ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
С.С. Шувалов
УДК 338.2
Импортозамещение: области критической импортозависимости и возможности контрактной системы закупок
В статье на основе количественных и качественных критериев выделяются области критической импортозависимости Российской Федерации, для выделенных областей даются оценки объема внутреннего рынка, полученные с использованием открытых источников. Сформулированы предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки процессов импортозамещения в отраслях промышленности, ориентированных на государственный спрос.
Ключевые слова: импортозамещение, импортозависи-мость, объем рынка, отрасли промышленности, контрактная система.
В настоящее время и, по всей видимости, в среднесрочной перспективе одним из важнейших направлений промышленной политики в Российской Федерации является реализация стратегии импортозамещения. Ключевыми документами стратегического планирования в области импортозамещения можно считать утвержденные Минпромторгом России отраслевые планы мероприятий по импортозамеще-нию в 19 гражданских отраслях промышленности (далее — Планы) (коммент. 1). В значительной мере эти планы базируются на разработанном ранее и прошедшем широкое обсуждение с представителями промышленного сектора Перечне приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамеще-ния и национальной безопасности (далее — Перечень) (коммент. 2).
Планы предусматривают реализацию 2059 мероприятий по импортозамещению (фактически — отраслевых проектов импортозамещения), Перечень — более 800 приоритетных видов продукции (продуктовых групп, технологий, программного обеспечения), имеющих критическое значение с точки зрения им-портозамещения и национальной безопасности. При этом одна часть отраслевых проектов импортозаме-щения может быть реализована на существующей в стране научно-технологической базе за счет различ-
© Шувалов С.С., 2016
ных мер господдержки (финансовой, регуляторной) новых производств или расширения существующих производственных мощностей. В тоже время другая, и весьма значительная, часть проектов на существующей научно-технологической базе реализована быть не может и требует выполнения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и технологических работ (далее также — НИОКТР, ОКТР) соответствующего научного и в ряде случаев — кадрового обеспечения.
Из сказанного вытекает, что объем необходимых и запланированных работ по реализации политики импортозамещения в 19 гражданских отраслях промышленности сложно переоценить, и включать он должен как оперативные, неотложные меры, так и долгосрочные меры стратегического характера [1]. Вместе с тем, не подвергая сомнению целесообразность реализации всех отраслевых проектов импортозамещения и преодоления импортозависимости по всем продуктовым (технологическим) группам, сложно не усомниться в реалистичности выполнения задачи такого масштаба, тем более в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе. В этой связи, на наш взгляд, встает задача из существующего «длинного списка» (longlist) приоритетов сформировать некий «короткий список» (shortlist) приоритетов первой очереди на основе выделения областей критической импортозависимости.
При этом, при определении степени критичности импортозависимо-сти в той или иной продуктовой или технологической области руководствоваться исключительно показателем доли импорта в конечном потреблении, как это распространено во многих отечественных источниках, не вполне корректно в силу разной значимости разных продуктов и технологий в обеспечении национальной безопасности, роли в промежуточном и конечном потреблении. В этом плане более полным и объективным представляется подход, учитывающий указанные аспекты [1].
Немаловажными критериями при ранжировании областей импорто-зависимости по степени критичности могут являться также абсолютный объем импорта и объем внутреннего рынка, которые, с одной стороны, говорят о том, насколько импорт в той или иной области влияет на сальдо торгового баланса страны. С другой — что может дать импортозамещение в данных областях с точки зрения роста объемов промышленного производства и ВВП страны.
Для реализации такого подхода с учетом доступности соответствующей информации автором был предложен следующий алгоритм.
На первом этапе был сформирован перечень количественных и качественных критериев оценки критичности импортозависимости по каждому из 800 продуктов из Перечня и разработана система балльной оценки критичности. На втором этапе отобранные продукты (технологии), по которым импортозависимость была оценена как критичная, были агрегированы в соответствующие продуктовые или технологические группы (области
критической импортозависимости). На третьем этапе области критической импортозависимости были проранжированы с точки зрения объема внутреннего рынка.
