Научная статья на тему 'Императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне и стратегирование региональной экономики знаний'

Императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне и стратегирование региональной экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
STRATEGIC IMPERATIVES / STRATEGIC MANAGEMENT / KNOWLEDGE ECONOMY / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL / INNOVATIONS / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Лидия Игоревна

Глубокие технологические сдвиги, обновление ключевых компетенций человеческого фактора, связанные с ними организационные и институциональные преобразования обозначают смену уклада хозяйственной жизни, что обусловливает появление новых функций процесса стратегирования, исследование которых отталкивается от результатов разработки основных функций стратегического управления, а также учитывает проблемы и противоречия развития региональных экономик, раскрытые в современной научной литературе. В данной статье рассматривается проблема стратегирования развития региональной экономики знаний. В статье выделены императивы, обусловливающие необходимость перехода к стратегированию региональный экономики. Представлена региональная стратегия неоиндустриализации как квинтэссенция региональной политики неоиндустриализации для одного из регионов страны Краснодарского края. Были проанализированы и выявлены сильные и слабые стороны экономики края, определенные проблемы, мешающие региону выйти на новый этап развития, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC IMPERATIVES UNDER ACCELERATED POSTINDUSTRIAL TRANSFORMATIONS

The deep technological changes, update the key competences of the human factor, the related organizational and institutional changes represent the change way of economic life, resulting in the emergence of new functions of strategy development process, the study of which is repelled by the results of the development of the basic functions of strategic management, as well as takes into account the problems and contradictions of the development of regional economies, as disclosed in the current scientific literature. The article deals with the problems of strategy development of regional economic systems in the conditions of the acceleration of postindustrial transformation. The article highlights the imperatives behind switching to strategic planning and management at the regional and local levels in the market. Presented regional strategy neoindustrialization as the quintessence of regional policy for one of the regions of the country Krasnodar region. The strengths and the weaknesses of the regional economy were analyzed and identified, some problems that prevent the region from reaching a new stage of development, offered ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне и стратегирование региональной экономики знаний»

электронный научно-экономический журнал стр 12

Императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне и стратегирование региональной экономики знаний

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №16-32-01079)

Волкова Лидия Игоревна, Ланская Дарья Владимировна Кубанский государственный университет

Volkova Lidia, I. Lanskaya Darya, V.

Kuban State University Krasnodar, Russian Federation

Аннотация. Глубокие технологические сдвиги, обновление ключевых компетенций человеческого фактора, связанные с ними организационные и институциональные преобразования обозначают смену уклада хозяйственной жизни, что обусловливает появление новых функций процесса стратегирования, исследование которых отталкивается от результатов разработки основных функций стратегического управления, а также учитывает проблемы и противоречия развития региональных экономик, раскрытые в современной научной литературе. В данной статье рассматривается проблема стратегирования развития региональной экономики знаний. В статье выделены императивы, обусловливающие необходимость перехода к стратегированию региональный экономики. Представлена региональная стратегия неоиндустриализации как квинтэссенция региональной политики неоиндустриализации для одного из регионов страны - Краснодарского края. Были проанализированы и выявлены сильные и слабые стороны экономики края, определенные проблемы, мешающие региону выйти на новый этап развития, предложены пути их решения.

Ключевые слова: стратегические императивы, стратегическое управление, экономика знаний, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, инновации

STRATEGIC IMPERATIVES UNDER ACCELERATED POSTINDUSTRIAL TRANSFORMATIONS

Abstract. The deep technological changes, update the key competences of the human factor, the related organizational and institutional changes represent the change way of economic life, resulting in the emergence of new functions of strategy development process, the study of which is repelled by the results of the development of the basic functions of strategic management, as well as takes into account the problems and contradictions of the development of regional economies, as disclosed in the current scientific literature. The article deals with the problems of strategy development of regional economic systems in the conditions of the acceleration of postindustrial transformation. The article highlights the imperatives behind switching to strategic planning and management at the regional and local levels in the market. Presented regional strategy neoindustrialization as the quintessence of regional policy for one of the regions of the country - Krasnodar region. The strengths and the weaknesses of the regional economy were analyzed and identified, some problems that prevent the region from reaching a new stage of development, offered ways of their solution.

Keywords: strategic imperatives, strategic management, knowledge economy, intellectual capital, human capital, innovations

Трансформационные изменения тектонического характера в мире и в России, усиливаемые геополитическим соперничеством США и союзами государств активизировали повышенный спрос на новые концептуальные исследования и разработки проблем развития научных, технологических, социальных и экономических процессов на всех уровнях хозяйственных систем.

