Научная статья на тему 'Имитационная модель процесса формирования информационного механизма управления'

Имитационная модель процесса формирования информационного механизма управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байсаева М. У., Гайрабекова Т. И.

В статье рассмотрены подходы к процессу формирования информационного механизма управления, предложена структура информационного обеспечения аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационная модель процесса формирования информационного механизма управления»

БАЙСАЕВА М.У., ГАЙРАБЕКОВА Т.И.

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

Байсаева М.У., Чеченский государственный университет. ст. преподаватель,

364051, ЧР, г. Грозный, ул. Шерипова, 32; Гайрабекова Т.И., Чеченский государственный университет, ст. преподаватель, 364051, ЧР, г. Грозный, ул. Шерипова, 32

В статье рассмотрены подходы к процессу формирования информационного механизма управления, предложена структура информационного обеспечения аграрного сектора.

Ключевые слова: имитационная модель, процесс формирования, информационный механизм, управление.

Коды классификатора JEL: L 86, C 61.

За последние несколько лет российские предприятия действуют в критической ситуации трудно прогнозируемой динамики рынка, кризисной ограниченности внутренних и внешних человеческих, технических, финансовых, информационных и природных ресурсов. В этих условиях существенно усложняется и расширяется круг задач, которые надо решать органам управления предприятий АПК. При этом внешняя среда, в которой действуют предприятия, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее _о неопределенности, появляются неучтенные факторы риска, а традиционные механизмы управления ста- [] новятся неэффективными. Следовательно, необходимо создание информационных блоков хозяйственных ш механизмов, с помощью которых предприятия могли бы эффективно справляться с неопределенностью, рисками и изменениями во внешней среде, приводящими к радикальным последствиям в состоянии, пове- а дении, динамике и перспективах предприятий [2]. 2 Однако в условиях становления рыночной среды руководители сельскохозяйственных предприятий Ш зачастую не в состоянии найти, собрать, переработать, сохранить и реализовать необходимую для их эф- ^ фективного функционирования информацию, поступающую от многих контрагентов в различных объемах |-при различной периодичности и интенсивности потоков. 00 Современная система управления и организации научно-технической информации имеет недостатки: □ слабо координируются работы по проблемам совершенствования информационной деятельности в АПК, не ¡=у сформирована единая система научно-технической информации в отрасли. Предприятия и организации ^ АПК практически не получают актуальную информацию о передовом опыте и научно-технических дости- 0 жениях, в результате чего сдерживается их освоение, что приводит к потерям в масштабе страны до 10 % ф национального дохода. ё Ускорение научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве Российской Федера- £1 ции в определяющей степени зависит от своевременного и качественного информационного обеспечения т органов управления, специалистов и ученых АПК информацией о научно-технических достижениях (НТД) х и передовом производственном опыте в инженерно-технической сфере АПК. В условиях перехода к рынку 0 недостаток коммуникаций, то есть ситуация, когда одно лицо, принимающее решение, не имеет возможнос- о ти выяснить суть соперничающих решений и планов, принятых другими, становится центральной пробле- х мой управления развитием АПК. т По уровню технологического оснащения российских фермерских хозяйств, использованию микро- о процессорной, вычислительной и коммутационной техники аграрный сектор России отстает от развитых о зарубежных стран на 25-30 лет. По экспертной оценке, в развитых зарубежных странах 80—90 % сельскохозяйственных товаропроизводителей охвачены информационным обеспечением. Информационные о службы играют важную роль в техническом развитии предприятий, их относят к числу привилегирован- о ных подразделений [1]. о В современных условиях основой эффективного управления должна стать способность решения самых о разнообразных задач в условиях неустойчивой внешней среды. Это возможно только при помощи адекват- о ного инструментария, который сможет обеспечить как принятие решений в режиме реального времени и оперативную адаптацию к быстро меняющимся условиям, высокую чувствительность и готовность к изменениям, так и соответствие перспективным ориентирам и экономической стратегии.

Но подход к формированию информационной инфраструктуры поддержки сельскохозяйственного производства обязывает быть предельно осторожным, необходимо, с одной стороны, учитывать специфику

сельского бытия конкретной местности, региона, республики в целом. А с другой стороны, необходимо, >||

чтобы развитие подобной инфраструктуры обеспечивало постепенное вхождение России в единое миро- ^

вое информационно-экономическое пространство [3]. ш

В современных условиях экономическая устойчивость предприятий АПК формируется под воздейс- |

твием сложного комплекса факторов. При всем многообразии конкретных хозяйственных ситуаций, по о

нашему мнению, наблюдается определенное единство, характеризующее экономически устойчивые пред- о

приятия. Это единство проявляется в наличии предпринимательского подхода к организации производс- (1)

о.

