Научная статья на тему 'Иммиграционная политика США в двухсторонних отношениях с Мексикой в начале ХХI в'

Иммиграционная политика США в двухсторонних отношениях с Мексикой в начале ХХI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1025
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США / ИММИГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США / ЛЕГАЛЬНЫЕ ИММИГРАНТЫ / СЕЗОННЫЕ РАБОЧИЕ / МЕКСИКАНСКИЕ НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ИММИГРАНТЫ / ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ИММИГРАЦИОННАЯ РЕФОРМА В США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Сергей Владимирович

Статья посвящена одному из важных аспектов национальной безопасности США обеспечению контроля за потоком иммигрантов на внешних границах страны. Наиболее острую и конфликтную форму проблема нелегальной иммиграции приобрела на границе США и Мексики. Автор полагает, что существующее иммиграционное законодательство не позволяет обеспечить надлежащий уровень национальной безопасности США. Решение этой проблемы возможно лишь в случае достижения консенсуса представителями разных точек зрения на национальную миграционную политику и проведения всеобъемлющей иммиграционной реформы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммиграционная политика США в двухсторонних отношениях с Мексикой в начале ХХI в»

С. В. Васильев*

иммиграционная политика США в двухсторонних отношениях с Мексикой в начале XXI в.

Статья посвящена одному из важных аспектов национальной безопасности США — обеспечению контроля за потоком иммигрантов на внешних границах страны. Наиболее острую и конфликтную форму проблема нелегальной иммиграции приобрела на границе США и Мексики. Автор полагает, что существующее иммиграционное законодательство не позволяет обеспечить надлежащий уровень национальной безопасности США. Решение этой проблемы возможно лишь в случае достижения консенсуса представителями разных точек зрения на национальную миграционную политику и проведения всеобъемлющей иммиграционной реформы.

Ключевые слова: вопросы национальной безопасности США, иммиграционное право, иммиграционная политика США, легальные иммигранты, сезонные рабочие, мексиканские нелегальные иммигранты, всеобъемлющая иммиграционная реформа в США

The article deals with a key issue of US National Security that is protection and control of the US State Borders. Meanwhile, the US-Mexico Border has become one of the areas of deep and serious concern of the US authorities for previous centuries. Thus, the author suggests that the current USA Immigration System does not guarantee the appropriate level of national security. Also the researcher believes that only national consensus and an efficient Comprehensive Immigration Reform will help to solve a tangle of the modern American society.

Key words: US national security issues; immigration law, USA immigration policy, legal immigrants, guest worker, mexican illegal immigrants, US comprehensive immigration reform

Приступая к характеристике миграционной политики США в начале ХХI в., необходимо коснуться основных понятий и особенностей иммиграционного права США, которое представляет собой «совокупность норм, регулирующих условия и процедуры приобретения, сохранения и лишения статуса постоянного жителя (иммигранта) и гражданина США, а также условия и процедуры въезда и временного пребывания иностранцев в США»1. Иммиграционное право США — это сложный, детально разработанный правовой институт материально-процессуального характера.

Как государство США изначально формировались за счет притока поселенцев-иммигрантов, а система государственного регулирования иммиграции выстраивалась и развивалась в течение нескольких периодов. Назовем их: период освоения новых земель в американских колониях (до конца XVIII в.); период зарождения государственной иммиграционной политики и законодательства США (до 30-х гг. XIX в.); период первых проявлений антииммиграционной политики (до 70-х гг. XIX в.); период системной разработки государственного иммиграционного законодательства (до 20-х гг. XX в.); период перехода к системе национальных квот и ужесточения иммиграционной политики США (до 50-х гг. XX в.); период развития системы предоставления преференций при допуске иммигрантов в страну (до 70-х гг. XX в.); период усиления борьбы с не-

* Васильев Сергей Владимирович — старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: sergvass2009@yandex.ru.

1 Шумилов В. М. Правовая система США. М., 2013. С. 117—123.

легальной иммиграцией (до 90-х гг. XX в.); период реформирования иммиграционной политики, связанной с легальной «регулярной» иммиграцией рабочих1.

На протяжении всей истории США три ветви государственной власти страны — законодательная, исполнительная и судебная — принимали активное участие в создании, кодификации и реформировании иммиграционного законодательства, а также в регулировании иммиграционных процессов. Так, Конгресс США определяет направления государственной иммиграционной политики в целом, президент руководит деятельностью правительственных органов, управляющих иммиграционным процессом, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением норм иммиграционного законодательства и при необходимости формулируют прецедентные нормы иммиграционного права США.

