Научная статья на тему 'Импровизационно-педагогическая технология воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза'

Импровизационно-педагогическая технология воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ИМПРОВИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турбина Екатерина Петровна

В статье рассмотрена реализация импровизационно-педагогической технологии воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе четырех последовательных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турбина Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers realisation of the pedagogical improvisation technology of provoking students interest to teaching at a higher educational establishment on the basis of four successive steps.

Текст научной работы на тему «Импровизационно-педагогическая технология воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза»

Е. П. Турбина

ИМПРОВИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. П. Качалова

В статье рассмотрена реализация импровизационно-педагогической технологии воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе четырех последовательных этапов.

Ключевые слова: педагогическая импровизация, импровизационно-педагогическая технология, интерес к педагогической деятельности у студентов вуза.

E. Turbina

PEDAGOGICAL IMPROVISATION TECHNOLOGY OF PROVOKING UNIVERSITY STUDENTS' INTEREST TO TEACHING

The author of the article considers realisation of the pedagogical improvisation technology of provoking students' interest to teaching at a higher educational establishment on the basis offour successive steps.

Key words: pedagogical improvisation, pedagogical improvisation technology, university students' interest to teaching.

Модернизация современного образования требует постоянного повышения качества учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе. Возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся, такие как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Это, в свою очередь, обусловливает повышение требования к подготовке учителя как субъекту образовательного процесса, к воспитанию интереса к педагогической деятельности. Однако подготовка будущих учителей не всегда в должной мере отвечает современным требованиям. У значительной части выпускников педагогического вуза интерес к педагогической деятельности неустойчив и недостаточно осознан. Все это свидетельствует о том, что проблема воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза актуальна. В связи с этим педагогическая импровизация становится средством продуктивной педагогической деятельности, определяющей успех педагогической деятельности и приносящей духовное удовлетворение.

На основе анализа исследований В. Н. Харь-кина, В. И. Загвязинского, В. А. Канн-Калика, Н. Д. Никандрова [2; 4; 6; 7] мы понимаем педагогическую импровизацию как акт, в процессе которого исполнение совпадает или следует сразу за созданием объективно или субъективно нового, представляющий собой один из элементов педагогической деятельности, опирающийся на интуицию, и в то же время - своеобразный механизм трансформации педагогических и общекультурных знаний, умений, техники в педагогические, творческого характера действия.

Проецируя научные трактовки понятия «интерес», мы будем придерживаться следующего определения интереса к педагогической деятельности у студентов вуза: это избиратель-

ная направленность личности, обращенная на педагогическую деятельность в целом и к конкретным ее видам, находящая свое выражение в положительном эмоциональном отношении студентов к предмету педагогической деятельности - ребенку; в стремлении к позитивным результатам педагогической деятельности, к творчеству в педагогической деятельности и включающая мотивационно-ценностный, импровизационно-деятельностный и анали-тико-рефлексивный компоненты.

Анализ многочисленных исследований (П. Р. Атутов, В. П. Беспалько, Г. А. Бор-довский, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская, В. Ю. Питюков, Т. С. Назарова и др.) позволил оперировать понятием «импровизационно-педагогическая технология», под которым мы понимаем поэтапное и последовательное воплощение комплекса импровизационно-творческих заданий, ранжированных на компоненты интереса к педагогической деятельности и направленных на переход студентов от объектной позиции к субъектной.

Рассмотрим назначение каждого этапа. Первый этап - подготовительный - направлен на определение показателей и уровней интереса к педагогической деятельности у студентов вуза.

Проанализировав различные подходы к определению уровней сформированности интереса к педагогической деятельности и его показателей [1; 3; 5], мы опирались на структурные компоненты интереса к педагогической деятельности у студентов вуза: мо-тивационно-ценностный, импровизационно-деятельностный, аналитико-рефлексивный.

Выделенные показатели были раскрыты следующим образом:

1. Мотивационно-ценностный показатель включает в себя отношение студента к педагогической деятельности; наличие положительно-окрашенных эмоциональных проявлений к педагогической деятельности; отражает уровень самостоятельности; а также информационно-содержательный аспект подготовки студентов в вузе; настойчивость в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности, в преодолении встречающихся трудностей.

ПЕДАГОГИКА

2. Импровизационно-деятельностный показатель предполагает проявление индивидуального стиля будущей педагогической деятельности; активность, инициативность в моделировании педагогической деятельности, а также выработке новых, нестандартных и эффективных средств в организации смоделированной педагогической деятельности, используя педагогическую импровизацию.

3. Аналитико-рефлексивный показатель характеризует анализ студентом моделированной педагогической деятельности; отражает развитую самооценку, сформированность умений саморегуляции, самоконтроля и прогнозирования результатов будущей педагогической деятельности.

На основе данных показателей выделено три уровня сформированности интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации: аморфный (начальный уровень), стержневой (средний уровень) и креативный (высокий уровень).

Задачами второго этапа - исходно-диагностического - стало выявление уровня интереса к педагогической деятельности и характера информированности студентов о педагогической деятельности; определение, наличие и начальный уровень сформированности интереса к педагогической деятельности у студентов вуза и тенденции его развития.

