаются в тарифах (ценах) на электроэнергию. Следо-

вательно, в конечном итоге затраты на «безвозмездные» системные услуги покрываются потребителями электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии. В связи с этим учитывая естественную монополию Системного оператора и его статус как хозяйствующего субъекта необходимо регламентировать параметры по предоставлению обязательных услуг субъектами электроэнергетики.

Второй вид организационно-экономических отношений при реализации субъектами электроэнергетики системных услуг, оказываемых в режиме тендерных (договорных) соглашений и заключаемых с Системным оператором, следует рассматривать как первый этап формирования сегмента рынка системных услуг. Взаимодействие субъектов электроэнергетики с Системным оператором по предоставлению системных услуг в рамках договорных соглашений должно реализовываться на договорной основе в процессе подготовки заключения этих договоров. При этом субъекты электроэнергетики должны получать от Системного оператора конкретные задания на вид и объем предоставляемых системных услуг, и отказ от предоставления системных услуг в соответствии с действующими законодательными нормами не допускается. В свою очередь, субъект электроэнергетики как участник рынка обязан подтверждать Системному оператору готовность предоставления заданных системных услуг, их предварительную стоимость, а также готовность оплачивать системные услуги, предоставляемые другими участниками рынка в составе тарифа на услуги Системному оператору по оперативно-диспетчерскому управлению режимом работы энергосистемы. Без такого подтверждения также в соответствии с действующими законодательными нормами заключение договоров с субъектами электроэнергетики не должно допускаться. Безусловно, до заключения соответствующего договора по предоставлению системных услуг Системным оператором должна проводиться разработка режимов работы ЕЭС России на предстоящий год, а каждый субъект рынка электроэнергетики и владелец электрической сети должны предвари-

тельно согласовывать объемы и время предоставления системных услуг, которые могут быть востребованы в предстоящем году. После заключения договора субъект рынка электроэнергетики не имеет права отказаться от принятых на себя обязательств по оказанию указанных в договоре системных услуг на присоединение к электрической сети. Однако объемы оказания системных услуг в краткосрочном планировании (на балансирующем рынке) режимов работы ЕЭС России и при оперативном ведении режимов могут уточняться исходя из складывающейся энергетической обстановки.

Для снижения совокупных затрат на оказание системных услуг на конкурентной основе и централизации расчетов оптимальных параметров этих услуг все операции по планированию объективно обусловленного объема системных услуг, заключение договоров с субъектами рынка электроэнергетики на оказание системных услуг и оперативное управление ими, контроль исполнения и расчеты за оказание системных услуг должны быть возложены на Системного оператора. При возможных отклонениях от диспетчерского графика поставок электроэнергии в результате оказания системных услуг Системный оператор должен сообщить об этом администратору торговой системы для учета этих отклонений при коммерческих расчетах на оптовом рынке электроэнергии.

Рассмотрим информационное обеспечение процессов взаимодействия субъектов рынка электроэнергии с Системным оператором для последующего согласования параметров договорных соглашений по реализации системных услуг в ЕЭС России (рис. 2). Системный оператор на основании расчетов энергетических режимов ЕЭС России на предстоящий год на всех уровнях иерархии диспетчерского управления (рис. 1) с учетом прогнозов и дополнительной информации, полученной от субъектов рынка электроэнергетики, должен определить (уточнить) по ЕЭС России, объединенной энергетической системе и региональным энергосистемам технологические параметры системных услуг, а также подгото-

вить предварительный расчет предельной стоимости видов системных услуг по месяцам предстоящего года и по году в целом и направить результаты расчета для их утверждения в Федеральную службу по тарифам. Эти предельные затраты 1кг должны рассчитываться по соответствующим узлам энергосистемы для каждого вида системной услуги:

(1)

где ЛZkr - прирост затрат на реализацию дополнительного объема (масштаба) системной услуги ^го вида в г-м узле энергосистемы;

ЛОкг - дополнительный объем (масштаб) системной услуги ^го вида в г-м узле энергосистемы для обеспечения баланса (спроса) на этот вид системной услуги в данном узле энергосистемы.