о ш

твенной, финансовой, маркетинговой деятельности; умении улавливать "слабые" сигналы об изменении среды и быстро реагировать на них посредством приспособления, активного противодействия; способности руководства предприятия эффективно использовать "человеческий капитал" посредством гармонизации интересов предприятия и отдельных работников; постоянном обновлении технологий, динамизме и инновациях.

Специфика информатизации АПК как межотраслевого комплекса заключается в том, что необходимо рассматривать не только информационные механизмы совместной эффективной деятельности отдельных предприятий, связанных единым воспроизводственным процессом отраслей (на микроуровне), но и внутри этих предприятий (на интрауровне), а также на уровне всего регионального межотраслевого комплекса в его отношениях с другими комплексами, сферами и отраслями, секторами и сегментами региональной экономики (на мезоуровне), народно-хозяйственными комплексами и национальной экономикой в целом (на макроуровне). Это позволит обеспечить пропорциональность, сбалансированность взаимосвязанных производств и отраслей, их рациональное ресурсное и инфраструктурное обеспечение.

Учитывая сложность системы АПК, функционирование которой происходит под влиянием закономерностей экономического, социального и биологического характера, деятельность органов управления должна быть направлена на решение стратегических и оперативных задач, создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе. К управлению предъявляют принципиально новые требования, связанные с формированием информационных ресурсов, и неразрывно связанные с процессом выработки, принятия и контроля выполнения решений.

Совершенствование управления сельскохозяйственных предприятий процесс комплексный, требую-П щий адекватных новым условиям хозяйствования изменений в функциях и методах управления, в системах Л) планирования, информационного и кадрового обеспечения, делопроизводства и так далее. Игнорирование О этих факторов нередко приводит к формальному изменению подходов к механизму управления без необ-® ходимого их насыщения содержательной частью.

Согласно мировому опыту важнейшим стратегическим приоритетом развития АПК и его ведущей от-а расли - сельского хозяйства является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инновациЙ онные процессы, как раз и позволяющие вести непрерывное обновление производства на основе ускорен-Ш ного освоения достижений науки и техники. Высокая инновационная активность в той или иной сфере 2 производства сегодня рассматривается как признак динамичного развития, конкурентоспособности и эф° фективности производства [3].

□ В этом плане в качестве одного из ключевых внешних стимулов, необходимых для увеличения иннова-

□ ционной активности, выступает привлечение аграрной науки. Только при активном и многогранном привлечении науки возможно принципиальное решение проблемы преодоления кризиса и последующего подъема АПК, повышение активности на всех стадиях инновационного процесса и уровнях управления. В условиях

Ш

О

0 действия рыночных законов основными заинтересованными объектами в развитии инновационного процесса са являются как производитель, так и потребитель научной продукции. Сельскохозяйственный товаропроиз-ё водитель заинтересован приобрести и внедрить у себя разработанное новшество, позволяющее усовершенс-о. твовать технологию, увеличить производство продукции, удешевить его и повысить эффективность своего ® труда. Представитель науки - разработчик новшества - заинтересован реализовывать и передавать свою

1 разработку с расчетом на эффект как для себя, так и для сельскохозяйственного товаропроизводителя.

о Последний, независимо от того, какую форму хозяйствования он представляет, должен быть сам акти-

0 вен во внедрении новшеств на своем производстве. Эта активность должна заключаться в соответствующей

1 его грамотности, осведомленности, информированности о том, что на сегодня имеется в арсенале науки со и передовой практике по технологии возделывания и производства сельскохозяйственной продукции, ее о переработки, хранения и реализации. Поэтому надлежащее информационное обеспечение товаропроиз-о водителей со стороны соответствующих информационных формирований, являющихся своеобразным мос-^ том между наукой и практикой, становится не только важным направлением повышения инновационной о активности, но и успеха в области управления на всех уровнях АПК.

о Каждая из отраслей развивается по своему сценарию и требует проблемно - ориентированного подхо-

о да к формированию информационных ресурсов. В него входят:

о - информационно-аналитическое обеспечение оптимизации региональных воспроизводственных

о процессов и повышение уровня социально-экономического развития с использованием идей и тех-

0 нологий стратегического планирования (повышение эффективности использования земель; оптими-^ зация зонального и районного землепользования);

1 - снижение социально-экономической напряженности и обеспечение продовольственной независи-^ мости (повышение культуры и интенсификации земледелия, животноводства на основе передового ю опыта и научных основ агротехники; диверсификация сельскохозяйственного производства);

- гармонизация демографической ситуации (повышение качества жизни и решение кадровых про-

^ блем).

