Научная статья на тему 'Implementation of the "basics of religious cultures and secular ethics" course in the Udmurt Republic'

Implementation of the "basics of religious cultures and secular ethics" course in the Udmurt Republic Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ / УДМУРТИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ИСЛАМ / RELIGIOUS EDUCATION AT SCHOOL / UDMURTIA / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ISLAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Matushanskaya Y.G., Saharnyh D.M.

Udmurtia is subject of Russian Federation. Udmurtia have the national and ethno-confessional specifics. The basic religion of Udmurtia is Russian Orthodox Church. This article is devoted to religious education at school in Udmurtia. In 2002, together with the Izhevsk and Udmurt dioceses, the institute launched the annual conference “Christmas readings”. Recognized authorities emerge in the teaching environment in the field of teaching the basics of Orthodox culture. However, there was no need to talk about the mass demand for teaching the "Fundamentals of Orthodox Culture", "Lessons of Philokalia", etc. in Udmurtia. And it was not a question of the possibility of including such subjects in the regional component of general education. Therefore, the introduction of a new subject the ORKSE with the module “Basics of the Right-Glorious Culture” was almost unexpected for the pedagogical community and organizers of pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В государственных муниципальных школах Российской Федерации все более широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций. Отношения государства и религиозных организаций затрагивают вопросы формирования мировоззрения и системы ценностей, которые влияют на становление личности человека и гражданина. В связи с этим школьное образование и воспитание ставит перед собою задачу по формированию у учеников совокупности гражданских и нравственных ценностей. Эта задача решается в курсе преподавания дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».

Текст научной работы на тему «Implementation of the "basics of religious cultures and secular ethics" course in the Udmurt Republic»

УДК 37.012 DOI

РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

IMPLEMENTATION OF THE «BASICS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» COURSE IN THE UDMURT REPUBLIC

Ю.Г. Матушанская1, Д.М. Сахарных2 Y.G. Matushanskaya1, D.M. Saharnyh2

1 Казанский федеральный университет, Россия, 420008, Казань, ул. Кремлёвская, 18 2Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, 420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68

1Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya St., Kazan, 420008, Russia 2Kazan National Research Technological University, 68 Karl Marx st., Kazan, 420015, Russia

E-mail: sdm.press@ya.ru

Аннотация

В государственных муниципальных школах Российской Федерации все более широкое распространение получает практика преподавания учебных курсов, направленных на ознакомление учащихся с историей и культурой различных религиозных традиций. Отношения государства и религиозных организаций затрагивают вопросы формирования мировоззрения и системы ценностей, которые влияют на становление личности человека и гражданина. В связи с этим школьное образование и воспитание ставит перед собою задачу по формированию у учеников совокупности гражданских и нравственных ценностей. Эта задача решается в курсе преподавания дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».

Abstract. Udmurtia is subject of Russian Federation. Udmurtia have the national and ethno-confessional specifics. The basic religion of Udmurtia is Russian Orthodox Church. This article is devoted to religious education at school in Udmurtia. In 2002, together with the Izhevsk and Udmurt dioceses, the institute launched the annual conference "Christmas readings". Recognized authorities emerge in the teaching environment in the field of teaching the basics of Orthodox culture. However, there was no need to talk about the mass demand for teaching the "Fundamentals of Orthodox Culture", "Lessons of Philokalia", etc. in Udmurtia. And it was not a question of the possibility of including such subjects in the regional component of general education. Therefore, the introduction of a new subject - the ORKSE with the module "Basics of the Right-Glorious Culture" - was almost unexpected for the pedagogical community and organizers of pedagogy.

Ключевые слова: религиозное образование в школе, Удмуртия, православная церковь, ислам. Keywords: religious education at school, Udmurtia, Russian Orthodox Church, Islam.

Как известно, восстановление религиозного компонента в общем образовании в России стало возможным только в постсоветский период. В Удмуртии процесс шёл достаточно медленно. Лишь в 1997 году стали фиксироваться первые случаи отказа детей из проте-

стантских семей от посещения некоторых уроков по религиозным мотивам. До этого у руководства школ особых поводов задумываться о присутствии религии в образовательном пространстве не было.

