БАЙСАЕВА М.У., ГАЙРАБЕКОВА Т.И.
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
Байсаева М.У., Чеченский государственный университет. ст. преподаватель,
364051, ЧР, г. Грозный, ул. Шерипова, 32; Гайрабекова Т.И., Чеченский государственный университет, ст. преподаватель, 364051, ЧР, г. Грозный, ул. Шерипова, 32
В статье рассмотрены подходы к процессу формирования информационного механизма управления, предложена структура информационного обеспечения аграрного сектора.
Ключевые слова: имитационная модель, процесс формирования, информационный механизм, управление.
Коды классификатора JEL: L 86, C 61.
За последние несколько лет российские предприятия действуют в критической ситуации трудно прогнозируемой динамики рынка, кризисной ограниченности внутренних и внешних человеческих, технических, финансовых, информационных и природных ресурсов. В этих условиях существенно усложняется и расширяется круг задач, которые надо решать органам управления предприятий АПК. При этом внешняя среда, в которой действуют предприятия, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее _о неопределенности, появляются неучтенные факторы риска, а традиционные механизмы управления ста- [] новятся неэффективными. Следовательно, необходимо создание информационных блоков хозяйственных ш механизмов, с помощью которых предприятия могли бы эффективно справляться с неопределенностью, рисками и изменениями во внешней среде, приводящими к радикальным последствиям в состоянии, пове- а дении, динамике и перспективах предприятий [2]. 2 Однако в условиях становления рыночной среды руководители сельскохозяйственных предприятий Ш зачастую не в состоянии найти, собрать, переработать, сохранить и реализовать необходимую для их эф- ^ фективного функционирования информацию, поступающую от многих контрагентов в различных объемах |-при различной периодичности и интенсивности потоков. 00 Современная система управления и организации научно-технической информации имеет недостатки: □ слабо координируются работы по проблемам совершенствования информационной деятельности в АПК, не ¡=у сформирована единая система научно-технической информации в отрасли. Предприятия и организации ^ АПК практически не получают актуальную информацию о передовом опыте и научно-технических дости- 0 жениях, в результате чего сдерживается их освоение, что приводит к потерям в масштабе страны до 10 % ф национального дохода. ё Ускорение научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве Российской Федера- £1 ции в определяющей степени зависит от своевременного и качественного информационного обеспечения т органов управления, специалистов и ученых АПК информацией о научно-технических достижениях (НТД) х и передовом производственном опыте в инженерно-технической сфере АПК. В условиях перехода к рынку 0 недостаток коммуникаций, то есть ситуация, когда одно лицо, принимающее решение, не имеет возможнос- о ти выяснить суть соперничающих решений и планов, принятых другими, становится центральной пробле- х мой управления развитием АПК. т По уровню технологического оснащения российских фермерских хозяйств, использованию микро- о процессорной, вычислительной и коммутационной техники аграрный сектор России отстает от развитых о зарубежных стран на 25-30 лет. По экспертной оценке, в развитых зарубежных странах 80—90 % сельскохозяйственных товаропроизводителей охвачены информационным обеспечением. Информационные о службы играют важную роль в техническом развитии предприятий, их относят к числу привилегирован- о ных подразделений [1]. о В современных условиях основой эффективного управления должна стать способность решения самых о разнообразных задач в условиях неустойчивой внешней среды. Это возможно только при помощи адекват- о ного инструментария, который сможет обеспечить как принятие решений в режиме реального времени и оперативную адаптацию к быстро меняющимся условиям, высокую чувствительность и готовность к изменениям, так и соответствие перспективным ориентирам и экономической стратегии.
Но подход к формированию информационной инфраструктуры поддержки сельскохозяйственного производства обязывает быть предельно осторожным, необходимо, с одной стороны, учитывать специфику
сельского бытия конкретной местности, региона, республики в целом. А с другой стороны, необходимо, >||
чтобы развитие подобной инфраструктуры обеспечивало постепенное вхождение России в единое миро- ^
вое информационно-экономическое пространство [3]. ш
В современных условиях экономическая устойчивость предприятий АПК формируется под воздейс- |
твием сложного комплекса факторов. При всем многообразии конкретных хозяйственных ситуаций, по о
нашему мнению, наблюдается определенное единство, характеризующее экономически устойчивые пред- о
приятия. Это единство проявляется в наличии предпринимательского подхода к организации производс- (1)
о.
