Научная статья на тему 'Иммиграция как реакция на изменение демографической ситуации (на примере Франции)'

Иммиграция как реакция на изменение демографической ситуации (на примере Франции) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
320
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колпинская Екатерина Глебовна

Рассматривается проблема иммиграции как реакция на современные демографические процессы в Европе и мире. В условиях депопуляции и старения населения Европы и масштабного естественного прироста в развивающихся странах миграции неизбежная, объективная реальность. Для Европы приток иммигрантов рассматривается как средство поддержания демографического баланса и решения экономических проблем. В то же время иммиграция формирует комплекс политических и социально-экономических проблем для региона. Наиболее ярко они проявляются в дискуссиях о будущем мусульманской иммиграции. Представлен анализ иммиграции в свете общих тенденций миграционного развития на примере Французской республики как государства со значительным опытом межэтнических контактов в рамках колониальной империи и после нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Immigration as a Reaction on Demographic

The problem under analysis is immigration as a reaction on modern demographic processes in Europe and other parts of the world. Under the circumstances of depopulation and ageing of European population and stable natality in developing countries migration is inevitable, objective process. Europe considers immigrants to be a mean for maintenance of demographic balance and salvation of economic problems. At the same time immigration forms a huge complex of political and social-economic problems. In the best way they are shown on the example of Muslim immigration. The aim of this paper is to analyse this problem in the framework of common migration tendencies on the example of the French Republic as a state with wide experience of multi-ethnic contacts in colonial and post-colonial era.

Текст научной работы на тему «Иммиграция как реакция на изменение демографической ситуации (на примере Франции)»

Е.Г. Колпинская

Иммиграция как реакция на изменение демографической ситуации (на примере Франции)

Изменяющийся облик Европы тревожит как многих исследователей, политиков и общественных деятелей, так и рядовых европейцев. Сегодня высказываются самые разные предположения о том, каким будет население Европы через несколько десятилетий. Вариантов множество: сохранение современного этнорасового состава, «креолизация», смешение представителей различных этносов при доминанте европейцев, исчезновение «белого» большинства в Европе. Анализ демографической ситуации в Европе тесно переплетается с оценкой эффективности иммиграционной политики и проблемами этнокон-фессиональных взаимоотношений в Европе. В данном ключе наиболее интересен опыт Французской республики как государства с масштабным опытом межэтнических контактов в рамках колониальной империи и после нее. Необычно, что во Франции применялись нескольких моделей иммиграционной и интеграционной политики в течение второй половины ХХ в., поэтому нам хотелось бы рассмотреть демографические проблемы Европы и методы их решения на примере этой страны.

Источником проблем в сфере демографии в указанный период стал резкий спад рождаемости в 1970-х гг. В 1960-х гг. произошел всплеск рождаемости как результат устранения негативных последствий Второй мировой войны и стабильного экономического роста. В это десятилетие коэффициент фертильности составил около 2,84 [1], что обеспечивало пусть не бурный, но стабильный прирост населения страны. С началом 1970-х гг. ситуация во Франции и по всей Европе начала стремительно ухудшаться. К началу 1980-х гг. коэффициент фертильности во Франции достиг 1,95, к 1990 г. - 1,78 [2, с. 468] и лишь к 2000 г. чуть-чуть поднялся до 1,78 [1]. Однако это не могло обеспечить восполнения и естественного прироста населения.

Причинами этого процесса стали изменения в социальной и экономической сферах жизни государства. В частности, послевоенная экономика остро нуждалась в рабочей силе, что автоматически включило женщин в ресурс рынка труда. Развитие современных отраслей экономики и увеличение темпа жизни привели к размыванию традиционных социальных ролей мужчины и женщины в обществе, негативно сказались на институте брака. В 1960-е гг. во Франции насчитывалось около 400 тысяч пар, живущих в гражданском браке. Сегодня их около 2 миллионов [3]. Учреждение Гражданского пакта солидарности (ПАКС) в октябре

1999 г. открыло возможность для пар, не могущих или не желающих вступить в брак, вести совместную жизнь в более стабильных и комфортных условиях. С одной стороны, ПАКС представляет собой контракт, связывающий партнеров как правами, так и обязанностями. С другой стороны, формальное признание упадка института брака негативно сказывается и будет сказываться на естественном приросте населения страны. В этой связи на первое место выходят вопросы эффективной социальной политики: развитие систем здравоохранения, социальной поддержки и сокращение смертности населения.