На существование религиозных запросов учителей и семей обучающихся стали обращать внимание не только руководители учреждений общего образования, но и республиканский Институт усовершенствования учителей, ответственный за повышение квалификации педагогических кадров. В 2002 году совместно с Ижевской и Удмуртской епархией институт дал старт ежегодной конференции «Рождественские чтения». В учительской среде появились авторитеты в области преподавания основ православной культуры. Тем не менее говорить о массовости запросов на преподавание «Основ православной культуры», «Уроков добротолюбия» и т. п. в Удмуртии не приходилось. И речь не шла о возможности включения подобных предметов в региональный компонент общего образования. Поэтому введение нового предмета — ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) с модулем «Основы православной культуры» — было для педагогического сообщества и организаторов педагогики практически неожиданным.

В 2010 году в Удмуртской Республике (УР) наряду с другими 18 субъектами федерации, стартовала предусмотренная распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2009 г. апробация курса ОРКСЭ (именовавшаяся также «экспериментом» или «экспериментом по апробации»). Примерно в это же время о включении в пилотный список стало известно в самом регионе: Удмуртия вошла туда по инициативе президента республики Александра Волкова. Тогда же стала известна схема, в соответствии с которой будут подготовлены кадры для организации эксперимента: регионы формируют группы педагогов («тренеров-преподавателей»), которые направляются на очные курсы в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и затем осуществляют обучение педагогов на местах.

В декабре 2010 года по поручению министерства образования и науки УР региональный оператор по реализации эксперимента по внедрению ОРКСЭ в Удмуртии — учебный центр «Академия информационных технологий» — приступил к формированию такой группы. В ее состав были включены учителя городских и сельских школ республики, представители Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПОиПРО) УР, Глазовского государственного педагогический университета, Удмуртского государственного университета (всего 57 человек, из них удостоверения о прохождении курсов получили 52 человека). Возглавила группу Лариса Пластинина, начальник отдела общего и дошкольного образования МОН УР. Сжатые сроки реализации проекта, большое число слушателей, необходимость размещения слушателей, прибывших в Ижевск из городов и районов республики, - все это требовало эффективных организационных решений. Учёба осуществлялась одновременно в пяти потоках (на разных площадках), в три партии. Краткосрочное обучение по теме «Актуальные вопросы преподавания курса „Основы религиозных культур и светской этики"» давалось в объёме 72 часов, из них 24 часа -лекционных, а 48 часов занимали практические и семинарские занятия.

Курсы проходили в обстановке значительной неопределенности. Было неясно, на какой нормативно-правовой базе будет осуществляться обучение ОРКСЭ в школах (никаких изменений и дополнений в государственные образовательные стандарты к тому времени внесено не было), как решать вопрос с оплатой труда учителей ОРКСЭ и выделением часов под новый предмет (дело усложнялось тем, что предмет внедрялся в 4 и 5 классах, то есть на разных ступенях общего образования). Наконец, ни тренеры-преподаватели, ни педагоги не располагали на тот момент учебниками по ОРКСЭ (учебники стали появляться уже после окончания курсов в регионах). Тем не менее в республике был успешно сформирован корпус тренеров-преподавателей и учителей ОРКСЭ, подготовлено необходимое количество педагогов ОРКСЭ (каждая школа получала как минимум одного педагога).

Одновременно решался вопрос об организационном сопровождении внедрения курса ОРКСЭ. Приказом МОН УР от 30.12.2009 г. был создан республиканский межведом-

ственный координационный совет по организации федерального эксперимента по апробации в 2009-2010 годах комплексного учебного курса ОРКСЭ. Совет был призван консультировать МОН УР в принятии организационных решений по реализации курса ОРКСЭ с учётом как вероисповедной специфики вопроса (автоматически возникшей в силу наличия религиозной составляющей в содержании предмета), так и школьной специфики (эту сторону обеспечивало участие представителей ИПКиПРО УР).

