Научная статья на тему 'Импортозамещение, как фактор роста территориально-локальной системы'

Импортозамещение, как фактор роста территориально-локальной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЕГИОН / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / REGION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хутыз Заурбеч Асланбиевич, Киселева Вера Алексеевна

Сложившиеся условия организации региональной экономической системы, требуют совместных усилий предпринимательского сообщества и государства при минимизации зависимости экономики региона от продукции иностранного производства, в связи, с чем, импортозамещение определяется как одно из приоритетных направлений региональной экономической политики. В статье определяются основные направления стратегии импортазамещения в Республике Адыгея как инструмента стимулирующего социально-экономическое развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution as a factor of growth of a territorially local system

The existing conditions of the organization of the regional economic system require the joint efforts of the business community and the state while minimizing the dependence of the economy of the region on foreign products. As a result, import substitution is defined as one of the priorities of the regional economic policy. The article defines the main directions of import substitution strategy in the Republic of Adygea as a tool for stimulating the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение, как фактор роста территориально-локальной системы»

УДК 332.14(470.621) ББК 65.9(2)04 Х-98

Хутыз Заурбеч Асланбиевич, доктор экономических наук, профессор кафедры информационной безопасности и прикладной информатики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(918)4419809, e-mail: zaurbech1@mail.ru;

Киселева Вера Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; e-mail: kvera208@mail.ru.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, КАК ФАКТОР РОСТА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(рецензирована)

Сложившиеся условия организации региональной экономической системы, требуют совместных усилий предпринимательского сообщества и государства при минимизации зависимости экономики региона от продукции иностранного производства, в связи, с чем, импортозамещение определяется как одно из приоритетных направлений региональной экономической политики. В статье определяются основные направления стратегии импортазамещения в Республике Адыгея как инструмента стимулирующего социально-экономическое развитие региона.

Ключевые слова: импортозамещение, регион, внешнеэкономическая деятельность, социально-экономическое развитие.

Khutyz Zaurbech Aslanbievich, Doctor of Economics, professor of the Department of Information Security and Applied Informatics of FSBEI HE Maikop State Technological University", tel.: 8 (918) 4419809, e-mail: zaurbech1@mail.ru;

Kiseleva Vera Alexeevna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economic Theory and World Economy of the Faculty of Economics and Service of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; e-mail: kvera208@,mail.ru.

IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF GROWTH OF A TERRITORIALLY LOCAL SYSTEM

(Reviewed)

The existing conditions of the organization of the regional economic system require the joint efforts of the business community and the state while minimizing the dependence of the economy of the region on foreign products. As a result, import substitution is defined as one of the priorities of the regional economic policy. The article defines the main directions of import substitution strategy in the Republic ofAdygea as a tool for stimulating the socio-economic development of the region.

Keywords: import substitution, region, foreign economic activity, economic and social development.

Современная экономическая политика западных стран в отношении России и организация функционирования национального производства, в значительной степени зависимого от зарубежных поставщиков (в некоторых отраслях), обострили понимание вопроса об импортозамещении, а также актуализировали необходимость изучения и прогнозирования социально-экономических процессов, возможностей, угроз и рисков, как для национальной экономики, так и для экономики региона.

14 мая 2014 г. Президентом РФ В.В. Путиным подписан «Перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста» [1], которые акцентируют внимание на проблеме импортозамещения и характеризуют ее как:

«основной инструмент сохранения экономической стабильности в условиях внешнего экономического давления, направленного на поиск путей замещения импортной ресурсной базы на отечественную (сырье, материалы, компоненты, оборудование, запасные части и пр.)» [1].

Таким образом, в условиях экономического спада и внешнеэкономического давления стабилизация и сохранение социально-экономической стабильности, а также стимулирование экономического роста регионов и национальной экономики являются приоритетными экономическими задачами.

По нашему мнению, в сложившихся условиях необходима российским регионам мобилизационная экономическая политика, акцентированная на вопросах привлечения инвестиций, развития национальных инноваций и предпринимательской инициативы, а также рационального использования, в наиболее значимых региональных проектах и программах, всех имеющихся экономических ресурсов, способствующих экономическому росту региона.

В рамках реализации поручений Президента РФ и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года №98-р утвержден «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Адыгея в 2015 году и на период 2016-2017 гг.» и «План мероприятий по содействию импортозамещения в Республике Адыгея на 2015-2016 гг.».

В результате Министерством экономического развития и торговли РА был определен перечень перспективных отраслей для экономики Республики Адыгея, требующих приоритетной поддержки в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, в котором определены следующие отрасли региона: обрабатывающие производства; сельское хозяйство; оптовая торговля; строительство (в части жилищного строительства) [2]. Сформирован перечень системообразующих организаций, имеющих республиканское значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в РА, полный перечень приведен в Распоряжение Главы РА от 03.03. 2015 №25-рг.

Определение МЭРиТ РА именно этих отраслей не случайно. Так, по сведениям Адыгеястата структура промышленного производства республики свидетельствует о преобладании обрабатывающих производств, ориентированных на выпуск готовой продукции 91,6%. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 5,1 %, добычи полезных ископаемых - 3,3%.