Предельные затраты на дополнительный объем системной услуги можно рассматривать как оферту Системного оператора исполнителям этой услуги (субъектам электроэнергетики) для согласования и последующего заключения с ними договорного соглашения. В свою очередь, для планирования Системным оператором необходимых (оптимальных) объемов системных услуг с указанием их вида, исполнителя и сроков исполнения для последующего определения (уточнения) взаимосогласованных параметров этих услуг между Системным оператором и субъектами рынка электроэнергетики последние должны регулярно (ежемесячно) сообщать соответствующую информацию Системному оператору на предстоящий год [4,5]. Таким образом, результаты расчетов, сделанные Системным оператором сопоставляются (согласовываются) с результатами расчетов, проведенных субъектами рынка электроэнергии для последующего введения согласованных технико-экономических параметров системных услуг в соответствующие контрактные соглашения.

Третий вид организационно-экономических отношений Системного оператора и субъектов электроэнергетики в реализации системных услуг в режиме рыночных

о

Г енерирующая Квалифицированный Энергосбытовые Сетевые Операторы экспорта

компания потребитель организации компании (импорта)

Расчет технико-экономических параметров оказания системных услуг в электроэнергетике

Федеральная служба по тарифам

Утверждение ставок платы (тарифа) за системные услуги, оказываемые субъектами электроэнергетики

Системный оператор

Расчет технологических параметров системных услуг и предельной стоимости этих услуг по видам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Взаимодействие субъектов электроэнергетики с Системным оператором по предоставлению ими системных услуг

в рамках тендерных (договорных) отношений

№5(44), 2005 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

отношений на сегменте конкурентного рынка этих услуг следует рассматривать как последующий этап развития организационно-экономического механизма оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России, и процесс «запуска» этих отношений не может быть форсирован. Последнее подтверждается анализом зарубежного опыта введения рыночных схем реализации системных услуг и создания самостоятельного сегмента рынка таких услуг. В контексте этой предпосылки рассмотрим два возможных варианта формирования рыночных отношений между субъектами электроэнергетики и Системным оператором (совместно с Администратором торговой системы) по оказанию этих услуг на балансирующем (спотовом) рынке для обеспечения надежности функционирования ЕЭС России и качества вырабатываемой электроэнергии.

В связи с этим перейдем к более подробному рассмотрению формирования организационно-экономического механизма реализации системных услуг в режиме функционирования балансирующего рынка этих услуг, базирующегося на принципе: за системные услуги, обеспечивающие надежность энергосистемы и качество энергоснабжения потребителей «платит виновный». Напомним, что речь идет о распределении расходов по оказанию системных услуг между субъектами электроэнергетики в зависимости от их «вклада» в отклонение от нормального режима функционирования энергосистемы. Это касается отклонений и уточнений объемов оказания системных услуг в краткосрочном планировании режимов работы ЕЭС России, которые, как уже было отмечено, объективно возможны. Иными словами, хотя договорные соглашения предполагают выполнение обязательных условий по оказанию системных услуг в принятых в договоре объемах, в реальном масштабе времени объективно возможны отклонения от этих договорных обязательств.

Определение адресности компенсационных платежей за реализацию системных услуг следует рассматривать как механизм экономического стимулирования

субъектов электроэнергетики к соблюдению принятых обязательств по обеспечению эффективного режима функционирования энергосистемы в целом. Реализация принципа «платит виновный» является действенным инструментом Системного оператора (совместно с Администратором торговой системы) в организации эффективного (оптимального) оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике. Для практического применения указанного принципа распределения расходов за оказание системных услуг между субъектами электроэнергетики воспользуемся следующими двумя главными положениями организации и влияния системных услуг на параметры режима функционирования энергосистемы. Во-первых, существует прямая зависимость между дисбалансом производства и потребления электроэнергии и параметрами нормального режима функционирования энергосистемы. Например, при профицитном балансе энергосистемы субъект электроэнергетики, также имеющий профицит производства электроэнергии способствует еще более значительному отклонению параметров от нормального режима функционирования энергосистемы, чем субъект электроэнергетики, имеющий в этой ситуации дефицит производства электроэнергии. Во-вторых, технологические особенности реализации системных услуг по отдельным видам в аспекте их воздействия на режим функционирования энергосистемы предопределяет их приоритетность либо паритетность для субъектов электроэнергетики как генераторов, так и потребителей электроэнергии. Эти принципиальные положения позволяют сформировать структуру параметров системных услуг и квантифицировать их значения с позиции управляющих воздействий Системного оператора. Структура системных услуг (адресность «виновника» отклонения от нормального режима функционирования энергосистемы) и соответствующее распределение издержек (платы) по субъектам электроэнергетики при реализации ими системных услуг представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение издержек (платы) по субъектам электроэнергетики при реализации ими системных услуг по принципу «платит виновный»

