Научная статья на тему 'Импортозамещение в т уриндустрии России'

Импортозамещение в т уриндустрии России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
529
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТУРИНДУСТРИЯ РОССИИ / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / МЕХАНИЗМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / IMPORT SUBSTITUTION / RUSSIAN TOURISM INDUSTRY / WORLD ECONOMY TURBULENCE / IMPORT SUBSTITUTION MECHANISMS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мухетдинова Надеря Мухтеровна

Ускоренное импортозамещение в экономике, вызванное антироссийскими санкциями США и ЕС, распространяется на туристическую отрасль России. В статье анализируется комплекс внешних и внутренних факторов, обусловивших необходимость такого расширения сферы замещения импорта в российской экономике. Рассмотрены общие черты и различия импортозамещения в материальном производстве и сфере услуг. Выявлены механизмы организации импортозамещения турпродукта, основанные на тесном взаимодействии государства и бизнеса. Определены формы использования государственно-частного партнерства в данной сфере и ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)». Показаны пути повышения роли российских регионов в развитии внутреннего и въездного туризма и структурных преобразованиях отрасли. Выявлено, что успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. В результате проведенного исследования сделан вывод о возможности превращения туриндустрии России в ходе импортозамещения в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвера экономического роста, способного обеспечить доходную часть бюджетов и снижение сырьевой зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY

The intensive import substitution in the economy caused by the anti-Russian US and EU sanctions also involves the Russian tourism industry. The paper analyzes internal and external factors leading to the import substitution expansion in the Russian economy. The common and different features of the import substitution in the production of goods and services are considered. The organizational mechanisms for import substitution of a tourism productbased on close cooperation between the state and business are identified. The forms of the public-private partnershipin this area and the progress of the federal target program “The Development of the Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (2011-2018)” are discussed. The ways of increasing the role of the Russian regions in the development of domestic and inbound tourism and the structural transformation of the industry are discussed. The paper makes it plain that the success of the import substitution largely depends on how effective is the cooperation between the state and business in the framework of the public-private partnership. It is concluded that the import substitution policy can transform the Russian tourism industry into a competitive sector of the Russian economy, an economic growth driver, capable of bringing budget revenues and reducing dependence on raw materials.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в т уриндустрии России»

УДК 338.48

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТУРИНДУСТРИИ РОССИИ

МУХЕТДИНОВА НАДЕРЯ МУХТЕРОВНА,

доктор экономических наук, Заслуженный экономист Российской Федерации, профессор кафедры экономики туриндустрии, МГИИТ им. Сенкевича, Москва, Россия E-mail: mnaderam@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Ускоренное импортозамещение в экономике, вызванное антироссийскими санкциями США и ЕС, распространяется на туристическую отрасль России. В статье анализируется комплекс внешних и внутренних факторов, обусловивших необходимость такого расширения сферы замещения импорта в российской экономике. Рассмотрены общие черты и различия импортозамещения в материальном производстве и сфере услуг. Выявлены механизмы организации импортозамещения турпродукта, основанные на тесном взаимодействии государства и бизнеса. Определены формы использования государственно-частного партнерства в данной сфере и ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)». Показаны пути повышения роли российских регионов в развитии внутреннего и въездного туризма и структурных преобразованиях отрасли. Выявлено, что успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. В результате проведенного исследования сделан вывод о возможности превращения туриндустрии России в ходе импортозамещения в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвера экономического роста, способного обеспечить доходную часть бюджетов и снижение сырьевой зависимости. Ключевые слова: импортозамещение; туриндустрия России; турбулентность мировой экономики; механизмы импортозамещения; государственно-частное партнерство; региональный туризм.