Решением вопросов иммиграции занимаются Госдепартамент США, Министерство юстиции и входящие в его состав Служба иммиграции и натурализации и Исполнительное управление по надзору за иммиграцией, ФБР, Министерство труда и Министерство здравоохранения и социальных служб. Особыми функциями наделен Национальный визовый центр США, которым управляет частная компания в рамках договора, подписанного с Госдепартаментом США.

В соответствии с положениями иммиграционного законодательства США любое физическое лицо, не являющееся гражданином США, считается иностранным гражданином. В зависимости от правового статуса иностранные граждане подразделяются на три категории:

1) лица, которым разрешено временное пребывание в США (не иммигранты);

2) постоянные жители США (легальные иммигранты)2;

3) нелегальные иммигранты3.

К категории нелегальных иммигрантов относятся:

лица, которые оказались на территории США без прохождения пограничного контроля;

лица, которые на законных основаниях пересекли государственную границу США, но не выехали за пределы США по истечении периода действия въездной визы;

лица, осуществляющие трудовую деятельность на территории США без наличия разрешения на ведение трудовой деятельности, предоставленного Министерством труда США4.

Среди наиболее существенных причин незаконной иммиграции мексиканцев в США можно назвать следующие: колоссальная разница в экономическом развитии США

1 Шумилов В. М. Указ. соч. С. 120.

2 Там же. В США количество легальных иммигрантов составляет около 10 млн человек. Они пользуются всеми гражданскими правами, обладают правом в любое время въезжать (выезжать) в (из) США, проживать на территории любого штата; имеют постоянное разрешение на работу и получение доходов. Однако они ограничены в избирательном праве и в праве занимать государственные должности в США. Как и граждане США, они в большинстве случаев обязаны платить налоги с доходов, получаемых вне территории США. В отличие от граждан США легальные иммигранты должны находиться на территории Соединенных Штатов не менее 180 дней в году за исключением особых случаев. Основным документом, подтверждающим иммиграционный статус постоянного жителя США, является карточка регистрации иммиграционного учета иностранного гражданина (Alien Registration Receipt Card), именуемая в разговорной речи «грин-карта» (Green Card). В соответствии с Законом об иммиграции 1990 г. власти США проводят ежегодные лотереи для иммигрантов, желающих получить статус постоянного жителя. С помощью данного способа регулирования иммиграции США стремятся обеспечить «этническое разнообразие» (ethnic diversity) населения страны. Ежегодная квота въезда иммигрантов для этой категории иностранных граждан составляет 55 тыс. человек.

3 Шумилов В. М. Указ. соч. С. 122. В настоящее время в США нелегально проживают около 5 млн человек, из которых более 2 млн — легально въехавшие иностранцы, у которых истек срок действия визы. Ежегодно из США депортируются более 100 тыс. иностранных граждан.

4 Jasso G., Massly D., Rosenzweig M. From Illegal to Legal: Estimating Previous Illegal Experience Among New Legal Immigrants of the United States // International Migration Review. 2008. Vol. 42. № 4. P. 804.

и Мексики; географическая близость двух стран (непосредственное соседство и общая граница протяженностью более 3 тыс. км); потребность экономики США в дешевой низкоквалифицированной рабочей силе; активная деятельность широко разветвленных социальных сетей в самом мексиканском обществе, которые специализируются на нелегальном перемещении мексиканцев через общую границу с США.

Эксплуатация нелегальной рабочей силы в США началась в ХХ в. — в годы стремительного экономического развития страны и вызванной этим острой нехватки рабочих рук как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Именно на этот период приходится первая волна мексиканской иммиграции в США.