При таком подходе объем внутреннего рынка выступает в качестве дополнительного критерия при ранжировании областей критической импор-тозависимости, а не основным критерием. Это объясняется тем, что полученные оценки учитывают существующие на определенный момент (в данном случае — на 2014 год) объемы внутреннего потребления и не учитывают их динамику по мере реализации проектов импортозамещения в смежных отраслях.
Кроме того, реализация проектов импортозамещения в смежных отраслях, в особенности тех проектов, что предполагают разработку и применение инновационных технологий, может повлиять и на межотраслевые пропорции. Данное замечание относится, в первую очередь, к продукции промежуточного потребления и товарам инвестиционного назначения [5]. Например, реализация проектов импортозамещения в радиоэлектронике, авиастроении и металлургии в рамках существующего технологического уклада неизбежно повлечет рост потребления бериллия, титановых руд и концентратов, редкоземельных металлов, хотя на сегодняшний день объемы соответствующих рынков, как будет показано ниже, не самые внушительные.
Предложенная система балльной оценки критичности импортозависи-мости представлена в таблице 1.
Таблица 1
Система балльной оценки критичности импортозависимости
Критерий оценки Балл
1. Доля импортной продукции в потреблении (коммент. 3):
— более 75% 2
— 50—75% 1
— менее 50% 0
2. Наличие российских или альтернативных зарубежных производителей (коммент. 3):
— российские и альтернативные зарубежные производители отсутствуют 2
— имеются альтернативные зарубежные производители (коммент. 4) 1
— имеются российские производители 0
3. Критичность для развития национальной экономики (коммент. 3):
— критично для развития национальной экономики 2
— критично для развития отдельных секторов национальной экономики 1
— некритично 0
Окончание таблицы
Критерий оценки Балл
4. Критичность с точки зрения Стратегии национальной безопасности (коммент. 5):
— соответствие двум и более приоритетам (положениям) 2
— соответствие одному из приоритетов (положений) 1
— отсутствие соответствий 0
5. Потребность в НИОКТР (ОКТР) для реализации проектов импортозамеще-ния (коммент. 3):
— наличие потребности в НИОКТР 2
— наличие потребности в ОКТР 1
— отсутствие потребности 0
На основе предложенной системы балльной оценки для каждой позиции из Перечня Минпромторга России был рассчитан суммарный балл и проранжированы соответствующие позиции. К областям критической импортозависимости предложено относить позиции из Перечня Мин-промторга России, балльная оценка критичности импортозависимости по которым превышает средний уровень. При данном подходе к областям критической импортозависимости могут быть отнесены 248 позиций (продуктов, продуктовых групп, услуг, программного обеспечения, технологий) из Перечня Минпромторга России. Агрегация выделенных позиций в продуктовые (технологические) группы позволила сформировать перечень из 60 областей критической импортозависимости.
В качестве информационных источников для оценки объемов внутреннего рынка (объемов внутреннего потребления) по продуктовым группам, соответствующим областям критической импортозависимости, были использованы:
— данные Федеральной таможенной службы (ФТС) об объемах импорта соответствующих продуктов (продуктовых групп) за 2014 год (коммент. 6);
— оценки Минпромторга России по доле импорта в потреблении соответствующих продуктов (продуктовых групп) (коммент. 3).
Такой выбор информационных источников обусловлен тем, что только в этих источниках, из числа находящихся в открытом доступе, статистические данные (база данных ФТС) и оценки (письмо Минпромторга России) представлены с необходимой степенью детализации по исследуемым продуктам и продуктовым группам.
Для корректного использования данных ФТС разработаны таблицы соответствия продуктов (продуктовых групп), отнесенных к областям критической импортозависимости, позициям (кодам) Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) (коммент. 7).