IMPORT SUBSTITUTION

IN THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY

NADERYA M. MUKHETDINOVA

ScD (Economics), full professor of the Tourism Economics Department, the Senkevich Moscow State Institute of Tourism, Honored Economist of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: mnaderam@gmail.com

ABSTRACT

The intensive import substitution in the economy caused by the anti-Russian US and EU sanctions also involves the Russian tourism industry. The paper analyzes internal and external factors leading to the import substitution expansion in the Russian economy. The common and different features of the import substitution in the production of goods and services are considered. The organizational mechanisms for import substitution of a tourism product based on close cooperation between the state and business are identified. The forms of the public-private partnership in this area and the progress of the federal target program "The Development of the Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (2011-2018)" are discussed. The ways of increasing the role of the Russian regions in the development of domestic and inbound tourism and the structural transformation of the industry are discussed. The paper makes it plain that the success of the import substitution largely depends on how effective is the cooperation between the state and business in the framework of the public-private partnership. It is concluded that the import substitution policy can transform the Russian tourism industry into a competitive sector of the Russian economy, an economic growth driver, capable of bringing budget revenues and reducing dependence on raw materials. Keywords: import substitution; Russian tourism industry; world economy turbulence; import substitution mechanisms; public-private partnership, regional tourism.

ОСНОВНЫМ ТРЕНДОМ В РАЗВИТИИ ТУРИНДУСТРИИ РОССИИ С 2015 г. СТАНОВИТСЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Это означает, что сфера замещения импорта в российской экономике, вызванного введением США и ЕС с 2014 г. антироссийских санкций в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере, области высоких технологий, расширяется и охватывает часть сферы услуг. «Санк-ционное» импортозамещение находится в центре внимания российских властей, ускоренно разработаны и в определенной степени реализуются государственные Планы мероприятий по содействию импортозамещению [1, с. 2111-2112].

Туристический импорт, по международным правилам, означает ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из этой страны [2, с. 207]. Иными словами, туристический импорт — это выездной туризм, который ускоренно развивался в России в последние десятилетия. Импортозаме-щение в туриндустрии означает повышенное внимание к развитию внутреннего туризма, формирование конкурентоспособного внутреннего турпро-дукта, способного удовлетворить возрастающий спрос россиян в условиях происходящего в силу ряда причин снижения объемов выездного туризма.

Импортозамещение в российских отраслях материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и импортозамещение в туриндустрии (сфера услуг) объединяет то, что оно является вынужденной мерой, ответом, реакцией России на воздействие негативных внешних сил и факторов. Принципиально различает их то, что в первом случае преобладает воздействие политических интересов США и стран Евросоюза в ущерб экономической рациональности (выгодам от участия в международном разделении труда), в то время как во втором случае преимущественно срабатывают экономические причины (не сбрасывая, конечно, со счетов и политические мотивы, как, например, закрытие в конце 2015 г. в силу известных причин Египта и Турции как туристических направлений для россиян).

Импортозамещение в материальной сфере в условиях санкционного режима (в отличие от классического импортозамещения, осуществляемого в разное время многими странами на стадии индустриализации) имеет значительную специфику: оно носит вынужденный характер,

осуществляется под давлением сильнейших внешних факторов и временных ограничений, по широкому кругу продукции (часть которой не производится в России), на фоне произошедшей за последние десятилетия деиндустриализации и снижения темпов экономического развития. Исследователи отмечают, что по ряду направлений нарушены пороговые значения индикаторов экономической безопасности, что делает российскую экономику уязвимой к внешним экономическим рискам [3, с. 25-27].

Импортозамещение в туристической отрасли России вызвано не столь жесткими императивами: для российских туристов формального запрета на въезд в те или иные страны пока не существует. К настоящему времени в российской туринду-стрии сложился свой конкретный набор мотиваций (внешнего и внутреннего порядка, преимущественно экономического характера) к импортоза-мещению. Рассмотрим их подробнее.

Наша страна, как известно, в целом занимает скромное место на мировом рынке туристических услуг (около 1% мирового туристического потока, что ниже доли страны в международной торговле и движении капитала). В постсоветский период в нашей туриндустрии сложились определенные диспропорции в развитии въездного, выездного и внутреннего туризма. Россия, обладая масштабным и уникальным туристическим потенциалом, может принимать значительно больше иностранных туристов, чем в настоящее время (т.е. въездной туризм развит недостаточно, что означает недополучение значительных поступлений в бюджеты, очень актуальных в ситуации напряженности бюджетной системы). Наибольшее развитие в последние десятилетия получил выездной туризм. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), выездной турпоток из страны в 2013 г. в 8 раз превышал въездной туризм1. Исторически сложилось так, что недостаточно развит и внутренний туризм (как и вся сфера услуг в целом).

