Научная статья на тему 'Иммунитет лиц, находящихся в государстве в соответствии с договорами о правовой помощи, как вид иммунитета от уголовной юрисдикции'

Иммунитет лиц, находящихся в государстве в соответствии с договорами о правовой помощи, как вид иммунитета от уголовной юрисдикции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММУНИТЕТ ОТ УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ / ДОГОВОРЫ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ / ЛИЦА / НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРАМИ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рязанов Михаил Валентинович

Рассматриваются особенности иммунитета лиц, находящихся в государстве на основе международных договоров о правовой помощи, объем, отличный от других иммунитетов, круг лиц, на которых он распространяется, срок в течение которого сохраняется действие иммунитета, а также способы его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The immunity of a person in a state under the legal aid treaty as a type of foreign immunity

The immunity of a person visiting in a state under the Legal Aid Treaty as a type of foreign immunity is getting more important due to further development of international anti-crime co-operation. Other types of immunity such as diplomatic and consular immunity, and immunity of international organisations and their personnel, as well as special mission immunity, are often subject to research. As for the immunity of person visiting in a state under the Legal Aid Treaty, it is considered to be paid little attention. This type of immunity, however, has some features: its content volume, groups of people it covers, its time validity, and its roundabout ways.

Текст научной работы на тему «Иммунитет лиц, находящихся в государстве в соответствии с договорами о правовой помощи, как вид иммунитета от уголовной юрисдикции»

Таким образом, предусмотренный в ч. 4 ст. 11 УК РФ иммунитет лиц, находящихся в стране в соответствии с международными договорами о правовой помощи, обусловлен необходимостью, с одной стороны, гарантировать соблюдение прав и свобод участников уголовного процесса, а с другой стороны, обеспечить интересы осуществления правосудия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукашук И.И. Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции // Рос. юстиция. 1998. № 4.

2. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) (с изм. и доп. от 17 марта 1978 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 23. Ст. 2349.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. и доп. от 28 марта 1997 г.) // Бюл. междунар. договоров. 1995. № 2.

4. Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 23. Ст. 2348.

Поступила в редакцию 25. 01.05

M. V.Ryazanov

The immunity of a person in a state under the legal aid treaty as a type of foreign immunity

The immunity of a person visiting in a state under the Legal Aid Treaty as a type of foreign immunity is getting more important due to further development of international anti-crime co-operation. Other types of immunity such as diplomatic and consular immunity, and immunity of international organisations and their personnel, as well as special mission immunity, are often subject to research. As for the immunity of person visiting in a state under the Legal Aid Treaty, it is considered to be paid little attention. This type of immunity, however, has some features: its content volume, groups of people it covers, its time validity, and its roundabout ways.

Рязанов Михаил Валентинович Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

ев: а) когда Сторона, передавшая его, согласна на это (запрос о согласии направляется в сопровождении документов, упомянутых в ст.12, и юридической записи любого заявления, сделанного выданным лицом в связи с соответствующим преступлением; согласие дается в тех случаях, когда преступление, в связи с которым оно запрашивается, само является основанием для выдачи в соответствии с положениями настоящей Конвенции); Ь) когда это лицо, имея возможность покинуть территорию Стороны, которой оно было передано, не сделало этого в течение 45 дней после своего окончательного освобождения или возвратилось на эту территорию после того, как покинуло ее; запрашивающая Сторона может, однако, принять любые меры, необходимые для выдворения соответствующего лица за пределы своей территории, или любые меры, необходимые согласно его закону, включая осуществление судопроизводства в отсутствие обвиняемого, для предотвращения любых юридических последствий истечения срока давности; когда описание преступления, в совершении которого предъявлено обвинение, изменяется в ходе судопроизводства, возбуждение уголовного преследования в отношении выдаваемого лица или вынесения ему приговора возможно лишь постольку, поскольку новое описание преступления образует элементы преступления, позволяющего осуществить выдачу» [4].

Согласно ст. 15 Европейской конвенции также «запрашивающая Сторона не передает без согласия запрашиваемой Стороны другой Стороне или третьему государству лицо, передаваемое запрашивающей Стороне и разыскиваемое указанной другой Стороной или третьим государством в связи с преступлениями, совершенными до его передачи».

По ст. 66 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. между странами СНГ «без согласия запрашиваемой Договаривающейся Стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано; без согласия запрашиваемой Договаривающейся Стороны лицо не может быть выдано также третьему государству; согласия запрашиваемой Договаривающейся Стороны не требуется, если выданное лицо до истечения одного месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения - до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны или если оно туда добровольно возвратится; в этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны не по своей вине» [3. С. 3].

Согласно обеим конвенциям иммунитет от уголовной юрисдикции экстрадированных лиц может быть преодолен при получении согласия запрашиваемой стороны, то есть страны, выдавшей преступника. Однако, если речь идет о преступлениях, при совершении которых в выдаче может быть отказано, согласно международному договору получение согласия исключается.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. между странами СНГ предоставляет иммунитет более широкому кругу лиц, включая гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, причем при оказании помощи не только по уголовным, но и по гражданским, в том числе и семейным делам [3. С. 3]. Согласно ст. 9 Минской конвенции «свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы; такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства; свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и эксперт утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, хотя и имеют для этого возможность до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее его учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости; в этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны ... вызов свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, эксперта, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, в учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки».