Системные услуги Субъекты электроэнергетики - компенсаторы издержек (платы) системных услуг

генерирующие компании нагрузка энергосистемы (активная мощность, потребляемая всеми потребителями энергосистемы, потери мощности) - сетевая компания, квалифицированные потребитель, сбытовые компании

1. Регулирование частоты и мощности

Повышение частоты в аварийной ситуации (услуги 5, 6 в таблице 1) 100 %

Понижение частоты в аварийной ситуации (услуги 5, 6 в таблице 1) 100 %

Регулирование частоты и мощности в нормальном режиме энергосистемы (услуги 1-3 в таблице 1) коэффициент коэффициент

2. Регулирование электрической сети

Регулирование напряжения (услуги 4, 8 в таблице 1) 100 %

Регулирование сетевой нагрузки (услуга 7 в таблице 1) 100 %

Сброс нагрузки (услуга 7 в таблице 1) 100 %

3. Обеспечение разворота энергосистемы после посадки «на ноль» (услуга 10 в таблице 50 % 50 %

Как видно из таблицы 2, в аварийной ситуации, требующей повышения частоты в энергосистеме, издержки от реализации этой системной услуги должны полностью компенсироваться генерирующими компаниями. Наоборот, в аварийной ситуации, требующей понижения частоты в энергосистеме, издержки генерирующих компаний от реализации этой системной услуги (частично квалифицированных потребителей, имеющих генерирующие мощности) должны быть полностью компенсированы

нагрузкой энергосистемы, так как в этом случае последняя рассматривается как «виновник» возникновения аварийной ситуации. При регулировании электрической сети (напряжения, сетевой нагрузки, сброса нагрузки) издержки этой системной услуги также должны полностью компенсироваться нагрузкой энергосистемы, рассматриваемой как «виновник» возникающих отклонений параметров электрической сети от их стационарного уровня. Обращаем внимание, что здесь речь идет о распределении

по субъектам электроэнергетики издержек (платы) за соответствующий вид системной услуги, а не об организации и реализации этой услуги субъектом электроэнергетики. Из таблицы 1 видно, что в регулировании напряжения электрической сети, кроме указанных субъектов электроэнергетики, также участвуют и генерирующие компании, но их издержки от реализации этой системной услуги должны быть компенсированы нагрузкой энергосистемы (сетевой компанией, квалифицированными потребителями, сбытовыми компаниями).

Рассмотрим более подробно распределение издержек (платы) по субъектам электроэнергетики при регулировании частоты и мощности энергосистемы в условиях незначительных отклонений от нормального режима функционирования энергосистемы (не в аварийной ситуации). Как видно из таблицы 2, распределение этих издержек между генерирующими компаниями и нагрузкой энергосистемы нами определено в соответствии с расчетными коэффициентами, которые, по нашему мнению, должны устанавливаться Системным оператором. Еще раз подчеркнем, что эта системная услуга в соответствии с технологией производства электроэнергии и регулирования частоты и мощности энергосистемы осуществляется лишь генерирующими компаниями (частично квалифицированными потребителями, табл. 1). В то же время компенсация издержек (платы) от реализации этой системной услуги, на наш взгляд, должна распределяться не только среди генерирующих компаний, но и среди субъектов нагрузки энергосистемы. Последнее основывается на сформулированной выше прямой зависимости дисбаланса производства и потребления электроэнергии и «вклада» субъекта электроэнергетики (генерирующих компаний и субъектов нагрузки энергосистемы) в этот дисбаланс, что в конечном итоге влияет на параметры частоты и мощности энергосистемы. Формализуем процедуру расчета коэффициентов распределения издержек (платы) от реализации системной услуги по регулированию частоты и мощности энергосистемы между генерирующими компаниями и субъектами нагрузки энергосистемы.

1. Расчет коэффициента распределения издержек (платы) от реализации системной услуги по пользователям энергосистемы при совпадении направления их дисбаланса производства и потребления электроэнергии с общим дисбалансом энергосистемы:

А0+ + V + 1

■ = ру при ХРу =1;

АО+

АО-

АО~

= р- при Хр- =1;

1+р- = т-; 1]Р+ = У+,

(2)

(3)

где АО+, АО- - соответственно профицит и дефицит производства или потребления электроэнергии у-го пользователя энергосистемы;

АО+, АО” - соответственно общий профицит и дефицит энергосистемы; р+, р- - соответственно доля профицита и дефицита производства или потребления электроэнергии у-го пользователя в общем профиците и дефиците энергосистемы; у+, у- - соответственно при профиците и дефиците энергосистемы коэффициент распределения издержек (платы) реализации системной услуги для у-го пользователя энергосистемы при совпадении направления его дисбаланса с общим дисбалансом энергосистемы.