В годы Первой мировой войны Г. Гувер, отвечавший в администрации президента США В. Вильсона за продовольственные вопросы, убедил руководство страны в необходимости задействовать мексиканских рабочих в военном производстве и аграрном секторе1. Рост численности нелегальных трудовых иммигрантов из Мексики увеличился также в результате проведения программы Bracero, в рамках которой страны договорились о найме мексиканских сезонных рабочих на фермы юго-западных штатов США. За время действия данной программы (1942—1964 гг.) в США въехало около 4,8 млн легальных и свыше 5 млн нелегальных мексиканских рабочих2. Решение Конгресса США об аннулировании контрактной системы должно было уменьшить количество нелегальных мексиканских трудовых иммигрантов, которые были заняты на работах в сельском хозяйстве, на шахтах, в строительстве, пищевой промышленности, розничной и мелкой торговле и сфере услуг. Однако этого не произошло в силу того, что в течение долгих лет американские работодатели привыкли к использованию дешевого труда сезонных рабочих, который позволял им значительно экономить на выплате налогов и отчислениях в социальные фонды. Представители деловых кругов отмечали, что использование труда нелегальных иммигрантов было выгодно, так как они работали усерднее, их было легче контролировать, они не выдвигали требований об улучшении условий труда. Они были готовы выполнять более тяжелую и не требующую высокой квалификации работу, для которой в то время на рынке труда США не хватало рабочих рук. Однако пребывание в стране мексиканских нелегальных иммигрантов отрицательно сказывалось на жизни американского общества в силу того, что они не платили налоги, пользовались медицинскими услугами, программами по социальному обеспечению, обучали детей в школах. Также их пребывание в США повлекло рост уровня безработицы на региональных рынках труда, что создавало конкуренцию для иммигрантов из иных стран Латинской Америки, легально проживающих в США, а также для афроамериканцев.

В связи с возникновением множества социальных проблем и обострением противоречий, вызванных пребыванием в стране нелегальных мексиканских иммигрантов, перед властями США встала задача немедленно реформировать национальное законодательство в сфере иммиграционной политики. Первые серьезные попытки по созданию действенной иммиграционной политики были предприняты администрацией президента США Дж. Картера. Однако меры, направленные на сокращение нелегальной иммиграции из Мексики, оказались малоэффективными, а постоянно растущее количество «нелегалов» привело к тому, что они стали составлять значительную часть американского общества. По результатам переписи 2000 г., в стране находилось около 9 млн нелегальных иммигрантов, из которых 3,8 млн человек прибыли из Мексики. В 2000 г. на границе было задержано около 1,7 млн человек, бóльшую часть задержанных составляли выходцы из Мексики3.

1 Sanchez G. Face the Nation: Race, Immigration, and the Rise of Nativism in Late Twentieth Century America // International Migration Review. 1997. Vol. 31. № 4. P. 1012.

2 Американский ежегодник 2012 / отв. ред. В. В. Согрин. М., 2012. С. 72; De Genova N. The Legal Production of Mexican / Migrant «Illegality» // Latino Studies. 2004. № 2. P. 165.

3 The Economist. 2011. November 19-25. P. 9.

Проблема нелегальной иммиграции в США актуальна и в ХХ! в. Трагические события 11 сентября 2001 г. свидетельствовали о том, что американское общество осуществляло контроль за своими границами недостаточно эффективно, а незаконно проникающие в страну иммигранты стали представлять угрозу национальной безопасности страны. В рамках государственной политики по борьбе с терроризмом, провозглашенной президентом Дж. У. Бушем, иммиграционная реформа признана задачей государственной важности. Администрацией в срочном порядке был предпринят комплекс кардинальных мер. В частности, была проведена серьезная реформа Службы иммиграции и натурализации, в результате сформировались три департамента, ставшие составными элементами Министерства внутренней безопасности (US Department of Homeland Security): Департамент таможни и пограничного контроля (Bureau of Custom and Border Protection), Департамент иммиграции и таможенных расследований (Bureau of Immigration and Customs Enforcement), Департамент по вопросам гражданства и иммиграционных услуг (Bureau of Citizenship and Immigration Service).

В начале 2004 г. в Конгрессе США на рассмотрении находился проект по реформированию иммиграционной системы, внесенный президентом США. В рамках данной реформы предусматривалось укрепление государственной границы1; усиление контроля за исполнением иммиграционных законов; создание специальной программы о сезонных работниках, нацеленной на удовлетворение потребностей США в низкоквалифицированной рабочей силе. Эта программа2 вызвала разногласия в Конгрессе США: одни считали, что проведение реформы иммиграционного законодательства крайне необходимо для обеспечения национальной безопасности, тогда как другие не соглашались с предлагаемыми администрацией Дж. У. Буша ужесточением контроля и ограничениями для сезонных рабочих.

Рис. 1. «Граница 2012»

1 Чертина З. С. Старая проблема в новом столетии: мексиканская нелегальная иммиграция в США // Американский ежегодник 2012. С. 71—88.