Таким образом, если исходить из оценок абсолютного объема импорта и доли импорта в потреблении, оценка объема рынка по ьому продукту (продуктовой группе) в соответствующем периоде (в данном случае — в 2014 году) может быть получена следующим образом:
М; = у^, где:
М^ — искомая оценка объема рынка;
I — объем импорта;
qi — доля импорта в потреблении.
Результаты проведенной работы представлены в таблице 2.
таблица 2
Области критической импортозависимости
№ п/п Область импортозависимости Объем внутреннего рынка (млн долларов)
1 Фармацевтические препараты** 15 532,2
2 Телекоммуникационное оборудование (ТКО)* 11 275,3
3 Вычислительная техника (интегральные микросхемы) — в части микропроцессоров и готовых продуктов (ЭВМ) на их основе 7 572,8
4 Вычислительная техника (мобильные средства вычислительной техники)* 3 545,4
5 Вычислительная техника (серверные и встроенные средства вычислительной техники)* 3 352,9
6 Медицинские изделия (включая хирургическое оборудование) и ортопедические приспособления (без учета медицинской техники в части продукции радиоэлектронной промышленности) 3 015,7
7 Газотурбинные установки 2 871,6
8 Пластмассы и синтетические смолы 2 288,2
9 Буровое оборудование** 2 122,4
10 Производство бумаги и картона** 1 890,7
11 Кабели силовые, в том числе — кабели силовые для морской прокладки* 1 846,7
12 Горно-шахтное оборудование и комплектующие** 1 619,8
13 Комплектующие для тракторов* 1 409,6
14 Бортовые топливные системы для автотранспортных средств, использующих сжиженный природный газ в качестве моторного топлива** (коммент. 8) 1 196,5
15 Материалы для производства кабеля* 1 076,0
16 Системы энергоснабжения для воздушных судов* 1 012,0
Продолжение таблицы
№ п/п Область импортозависимости Объем внутреннего рынка (млн долларов)
17 Компоненты для потоковой обработки данных 799,8
18 Металлургическое оборудование** 793,2
19 Медицинская техника (в части продукции радиоэлектронной промышленности)* 780,5
20 Подъемно-транспортное оборудование и комплектующие (в части оффшорных кранов) 718,5
21 Подъемно-транспортное оборудование и комплектующие (в части судовых и портальных кранов)** 717,0
22 Комплектующие и узлы для пассажирских вагонов** (коммент. 9) 534,9
23 Токарное оборудование* 503,6
24 Комплектующие электрорадиоизделия для средств химической разведки* 476,0
25 Авионика* 437,7
26 Геологоразведка и разведочное бурение** (коммент. 10) 328,8
27 Спецодежда, обувь и аксессуары* 316,2
28 Машины и оборудование для мукомольной и крупяной промышленности* 281,7
29 Машины комбинированные универсальные 278,3
30 Морская техника и технологии (технологическое оборудование для плавучих буровых установок, судов, систем подводных добычных комплексов) 227,9
31 Машины и оборудование для молокоперерабатываю-щей промышленности* 196,1
32 Химические волокна и нити 189,9
33 Выключатели (класс напряжения до 750 кВ)** 189,5
34 Машины и оборудование для хлебопекарной промышленности* 178,0
35 Канат, веревки, шпагат и сети* 154,5
36 Продукты органического синтеза 151,7
37 Технологии производства фармацевтических субстанций** (коммент. 11) 147,5
38 Оптическая и оптикоэлектронная компонентная база (фотоника) 141,8
39 Машины и оборудование для мясоперерабатывающей промышленности* 132,2
40 Комплектующие для лесопромышленного машиностроения (харвестеров, форвадеров, скиддеров)* 124,0
Окончание таблицы
№ п/п Область импортозависимости Объем внутреннего рынка (млн долларов)
41 Производство целлюлозы и древесной массы** 119,6
42 Хлорорганические продукты 117,6
43 Комплектующие для комбайнов 102,2
44 Вычислительная техника (интегральные микросхемы) — в части пластиковых карт и устройств для их считывания* 101,7
45 Машины и оборудование для кондитерской промышленности, производства какао-порошка и шоколада** 93,5
46 Машины и оборудование для плодоовощеперерабаты-вающей промышленности** 84,3
47 Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей 83,8
48 Газораздаточные колонки сжиженного природного газа** 73,9
49 Неорганические продукты химической промышленности 73,7
50 Оборудование для пивоваренной промышленности** 58,8
51 Руды и концентраты титановые* 51,0
52 Автоматизированные средства измерений ЭКБ 45,1
53 Машины и оборудование для производства макарон, спагетти и аналогичной продукции** 40,7