Слабы позиции страны и с позиций международной конкурентоспособности. По индексу конкурентоспособности туризма, рассчитываемому Всемирной туристской организацией (ВТО), наша страна находится на 63-м месте из 140 стран (на уровне ЮАР, Индии), опустившись с 2011 г. вниз

1 иКЬ: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/23561.html (дата обращения: 06.10.2014).

на 4 позиции [4]. В то же время ВТО включила Россию в топ-10 самых интересных для туризма стран мира, и, по прогнозам этой влиятельной организации, наша страна относится к числу государств, в которых в начале XXI века можно ожидать наивысших темпов развития туризма при условии государственной поддержки отрасли.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРПРОДУКТА В РОССИИ

Необходимость осуществления импортозаме-щения турпродукта для России во многом вызвана турбулентным состоянием мировой экономики в 2010-е годы, оказывающим многоплановое воздействие на национальную экономику в целом и туризм как ее составную часть (внешний фактор). Применительно к России в результате сложилась следующая цепочка воздействий. Значительное падение мировых цен на нефть, резкий рост курса доллара и евро, ухудшение внутренней экономической ситуации, падение доходов россиян к концу 2015 г. привели к заметному спаду выездного туризма. По данным Ростуризма, масштаб падения турпотока из России (около 40%) был в 2015 г. рекордным за последние 20 лет. Одновременно в силу курсовых разниц стали выгодны поездки в Россию (въездной туризм).

При улучшении экономической ситуации в целом и роста доходов населения можно ожидать возрастания выездного туризма из России (увеличения импорта туруслуг), поскольку посещение уникальных мировых туристических объектов (Рим, Париж, Венеция и т.п.) незаменимо с точки зрения сути туризма — получения незабываемых впечатлений. Такой же оптимистичный прогноз восстановления турпотока из России возможен и в случае политического урегулирования проблем со странами — традиционными местами отдыха россиян (Египет, Турция), при условии, что в России не будет за это время создан аналогичный массовый конкурентоспособный (по цене и качеству) продукт (Сочи, Республика Крым). В постсоветский период большое число россиян получило возможность познакомиться с высокими стандартами качества обслуживания туристов в зарубежных странах при ценовой доступности, что значительно влияет на их предпочтения и выбор.

В пользу таких оптимистичных прогнозов свидетельствуют теория и статистика международ-

ных путешествий. Динамика путешествий высокочувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Теоретически это объясняется тем, что международный туризм как одна из форм международных экономических отношений является вторичным, перенесенным, производным процессом от внутринациональных экономических отношений.

Данные статистики показывают, что снижение и даже отрицательная динамика развития показателей международного туризма за прошедшие два десятилетия происходили вслед за неблагоприятными процессами внутри стран. Показатели снижались в 1998-1999 гг. (с 4,6% в 1997 г. до 2,8 и 3,7% соответственно), 2001-2003 гг. (с 8% в 2000 г. до -0,1; 2,0 и -0,8% соответственно), а также в 2008-2009 гг. (с 6,5% в 2007 г. до 2,0 и -3,9% соответственно) (рассчитано по [4, с. 6]). В то же время отличительной особенностью туризма выступает способность к быстрому восстановлению объемов в посткризисный период.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ

Рассмотрев внешние побудительные мотивы, обратимся к анализу достаточно сильных внутренних мотиваций импортозамещения. Развитый туризм, как показывает мировой опыт, способствует созданию рабочих мест и развитию региональной экономики (одно рабочее место в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях), может приносить ощутимые бюджетные доходы. В России могут появиться новые возможности для оживления моногородов, сельских поселений, северных и арктических территорий, Сибири, Дальнего Востока и, конечно, Республики Крым.

Россия, как отмечалось выше, обладает уникальным и масштабным, но недостаточно используемым туристическим потенциалом. При исчерпании в последние десятилетия возможностей продолжения сырьевого пути развития и интенсивном поиске драйвера экономического роста государство в последнее десятилетие оценивает отечественную туриндустрию как один из приоритетных высокодоходных сегментов рынка при переходе к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития.