2 Согласно подписанному с Мексикой двухстороннему соглашению La Paz Agreement Конгресс США утвердил программу «Граница 2012» (Border 2012) (см. рис. 1). В июне 2006 г. в рамках данной программы было принято решение о размещении в штате Техас вдоль границы США и Мексики по реке Рио-Гранде-дель-Норте системы видеонаблюдения. Получаемая видеоинформация передавалась по сети Интернет в Службу пограничного контроля США. В 2007 г. виртуальные системы наблюдения были установлены на участке протяженностью в 28 миль в пустыне штата Аризона на границе с Мексикой. Правительство США планировало выделить на осуществление этой программы до 6,7 млрд долл. В 2007 г. эти расходы составили 10,4 млрд долл. На границе со стороны США численность пограничников достигла 15 тыс. человек, а военнослужащих из состава Национальной гвардии США — 6 тыс.

В конце 2005 г. Палата представителей Конгресса США приняла Закон «О защите границы, антитерроризме и контроле за нелегальной иммиграцией», в соответствии с которым незаконное проникновение на территорию США и пребывание на ней квалифицировались как уголовное преступление. Ранее такое деяние рассматривалось как административное правонарушение. Основными мероприятиями по борьбе с нелегальной иммиграцией стали запретительные и административные меры: были расширены полномочия пограничной службы, началось создание иммиграционных тюрем и строительство заградительных сооружений на участке совместной границы штата Аризона и Мексики протяженностью 300 км, активизировалась деятельность по противодействию преступным группировкам, вовлеченным в изготовление и сбыт фальшивых миграционных документов.

Правоохранительные органы США проводили массовые облавы на нелегальных иммигрантов и их депортацию. В спецоперациях использовались вертолеты и беспилотные летательные аппараты. Также предпринимались меры по усилению границы в штате Техас, где гористая местность позволяла нелегально переправлять «живой товар» и большие партии наркотиков. После декабря 2005 г. лица, задержанные и арестованные при нелегальном пересечении границы, уже не депортировались на родину, а направлялись в тюрьмы для нелегальных мигрантов. В октябре 2006 г. Дж. У. Буш подписал закон о возведении двойной металлической стены на границе США — Мексика (см. рис. 2) протяженностью 1100 км и высотой 6 м1.

Рис. 2. Участок границы США — Мексика2

Однако меры, предпринимаемые правительством США, не привели к улучшению обстановки на границе с Мексикой. Поток нелегальных иммигрантов продолжал стремительно увеличиваться. К 2007 г. их количество достигло 12 млн человек, из которых 57 % прибыли из Мексики, 11 % — из стран Центральной Америки, 9 % — из стран Восточной Азии, 8 % — из Южной Америки, 4 % — из других стран3.

В начале 2007 г. в Конгрессе США рассматривался еще один вариант реформы иммиграционной системы. Согласно закону, предложенному администрацией Дж. У. Буша,

1 Чертина З. С. Указ. соч. С. 76.

2 USA — Mexico Border Patrol Patrolling the Río Grande // URL: http://www.google.ru/search?q=us-mexico+border&newwindow.

3 Чертина З. С. Указ. соч. С. 77.

планировалось провести амнистию для лиц, которые нелегально въехали на территорию страны до 1 января 2007 г. Эти лица обязывались выплатить по 5 тыс. долл. США, после чего им предоставлялось бессрочное разрешение на работу в стране; по истечении 8—13 лет они могли претендовать на получение вида на жительство в США. Срок для оформления документов для данных нелегальных иммигрантов составлял 18 месяцев. По его окончании предлагалось установить ежегодное ограничение количества иммигрантов и ввести квоту в размере 400 тыс. человек в год. В ходе дискуссии размер квоты был уменьшен до 200 тыс. человек в год. По мнению Дж. У. Буша, такие действия должны были предотвратить незаконное проникновение иностранных граждан в США и в то же время максимально упростить процедуру получения гражданства США для 12 млн нелегальных иммигрантов1.