Наиболее весомый вклад в общий объем отгруженной продукции промышленности вносят производство пищевых продуктов, включая напитки - 50,5%; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность - 13,4%; производство резиновых и пластмассовых изделий - 11,9%.

По итогам 9 месяцев 2015 года предприятия промышленности республики, в целом, демонстрируют устойчивую работу. Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 106,4% (средний показатель по ЮФО - 103,9%, по России - 96,8%). По темпам роста промышленного производства Республика Адыгея занимает третье место среди субъектов Южного федерального округа (после Ростовской области - 128,7% и Астраханской области - 108,8%).

Необходимо отметить, что индекс промышленного производства в республике демонстрирует устойчивый рост. Наиболее высокими темпами развиваются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. На предприятиях стройиндустрии в 2013-2014 годах наблюдается существенное сокращение производства, несмотря на значительный рост объемов ввода жилья (более чем в 2,5 раза больше, чем в 2013 году).

Кроме того, оборот розничной торговли за январь-сентябрь 2015 года составил 52,4 млрд. рублей, сократился на 21,8% что в сопоставимых ценах - 88,2 % к соответствующему периоду прошлого года. Причиной сокращения розничного товарооборота является снижение покупательной способности населения.

Рис. 1. Динамика промышленного производства по приоритетным отраслям,

в % к уровню 2009 года Источник: Отчет о результатах реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея в 2014 году http://www.minecora.ru/content.php?id=2&pid=716&cid=7

Объем внешнеторгового оборота Республики Адыгея по данным Федеральной таможенной службы в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года возрос на 9,8 процента. Во внешней торговле Республики Адыгея за анализируемый период сложился отрицательный торговый баланс, то есть объемы импорта значительно превышают объемы экспорта (2009 год - в 4 р., 2010 - в 7,9 р., в 2011 - в 12 р., 2012 - в 7 р., 2013 - в 5,8 р., 2014 - в 6,6 р.).

Во внешней торговле республики за прошлый год сложился пассивный торговый баланс (табл. 1), а именно доля экспорта составила - около 16,2% или 13,7 млн. долл. США, доля импорта - более 83,8% или 70,8 млн. долл. США.

Объемы экспорта снизились как в страны ближнего зарубежья, так и в страны дальнего зарубежья.

Таблица 1 - Внешняя торговля республики, млн. долларов США в ф.д.ц.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Объем внешнеторгового оборота 50,5 80,9 114,4 65,1 72,5 79,6

Экспорт 9,7 9,1 8,6 8,2 6,3 10,5

Импорт 40,8 71,8 105,8 56,9 66,2 69,1

Число стран-партнеров 42 45 49 50 54- 53

Объем иностранных инвестиций в экономику Республики Адыгея 46,1 102,3 110,7 50,2 22,1 15,0

Источник: Отчет о результатах реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея в 2014 году http://www.minecora.ru/content.php?id=2&pid=716&cid=7

Импорт продукции из стран дальнего зарубежья в республику Адыгея доминировал во внешней торговле и составил 90 % товарооборота или 71,5 млн. долл. США. Крупнейшие торговые партнеры из стран дальнего зарубежья - Турция, обеспечившая 18,8 % стоимостных объемов, Китай (13,3%), Германия (9,6%), Аргентина (7,3%); из стран СНГ - Украина (8,2%).

Товарная структура экспорта включает химическую продукцию (42,1% или 4,4 млн. $ США), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (19,2% или 2,0 млн. $ США), металлы и изделия из них (16,2% или 1,7 млн. $ США), продовольственные товары и сельхозсырье для их производства (12,1% или 1,3 млн. $ США), машиностроительную продукцию (9,9% или 1,0 млн. $ США).

В Республику Адыгея в 2014 году импортировано продукции на сумму 70,8 млн. долл. США, при этом более 91% объемов импортных поставок пришлись на страны дальнего зарубежья. По сравнению с 2013 годом стоимостные объемы импортной торговли увеличились почти на 5 процентов (67,5 млн. $ США).

Товарная структура импорта представлена машиностроительной продукцией (34,5% или 23,8 млн. $ США), продовольственными товарами и сельхозсырьем для их производства (17,9% или 12,4 млн. $ США), металлами и изделиями из них (17,4% или 12,0 млн. $ США), химической продукцией (10,2% или 7 млн. $ США), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (7,6% или 5,2 млн. $ США).

Таким образом, задача продвижения продукции местных товаропроизводителей на зарубежные рынки является достаточно актуальной. В целях реализации данной задачи в Республике ведется работа прямого взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, а между Министерством экономического развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Адыгея подписано соглашение о взаимодействии во внешнеэкономической сфере, сформированы паспорта и планы - графики реализации проектов «Поиск республиканских компаний внешних рынков сбыта» и направлены в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Однако необходимо отметить, что импортозависимость региона увеличивается при росте импортных поставок и соответственно вызывает деструктивное влияние на развитие промышленного потенциала территории.