54 Установки и аппараты доильные и комплектующие к ним* 37,8
55 Машины для уборки и первичной обработки картофеля и комплектующие к ним* 32,2
56 Оборудование для сахарной промышленности** 22,6
57 Редкоземельные металлы (металлы, сплавы, оксиды) 20,5
58 Оборудование и аппаратура для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств* 17,2
59 Измерительные трансформаторы (класс напряжения до 750кВ)** 2,4
60 Бериллий* 1,9
Примечание к таблице: * — реализация проектов импортозамещения требует ОКТР, ** — реализация проектов импортозамещения требует НИОКТР.
Из таблицы 2 можно увидеть, что в 2014 году суммарный объем внутреннего рынка в 60 выделенных областях критической импортозависимости (по 248 продуктам, продуктовым группам, программному обеспечению, технологиям) составил 71 607,7 млн долларов, или 1,9% ВВП России (коммент. 12), в том числе:
— по областям импортозависимости, проекты импортозамещения в которых могут быть реализованы на основе существующего научно-технического и технологического задела — 18 699,3 млн долларов (26,1% от общей суммы);
— по областям импортозависимости, реализация проектов импортозамещения в которых требует проведения ОКТР — 27 340,1 млн долларов (38,2% от общей суммы);
— по областям импортозависимости, реализация проектов импорто-замещения в которых требует проведения НИОКТР — 25 568,4 млн долларов (35,7% от общей суммы).
Таким образом, полученные оценки служат дополнительным подтверждением важности научного обеспечения реализации конкретных проектов импортозамещения и необходимости технологического развития всех отраслей национальной промышленности, включая средне- и низкотехнологичные.
Более того, системный подход к реализации политики импортозаме-щения подразумевает, что импортозамещающая продукция должна быть юридически чистой и иметь надежную юридическую охрану. В данном случае речь идет о том, что системный процесс полноценного импортоза-мещения предполагает, что продукция не просто производится на территории России, а производится преимущественно на российском оборудовании и на основе российских технологий.
То есть юридическая чистота подразумевает, что технология производства и технические характеристики импортозамещающей продукции не должны нарушать существующие права интеллектуальной собственности (в первую очередь — действующие патенты). Игнорирование данной проблемы в лучшем случае приводит к существенному ограничению экспортного потенциала производимой продукции и появлению более дешевых подделок из стран третьего мира, а в худшем — к юридическим проблемам даже на внутреннем рынке [3].
Двумя основными и взаимодополняющими группами мер по реализации политики импортозамещения являются, с одной стороны, меры по развитию внутреннего производства, с другой стороны — меры по ограничению импорта. При этом в развитых странах важную роль в реализации промышленной политики и развитии внутреннего производства играют национальные контрактные системы (в том числе — механизмы общественных закупок), прежде всего, в отраслях, в той или иной мере ориентированных на государственный спрос.
При этом функционал современных контрактных систем не ограничивается лишь контрактами на разработку и поставку товаров (работ, услуг), а включает и другие виды контрактов, в том числе, основанных на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), ориентированных на развитие национальной промышленности и повышение ее технологичес-
кого уровня, привлечение инвестиций в промышленный сектор [4]. В частности, закупочными директивами ЕС предусмотрена возможность вхождения государственных заказчиков в структурированные инновационные партнерства с разработчиком (поставщиком) инновационного продукта и другими потенциальными потребителями (включая коммерческие фирмы) с целью совместной разработки продукта для последующей его закупки заказчиком. Распространена и такая форма привлечения промышленных инвестиций, как долгосрочные контракты и гарантированные закупки продукции новых или модернизированных производств. Как правило, такая мера, как гарантированные закупки, имеет ограниченный период действия, который оговаривается сторонами (государством и инвестором) в инвестиционном контракте.