В ходе апробации проводились летние семинары-совещания по ОРКСЭ, основной функцией которых было доведение до учителей ОРКСЭ и руководителей образования текущих установок (хотя этим программа семинаров-совещаний не исчерпывалась). Так, например, на семинарах затрагивались проблемы, связанные с выделением часов для занятий по ОРКСЭ на период апробации (за счет ряда других предметов). Эта форма работы была достаточно успешной, так что в 2015 году к ней вновь прибегли. Другой формой объединения учителей ОРКСЭ стало созданное по рекомендации федерального оператора в декабре 2010 года при ИПКиПРО УР республиканское методическое объединение учителей - преподавателей ОРКСЭ. Районные и городские органы управления образованием также выпустили приказы о создании муниципальных методических объединений участников ОРКСЭ и назначении их руководителей.

По поручению МОН УР в декабре 2010 - январе 2011 гг. был проведён социологический опрос учащихся пятых классов, изучавших курс ОРКСЭ в 2010-2011 учебном году. Это мероприятие, фокусировавшее внимание на известных из практики болевых точках, позволило объективно оценить ход процесса апробации. Так, неожиданно малым (на порядок меньше статистической доли мусульманских народов в населении республики) оказался процент учащихся, изучающих модуль «Основы исламской культуры». Это было связано с неофициально, но достаточно эффективно доведённой до верующих позицией регионального духовного управления мусульман, рекомендовавшего не выбирать данный модуль (в силу отсутствия уверенности в том, что исламское учение будет изложено в надлежащем качестве). Никакого давления на родителей-мусульман не оказывалось, опросом были зафиксированы и факты организации обучения индивидуального или в виде микрогрупп: так, занятия по модулю «Основы исламской культуры» проводились для учеников в количестве 1 человека (Сарапульский и Камбарский районы), 2 человек (Кизнерский район), 3 человек (Балезинский район), несмотря на очевидные сложности, связанные с организацией работы с таким малым количеством учащихся.

Как показал опрос, всего в УР изучалось в то время четыре модуля ОРКСЭ - «Основы светской этики» (56,3 %), «Основы мировых религиозных культур» (26,4 %), «Основы православной культуры» (16,7 %), «Основы исламской культуры» (0,6 %). Этот характерный профиль предпочтений сохранился и в следующие годы [Сахарных, 2015] (см. таблицу).

Результаты опроса в Удмуртской республике о выборе модуля в рамках преподавания

курса «Основы религиозных культур и светской этики» Results of the survey in the Udmurt Republic on the choice of the module in the framework of teaching course " Fundamentals of religious cultures and secular ethics»

Учебный год Основы светской этики,% Основы мировых религиозных культур, % Основы православной культуры, % Основы исламской культуры, %

2011 48 35 16,3 0,7

2012 47,3 38 14,3 0,4

2013 44,8 39 16 0,2

2014 47,9 39,4 12,6 0,1

2015 49,1 36,1 14,6 0,1

В целом результаты опроса чётко высветили проблемы курса на этапе апробации: неудовлетворительное качество учебных пособий, значительное количество малопонятных

высказываний, терминов, скучный, излишне дидактический характер изложения материала в учебном пособии. И в то же время опрос продемонстрировал активную позицию учителей республики - преподавателей ОРКСЭ, которые не только ретранслировали материал учебных пособий в рамках привычных форм работы (лекционной, работы в группах и т.п.), но и стремились разнообразить течение уроков, применяя различные приёмы и технологии, используя видеоматериалы, проводя знакомство учащихся с локальными праздниками и традициями, экскурсионную работу и т. п., и в результате получали позитивный отклик учащихся. Ни в ходе этого опроса, ни в последующие годы не было выявлено фактов давления на родителей со стороны властей с целью принудить их к выбору того или иного модуля ОРКСЭ, мотивированному симпатиями к той или иной религии.