В отечественной туристической индустрии проявляются позитивные изменения как результат реализации важных государственных документов, направленных на решение стратегических задач развития отрасли [4, 5]. Начиная с 2014 г. заметны определенные структурные изменения российской туристической отрасли (развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, кластеров), положительная динамика основных показателей. По данным Росстата, за 2015 г. внутренний поток туристов составил около 50 млн человек (рост на 18%, в то время как по программно-целевому планированию внутренний туристический поток в 40 млн человек был предусмотрен только в 2018 г.). При этом рост спроса на услуги внутреннего туризма пока опережает развитие инфраструктуры и конкурентоспособного, отвечающего мировым стандартам качества турпродукта.

В 2015 г. вырос и въездной поток, составив свыше 27 млн человек (рост более чем на 8% по сравнению с 2014 г.). При этом меняется структура въездных турпотоков: растет количество путешественников, прибывающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Наиболее возросли потоки туристов из Китая, Индии, Ирана2. В июне 2015 г. в Китае стартовал проект «Красный маршрут», Россия и Китай планируют совместно разрабатывать и другие патриотические маршруты, при этом большим спросом пользуются маршруты, связанные с социалистическим прошлым России.

Подчеркнем, что при приоритете импортоза-мещения турпродукта в России рост въездного туризма тоже является стратегической целью государства, поскольку это самый выгодный вид экспорта — экспорта услуг, оказываемых на своей территории и приносящих стране валюту (за рубежом туруслуги по доходности называют «второй нефтью»). Для многих стран, в том числе и нефтедобывающих, доходы от въездного туризма выступают ведущей статьей бюджетных доходов. Таким образом, с учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что в 2015 г. в России сложился комплекс объективных внешних и внутренних предпосылок для ускоренного развития внутреннего туризма в России или осуществления процесса импортозамещения.

2 иКЬ: http://myinforms.com/ru/a/13828194-importozameshheme-v-turizme/(дата обращения: 24.01.2016).

МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ

Комплекс задач по организации импортоза-мещения туристического продукта в России обсуждается на самых представительных форумах. Так, состоялись заседание Президиума Госсовета при Президенте РФ «Развитие туризма в Российской Федерации» (Ялта, 17 августа 2015 г.), совещание у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева «О ситуации на внутреннем туристском рынке и транспортной доступности туристических объектов» [6, 7].

На федеральном уровне созданы Комитет по импортозамещению при Министерстве культуры (сентябрь 2015 г.) и Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (ноябрь 2015 г.) с участием крупнейших российских туроператоров, которые раньше работали исключительно в сфере выездного туризма (преимущественно Египет и Турция)3. Эти органы организуют работу и обеспечивают согласованные действия государства, бизнеса, общественных, научных и других организаций, направленные на создание программ поддержки участников туристического рынка, развивающих внутренний и въездной туризм.

Реализация стратегических целей импортоза-мещения турпродукта (создание новых конкурентоспособных, комфортных, безопасных внутренних туристических маршрутов) обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, тур-агентов, учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности на основе мер, разработанных в рамках стратегического планирования.

Наиболее эффективными ресурсами импор-тозамещения в результате мониторинга туристского рынка России, проведенного Ростуризмом совместно с органами исполнительной власти 85 субъектов Федерации, названы снижение сезонности туризма и диверсификация туризма и отдыха россиян.

3 иКЬ: http://regnum.ru/news/economy/1973871.html;); russiatourism.ru/news/9780/(дата обращения: 15.01.2016).

Комитет по импортозамещению координирует работу по формированию новых маршрутов под единым брендом «Время отдыхать в России». По мнению туроператоров, главным вопросом является алгоритм создания жизнеспособных маршрутов. В рамках этого комитета АТОР впервые разработала стандарты формирования внутренних маршрутов, которые устанавливают требования к профилю потребителя, логистике, продолжительности маршрутов, ценообразованию и качеству предоставляемых услуг. Необходимость таких стандартов связана с тем, что в регионах зачастую формируются маршруты, не имеющие массовой привлекательности. Так, Ростуризм в 2014 г. получил от регионов описания почти 200 маршрутов, но информация была собрана по критериям, которые не подходят для реализации, поскольку регионы не имеют четких критериев отбора маршрутов и их описания.