Однако этот закон не был принят, поскольку всеобъемлющая реформа иммиграционной политики, предложенная администрацией Дж. У. Буша, не нашла поддержки в американском обществе2. Против проведения амнистии нелегальных иммигрантов выдвигались следующие аргументы: массовая амнистия могла отрицательно сказаться на экономике страны и на заработной плате граждан США; большинство граждан США выступили категорически против предоставления гражданства США лицам, которые прибыли в страну, нарушив иммиграционное законодательство, в то время как другие лица, находясь в своих странах, ожидали приглашения на въезд в США на легальных основаниях; около 60 % граждан США высказались за введение более эффективных методов борьбы с нелегальными иммигрантами и за ужесточение пограничного контроля, депортацию «нелегалов», а также за судебное преследование работодателей, нанимающих нелегальных иммигрантов3. Отсутствие значимых результатов федеральной иммиграционной политики привело к активному и жесткому обсуждению этой социальной проблемы по всей стране. В результате в 41 штате были разработаны и приняты законодательные акты, направленные на обеспечение защиты граждан США от преступлений, совершаемых нелегальными иммигрантами4.

С нашей точки зрения, в качестве оценки иммиграционной политики Дж. У. Буша можно привести показательное заявление сенатора от штата Иллинойс Барака Обамы, который в 2007 г. сказал, что «политики в Вашингтоне долгое время дискутировали проблему иммиграции, а не решали ее. Наша иммиграционная система должна отойти от политики и предложить такое решение, которое бы защитило границу, усилило законность в обществе и вновь подтвердило наше наследие как нации иммигрантов». В свою очередь Б. Обама изложил свое видение этой социальной проблемы и предложил:

обеспечить безопасность пограничной зоны, т. е. защитить целостность границы, увеличить количество персонала, развить инфраструктуру и использовать передовые технологии охраны границы;

повысить эффективность работы иммиграционных органов;

увеличить численность легальных иммигрантов с помощью воссоединения семей и обеспечения их работой;

ввести строгие меры наказания для работодателей, принимающих на работу и укрывающих нелегальных иммигрантов;

обеспечить условия для «выхода из тени» тех нелегальных иммигрантов, которые выплачивают налоги, изучают английский язык, и оказать им помощь в постановке на миграционный учет и получении гражданства США;

1 Bringing Order to the Border // The Economist. 2007. April 14-20. P. 48.

2 The Moment President Bush Finds Few Allies for Immigration Reform // Time. 2007. Vol. 169. № 17. P. 11.

3 Americans Oppose Amnesty // URL: http://numberusa.com/content/leara/issues/publication.

4 Roche W. Number of State — Level Immigration Laws Is Growing — Some Experts Say Washington Inaction Has Led to the Rise of the Localized Legislation // New York Times. 2007. August 6; URL: http://query.nytimes. com/20070806/articles/1/byRoche+W.

устранить причины, побуждающие к нелегальной иммиграции, а для этого помочь экономическому развитию Мексики и созданию рабочих мест на ее территории.

Б. Обама после вступления в должность президента США в 2009 г. назвал иммиграционную политику одним из приоритетных направлений деятельности своей администрации. Ряд положений, предложенных администрацией предшественника, были переработаны и оформлены в виде законопроекта «О всеобъемлющей иммиграционной реформе», который базировался на анализе общественного мнения, обсуждении этой проблемы с представителями различных ветвей власти США в ходе международных встреч и во время официальных визитов Б. Обамы1. На должность секретаря Национальной безопасности США была назначена Жанет Наполитано, которая проводила многочисленные встречи с законодателями с целью обсуждения комплекса мер и поиска решения иммиграционных вопросов, таких как: определение статуса 12 млн нелегальных иммигрантов, находящихся на территории США; проведение иммиграционной амнистии; снижение нелегальной иммиграции; обеспечение страны низкоквалифицированной рабочей силой с помощью введения так называемых красных карт, предусмотренных для сезонных рабочих2. В результате в декабре 2009 г. президент Б. Обама внес на рассмотрение Конгресса США упомянутый законопроект объемом 700 страниц. Данный проект вызвал активную дискуссию в американском обществе. Представители республиканской партии считали, что его принятие приведет к социальному взрыву, поскольку он позволял предоставлять рабочие места иностранным гражданам в то время, когда в условиях экономического кризиса миллионы граждан США искали работу3. Большинство представителей демократической партии поддерживали данный законопроект и надеялись на то, что он будет рассмотрен в Конгрессе США уже в 2010 г. Но Конгресс США не приступил к его рассмотрению.

В наши дни проблема нелегальной иммиграции внесла раскол в американское общество: сторонники всеобъемлющей иммиграционной реформы выступают за проведение иммиграционной амнистии, выполнение Программы приглашенных рабочих. Противники реформы высказываются за жесткую иммиграционную политику в отношении нелегальных иммигрантов и ратуют за их депортацию, а также требуют применения строгих экономических санкций в отношении работодателей «нелегалов».