Объем иммунитета согласно конвенциям практически одинаков, то есть иммунитет перечисленным лицам предоставляется в отношении деяний, совершенных до приезда в страну, а за деяния, совершенные во время пребывания в стране,применяется уголовная юрисдикция страны пребывания на общих основаниях.

Выдача лица, совершившего преступление, является разновидностью правовой помощи по уголовным делам. В соответствии с международными договорами о правовой помощи и о выдаче пределы уголовного преследования экстрадированных лиц ограничены рамками запроса о выдаче.

В ст. 14 Европейской конвенции о выдаче этот вид иммунитета определен как правило конкретности [4]. Согласно этому правилу «лицо, которое было выдано, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано, и его личная свобода ни по каким иным причинам не ограничивается, за исключением следующих случа-

терпевшие, гражданские истцы и ответчики, их представители, эксперты, а также экстрадированные лица.

Как отмечает И.И. Лукашук, таким лицам предоставляется иммунитет от уголовной юрисдикции государства, в которое они прибыли в соответствии с договором о правовой помощи. В противном случае можно было бы, например, лицо, не подлежащее выдаче, пригласить в качестве свидетеля, а после прибытия возбудить против него уголовное дело [1]. Кроме того, когда речь идет об иммунитете экстрадированных лиц, то это обусловлено тем, чтобы исключить возможность привлечения к уголовной ответственности за преступление, которое не являлось основанием экстрадиции (например, за политическое преступление, поскольку основанием экстрадиции явилось совершение общеуголовного преступления).

Иммунитет от уголовной юрисдикции свидетелям, потерпевшим, гражданским истцам и ответчикам, их представителям, экспертам предоставляют как многосторонние, так и двусторонние договоры о правовой помощи. Положения этих договоров различны как по кругу лиц, которым предоставляется иммунитет, так и по категориям дел.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. предусматривает иммунитет лишь для свидетелей и экспертов и только по уголовным делам [2]. Согласно ст. 12 конвенции 1959 г. «свидетель или эксперт, независимо от его гражданства, представший по повестке перед юридическими органами запрашивающей Стороны, не подвергается уголовному преследованию или задержанию или другим ограничениям его личной свободы на территории этой Стороны за деяния или по обвинениям, которые предшествовали его отъезду с территории запрашиваемой Стороны; лицо, независимо от его гражданства, представшее по повестке перед юридическими органами запрашивающей Стороны для ответа за деяния, на основании которых против него было начато судебное разбирательство, не подвергается уголовному преследованию или задержанию или другим ограничениям его личной свободы за деяния или по обвинениям, которые предшествовали его отъезду с территории запрашиваемой Стороны и не указаны в повестке; иммунитет, предусмотренный в настоящей статье, прекращается, если свидетель, эксперт или обвиняемый, имея возможность покинуть территорию запрашивающей Стороны в течение последующих 15 дней после того, как его присутствие более не требуется юридическими органами, остается, тем не менее, на этой территории или же возвращается на нее после отъезда». Кроме того, в ст. 8 указанной конвенции предусматривается, что «свидетель или эксперт, который не ответил на повестку, о вручении которой просила Договаривающаяся Сторона, не может, даже если она содержит предупреждение о санкциях, быть подвергнут какому-либо наказанию или применению меры пресечения, если только впоследствии он добровольно не окажется на территории запрашивающей Стороны и вновь не будет там должным образом вызван повесткой».

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_____________

ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 67.99 М.В. Рязанов

ИММУНИТЕТ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРАМИ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ, КАК ВИД ИММУНИТЕТА ОТ УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Рассматриваются особенности иммунитета лиц, находящихся в государстве на основе международных договоров о правовой помощи, объем, отличный от других иммунитетов, круг лиц, на которых он распространяется, срок в течение которого сохраняется действие иммунитета, а также способы его преодоления.

Ключевые слова: иммунитет от уголовной юрисдикции, договоры о правовой помощи, лица, находящиеся в государстве в соответствии с договорами о правовой помощи.

Такие виды иммунитета, как дипломатический, консульский, иммунитет международных организаций и их персонала, а также иммунитет специальных миссий, неоднократно были предметом исследования. Что касается иммунитета лиц, находящихся в государстве в соответствии с договорами о правовой помощи, то, несмотря на его значимость в связи с развитием международного сотрудничества по борьбе с преступностью, этот вид мало изучен. Поэтому он и стал предметом исследования в данной статье.

Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешаются в соответствии с нормами международного права». Под иными гражданами, которые пользуются иммунитетом, согласно международному праву, понимаются персонал международных организаций, члены специальных миссий, главы иностранных государств и иные лица высокого ранга, сопровождающие их лица, консульские должностные лица, а также лица, находящиеся в стране в соответствии с договорами о правовой помощи [1].

С развитием международного сотрудничества по борьбе с преступностью и оказанием правовой помощи по уголовным делам особый интерес представляет статус лиц, находящихся в государстве в соответствии с договорами о правовой помощи. Все большее число лиц прибывает в государство по его просьбе из других стран на основе договоров о правовой помощи в интересах осуществления правосудия. В соответствии с международными договорами о правовой помощи некоторым категориям таких лиц предоставляется иммунитет от уголовной юрисдикции. К ним относятся свидетели, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.