Во второй половине ХХ в. активно развивается социальная политика Франции. Под эгидой Министерства социальной политики и Министерства труда проходит сокращение продолжительности рабочей недели, уменьшение пенсионного возраста, вводятся новые социальные пособия для безработных, развиваются системы страхования от несчастных случаев и т.д. Особенно активно в этом направлении действовали социалистические правительства в период президентства Франсуа Миттерана 1981-1986 гг. и Жака Ширака 1986-2007 гг. При них были разработаны новые Социальный и Семейный кодексы Французской республики, закрепившие ряд льгот для молодых матерей и иммигрантов.

В итоге, в настоящее время снижение смертности среди лиц пожилого возраста играет главную роль в поддержании демографического баланса. Речь идет не только об увеличении доли 60-летних в одном поколении, но и о том, что они дольше живут и после достижения этого возраста. На 1 января 2001 г. около 16% населения составляли люди в возрасте 65 лет и старше. Десятью годами раньше доля людей указанного возраста составляла лишь 14%. Ее увеличение свидетельствует о старении населения, которое означает увеличение доли лиц пожилого возраста. Доля лиц в возрасте 85 лет и старше росла еще быстрее, увеличившись с 0,9% в 1975 г. (менее 500 тыс. чел.) до более 2% в начале 2001 г. (около 1,2 млн чел.) [1].

Эта тенденция говорит о высоком уровне жизни среди французов, но не всегда идет на пользу обществу. Так, старение населения и диспропорция между молодыми и пожилыми людьми приводит к перевороту «возрастной пирамиды» и увеличению давления на социальные системы, а значит, и на бюджет страны.

В этих условиях важное значение приобретает качественная иммиграционная политика. С середины

ИСТОРИЯ

1950-х гг. важнейшей задачей французского правительства стало привлечение иностранных рабочих. К середине 1990-х гг. их численность достигала 3,5 млн чел. [4, с. 17] и постоянно растет. Даже в период нефтяного кризиса 1973-1974 гг. по квотам Национального агентства по иммиграции планировалось набирать по 75 тыс. чел. в год [5, с. 92].

С одной стороны, привлечение рабочих-иммиг-рантов снижает напряженную ситуацию с воспроизводством населения и восполняет недостаток рабочей силы на рынке труда. С другой стороны, начиная с 1974 г., когда правительство ввело жесткие меры контроля над миграционными потоками, иммигранты начали замыкаться и создавать собственные общины, что особенно заметно на примерах мусульманских магрибских и африканских диаспор. Ограничение права на въезд повлекло за собой массовую семейную иммиграцию, которая после 1975 г. составляла до 70% от всего иммиграционного потока [5, с. 27]. Увеличение количества иммигрантов, в том числе за счет масштабного естественного прироста, и замкнутость общин привели к росту озабоченности политиков и населения иммиграционным будущим страны. Основной целью последующих шагов по ужесточению режима въезда и пребывания во Франции, прежде всего для мусульман, было поддержание равновесия между иммигрантами и коренными жителями стран Европы.

Важнейшей проблемой в данном ключе является выбор модели интеграционной политики. Несмотря на отказ Франции от традиционной политики ассимиляции этноконфессиональных меньшинств на основе светского общества в конце 1970-х гг., в скрытой форме она присутствует до сих пор. Это, в частности, проявляется в ряде бытовых ограничений, связанных с отправлением религиозного культа, а также жесткими требованиями по интеграции в принимающее общество для получения гражданства, закрепленные законами Паскуа 1993 г. и Шевенманна 1998 г.

Для полной интеграции и эффективного взаимодействия с иммигрантскими общинами в 2000 г. при президенте республики был создан Высший совет по интеграции, задача которого состояла в налаживании межкультурного взаимодействия и облегчения вхождения иммигрантов в принимающее общество и их последующая натурализация.

Основными проблемами в этом отношении остаются следующие. Во-первых, недостаточное владение языком и отсутствие правильного представления о принимающем обществе в иммигрантской среде. Во-вторых, замкнутость иммигрантских общин, которые создаются по этноконфессиональному принципу и зачастую дублируют функции государства. Они, с одной стороны, оказывают всестороннюю моральную и материальную поддержку иммигрантам, а с другой - препятствуют их прямому взаимодействию с принимающим обществом. Кроме того, общины

переносят и консервируют традиционный уклад иммигрантов с их родины в страны Европы, что также замедляет их интеграцию во всех сферах жизни. В-третьих, усиление радикальных религиозных течений в Европе, в частности салафизм. Эта проблема является одной из наиболее актуальных, так как она тесно связана не только с внутренней ситуацией во Франции и Европе, но и с внешней конъюнктурой. Через религиозные организации радикалы стран происхождения иммигрантов получают возможность лоббировать свои интересы на европейском континенте. Во Франции в этом направлении активно действуют Салафитская боевая группа под руководством алжирского Исламского фронта спасения и местное отделение так называемых Братьев-мусульман.