2. Расчет коэффициента распределения издержек (платы) от реализации системной услуги по пользователям энергосистемы при несовпадении их направления дисбаланса производства и потребления электроэнергии с общим дисбалансом энергосистемы:

АО+

у =Х+ при ^+ = 1;

у

О =4при X Ъ=1;

1-^+ = Ф+; 1-А.- = Ф- ,

АО

АО

(4)

(5)

где ^+, ^- - соответственно доля профицита и дефицита производства или потребления электроэнергии у-го пользователя энер-

госистемы в общем дефиците и профиците энергосистемы;

Ф+, ф- - соответственно при дефиците и профиците энергосистемы коэффициент распределения издержек реализации системной услуги для у-го пользователя энергосистемы при несовпадении направления его дисбаланса с общим дисбалансом энергосистемы.

Из представленных формальных алгоритмов расчета коэффициентов У+, ,-, ф+, Ф- видно, что первые два коэффициента по определению больше единицы и находятся в пределах от 1 до 2, а два последних - принимают значения меньше единицы. Таким образом, если известна суммарная стоимость реализации системной услуги на определенный момент времени 5, исчисленная по установленному предельному тарифу данной услуги и ее общему объему (масштабу) в рассматриваемом узле энергосистемы по регулированию частоты и мощности в этой системе, то появляется возможность с помощью указанных расчетных коэффициентов распределения осуществить «разброс» этих общих издержек (платы) 5 по всем участникам (пользователям) энергосистемы (генерирующим компаниям, квалифицированным пользователям, сбытовым компаниям).

Предложенный подход к распределению издержек (платы) системных услуг по принципу «платит виновный» является одним из возможных при нарушении нормального режима функционирования энергосистемы посредством корректировки платежей за системные услуги в реальном масштабе времени на балансирующем сегменте рынка этих услуг. Этот подход можно рассматривать как этап перехода к рыночным отношениям для формирования сегмента рынка системных услуг. Как нетрудно заметить, важная роль в реализации принципа «платит виновный» принадлежит Системному оператору (в совместной деятельности с Администратором торговой системы). Принципиально важным является то, что до заключения тендерных соглашений с субъектами электроэнергетики по реализации системных услуг Системный оператор должен информировать через Интернет всех

участников (исполнителей) этих услуг о принципах и правилах реализации системы обременения указанными платежами всех пользователей энергосистемы при возможных отклонениях от нормального режима ее функционирования. В целом можно утверждать, что замена существующей безадресной системы компенсации издержек по системным услугам при нарушении нормального режима функционирования энергосистемы организационно-экономическим механизмом, реализуемым в соответствии с принципом «платит виновный», является важным шагом в направлении экономического стимулирования всех субъектов электроэнергетики в обеспечении ими эффективного и надежного режима функционирования энергосистемы при минимизации суммарных затрат этих субъектов.

Прежде чем перейти к рассмотрению второго варианта реализации рыночных схем на балансирующем сегменте системных услуг, необходимо отметить следующее. По нашему мнению, принципиальной основой организации этих рыночных схем при реализации системных услуг субъектами электроэнергетики должно стать осуществление регулирующих функций контроля и координации формирования структуры и объемов этих услуг на основе аукционов, проводимых Системным оператором с учетом расчетных режимов функционирования ЕЭС России в разрезе краткосрочного планирования. В связи с этим наиболее приемлемой расчетно-информационной формой проведения таких аукционов также является использование Интернета, что позволяет в реальном режиме времени осуществлять систему обратных связей при согласовании всех параметров реализации системных услуг тем или иным субъектом электроэнергетики. Можно выделить два принципиальных различия этого вида организационно-экономических отношений в реализации системных услуг от отношений второго вида. Во-первых, рассмотренный возмездный принцип оказания системных услуг реализуется не посредством договорных соглашений между Системным оператором и субъектами электроэнергетики, а в режиме рыночной схемы на балансирующем сег-

менте рынка системных услуг в зависимости от отклонений, возникающих в процессе функционирования энергосистемы. Во-вторых, ценообразование на рынке системных услуг происходит на основе спроса и предложения, хотя верхний предел цен на системные услуги должен быть ограничен органом государственного регулирования (Федеральной службой по тарифам), и процедура установления рыночного уровня цены на эти услуги также должна быть регламентирована.