си Поэтому информационный механизм развития агропредприятия должен включать в себя:

ц - определение стратегии предприятия с последующим определением критических факторов успеха,

о необходимых для достижения установленных управленческих стратегических целей;

о - выявление и согласование ключевых экономических процессов;

(Т) - оценку влияния отдельных процессов на конечный успех предприятия;

- определение контрольных переменных, характеризующих критические точки и точки фактов успеха экономических процессов предприятия.

Каждое предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, требует осуществления управленческих функций как минимум по трем направлениям:

- взаимодействию предприятий с внешней средой - потребителями его продукции, поставщиками ресурсов и услуг, государственными органами, местным самоуправлением и так далее;

- установлению и регулированию организационно-экономических связей между производственными и обслуживающими подразделениями предприятия (вопросы специализации производства, планирования хозяйственной деятельности, внутрихозяйственных взаимоотношений);

- созданию механизмов заинтересованности каждого члена предприятия в его эффективной работе, материального и морального стимулирования, ответственности, участия в управлении, т.е. по всем тем вопросам, которые связаны с поведением человека на предприятии.

В основе каждой из представленных функций четко прослеживается роль информационной составляющей управления предприятием. Поэтому уместно сформулировать ключевые задачи информационного обеспечения систем управления в АПК: информация, используемая для управления, должна быть достоверной, полной, обеспечивающей сокращение промежуточных звеньев ее обработки; поступать целенаправленно, в полном соответствии с выполняемой оперативной работой, без случайных или сознательных искажений. При этом скорость продвижения информации по ступеням управленческой иерархии должна не только соответствовать скорости изменений во внешней среде, но и быть выше за счет предвидения ситуационного развития событий, включая не только текущие, оперативные, тактические ресурсы и запасы, но также перспективные и стратегические. То есть в основе подхода к информационному механизму

П

управления должно стоять формирование оптимальной организационной структуры [5].

В этой связи, организационная структура определяется, на наш взгляд, исходя из предпосылок принятия ^ решений. Манипулирование каналами информации, селективное распределение содержания сообщений, щ

выработка «организационного языка» в определенной степени предопределяют восприятие индивидом ситуации, ее оценку и соответствующее ей поведение. Исходя из этого, возможен механизм ненавязчиво

го контроля и манипулирования сознанием членов организации, призванные обеспечить определенное И

единство взглядов, способствующее достижению целей организации. 00

Поэтому организация оптимальной структуры любого подразделения АПК должна, на наш взгляд, в ]>

первую очередь строиться на индикаторах устойчивого развития: °

- способность региона к самообновлению, адаптация к внешней среде (рынку, социальным потребнос- щ тям, экологическому императиву), способность генерировать НТП; □

- способность к воспроизводству на качественно новом уровне целей; О

- степень прогрессивности экономической структуры (раньше - доля старого и нового, теперь - соот- . ношение креативных и адаптивных, творческих и исполнительских функций); 0

- ускорение инновационного процесса. То есть должны быть проанализированы: £

1) природно-сырьевая структура территории; ё

2) население и трудовой потенциал территории;

3) концентрация производства; $

4) территориальная структура производства; х

5) отраслевая структура производства; ^

6) состояние экологического потенциала; о

7) наличия коммуникаций (автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные, теле-, радио и телефонные коммуникации); $

8) наличия печатных средств информации, возможностей накапливания, отбора, хранения, доставки и о обработки информации. о

Подобные сведения предоставят возможность определиться как с составом организационной структу- ^

ры сельскохозяйственного производства, так и с формами реализации ее доставки. Как показывает миро- ^

вая практика, диапазон выбора достаточно велик: от прямого общения, изменения структуры имеющихся ¡5

средств массовой информации до внедрения электронных технологий доставки, обработки, накопления и о

поиска информации [4]. о

со

Применение для анализа моделей наилучшего восприятия инноваций, синергетических моделей саморазвития, принципов уменьшения издержек обмена, моделей эффективного применения современных о информационных технологий позволит, на наш взгляд, более или менее точно определить основные кон- оь туры информационного механизма управления развитием АПК и предложить структуру информационного Ц обеспечения отрасли в целом. Е

со

В предложенной структуре фактор восприятия информации между независимыми сельхозобразова-

ниями обеспечивает наибольшую вероятность перехода к выгодному для всех новшеству, инновации в §

максимально короткий срок. На районном уровне связь между «близкими» сельскохозяйственными обра- ф

зованиями, осуществляемая за счет вербального общения, традиционных систем связи, происходит на базе ^

«центров общения» районных информационно-консультационных служб (РЦИКС). Объединение внутри о

РЦИКС обеспечивает накапливание необходимой информации, формирование второго контура обратной §

связи (контур развития). ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.