о ш
твенной, финансовой, маркетинговой деятельности; умении улавливать "слабые" сигналы об изменении среды и быстро реагировать на них посредством приспособления, активного противодействия; способности руководства предприятия эффективно использовать "человеческий капитал" посредством гармонизации интересов предприятия и отдельных работников; постоянном обновлении технологий, динамизме и инновациях.
Специфика информатизации АПК как межотраслевого комплекса заключается в том, что необходимо рассматривать не только информационные механизмы совместной эффективной деятельности отдельных предприятий, связанных единым воспроизводственным процессом отраслей (на микроуровне), но и внутри этих предприятий (на интрауровне), а также на уровне всего регионального межотраслевого комплекса в его отношениях с другими комплексами, сферами и отраслями, секторами и сегментами региональной экономики (на мезоуровне), народно-хозяйственными комплексами и национальной экономикой в целом (на макроуровне). Это позволит обеспечить пропорциональность, сбалансированность взаимосвязанных производств и отраслей, их рациональное ресурсное и инфраструктурное обеспечение.
Учитывая сложность системы АПК, функционирование которой происходит под влиянием закономерностей экономического, социального и биологического характера, деятельность органов управления должна быть направлена на решение стратегических и оперативных задач, создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе. К управлению предъявляют принципиально новые требования, связанные с формированием информационных ресурсов, и неразрывно связанные с процессом выработки, принятия и контроля выполнения решений.
Совершенствование управления сельскохозяйственных предприятий процесс комплексный, требую-П щий адекватных новым условиям хозяйствования изменений в функциях и методах управления, в системах Л) планирования, информационного и кадрового обеспечения, делопроизводства и так далее. Игнорирование О этих факторов нередко приводит к формальному изменению подходов к механизму управления без необ-® ходимого их насыщения содержательной частью.
Согласно мировому опыту важнейшим стратегическим приоритетом развития АПК и его ведущей от-а расли - сельского хозяйства является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инновациЙ онные процессы, как раз и позволяющие вести непрерывное обновление производства на основе ускорен-Ш ного освоения достижений науки и техники. Высокая инновационная активность в той или иной сфере 2 производства сегодня рассматривается как признак динамичного развития, конкурентоспособности и эф° фективности производства [3].
□ В этом плане в качестве одного из ключевых внешних стимулов, необходимых для увеличения иннова-
□ ционной активности, выступает привлечение аграрной науки. Только при активном и многогранном привлечении науки возможно принципиальное решение проблемы преодоления кризиса и последующего подъема АПК, повышение активности на всех стадиях инновационного процесса и уровнях управления. В условиях
Ш
О
0 действия рыночных законов основными заинтересованными объектами в развитии инновационного процесса са являются как производитель, так и потребитель научной продукции. Сельскохозяйственный товаропроиз-ё водитель заинтересован приобрести и внедрить у себя разработанное новшество, позволяющее усовершенс-о. твовать технологию, увеличить производство продукции, удешевить его и повысить эффективность своего ® труда. Представитель науки - разработчик новшества - заинтересован реализовывать и передавать свою
1 разработку с расчетом на эффект как для себя, так и для сельскохозяйственного товаропроизводителя.
о Последний, независимо от того, какую форму хозяйствования он представляет, должен быть сам акти-
0 вен во внедрении новшеств на своем производстве. Эта активность должна заключаться в соответствующей
1 его грамотности, осведомленности, информированности о том, что на сегодня имеется в арсенале науки со и передовой практике по технологии возделывания и производства сельскохозяйственной продукции, ее о переработки, хранения и реализации. Поэтому надлежащее информационное обеспечение товаропроиз-о водителей со стороны соответствующих информационных формирований, являющихся своеобразным мос-^ том между наукой и практикой, становится не только важным направлением повышения инновационной о активности, но и успеха в области управления на всех уровнях АПК.
о Каждая из отраслей развивается по своему сценарию и требует проблемно - ориентированного подхо-
о да к формированию информационных ресурсов. В него входят:
о - информационно-аналитическое обеспечение оптимизации региональных воспроизводственных
о процессов и повышение уровня социально-экономического развития с использованием идей и тех-
0 нологий стратегического планирования (повышение эффективности использования земель; оптими-^ зация зонального и районного землепользования);
1 - снижение социально-экономической напряженности и обеспечение продовольственной независи-^ мости (повышение культуры и интенсификации земледелия, животноводства на основе передового ю опыта и научных основ агротехники; диверсификация сельскохозяйственного производства);
- гармонизация демографической ситуации (повышение качества жизни и решение кадровых про-
^ блем).