Цены на системные услуги, в основном относящиеся к нормальному режиму работы энергосистемы (1-4 в таблице 1), по определению являются рыночными (с учетом указанных ранее ограничений) и должны определяться на основе спроса (по нормативам) и предложения этих услуг. Что касается услуг сбытовых компаний, то их затраты должны включаться в тариф за использование электрической сети. В свою очередь, цены на системные услуги, относящиеся к аварийным режимам работы энергосистем (5-10 в таблице 1), также можно определить как рыночные, но, помимо указанных ограничений по регулированию уровня рыночных цен, на системные услуги по этому виду услуг при определении уровня цен дополнительно следует учитывать предельные значения фактического удельного ущерба от нарушений режима функционирования энергосистемы и аварий за последние годы.

В общем виде модель формирования рыночных цен на системные услуги аналогична модели определения рыночной (равновесной) цены на конкурентном рынке (свободном и балансирующем секторах) электроэнергии как производной функции спроса и предложения электроэнергии.

Проиллюстрируем процедуру формирования рыночных (равновесных) цен системных услуг на примере системной услуги «регулирование частоты и мощности энергосистемы» (зарубежный опыт показывает, что именно по этой системной услуге «запущен» рыночный механизм определения ее ценностных параметров). Общая схема основных этапов формирования рыночной (равновесной) цены по этой системной ус-

луге в режиме краткосрочного планирования представлена на рисунке 3. Участниками этой процедуры являются генераторы (генерирующие компании), желающие на добровольных началах участвовать на сегменте рынка системных услуг, оснащенные соответствующим регулирующим оборудованием (для регулирования частоты и мощности в режиме нескольких минут), Системный оператор и администратор торговой системы. Указывая на добровольность участия генерирующих компаний в оказании этой услуги, мы имеем в виду, что эта системная услуга является дополнительной к обязательной системной услуге, которую генерирующие компании обязаны реализовать на безвозмездной основе либо в соответствии с заключенными договорами (организационно-экономические отношения второго вида). Рассмотрим подробно (в форме алгоритма) последовательность процедуры установления рыночной (равновесной) цены рассматриваемой системной услуги в режиме краткосрочного планирования (рис. 3).

На первом этапе подаются заявки (оферты) генераторов по предложению мощности для оказания системной услуги по регулированию частоты и мощности в соответствующем узле энергосистемы. Эти заявки конкретизируются по генераторам: предлагаемый объем регулируемой мощности (МВт), цена оферты (р./КВт • ч), верхний и нижний пределы регулирования мощности (МВт). При этом предполагается, что все участники (оференты) заранее осведомлены о необходимом диапазоне регулирования частоты с ее повышением и понижением в заданном временном интервале (например порядка 5 минут) и пределах пиковой нагрузки в пиковые периоды (05:00-24:00) и минимума нагрузки во вне пиковые периоды (00:00-05:00). Заявки должны подаваться генераторами в дневное время до определенного часа (например до 17:00). Для определения рыночной (равновесной) цены на следующих этапах рассматриваемой процедуры органом государственного регулирования (Федеральной службой по тарифам) должен быть установлен предел цены этой услуги.

1 ЭТАП

Заявки (оферты) генераторов с предложением мощности для оказания системной услуги по регулированию частоты и мощности в энергосистеме:

• объем регулируемой мощности;

• цена оферты;

• верхний и нижний пределы регулирования мощности

2 ЭТАП

Ранжирование (распределение) цен оферты генераторов по их привлекательности и определение предельной (максимальной) цены оферты генератора, «замыкающего» общий спрос (баланс) на регулируемую мощность в энергосистеме, необходимую на данный момент времени

3 ЭТАП

Установление рыночной (равновесной) цены системной услуги по регулированию частоты и мощности в энергосистеме как суммы предельной (максимальной) цены оферты генератора, определенной на предыдущем этапе, и издержек (упущенной прибыли), понесенных «замыкающим» генератором вследствие изменения нормального режима его функционирования при оказании системной услуги по регулированию частоты и мощности в энергосистеме

Рис. 3. Основные этапы процедуры формирования рыночной (равновесной)

цены системной услуги

На втором этапе после окончания приема заявок от генераторов администратор торговой системы совместно с Системным оператором осуществляют ранжирование (распределение) заявленных цен оферты генераторов по их привлекательности (p1, p2,..., Р/,..., pn) и определяют предельную (максимальную) цену, max p, оферты /-го генератора, «замыкающего» общий спрос (баланс) на регулируемую мощность Q в соответствующем узле

энергосистемы, необходимую на данный момент времени.