На макроуровне это связано с переходом к новой парадигме развития, ориентированной на формирование сектора экономики знаний и проведение неоиндустриализации на базе шестого технологического уклада (NBIC и гуманитарных технологий) [2, с. 132; 14, с. 24]. Экономическое поле деятельности в эпоху постиндустриальных преобразований структурируется как четырехлепестковая модель в логике: материальное производство - производство энергии - информационное производство - духовное производство [14, с. 14]. Становление шестого технологического уклада детерминирует опережающее овладение управленческим персоналом всех уровней технологиями стратегирования [10, с. 64], программно-целевого управления [15, с. 39], контроллинга [3, с. 21], менеджмента знаний [4, с. 156], развития человеческого капитала и др.

электронный научно-экономический журнал стр 13

Исследования проблемы развития индустриализации, стратегирования региональной экономики знаний отражено в трудах Д. Аакера [1], С.Ю. Глазьева [2], В. В. Ермоленко [3,4], М.В. Зелинской [6, 12], Х.А. Константиниди [10], А.И. Татаркина [8], Е.В. Пилипенко [14], Г.Б. Клейнера [11],

Региональная промышленная политика как политика неоиндустриализации для своей успешности, с одной стороны, должна учитывать как универсальные для всех регионов условия, так и индивидуальные особенности региона. На основе сопоставления универсальных объективных тенденций научно-технологического развития и индивидуальных для каждого региона особенностей его внутренних возможностей должна разрабатываться индивидуальная для каждого региона политика реиндустриализации [13].

Соответствуют ли потенциалы, необходимые для реиндустриализации региона, в частности Краснодарского края, той ситуации, которая есть в действительности?

Краснодарский край стал лидером восхождения в рейтинге инновационных регионов по итогам 2013 года. Как отмечают аналитики Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), Краснодарский край совершил настоящий прорыв, поднявшись сразу на девятнадцать позиций и заняв 4-е место в рейтинге инновационной активности регионов.

Сегодня Краснодарский край готов предложить потенциальным партнерам более 1700 инвестиционных предложений во всех сферах экономики. Их диапазон весьма широк - от масштабных инфраструктурных объектов, новых фабрик, заводов и сельхозпредприятий до курортной и жилой недвижимости [7, 9].

Но, вместе с тем, почти половина всего оборудования (44,3%) в крае была произведена более 20 лет назад. Средний возраст машин и оборудования на предприятиях края, по данным Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, составляет 20,7 года.

Поэтому, для того чтобы говорить о переходе на новый технологический уклад и инновационной экономике, необходимо решить «базовые проблемы»:

- высокий уровень износа основных фондов и производственных мощностей;

- технологическое отставание;

- низкий уровень автоматизации производства;

- малый масштаб производства [2 с. 87; 7].

Опираясь на результаты современных исследований, раскроем императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне, представленные в таблице [10, с. 67; 13].

Императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне _[10,11, 13,15]_

Императивы постиндустриальных преобразований на мезоуровне Ключевые задачи стратегирования

1. Создание качественно новых механизмов управления хозяйственными процессами на основе сил интеграционного взаимодействия Последовательная стратегическая ориентация процесса развития региональной экономики на формирование конкурентных преимуществ

2. Концентрация ресурсов и факторов хозяйственного процесса на немногих ведущих направлениях развития, обеспечение прорывов в развитии Фокусирование управления на формировании приоритетных зон регионального развития на основе локализации ресурсов

3. Модернизация функционирующего капитала и территориальной инфраструктуры Формирование научно-производственных кластеров (объединений) на основе инновационно-инвестиционных проектов и программ

4. Системность связей между глубокими изменениями в технологиях, организации, институтах, социальных коммуникациях Содействие максимально быстрому выходу создаваемых при государственной поддержке хозяйствующих субъектов (и их подразделений) на режим экономической самостоятельности и устойчивого развития бизнеса

Составлено авторами

Первому императиву - императиву создания качественно новых механизмов управления хозяйственными процессами на основе сил интеграционного взаимодействия соответствует потребность в наращивании конкурентных преимуществ региональной экономики в национальном и глобальном измерении, поскольку именно они выступают необходимым условием продуктивной интеграции, союзы стран с сильно отличающейся экономикой и темпами развития не принесут желаемых результатов.

Второму императиву - императиву концентрации ресурсов и факторов хозяйственного процесса на немногих ведущих направлениях развития, обеспечения прорывов в развитии соответствует потребность в формировании активных зон регионального развития, позволяющих обеспечить задачи технологических прорывов, поскольку указанные зоны способны обеспечить естественное притяжение к себе наиболее ценных факторов и ресурсов развития.