В то же время, возможности контрактной системы и института общественных закупок сильно отличаются по отраслям и зависят как от состояния промышленного потенциала отрасли, так и от значимости государства (государственного сектора) в качестве потребителя продукции отрасли (таблица 3).
таблица 3
Возможности контрактной системы при реализации промышленной политики
тип отрасли Возможности контрактной системы
Отрасли, работающие преимущественно на рынок (государство не является значимым заказчиком и потребителем их продукции) — создание новых производств на принципах ГЧП — модернизация существующих производств на принципах ГЧП
Отрасли, работающие и на рынок, и на государство — создание новых производств на принципах ГЧП — модернизация существующих производств на принципах ГЧП — гарантированные закупки продукции новых (модернизированных) производств — преференции для национальных производителей и (или) запреты и ограничения на закупки импортной продукции
Отрасли, работающие преимущественно на государство (государство является ключевым потребителем их продукции) — инвестиционная составляющая в государственных контрактах на разработку и поставку продукции — преференции для национальных производителей и (или) запреты и ограничения на закупки импортной продукции
Отрасли, утратившие потенциал — создание новых производств на принципах ГЧП — гарантированные закупки продукции новых производств
Источник: [6, С. 30—31].
Понимание того, к какому именно типу по данной классификации относится конкретная отрасль, могло бы оказать содействие в совершенствовании механизмов промышленной политики и поддержки процессов им-портозамещения, конкретных отраслевых планов и проектов. Например, исходя из существующих на сегодняшний день открытых данных, представляется возможным проранжировать приоритетные для импортозаме-щения отрасли промышленности (в соответствии с отраслевыми планами Минпромторга России) с точки зрения объемов государственных и муниципальных закупок их продукции (таблица 4).
таблица 4
Объем государственных и муниципальных закупок некоторых видов промышленной продукции (2014 год)
Отрасль Закупаемая продукция (ОКпД) Объем закупок (млн рублей)
Фармацевтическая промышленность Препараты фармацевтические 279 186,7
Химическая промышленность Нефтепродукты; продукты химические прочие; изделия полимерные; вещества химические основные; пестициды и прочие агрохимические продукты; глицерин, мыло и моющие средства, средства чистящие и полирующие, средства парфюмерные и косметические; материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, краски и мастики полиграфические; волокна и нити химические 186 685,0
Медицинская промышленность Изделия медицинские, хирургическое оборудование, ортопедические приспособления 180 067,2
Радиоэлектронная промышленность Офисное оборудование и вычислительная техника; приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей; аппаратура телевизионная и радиопередающая, аппаратура электросвязи; аппаратура для приема, записи и воспроизведения звука и изображения, сопутствующие товары; приборы оптические и фото- и кинооборудование; компоненты электронные и приборы электровакуумные; приборы контроля и регулирования технологических процессов 170 516,0
Судостроение Суда и лодки 116 533,0
Гражданское авиастроение Аппараты летательные, включая космические 96 374,0
Автомобильная промышленность Автотранспортные средства; части и принадлежности для автотранспортных средств и их двигателей 68 122,0
Продолжение таблицы
Отрасль Закупаемая продукция (ОКпД) Объем закупок (млн рублей)
Легкая промышленность Одежда прочая и аксессуары; изделия готовые текстильные, кроме одежды; обувь; изделия текстильные прочие; ткани; изделия трикотажные; чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия, изделия шорно-седельные и упряжь; одежда из кожи; пряжа и нити текстильные 49 056,0