Еще одним камнем преткновения стал вопрос о судьбе 12 млн нелегальных иммигрантов, находящихся в течение длительного периода на территории США4. Сторонники иммиграционной амнистии считают, что в результате ее проведения удастся сэкономить значительные финансовые средства федерального бюджета и бюджетов штатов, которые не будут истрачены на меры по депортации, не дающие эффективных резуль-

1 The United States and the 2009 Summit of the Americas: Securing Our Citizens' Future // URL: http:// www.whitehouse.gov/the_press_office/The-United-States-and-the-2009-Summit-of-the-Americas-Securing-0ur-Citizens-Future; Joint Press Conference with President Barack Obama and President Felipe Calderón of Mexico. Los Pinos. Mexico City, 2009. April 16 // URL: http://www.whitehouse.goWthe-press-office/joint-press-confer-ence-with-president-barack-obama-and-president-felipe-calderon-me; Press Conference by President Obama, President Calderón of Mexico, and Prime Minister Harper of Canada. Cabañas Cultural Center. Guadalajara, 2013. August 10 // URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Press-Conference-by-President-Obama-President-Calderon-of-Mexico-and-Prime-Minister-Harper-of-Canada.

2 Данный документ позволяет иностранному гражданину прибывать в США и легально находиться на территории страны в соответствии с трудовым соглашением о выполнении сезонных работ, которое заключается с работодателем из США. Подробнее см.: URL: http://www.uscis.gov/sites/default/files/ USCIS/About%20Us/Electronic%20Reading%20Room/Customer%20Service%20Reference%20Guide/Employment_ Authorization.pdf.

3 Obama Plans to Give 12 mln Illegal Immigrants US Passport // URL: http://www.news.rotan-van. com.2009/04/10obama.plans.

4 Чертина З. С. Указ. соч. С. 76.

татов1. В свою очередь противники амнистии полагают, что она приведет к увеличению бюджетных расходов и не позволит решить проблему иммигрантов в США. Выход из сложившейся ситуации возможен только при условии снижения бюджетных расходов на нелегальных иммигрантов, увеличения взимаемых с них налогов и обеспечения строгого, неуклонного и бескомпромиссного исполнения положений иммиграционного законодательства с целью сокращения количества нелегальных иммигрантов.

Сейчас можно утверждать, что иммиграционные власти США предпринимают активные меры по уменьшению количества нелегальных иммигрантов из Мексики.

В атмосфере разочарования американской общественности, вызванного неспособностью администраций нескольких президентов США решить проблему нелегальной иммиграции, ряд штатов (Алабама, Аризона, Джорджия) самостоятельно приняли антииммиграционные законы. Однако Б. Обама эту законотворческую деятельность осудил, заявив: «Мы не можем иметь 50 разных законов по всей стране»2. Также против принятия таких законов высказалась церковь, с резкой критикой выступили американские и мексиканские иммиграционные и ряд других сообществ (Coalition for Humane Immigrant Rights of Los Angeles, Coalition for Comprehensive Immigration Reform, National Immigration Forum, Center for Community Change, Casa of Maryland; Méxica Movement, Mexicans Without Borders)3. В результате принятые законы были признаны антиконституционными.

Подводя итоги иммиграционной политики двух президентских администраций США, можно утверждать, что они не преуспели в реформировании иммиграционной системы страны. С нашей точки зрения, этот вывод подтверждают следующие факты:

1) действующее иммиграционное законодательство США не эффективно и не дает возможности ограничить поток нелегальных иммигрантов, что в свою очередь не позволяет обеспечить надлежащий уровень национальной безопасности страны;

2) Конгресс США так и не приступил к рассмотрению двух законопроектов о проведении кардинальной реформы иммиграционного законодательства страны.

В настоящее время американское общество переживает сложный период серьезных разногласий по поводу вопроса самоидентификации, основополагающего в формировании американской нации — нации иммигрантов. Об этом в январе 2013 г. заявил в выступлении в Лас-Вегасе (штат Невада) Б. Обама: «Не имеет значения то, кем Вы являетесь: коренной ли Вы американец или Ваши предки были в числе первых переселенцев в Америку. Мы всегда определяли себя как нацию иммигрантов! В этом наша плоть! Подумайте об этом!»4

Библиография

URL: http://www.chirla.org.