Однако основной проблемой французской интеграционной модели остается то, что колониальные традиции и весь исторический путь страны не позволяют рассчитывать на равноправное отношение с иммигрантами, которые в большинстве своем являются выходцами с бывших французских территорий. Это связано как со стереотипами мышления, так и с объективным страхом того, что через три-четыре поколения инокультурные иммигранты будут составлять большинство в отличие от коренного населения. Это, в свою очередь, может подорвать светские устои государства и разрушить его изнутри.

Очевидно и то, что без поддержания нынешних темпов иммиграции население Европы будет сокращаться. Так, в январе 2005 г. оно составило 459488 тыс. чел.; к январю 2006 г. оно достигло 461507 тыс. чел., но без того прироста, который дали в этот год иммигранты, оно бы было только 456271 тыс. чел. [7]. Следовательно, прирост населения был бы отрицательным по сравнению с предыдущим годом.

Европейские «государства благоденствия» не могут позволить себе снизить уровень социальных гарантий, а в условиях старения населения Европы для его поддержания требуется стабильный прирост именно трудоспособного населения, который и обеспечивают иммигранты. Без этого система социального обеспечения потерпит крах, что приведет к дестабилизации ситуации в Европе. Особенно сильно это может ударить по Франции, которая тратит значительную часть бюджета (около 40%) на социальные расходы.

Правительство Франции уже отказалось от концепции «нулевой» миграции, признав невозможность ее достижения. Сегодня оно старается создать полноценное миграционное законодательство как на национальном, так и на европейском уровнях. Национальное миграционное законодательство опирается прежде всего на исторический опыт страны, потребности его экономики и национальные интересы. Франция акцентирует внимание на бывших колониях в Северной и «Черной» Африке, островах Французской Полинезии, Мадагаскаре, с которыми у них подписаны

соглашения о сотрудничестве и принципах приема иммигрантов.

На общем уровне государства Европы стараются гармонизировать иммиграционные политики на основе общеевропейских идей о демократии и правах человека и общих принципов въезда граждан третьих стран. Однако, несмотря на существенные успехи в деле европейской интеграции, иммиграционная политика остается крайне спорным моментом. Это связано с разницей в иммиграционной ситуации в странах Европы, разной потребностью в иммигрантах и принципах их приема. Кроме того, на европейской арене имеют место определенные противоречия между различными европейскими институтами и национальными правительствами в сфере принятия политических решений. Таким образом, закрепив общие принципы иммиграционной политики в рамках Амстердамского договора 1997 г. и договора Ниццы

2000 г., а также согласовав охрану границ согласно «Вехам Тампере» 2002 г., Европа не смогла договориться о действиях практического характера.

В настоящее время иммиграция для Франции и Европы одновременно и панацея от депопуляции, и комплекс проблем, требующих немедленного решения. В условиях снижения рождаемости и постепенного старения ее населения потребность в иммигрантах очевидна как самим европейцам, так и странам-донорам. С одной стороны, это позволит иммигрантам рассчитывать на установление режима, благоприятного для въезда и пребывания в стране. С другой стороны, правительства европейских государств, сталкиваясь с уже реальной проблемой сохранения не столько коренного населения, сколько европейского образа жизни и определенных религиозных и культурных ценностей, вынуждены дополнять ими концепцию единой Европы.

Библиографический список

1. Депланк, Г. Население Франции в начале третьего тысячелетия / Г. Депланк [Электронный ресурс] // http://amba.1co.ru/rus/looks/france_today/populati.asp

2. Bardet, J.-P. Histoire des Populations de l’Europe / J.-P. Bardet, J. Dupaquier. - Paris, 1999.

3. Hamilton, K. The Challenge of French Diversity / K. Hamilton [Электронный ресурс] // www.migrationinformation. org

4. Salt, J. Migration and Population Change in Europe / J.

Salt // UNIDIR research paper №19. - Geneva ; N.-Y, 1993.

5. Слука, А.Е. Население Западной Европы: воспроизводство, миграции, расселение, занятость / А.Е. Слука. - М., 1984.

6. Les immigres en France / ed. P. Champsaur. - P., 1997.

7. Muenz, R. Europe: Popultion and Migration in 2005 / R. Muenz // [Электронный ресурс] www.migrationinformation. org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.