Энергетическое машиностроение, кабельная и электротехническая промышленность Электрооборудование, не включенное в другие группировки; двигатели, генераторы, трансформаторы и преобразователи электрические; оборудование осветительное и лампы электрические; аппаратура распределительная и регулирующая электрическая; провода и кабели изолированные 40 756,0
Лесопромышленный комплекс Изделия из бумаги и картона; целлюлоза, бумага и картон; продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги; лесоматериалы, продольно распиленные, строганные или пропитанные 33 844,0
Транспортное машиностроение Локомотивы железнодорожные и вагоны моторные трамвайные и прочий подвижной состав; транспортные средства и оборудование прочие, не включенные в другие группировки 11 598,0
Станкоинстру-ментальная промышленность Станки 9 302,0
Черная мета л-лургия Железо, чугун, сталь и ферросплавы; продукция первичной обработки черных металлов прочая; руды железные 5 097,0
Сельскохозяйственное и лесное машиностроение Оборудование для сельского и лесного хозяйства 4 870,0
Цветная металлургия Металлы основные драгоценные и цветные прочие; руды цветных металлов, кроме урановых и ториевых руд; руды урановые и торие-вые 1 851,0
Производство строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники Кузова (корпуса) для автотранспортных средств, прицепы и полуприцепы 1 115,0
Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности н.д.
Окончание таблицы
Отрасль Закупаемая продукция (ОКпД) Объем закупок (млн рублей)
Нефтегазовое машиностроение — н.д.
Тяжелое машиностроение — н.д.
Источник: рассчитано по данным Портала закупок: http://zakupki.gov.ru.
Представленные оценки позволяют говорить о том, что, как минимум, с точки зрения абсолютных объемов потребления государство является значимым потребителем продукции фармацевтической, химической, медицинской, радиоэлектронной и судостроительной отраслей промышленности. Возможно, именно эти отрасли могли бы стать «пилотными» при апробации новых механизмов реализации промышленной политики, учитывающих возможности национальной контрактной системы закупок.
Комментарии
1. Приказы Минпромторга России от 31 марта 2015 года № 645—663.
2. Приложение 1 к письму Минпромторга России от 27 января 2015 года № НГ—1134/12.
3. Источник информации: Приложение 1 к письму Минпромторга России от 27 января 2015 года № НГ—1134/12.
4. Производители из стран, не вводивших и не заявлявших о намерении вводить антироссийские санкции.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537.
6. Таможенная статистика внешней торговли Федеральной таможенной службы: http://statxustoms.ra/apexД?p=201:2:11854782576941:^NO.
7. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54.
8. Поскольку соответствующие позиции в ТН ВЭД отсутствуют (включены в более общие позиции), оценка рынка в соответствующей области была проведена на основе планов Правительства России и ОАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива (ГМТ) в Российской Федерации до 2020 года и данных об объеме и структуре автопарка в Российской Федерации (источник: http://teknoblog.ru/2015/07/20/43061). Так, к 2020 году перевести на ГМТ планируется 10% легковых автомобилей (то есть около 4 340 тысяч единиц), 20% грузовых автомобилей (то есть около 1 240 тысяч единиц), 50% автобусов (то есть около 440 700 единиц.), что в сумме
составляет около 6 020 700 единиц автотранспорта. Анализ ценовых предложений в сети Интернет организаций, занимающихся установкой на автотранспортные средства газобаллонного оборудования (ГБО), позволяет говорить о том, что средняя стоимость установки ГБО (оборудование + установка) в России составляет 38 137,5 рублей. Таким образом, при реализации планов по развитию рынка ГМТ потенциальный объем рынка до 2020 года может составить 229 614,4 млн рублей, т. е. с учетом среднегодового курса рубля к доллару за 2014 год (38,38 рублей) (источник: https:// stats.oecd.org) 5 982,7 млн долларов, или 1 196,5 млн долларов в год.
9. Оценка рынка железнодорожных пассажирских вагонов.