Стандарты позволят создавать пакетные туры для массового потребителя, которые прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма. Стандарты включены в техническое задание (ТЗ), в соответствии с которым регионы проводят инвентаризацию имеющихся в их распоряжении возможностей, формируют маршруты и представляют для отбора Комитету по импортозамещению и Координационному совету. Отобранные проекты должны получить различные формы федеральной поддержки. Оценивая первые проекты, представленные регионами в Комитет по импортозамещению, туроператоры отметили, что многие из маршрутов не вполне соответствуют требованиям рынка. Например, тур на 6-7 дней за 60 тыс. руб. на человека, без учета перелета до места — такое предложение, по общему мнению, не найдет массового спроса на рынке. Наибольший потенциал с учетом внутренней экономической ситуации, в том числе и с доходами населения, есть у маршрутов, рассчитанных на уикенд (2-3 дня), стоимость которых не превышает 10-15 тыс. руб.

С 2015 г. крупнейшие российские туроператоры, ранее работавшие только в сфере выездного туризма, переориентировались на внутренние направления и начали продажу пакетных туров, включающих проживание, питание и трансферы (пакетные туры прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма). У россиян пользовались большой популярностью пакетные

туры в Сочи, Анапу, Кавказские Минеральные Воды, Республику Крым.

В целях диверсификации всемерно поддерживается развитие новых видов туризма, которые могут расширить туристические потоки: индустриального (разработка туристических маршрутов с администрацией Нижнего Тагила, руководством Уралвагонзавода), полярного (создана рабочая группа с представителями Русского географического общества, Ассоциацией полярников и Национальным туристическим союзом), событийного, военно-патриотического (Всероссийская патриотическая программа «Дороги Победы», Всероссийская историко-патриотическая акция «Линейка памяти»).

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ ТУРПРОДУКТА В РОССИИ

Для развития внутреннего туризма (прежде всего его материально-технической базы) России требуются существенные вложения и ресурсы, а также анализ эффективности их использования. Наиболее значимые проблемы современного туризма, длительное время сдерживающие его развитие и предполагающие крупные инвестиции, детально изложены в [4]. Это недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктура в большинстве регионов страны, нехватка средств размещения туристов экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта; дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств) и др.

Государство поддерживает въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот, предоставления льготных кредитов, прямых бюджетных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Предусмотрены налоговые преференции для развития туристической отрасли, создания особых условий ведения предпринимательской (в том числе и туристической) деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край) [8].

С учетом решений вышеуказанных заседаний Президиума Госсовета при Президенте РФ и совещания у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева Министерство культуры России, в ведении которого находятся вопросы развития туриндустрии, разработало дополнительный комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма. Среди них принятие ряда законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма для граждан; разработка мер прямой финансовой поддержки туроператоров по мировому образцу; создание условий для снижения себестоимости туров по России, в том числе путем субсидирования чартерных пассажирских перевозок по приоритетным для развития туризма направлениям; увеличение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры в России; переход к системной маркетинговой поддержке национального туристического продукта [7].

С 2011 г. в России на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением средств частных инвесторов реализуется федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (как составная часть государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»). Бюджетные деньги вкладываются в инженерную инфраструктуру, а частные инвестиции идут на создание непосредственных объектов туриндустрии (гостиниц, развлекательно-оздоровительных центров и т.д.), которые в будущем позволят частным инвесторам окупить вложения и зарабатывать деньги. В существующих условиях ГЧП рассматривается как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.

Общий объем финансирования ФЦП при ее утверждении на 2011-2018 гг. был предусмотрен в объеме 332 млрд руб., в том числе за счет бюджетов всех уровней — 36,4% и за счет средств внебюджетных источников — 63,6%. Таким образом, на рубль бюджетных средств предусматривалось привлечь свыше 2 внебюджетных рублей. В условиях экономических трудностей в стране объем бюджетных ассигнований на ФЦП на 2015-2018 гг. в значительной степени уменьшен по сравнению с плановыми показателями. В 2011-2015 гг. из федерального бюджета выделено 14,3 млрд руб., из внебюджетных источников привлечено 51,3 млрд

руб., т.е. на каждый бюджетный рубль в среднем привлечено 3,6 руб. частных вложений (это означает, что эффективность затрат оказалась выше ранее предусмотренной). Нужно использовать дополнительные стимулы для частных инвесторов, которые готовы вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты и программы.