Третьему императиву - императиву модернизации функционирующего капитала и территориальной инфраструктуры, создания инфраструктурной платформы для инновационного развития соответствует потребность в поддержке системных связей в территориальном воспроизводстве, укреплении связей между его циклами, поскольку перелом прежних тенденций вызывает к жизни многочисленные разрывы в системных связях (наиболее болезненно российские трансформации двух последних десятилетий сказались именно на региональной экономике).

Четвертому императиву - императиву системности связей между глубокими изменениями в технологиях, организации, институтах, социальных коммуникациях соответствует потребность в

электронный научно-экономический журнал стр 14

развертывании региональной экономики в полноценную и упорядоченную пространственную систему, поскольку неорганичный характер данной экономики сдерживает процесс ее обновления и формирования качественно новых конкурентных преимуществ [10, с. 72].

Реализацию перечисленных нами императивов должны обеспечить мероприятия государственной программы Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года:

- развитие новых высокотехнологичных секторов экономики, переход на увеличение доли современных технологических укладов;

- создание новых высокотехнологичных производств в городах и районах края;

- использование уже имеющихся научно-технических заделов для создания промышленно-инновационных кластеров, способствующих структурной диверсификации промышленности и росту ее конкурентоспособности на мировом рынке;

- расширение инновационного сектора в промышленности через создание новых и развитие уже действующих элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технологических центров, промышленных и научно-инновационных технопарков, центров трансферта технологий, инжиниринговых и проектных фирм [1-9].

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то что сегодня Краснодарский край - один из самых динамично развивающихся регионов России и инновационный потенциал края крайне высок, существует ряд проблем, которые препятствует становлению новой экономики в регионе. Но благодаря корректной политике, планированию и грамотно выстроенным государственным программам Краснодарский край неуклонно движется в правильном направлении развития. В статье были выявлены условия и факторы (императив), определившие необходимость введения стратегического управления на местном (территориальном) уровне в инновационно-промышленных зонах. Реализация данных мер позволит обеспечить развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике Краснодарского края, содействие развитию рынка технологий, внедрению результатов научно-технической деятельности, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг, технологий) и импортозамещению важнейших товаров, обеспечению высокого темпа развития экономики края, повышению уровня и качества жизни населения.

Список литературы

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2007.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.

3. Ермоленко В.В. Эволюция контроллинга // Контроллинг. 2011. № 4. С. 20-27.

4. Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В., Савченко А.П. Контроллинг как инструмент менеджмента управленческих знаний корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2010. № 04(058). С. 155-164. Шифр Информрегистра: 0421000012\0067, IDA [article ID]: 0581004008. URL : http://ej.kubagro.ru/2010/04/pdf/08.pdf.

5. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» (принят ЗС КК 16.04.2008).

6. Зелинская М.В., Колесник В.А., Хашева З.М. Кризис, регионы и концепция четырех «И» // Российское предпринимательство. 2010. № 1-1. С. 156-160.

7. Инвестиционный портал Краснодарского края // URL : http://www.investkuban.ru/ (дата обращения: 06. 02. 2016).

8. Инновационное развитие экономики знаний / под общ. ред. А. И. Татаркина; Рос. акад. наук, Уральское отд-ние, Ин-т экономики. Екатеринбург: 2011. 347 с.

9. Инновационный потенциал Кубани // URL : http://economy.krasnodar.ru/innovac/files/innov_pot_kubani (дата обращения: 06. 02. 2016).

10. Константиниди Х.А. Стратегирование развития региональной экономической системы в условиях ускорения постиндустриальных преобразований. М.: Изд-во Спутник+. 2015. 248 с.

11. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. M.: Дело, 2008. С. 112-115.

12. Клочко Е.Н., Зелинская М.В. Проблемы функционирования виртуальных организаций социально-экономических региональных систем России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009. № 3. С. 229-231.

13. Михайлов А.Н., Вертакова Ю.В. и др. Стратегические приоритеты регионального развития. М.: АльфаМ: Уником Сервис: ИНФРА-М, 2011.

14. Пилипенко Е.В., Баталов Ю.В. Экономика знаний как механизм формирования шестого технологического уклада. Теоретические и методологические проблемы экономики промышленности как науки. /Под общ. ред. Пилипенко Е.В., Баталова Ю.В. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. - Усть-Каменогрск: ВКГТУ, 2014. 40 с.

15. Шичиях Р.А., Сычанина С.Н. Программно-целевое управление: генезис и тенденции развития // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. С 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.