Период апробации республика прошла практически с теми же педагогами, которые были подготовлены в её начале. Но сразу по завершении апробации стали заметны существенные проблемы с кадровым обеспечением курса ОРКСЭ. Начался отток подготовленных в 2010 году учителей. В преподавание стали приходить новые люди. Если подавляющее большинство тренеров-преподавателей и значительная часть подготовленных ими в 2010 году педагогов были учителями-предметниками (что создавало немалые проблемы для руководства школ, поскольку предметникам нужно было выделить часы в расписании начальной школы), то после того, как было принято решение о переносе всех часов ОРКСЭ в начальную школу, они практически повсеместно прекратили преподавание, и на их место пришли педагоги начальных классов, далеко не всегда имевшие даже высшее педагогическое образование, не говоря уже о соответствующем сложному содержанию предмета ОРКСЭ уровне общегуманитарной подготовки. Возникшая тенденция на частую и глубокую ротацию корпуса учителей ОРКСЭ закрепилась и в последующие годы. Эти обстоятельства еще более усиливали значимость организации активного и грамотного учебно- и научно-методического сопровождения внедрения курса ОРКСЭ.

Для координации усилий педагогов республики, занятых в реализации ОРКСЭ, и для дальнейшего расширения и совершенствования работы в области духовно-нравственного воспитания учащихся в ИПКиПРО УР в 2010 году была создана рабочая группа по учебно-методическому (впоследствии по информационно-методическому) сопровождению духовно-нравственных, религиоведческих, морально-этических учебных предметов в образовательных учреждениях Удмуртской Республики. В состав группы вошли как тренеры-преподаватели ОРКСЭ - сотрудники ИПКиПРО УР, так и представители руководства, и специалисты института. Руководителем группы и куратором реализации ОРКСЭ на уровне института была назначена проректор по учебно-методической работе Людмила Мустаева. Фактическим лидером группы стал специалист Регионального центра информационных технологий в образовании ИПКиПРО УР Денис Сахарных, чьи функции в дальнейшем расширились до статуса регионального представителя. Начал оформляться своего рода актив по реализации ОРКСЭ в Удмуртии - И.Н. Белозёров, И.Г. Крохина, Л.Г. Мустаева, о. А.С. Петров, Д.М. Сахарных.

Рабочей группе было поручено приступить к разработке образовательных программ учебных модулей и семинаров по сопровождению курса ОРКСЭ. В 2010 году такие программы были разработаны и реализованы, причём выяснился крайне низкий спрос на краткосрочные курсы повышения квалификации по отдельным модулям ОРКСЭ. Поэтому рабочая группа впредь организовывала курсы, где с педагогами прорабатывались материалы четырёх религиозных культур и основ светской этики. Научным руководителем большинства дополнительных профессиональных программ был Д.М. Сахарных.

Рабочей группе удалось обеспечить сопровождение следующих направлений: планирование урока в курсе ОРКСЭ, 1Т-обеспечение урока, проектная деятельность учащихся, внеурочная деятельность, содержательная основа модулей ОРКСЭ, морально-этическая основа и нормативно-правовое обеспечение курса ОРКСЭ.

Установление содержательной и морально-этической основ курса ОРКСЭ потребовало разрешения вопросов, связанных с этикой (теорией морали, нормативной этикой, прикладной этикой, биоэтикой, ситуативной этикой), теологией, религиоведением, историей религий, историей педагогики и образования. Следует отметить, что у членов рабочей группы не было единства в концептуальном подходе к курсу ОРКСЭ, единого понимания сложности стоящих перед ними задач и даже общего представления об их наборе. Члены группы, наиболее активно проводившие курсовую работу — Д.М. Сахарных и А.А. Сол-даткин — были склонны формировать самостоятельный концептуальный системный взгляд на проблематику ОРКСЭ, не совпадающий с подходами другой части группы (Л.П. Совина, Р.Н. Касимов, А.В. Ковальчукова) и в рамках периода исследования не отражённый в достаточной мере в публикациях, но, конечно, активно разрабатывавшийся при участии учителей ОРКСЭ на курсах повышения квалификации.