Всего за годы действия ФЦП предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 36 кластерах на территории 26 регионов России. В 2011-2015 гг. построено 76 объектов (55 введено в эксплуатацию, 21 объект проходит процедуру согласования по вводу в эксплуатацию), а 78 объектов находятся в стадии строительства [7]. Проверки выполнения ФЦП, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, показали, что ее реализации присущи недостатки, характерные на начальной стадии программно-целевого метода планирования в стране и для других отраслей экономики: перенос сроков введения объектов в строй, превышение сметной стоимости строительства, нарушения технической документации и др.4.

РОЛЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТУРИНДУСТРИИ

В соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сфера туризма является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Развитие внутреннего и въездного туризма — безусловный приоритет для большинства регионов России, для многих из них он может стать локомотивом развития. Активно строятся и реконструируются туристические комплексы, сопутствующая инфраструктура. Прогнозируется, что в средне- и долгосрочной перспективе доля индустрии туризма в валовом региональном продукте регионов может достичь 10%. В 2015 г. по Российской Федерации доля туринду-стрии в ВВП не превышала 3-4% [6].

Принимаются меры по структурной трансформации туркомплекса России на макроуровне и внутри

4 иКЬ: http://audit.gov.ru/press_center/news/20182 (дата обращения: 22.01.2016).

регионов. Региональные сдвиги связаны с усиленным вниманием государства к развитию восточных регионов страны (Сибирь и Дальний Восток). Необходимы масштабная реализация их туристского потенциала, приближение к потенциальным потребителям (как отмечалось выше, потоки китайских туристов в Россию быстро возрастают).

В туриндустрии России происходит формирование «точек роста» в виде кластеров и туристско-рекреационных зон, которые пользуются определенной государственной поддержкой. В этих целях в мае 2006 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах», в ноябре 2011 г. принят Федеральный закон об особенностях регулирования создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. В настоящее время функционируют четыре особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Долина Алтая» (Республика Алтай), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Ворота Байкала» (Иркутская область). Особую экономическую зону туристско-рекреа-ционного типа «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), которая начала функционировать в 2007 г. и вступила в полноценный режим работы, посетили 2,5 млн человек. За 7 месяцев 2015 г. турпоток увеличился в 1,7 раза.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ КАК ФАКТОР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Решение проблемы импортозамещения предполагает постоянное повышение уровня сервиса, предлагаемого туристам, и продолжение в этих целях сертификации и стандартизации объектов туриндустрии в соответствии с мировыми требованиями. Особого внимания требует защита прав туристов. Создан и ведется Единый федеральный реестр туроператоров, в котором

зарегистрированы 3 985 туроператоров, из них 3 264 фирм занимаются внутренним и 721 фирма — выездным туризмом (2015 г.).

Мировая практика свидетельствует о большой роли информационного обеспечения туризма, которое в значительной степени обеспечивает государство. Для сравнения отметим, что в 2014 г. Турция на популяризацию собственных курортов только в России потратила 325 млн руб., в то время как Россия выделила 450 млн руб. на продвижение всех направлений страны (что явно недостаточно).

В Российской Федерации создана сеть турист-ско-информационных центров (свыше 200), в каждом регионе работают интернет-порталы, которые рассказывают о туристической привлекательности региона. В целях продвижения внутреннего российского турпродукта запущен в опытную эксплуатацию национальный туристский портал (НТ11) Russia. travel (URL: http://www.russia.travel/; дата обращения: 28.01.2016). Основу контента портала составляют туристические объекты России, которых в настоящее время агрегировано уже более 12 тыс., — это достопримечательности, исторические места, памятники, объекты культурного наследия и др.

ВЫВОДЫ

В России поставлена масштабная задача по осуществлению импортозамещения в туриндустрии России и превращению туризма в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвер экономического роста. Ее решение предполагает значительные финансовые (бюджетные и частные) вложения в отрасль и проведение институциональных изменений. Успешность им-портозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП. Целесообразно более широко использовать успешный опыт и модели развития туризма в зарубежных странах, расширять использование различных форм государственно-частного партнерства для развития въездного и внутреннего туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухетдинова Н.М. Об инвестиционной составляющей импортозамещения в России / Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания: сб. научн. трудов. Электронное издание на компакт-диске. М.: Финансовый университет, 2015. С. 2111-2120.

2. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2005. 512 с.

3. Сенчагов В. К, Соловьев А. И. Глобальные дисбалансы, риски и экономическая безопасность России // Вестник Финансового университета. 2015. № 6. С. 19-29.

4. UNWTO World Tourism Barometer. Volume 12 — January 2014. [Электронный ресурс] URL: http://UNWTO. Org. (дата обращения: 20.05.2014).

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70291902 (дата обращения: 15.02.2015).

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р). [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok. html (дата обращения: 10.06.2014).

7. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014). [Электронный ресурс] URL: http://garant.ru/70291902 (дата обращения: 14.09.2014).

8. Заседание президиума Государственного совета при Президенте России «Развитие туризма в Российской Федерации». Стенограмма. Ялта, 17 августа 2015 г. [Электронный ресурс] URL: http// www.kremlin. ru (дата обращения: 5.09.2015).

9. Совещание у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева «О ситуации на внутреннем туристском рынке и транспортной доступности туристических объектов». Стенограмма. Сочи, 5 января 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http//www. government. ru (дата обращения: 20.01. 2016).

REFERENCES

1. Mukhetdinova N. M. On investment component of the import substitution in Russia [Ob investitsionnoy sostavlyayushchey importozameshcheniya v Rossii. Razvitiye sovremennoy Rossii: problemy vosproizvodstva i sozidaniya: sbornik nauchnykh trudov. Elektronnoye izdaniye na kompakt-diske]. Contemporary Russia development: reproduction and creation issues: collection of scientific papers. CD electronic edition, Moscow, Financial university, 2015, pp. 2111-2120 (in Russian).

2. International economic relations: textbook edited by B.M. Smitienko [Mezhdunarodnyye ekonomicheskiye otnosheniya: Uchebnik Pod red. B.M. Smitiyenko]. Moscow, Infra-M, 2005, 512 p. (in Russian).

3. Senchagov V.K., Solov'yev A.I. Global disbalances, risks and economic security [Global'nyye disbalansy, riski i ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii]. Bulletin of Financial University — Vestnik Finansovogo universiteta, 2015, No. 6, pp. 19-29 (in Russian).

4. UNWTO World Tourism Barometer. Volume 12, January 2014. URL: http://UNWTO.Org (Accessed 20 May 2014) (in England).

5. State program of the Russian Federation 'Culture & tourism development' [Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii 'Razvitiye kul'tury i turizma']. URL: http://base.garant.ru/70291902 (Accessed 15 February 2015) (in Russian).

6. Strategy of tourism development in the Russian Federation until the year of 2020 (ratified by the decree of the Government of Russia on 31.05.2014 no 941-r) [Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 31.05.2014 no 941-r)]. URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (Accessed 10 June 2014) (in Russian).

7. Main directions of tax policy for 2015 and the planning period of 2016 and 2017 (approved by the Government of Russia on 01.07.2014 [Osnovnyye napravleniya nalogovoy politiki na 2015 god i planovyy period 2016 i 2017 godov (odobreny Pravitel'stvom RF 01.07.2014). URL: http://garant.ru/70291902 (Accessed 14 September 2014) (in Russian).

8. The meeting of the presidium of the State Council under the President of Russia 'Development of tourism in the Russian Federation". Transcript. City of Yalta, 17 August 2015 [Zasedaniye prezidiuma Go-sudarstvennogo soveta pri Prezidente Rossii 'Razvitiye turizma v Rossiyskoy Federatsii'. Stenogramma. Yalta, 17 avgusta 2015 goda]. URL: http//www.kremlin.ru (Accessed 5 September 2015). (in Russian).

9. The meeting with the Prime Minister of the Russian Federation D. A. Medvedev 'On the situation in the domestic tourism market and transport accessibility of tourist sites. ' Transcript [Soveshchaniye u Predsedatelya Pravitel'stva RF D. A. Medvedeva 'O situatsii na vnutrennem turistskom rynke i transportnoy dostupnosti turisticheskikh ob"yektov'. Stenogramma. Sochi, 5 yanvarya 2016 goda]. URL: http//www.government.ru (Accessed 20 January 2016) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.