си Поэтому информационный механизм развития агропредприятия должен включать в себя:
ц - определение стратегии предприятия с последующим определением критических факторов успеха,
о необходимых для достижения установленных управленческих стратегических целей;
о - выявление и согласование ключевых экономических процессов;
(Т) - оценку влияния отдельных процессов на конечный успех предприятия;
- определение контрольных переменных, характеризующих критические точки и точки фактов успеха экономических процессов предприятия.
Каждое предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, требует осуществления управленческих функций как минимум по трем направлениям:
- взаимодействию предприятий с внешней средой - потребителями его продукции, поставщиками ресурсов и услуг, государственными органами, местным самоуправлением и так далее;
- установлению и регулированию организационно-экономических связей между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия (вопросы специализации производства, планирования хозяйственной деятельности, внутрихозяйственных взаимоотношений);
- созданию механизмов заинтересованности каждого члена предприятия в его эффективной работе, материального и морального стимулирования, ответственности, участия в управлении, т.е. по всем тем вопросам, которые связаны с поведением человека на предприятии.
В основе каждой из представленных функций четко прослеживается роль информационной составляющей управления предприятием. Поэтому уместно сформулировать ключевые задачи информационного обеспечения систем управления в АПК: информация, используемая для управления, должна быть достоверной, полной, обеспечивающей сокращение промежуточных звеньев ее обработки; поступать целенаправленно, в полном соответствии с выполняемой оперативной работой, без случайных или сознательных искажений. При этом скорость продвижения информации по ступеням управленческой иерархии должна не только соответствовать скорости изменений во внешней среде, но и быть выше за счет предвидения ситуационного развития событий, включая не только текущие, оперативные, тактические ресурсы и запасы, но также перспективные и стратегические. То есть в основе подхода к информационному механизму
П
управления должно стоять формирование оптимальной организационной структуры [5].
В этой связи, организационная структура определяется, на наш взгляд, исходя из предпосылок принятия ^ решений. Манипулирование каналами информации, селективное распределение содержания сообщений, щ
выработка «организационного языка» в определенной степени предопределяют восприятие индивидом ситуации, ее оценку и соответствующее ей поведение. Исходя из этого, возможен механизм ненавязчиво
го контроля и манипулирования сознанием членов организации, призванные обеспечить определенное И
единство взглядов, способствующее достижению целей организации. 00
Поэтому организация оптимальной структуры любого подразделения АПК должна, на наш взгляд, в ]>
первую очередь строиться на индикаторах устойчивого развития: °
- способность региона к самообновлению, адаптация к внешней среде (рынку, социальным потребнос- щ тям, экологическому императиву), способность генерировать НТП; □
- способность к воспроизводству на качественно новом уровне целей; О
- степень прогрессивности экономической структуры (раньше - доля старого и нового, теперь - соот- . ношение креативных и адаптивных, творческих и исполнительских функций); 0
- ускорение инновационного процесса. То есть должны быть проанализированы: £
1) природно-сырьевая структура территории; ё
2) население и трудовой потенциал территории;
3) концентрация производства; $
4) территориальная структура производства; х
5) отраслевая структура производства; ^
6) состояние экологического потенциала; о
7) наличия коммуникаций (автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные, теле-, радио и телефонные коммуникации); $
8) наличия печатных средств информации, возможностей накапливания, отбора, хранения, доставки и о обработки информации. о
Подобные сведения предоставят возможность определиться как с составом организационной структу- ^
ры сельскохозяйственного производства, так и с формами реализации ее доставки. Как показывает миро- ^
вая практика, диапазон выбора достаточно велик: от прямого общения, изменения структуры имеющихся ¡5
средств массовой информации до внедрения электронных технологий доставки, обработки, накопления и о
поиска информации [4]. о
со
Применение для анализа моделей наилучшего восприятия инноваций, синергетических моделей саморазвития, принципов уменьшения издержек обмена, моделей эффективного применения современных о информационных технологий позволит, на наш взгляд, более или менее точно определить основные кон- оь туры информационного механизма управления развитием АПК и предложить структуру информационного Ц обеспечения отрасли в целом. Е
со
В предложенной структуре фактор восприятия информации между независимыми сельхозобразова-
ниями обеспечивает наибольшую вероятность перехода к выгодному для всех новшеству, инновации в §
максимально короткий срок. На районном уровне связь между «близкими» сельскохозяйственными обра- ф
зованиями, осуществляемая за счет вербального общения, традиционных систем связи, происходит на базе ^
«центров общения» районных информационно-консультационных служб (РЦИКС). Объединение внутри о
РЦИКС обеспечивает накапливание необходимой информации, формирование второго контура обратной §
связи (контур развития). ^