URL: http://www.cirnow.org.

URL: http://www.nclr.org.

Americans Oppose Amnesty // URL: http://numberusa.com/content/leara/issues/publication.

Black K. D., Black St. T., Pace R. H. Is the IRS the Solution To Illegal Immigration? // URL: http:// www.wmitchell.edu/lawreview/volume35/documents/black.pdf.

Bringing Order to the Border // The Economist. 2007. April 14—20.

1 Hoy S. Harsh Enforcement May Not Drive Unauthorized Immigrants Out. 2011. December 8 // URL: http:// www.evri.com./media/article; Black K. D., Black St. T., Pace R. H. Is the IRS the Solution To Illegal Immigration? // URL: http://www.wmitchell.edu/lawreview/volume35/documents/black.pdf.

2 ^t. no: Stuart E. Obama Blasts Georgia Bill Enforcing Immigration Laws; Arizona Reform Movement Losing Momentum. 2011. April 27 // URL: http://www.evri.com/media/article.

3 URL: http://www.chirla.org; URL: http://www.cirnow.org; URL: http://www.nclr.org.

4 Remarks by the President on Comprehensive Immigration Reform. Del Sol High School. Las Vegas, 2013. January 29 // URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/01/29/remarks-president-comprehen-sive-immigration-reform.

De Genova N. The Legal Production of Mexican / Migrant «Illegality» // Latino Studies. 2004. № 2.

Employment Authorization Document // URL: http://www.uscis.gov/sites/default/files/ USCIS/About%20Us/Electronic%20Reading%20Room/Customer%20Service%20Reference%20Guide/ Employment_Authorization.pdf.

Hoy S. Harsh Enforcement May Not Drive Unauthorized Immigrants Out. 2011. December 8 // URL: http://www.evri.com./media/article.

Jasso G., Massly D., Rosenzweig M. From Illegal to Legal: Estimating Previous Illegal Experience Among New Legal Immigrants of the United States // International Migration Review. 2008. Vol. 42. № 4.

Joint Press Conference with President Barack Obama and President Felipe Calderón of Mexico. Los Pinos. Mexico City, 2009. April 16 // URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/joint-press-conference-with-president-barack-obama-and-president-felipe-calderon-me.

Obama Plans to Give 12 mln Illegal Immigrants US Passport // URL: http:// www.news.rotan-van. com.2009/04/10obama.plans.

Press Conference by President Obama, President Calderón of Mexico, and Prime Minister Harper of Canada. Cabañas Cultural Center. Guadalajara, 2013. August 10 // URL: http://www.whitehouse. gov/the_press_office/Press-Conference-by-President-Obama-President-Calderon-of-Mexico-and-Prime-Minister-Harper-of-Canada.

Remarks by the President on Comprehensive Immigration Reform. Del Sol High School. Las Vegas, 2013. January 29 // URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/01/29/remarks-presi-dent-comprehensive-immigration-reform.

Roche W. Number of State — Level Immigration Laws Is Growing — Some Experts Say Washington Inaction Has Led to the Rise of the Localized Legislation // New York Times. 2007. August 6; URL: http://query.nytimes.com/20070806/articles/1/byRoche+W.

Sanchez G. Face the Nation: Race, Immigration, and the Rise of Nativism in Late Twentieth Century America // International Migration Review. 1997. Vol. 31. № 4.

Stuart E. Obama Blasts Georgia Bill Enforcing Immigration Laws; Arizona Reform Movement Losing Momentum. 2011. April 27 // URL: http://www.evri.com./media/article.

The Economist. 2011. November 19—25.

The Moment President Bush Finds Few Allies for Immigration Reform // Time. 2007. Vol. 169. № 17.

The United States and the 2009 Summit of the Americas: Securing Our Citizens' Future // URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/The-United-States-and-the-2009-Summit-of-the-Americas-Securing-Our-Citizens-Future.

USA — Mexico Border Patrol Patrolling the Río Grande // URL: http://www.google.ru/search?q=us-mexico+border&newwindow.

Американский ежегодник 2012 / отв. ред. В. В. Согрин. М., 2012.

Чертина З. С. Старая проблема в новом столетии: мексиканская нелегальная иммиграция в США // Американский ежегодник 2012 / отв. ред. В. В. Согрин. М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шумилов В. М. Правовая система США. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.