В качестве диагностического инструментария на данном этапе нами определено: педагогическое наблюдение, тестирование, беседа, опросники и пр. Результаты исходно-диагностического этапа показали, что на аморфном уровне находилось 58% студентов, на стержневом - 41%, на креативном - 1%. Данное обстоятельство подтверждает выдвинутую нами гипотезу о необходимости воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза путем формирования положительного отношения к педагогической деятельности; стремления расширить круг своих знаний о педагогической деятельности; включения в смоделированную педагогическую деятельность; выполнения заданий импровизационно-творческого характера.

На третьем этапе - технологическом - осуществлялось интенсивное внедрение методов и приемов, направленных на воспитание интереса к педагогической деятельности у студентов вуза с приемами и методами педагогической импровизации.

На данном этапе нами был предложен спецкурс «Основы педагогической деятельности. Импровизационно-творческий комплекс заданий», состоящий из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит материал о педагогической деятельности, ее роли в обществе, сущности, структуре, функциях, о возможностях, которые дает педагогическая деятельность учителю; о педагогической импровизации как неотъемлемом компоненте творчества учителя. Практическая часть спецкурса содержит: а) комплекс оригинальных практических заданий и упражнений, выполнение которых способствует формированию умений и навыков импровизировать, широко используя их в педагогической деятельности; б) «банк» педагогических импровизаций, подобранных из опыта работы учителей, а также взятых из известных произведений художественной литературы, которые студенты должны проанализировать на основе предложенного алгоритма.

В процессе воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации мы сочли необходимым использовать следующий комплекс импровизационно-творческих заданий, который соотносится с компонентами интереса к педагогической деятельности у студентов вуза:

Мотивационно-ценностный компонент: 1) педагогическое сочинение (пролонгированное импровизирование) - продолжить рассказ на заданную тему, опираясь на вита-генный (жизненный) опыт, придумать продолжение сказки, ответить на неожиданные вопросы, дополнить высказывание; 2) «Мысленное кино» - создание определенного образа посредством воображения, эмоционального настроя на общение с учениками, коллегами, родителями; 3) «Модальность» - проиграть одну и ту же ситуацию от лица разных дей-

ствующих лиц; 4) «Пристройка» - задания на выработку умений «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», способности убеждать, настраивать; 5) импровизация на высказывание собственного мнения и отношения к педагогической деятельности - микровыступление «Я и моя будущая профессия учителя», мини-сочинение «Что я знаю о... (педагогической деятельности, школе, учениках и т. д.), коллективное обсуждение темы «В чем ценность и возможности педагогической профессии».

Импровизационно-деятельностный компонент: 1) «Я в предполагаемых обстоятельствах...» - подготовка и проведение микропреподавания: учитель в разных эмоциональных состояниях; учитель, с разными стилями руководства; 2) «Если бы.» - рассуждение, поведение в моделированной педагогической деятельности, например: «если бы я был учителем, то я.»; 3) «И вдруг.» - выполнение упражнений на неожиданность действий и способов выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности; 4) Одномоментная, или сиюминутная импровизация - показать через пантомиму какое-либо действие таким образом, чтобы присутствующим был понятен смысл действия; 5) «Мгновенная реакция» - задача студентов поочередно реагировать на прочитанные преподавателем ситуации и объяснить, на чем основывалась реакция.

Аналитико-рефлексивный компонент: 1) Анализ смоделированной педагогической деятельности - коллективное обсуждение, выявление «плюсов» и «минусов» деятельности того или иного «учителя», анализ конкретных

педагогических ситуаций и способы поведения учителя в каждой из них; 2) Обсуждение педагогических импровизаций из «банка»; 3) Проведение дискуссии, мини-сценок, подготовка и проведение «суда» над нерадивым учителем.

Сопоставительный анализ четвертого этапа - итогово-диагностического - показал, что благодаря разработанной импровизационно-педагогической технологии воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза произошли значительные перемены в сформированности уровней интереса к педагогической деятельности у студентов вуза. На аморфном уровне - 12% студентов (на исходно-диагностическом этапе - показатель 58%); на стержневом - 46% (на исходно-диагностическом этапе - 41%); на креативном - 42% (на исходно-диагностическом этапе - 42%). Мы можем констатировать, что студенты продвинулись по всем показателям интереса к педагогической деятельности: положительное отношение к педагогической деятельности; самостоятельность, настойчивость и активность в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности; проявление индивидуального стиля будущей педагогической деятельности; развитая самооценка; сформированные умения саморегуляции, самоконтроля и прогнозирования результатов будущей педагогической деятельности, что позволило нам сделать вывод об эффективности использования педагогической импровизации как средства воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова Н. И. Подготовка студентов младших курсов педвуза к формированию познавательных интересов у учащихся начальных классов: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Волгоград, 1991. 176 с.

2. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. 96 с.

3. Калинина Т. М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 185 с.

4. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

ПЕДАГОГИКА

5. Максимов, В. Г. О формировании профессионально-педагогического интереса // Советская педагогика. 1975. № 12. С. 75-81.

6. Харькин В. Н. Импровизация... Импровизация?.. Импровизация!.. М.: Магистр, 1997. 288 с.

7. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М.: МИП «КВ Магистр», 1992. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.