На третьем этапе корректируется установленное максимальное значение цены оферты /'-го генератора на величину издержек, которые понесет этот генератор вследствие изменения его стандартного режима функционирования при оказании системной услуги по регулированию частоты и мощности в соответствующем узле энергосистемы:

p = max pl + Azl;

\Рэ,м - max pi lAQ/

Az, =

Q

AQ/ = (Qi max - Ql рег )

(6)

(7)

(8)

где р - клиринговая цена системной услуги в соответствующем узле энергосистемы; Azj - альтернативные издержки (упущенная прибыль) /-го «замыкающего» генератора вследствие изменения его стандартного режима функционирования при оказании системной услуги;

AQІ - отклонение мощности /-го «замыкающего» генератора от его максимальной мощности Оітах и мощностью, используемой им для оказания системной услуги О, рег; рэм - прогнозируемая почасовая рыночная цена мощности (электроэнергии) в соответствующем узле энергосистемы. Таким образом, клиринговая цена системной услуги по всем рассматриваемым генераторам, вошедшим в ранжированный перечень цен оферты, ограниченный общим спросом на регулируемую мощность в соответствующем

узле энергосистемы, устанавливается на уровне скорректированной на издержки (упущенную прибыль) максимальной цены оферты генератора, «замыкающего» этот спрос.

Литература

1. Воропай Н.И., Подковельников С.В., Труфанов В.В. Методические основы обоснования развития электроэнергетических систем в либерализованных условиях // Энергетика. 2002. № 4.

2. Годовой отчет открытого акционерного общества «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» за 2003 год.

3. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от

11 июня 2001 года № 526.

4. Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35 «Об электроэнергетике».

5. Технологические правила оптового рынка электроэнергии (Проект по состоянию на 29 ноября 2002 года). М.: РАО «ЕЭС России», 2004.

ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

27-29 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. Защита прав налогоплательщиков

июня Руководитель семинара: ГЕРАСИМЕНКО СА (заместитель начальника управления ВАС РФ)

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, в т.ч. результатов налоговых проверок ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ и ответственность за их совершение: примеры арбитражной практики НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ: основания и порядок взыскания, сроки исковой давности СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ при налоговых спорах ■ Я 1111|| ВИДЫ ИСКОВ, предъявляемых к налоговым органам

Анализ практики арбитражных судов по применению ПЕРВОЙ НАСТИ НК РФ

Анализ судебной практики рассмотрения споров по НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ в целях применения главы 25 НК РФ Практика разрешения спорных ситуаций, связанных с исчислением, уплатой и возмещением НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (Глава 21 НК РФ)

28-1 КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО как инструмент управления компанией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЮЛЯ Руководитель семинара: МОГИЛЕВСКИЙ С.Д., (декан юридического факультета АНХ при Правительстве РФ) Формирование механизмов стратегического контроля и управления организацией Особенности распределения управленческих полномочий между органами управления компанией Реорганизация коммерческих организаций. Особенности совершения отдельных видов сделок Правовое регулирование создания, реорганизации и приобретения акций (долей) в уставном капитале компании антимонопольным законодательством

4-6 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ, применяемые в строительстве

июля Руководитель семинара: САРБАШ С.В. (заместитель начальника управления законодательства ВАС РФ)

ТЕЛЕФОН:

436-08-65

E-MAIL:

POST@STATUT.RU

INTERNET:

www.statut.ru

Основные положения ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»

Договоры, используемые для привлечения средств инвестора в строительство и

предусматривающие передачу инвесторам созданного объекта недвижимости. Классификация договоров.

Особенности правового регулирования. Сравнительная характеристика Договор строительного подряда в рамках инвестиционно-строительной деятельности Участие посредников в инвестиционной деятельности. Агентские договоры. Статус застройщика Порядок предоставления земельных участков под строительство

Государственная регистрация приобретаемых прав, изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.