10. Оценка объема рынка в данной области включает как оценку рынка «овеществленной» продукции (геологоразведочное оборудование, геофизическое оборудование, сейсмическое оборудование), так и оценку рынка программного обеспечения для обработки сейсмических данных. Оценка рынка оборудования выполнена на основе данных ФТС об объеме импорта по соответствующим позициям и оценке Минпромторга России о доле импорта в потреблении и составляет 207,1 млн долларов Оценка рынка программного обеспечения выполнена на основе данных о затратах на приобретение программных средств организациями, относящимися к виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», которые составили в 2013 году 3 875,8 млн рублей [2, с. 185], то есть с учетом среднегодового курса рубля к доллару за 2013 год (31,84 рублей) (источник: https:// stats.oecd.org ) 121,7 млн долларов.
11. Поскольку соответствующие позиции в ТН ВЭД отсутствуют, оценка рынка технологий производства фармацевтических субстанций была проведена на основе данных о затратах на технологические инновации организаций, относящихся к виду экономической деятельности «Производство фармацевтической продукции», включающих, в том числе, затраты на приобретение (включая импорт) технологий (включая права на патенты и лицензии) и технологического оборудования. Так, в 2012 году эти затраты составили 5 006,5 млн рублей, в 2013 году — 4 225,5 млн рублей [2, с. 182, 185], или с учетом среднегодового курса рубля к доллару в соответствующие годы (соответственно 30,84 рублей и 31,84 рублей) (источник: https://stats. oecd.org ) соответственно 162,3 и 132,7 млн долларов, то есть в среднем за 2012—2013 годы 147,5 млн долларов.
12. Источник данных по ВВП России: https://stats.oecd.org.
Литература
1. Бендиков М.А., Ганичев Н.А. Электронная импортозависимость и пути ее преодоления (на примере космической промышленности) // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 3 (402). С. 2—17.
2. Городникова Н.В. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2015 (статистический сборник). М.: НИУ ВШЭ, 2015. 320 с.
3. Леонтьев Б.Б. Импортозамещение: взгляд на проблему // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 6. С. 85—96.
4. Смотрицкая И.И. Концептуальные подходы к развитию института государственно-частного партнерства в сфере государственных закупок // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. № 4. С. 56—66.
5. Суворов Н.В., Балашова Е.Е. Прогнозно-аналитические исследования межотраслевых пропорций реального сектора отечественной экономики // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С. 40—62.
6. Шувалов С.С. Государственные закупки как механизм стимулирования модернизации российской экономики. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2015. 50 с.
References
1. Bendikov M.A., Ganichev N.A. Dependence on import in electronics and the ways of decreasing it (by the example of the aerospace industry). Ekonomicheski analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice], 2015, no. 3 (402). Pp. 2—17 (In Russian).
2. Gorodnikova N.V. et al. Indikatory innovatsionnoi deyatelnosti: 2015 (statistichesky sbornik) [Indicators of Innovation in the Russian Federation: 2015 (Data Book)]. Moscow. HSE Publ., 2015, 320 p. (In Russian).
3. Leontiev B.B. Import substitution: an approach to the problem. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2014, no. 6. Pp. 85—96 (In Russian).
4. Smotritskaya I.I. Conceptual approaches to public-private partnership institute developing within public procurement. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2010, no. 4. Pp. 56—66 (In Russian).
5. Suvorov N.V, Balashova E.E. Predictive and Analytical Investigation of the Intersectoral Ratios Dynamics in the Russian Economy Real Sector. Studies on Russian Economic Development, 2010, Vol. 21, no. 1. Pp. 28—45 (In English).
6. Shuvalov S.S. Gosudarstvennye zakupki kak mehanizm stimulirovaniya moder-nizatsii rossiyskoi ekonomiki. Nauchny doklad [Public procurement as means for Russian economy modernization. Scientific paper], Moscow. Institute of Economics RAS Publ., 2015, 50 p. (In Russian).