С точки зрения экономической теории импортозамещение - сокращение или отказ от импортных поставок товаров вследствие роста национального производства определенной продукции или ее аналогов. Соответственно, государство вынуждено проводить экономическую стратегию, имеющую протекционистский характер, направленную на развитие отечественного производства и замещение импортных товаров отечественными.

А значит, импортозамещение, как экономическая категория, представляет собой особый тип экономической стратегии и политики государства в сфере промышленности, способствующий реализации интересов национального производителя и полному удовлетворению потребностей населения благами (товарами народного потребления, продовольственными товарами и сельскохозяйственного назначения) национального производства.

Таким образом, в краткосрочной перспективе реализация стратегии импортозамещения территории возможна путем оптимизации импорта и экспорта товаров собственного производства в рамках диверсификации ВЭС региона, при этом необходимо одновременно расширять географическую и товарную структуры ВЭД или же изыскивать новые возможности получения импортных товаров из-за рубежа.

В рамках долгосрочной экономической стратегии импортозамещения, необходимо замещение импортной продукции отечественной на основе технологической модернизации и инноваций, произведенной местными производителями внутри региона (страны).

В результате реализации стратегии импортозамещения «возможность проведения агрессивной, «активной» экспортной политики» [3] возрастает и на уровне отдельного региона, и

на уровне государства, при этом необходимо обеспечить эффективную работу тарифного, налогового и валютного механизмов, комплексно использовать набор инструментария экономической дипломатии и внутренние институциональные меры.

При реализации стратегии импортозамещения необходимо понимание предпринимательского сектора о необходимости производства продукции с высокой добавленной стоимостью, т.е. в структуре отраслей региона приоритетными для целей государственной поддержки должны быть отрасли производящие конечный продукт или с высокой степенью переработки.

Кроме того, ресурсосберегающие и инновационные технологии способствуют росту производительности труда, а значит и снижению издержек производства на единицу продукта, а также росту экологически безопасной органической продукции, что позволит усилить конкурентные преимущества регионального производителя на рынке.

Стимулирование развития кооперации и интеграции с целью роста доходности сельхозтоваропроизводителей и гарантия свободного доступа на агропродовольственный рынок региона позволит существенно стимулировать реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий региона.

В целях реализации стратегии импортозамещения в регионе необходимо сформировать и обеспечить постоянное функционирование сети консалтинговых служб, предоставляющих услуги правого, экономического и технологического характера субъектам регионального предпринимательства.

Перечень необходимых методов и инструментов реализации стратегии импортозамещения как в краткосрочном, так и долгосрочном временном горизонте не имеет ограничений и принятие решения о применении каждого должно зависеть от приоритетов развития территориально-локальной системы. Однако ожидаемые результаты стратегии импортозамещения в регионе должны быть обозначены в виде целевых значений индикаторов и не иметь противоречия, с уже действующими показателями оценки развития территории, например таким как «Мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года». При этом считаем возможным к применению «многоуровневую систему мониторинга и управления состояния и динамики развития социально-экономических отношений на мезоуровне»[4].

Таким образом, реализация стратегии импортозамещения в Республике Адыгея позволит региональным товаропроизводителям адаптироваться к новым условиям хозяйствования, содействует формированию благоприятной институциональной среды для импортозамещающих производств, повысит эффективность и конкурентоспособность экономики региона в условиях внешнего экономического и политического давления.

Литература:

1. Перечень поручений Президента РФ Путина В.В о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста. [Электронный ресурс]. URL: Ы*р://президент.рф/поручения/23900 (дата обращения: 01.11.14, 14.12.15).

2. О перечне перспективных для экономики РА отраслей и видов деятельности: приказ МЭРиТ РА №56-П от 25.02.2015 г. [Электронный ресурс].ШЬ: http://www.minecora.ru/doc/Prikaz_persp.pdf (дата обращения: 01.11.14, 14.12.15).

3. Суханова И.Ф., Лявина, М.Ю. Импортозамещение как фактор роста региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3 Экономика. Экология. 2014. №5(28). С. 26-33.

4. Киселева В.А. Моделирование системы мониторинга и управления социально-экономическим развитием региона // Новые технологии. 2010. №4. С. 95-98.

References:

1. The list of orders of the President of the Russian Federation V.V. Putin On additional measures to stimulate economic growth. [Electronic resource]. URL: http: //prezident.rf/porucheniya/23900 (reference date: 01.11.14, 12.14.15).

2. On the list ofpromising sectors of the economy and activities of Armenia: order ofMEDT RA №56-P dated 25.02.2015 [Electronic resource]. URL: http://www.minecora.ru/doc/Prikaz_persp.pdf (reference date: 01.11.14, 14.12.15).

3. Sukhanova I. F.; Lyavina M. Yu. Import substitution as a factor of regional growth // Bulletin of Volgograd State University. Series 3 Economy. Ecology. 2014. №5 (28). P. 26-33.

4. Kiseleva V.A. Simulation of the system for monitoring and management of socio-economic development of the region// New Technologies. 2010. №4. P. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.