Членами рабочей группы было подготовлено большое количество статей, посвящён-ных различному спектру вопросов, касающихся преподавания предмета ОРКСЭ [Сахарных 2010; Сахарных 2011; Солдаткин], а также две книги для учителя [Совина, 2G13; Касимов, 2G14] и методические указания. Также в задачу группы входила организация публичных мероприятий, посвященных ОРКСЭ (семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, в том числе межрегиональных).

Таким образом, в Удмуртской Республике сложилась оригинальная модель реализации ОРКСЭ со своими оригинальными характерными чертами.

Статья написана при поддержке гранта РГНФ (РФФИ) № 15-23-06002

Список литературы Reference

1. Галицкая И.А., Метлик И. В. К вопросу об использовании понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогике, современной теории и практике воспитания. URL: http: //www. verav. ru/common/mpublic. php? num=578 (дата обращения 19.G6.2G18)

Galitskaya I.A., Metlik I. V. K voprosu ob ispol'zovanii ponyatiya «dukhovno-nravstvennoye vospitaniye» v pedagogike, sovremennoy teorii i praktike vos-pitaniya. URL: http: //www. verav. ru/common/mpublic. php? num=578 (data obrashcheniya 19.G6.2G18)

2. Касимов Р.Н., Ковальчукова А.В., Совина Л.П. 2014. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя. Ижевск, ФГБУН УИИЯЛ УрО РАН: 142 с.

Kasimov R.N., Koval'chukova A.V., Sovina L.P. 2G14. Osnovy mirovykh religioznykh kul'tur: kn. dlya uchitelya [Basics of world religious cultures: teacher's book]. Izhevsk, FGBUN UIIYAL UrO RAN: 144 р.

3. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.

Kozyrev F.N. Religioznoye obrazovaniye v svetskoy shkole. Teoriya i mezhdunarodnyy opyt v otechestvennoy perspektive: Monografiya. SPb.: Apostol'skiy gorod, 2GG5. — 636 s.

4. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2GG3. — 416 с.

Ponkin I.V. Pravovyye osnovy svetskosti gosudarstva i obrazovaniya. M.: Pro-Press, 2GG3. — 416 s.

5. Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Гармаш Л.С. и Понкин И.В. — М., Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007. 215 с.

Religioznaya kul'tura v svetskoy shkole: Sbornik materialov / Otv. red. i sost. Garmash L.S. i Ponkin I.V. — M., Institut gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy i prava, 2GG7. — 215 s.

6. Сахарных Д.М. 2010. Рецензия на учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур». Педагогический родник, 3. М.: Просвещение, 2G1G. - 80 с

Sakharnykh D.M. 2G1G. Retsenziya na uchebnik „Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki. Osnovy mirovykh religioznykh kul'tur". Pedagogicheskiy rodnik, 3. M.: Prosveshcheniye, 2G1G. - 8G s

7. Сахарных Д.М. Рецензия на учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры». Педагогический родник. 2011. № 5

Sakhamykh D. M. Retsenziya na uchebnik „Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki. Osnovy islamskoy kul'tury". Pedagogicheskiy rodnik. 2011. № 5

8. Сахарных Д.М. 2015. Религиозное содержание образования в светской школе. Вторые епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле, 4 (29): 228-240.

Sakharnykh D.M. 2015. Religioznoe soderzhanie obrazovaniya v svetskoy shkole. [The content of religious education in a secular school]. Vtorye eparkhial'nye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya v Sarapule, 4 (29): 228-240.

9. Совина Л.П., Ковальчукова А.В. Основы светской этики: книга для учителя. Ижевск, 2013. 131 с.

Sovina L.P., Koval'chukova A.V. Osnovy svetskoy etiki: kniga dlya uchitelya. Izhevsk, 2013. 131 s.

10. Солдаткин А.А. Сумерки светской этики. Отзыв на книгу анонимных авторов «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Soldatkin A.A. Sumerki svetskoy etiki. Otzyv na knigu anonimnykh avtorov «Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki. Osnovy svetskoy etiki. 4-5 klass: uchebnoe posobie dlya obshcheo-brazovatel'nykh uchrezhdeniy. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.