Научная статья на тему 'Имитационная модель для оценки модернизационной политики социально-экономического развития региона'

Имитационная модель для оценки модернизационной политики социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / REGIONAL ECONOMICS / SYSTEM ANALYSIS / SIMULATION MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Александр Алексеевич, Никитин Виктор Васильевич

Предложен вариант имитационной модели региональной социальной экономической системы. Дано описание концепции. Разработан набор параметров, характеризующих систему. Модельная структура системы представлена в виде системы нелинейных уравнений. Рассмотрен авторский подход к поиску модельного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаров Александр Алексеевич, Никитин Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION MODEL FOR THE MODERNIZATION POLICY ESTIMATION OF THE REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The offered variant to simulation model of the regional social economic system. It Is given description to concepts. The designed set parameter, characterizing system. The vodel structure of the system is presented in the manner of the nonlinear equations systems. The author's approach of searching for of the model decision is considered.

Текст научной работы на тему «Имитационная модель для оценки модернизационной политики социально-экономического развития региона»

Литература

1. Березянская Ю. Электрический инфракрасные обогреватели [Электронный ресурс] // С.О.К.: электронная версия журнала. 2007. № 5. URL: http://www.c-o-k.ru/showtext/?id=1667.

2. Ковалев В. Домашнее солнце [Электронный ресурс] // Техника и оборудование. 2004. № 1. С. 69-72.

3. Чусонов А. Г реет не только потолок [Электронный ресурс] // Южноуральская панорама: электронная версия журнала. 2010. № 139. URL: http://www.up74.ru/rubriccks/ehvrica_580/2010/ 1кип-10/дгее^пе^о1ко-роЫок (дата обращения: 10.06.2010).

4. Чусонов А, Моргулес Д. Лучи, приносящие тепло! [Электронный ресурс] // Южноуральская панорама: электронная версия журнала. 2008. № 7. URL: http://www.up74.ru/specproekty/ehvrika/ vypusk_7/luchi_ prinosjashhie_ teplo (дата обращения: 09.10.2008).

МУХЛЫГИН ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ - аспирант кафедры экономической кибернетики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (igor12rus@mail.ru).

MUKHLYGIN IGOR YUREVICH - post-graduate student of Economy Cybernetics Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 338.2+338.24.01

А.А. НАЗАРОВ, В.В. НИКИТИН

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*

Ключевые слова: региональная экономика, системный анализ, имитационное моделирование.

Предложен вариант имитационной модели региональной социальной экономической системы. Дано описание концепции. Разработан набор параметров, характеризующих систему. Модельная структура системы представлена в виде системы нелинейных уравнений. Рассмотрен авторский подход к поиску модельного решения.

A.A. NAZAROV, V.V. NIKITIN SIMULATION MODEL FOR THE MODERNIZATION POLICY ESTIMATION OF THE REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Key words: regional economics, system analysis, simulation modeling.

The offered variant to simulation model of the regional social economic system. It Is given description to concepts. The designed set parameter, characterizing system. The vodel structure of the system is presented in the manner of the nonlinear equations systems. The author's approach of searching for of the model decision is considered.

В экономических исследованиях достаточно часто применяется подход к вычислению какой-либо интегральной характеристики или отдельных показателей, определяемых на основе других социально-экономических показателей, который основывается на оперировании усредненными значениями либо экспертными оценками, т.е. отдельными числами. При этом эмпирическую зависимость (линейную или нелинейную) между исследуемыми факторами можно получить, например, на основе использования многомерных статистических методов либо экспертным путем. Для получения прогнозных значений одних показателей в получившиеся уравнения и зависимости подставляют возможные значения для других показателей. Вопрос о выборе тех или иных возможных значений остается открытым и требует дополнительного обоснования.

Данный подход оправдан стремлением человека к снижению неопределенности в анализе сложных явлений и получению обоснованных в определенной мере выводов.

‘Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 11-06-00066а).

Но, как известно, реальные социально-экономические системы являются совокупностью взаимодействующих и взаимовлияющих объектов и субъектов. Структура системы обусловлена факторными условиями взаимодействия её элементов, что в конечном итоге определяет траекторию и потенциал развития системы. Сложность всех внутренних взаимодействий в системе, а также ее открытость по отношению к внешним влияниям со стороны других систем делает недостаточно обоснованной методику прогнозной оценки состояния системы на основе оперирования отдельными значениями показателей, характеризующих систему.

В данном исследовании в качестве факторного условия учета структуры системы в оценках ее развития предлагается подход, суть которого заключается в оперировании не отдельными значениями показателей, а в рассмотрении показателей в виде законов распределения случайных величин. Преимущество данного подхода состоит в том, что нет необходимости считать «усредненную температуру по больнице» или оперировать конкретными значениями показателей, доверие к которым сравнительно мало. Закон распределения параметра должен быть задан на некотором интервале, который можно назвать доверительным. Данный интервал может быть оценен либо на основе анализа временного ряда параметра, либо экспертным путем, или совокупностью обеих способов. В итоге можно получить доверительный интервал зависимого параметра от влияющих параметров. Подобный интервал оценивается в ходе многомерного регрессионного анализа. Однако при этом предполагается, что уравнения должны быть линейными или сводимыми к линейным. Предлагаемый подход не имеет этих ограничений.

При исследовании социально-экономических объектов, например региональной экономической системы, необходимо для начала выявить и описать модель исследуемой структуры, определить способы и вид взаимодействия элементов системы на основе обратных связей и построить систему нелинейных одновременных уравнений, описывающих математическую модель исследуемого объекта. Эта математическая модель и будет базой для применения алгоритма численного определения доверительного интервала для зависимых параметров.

В работах В.Л. Макарова, А.Р. Бахтизина и других ученых ЦЭМИ РАН [1-3] достаточно много внимания уделено построению агентоориентрованных моделей экономики страны, основанных на CGE подходе, в которых агрегированными элементами выступают федеральные округа. Но, несомненно, экономическая деятельность входящих в эти модели отдельных регионов заслуживает детального рассмотрения посредством применения агентоориентированного CGE подхода. При этом идеология разновидностей моделей ^ивЕС Макарова и других CGE моделей может послужить основой для создания модели экономики региона.

Например, в работе [1] предлагается разбить всю экономику страны на ряд взаимодействующих элементарных составляющих, в данном случае округов, а дальше рассматривать каждый округ как совокупность действующих агрегированных агентов, в модели их 6. В работе [2] таких агентов 12, при этом рассматривается вся экономика страны в целом.

При построении модели экономики региона, основываясь на идеологии моделирования макроэкономических объектов, необходимо также учитывать некоторые особенности функционирования региона как структуры, непосредственно интегрированной в экономику страны.

К таким особенностям относится, например, то, что в региональных моделях торговля занимает более важное место, чем в моделях экономики страны в целом. Также существует некоторая специфика налогообложения на региональном уровне. На межрегиональном уровне прослеживаются более активные и при этом неустойчивые миграционные потоки; присутствует возможность безвозмездного получения финансовой помощи из федерального центра и т.д.

Данная работа основывается на работах [1-3, 5], и в ней предлагается агентоориентированная CGE модель экономики региона, в которой все макропоказатели определяются как результаты деятельности 7 экономических агентов, участвующих в модели. Ниже приводится список этих агентов.

Экономический агент № 1: сектор легальной экономики. Сюда входят все легально зарегистрированные участники экономической системы, производящие товары и услуги для конечного потребления.

Экономический агент № 2: теневой сектор экономики. Сюда входят все предприятия, существующие легально, но осуществляющие полностью либо частично теневую деятельность.

Экономический агент № 3: совокупный потребитель. В этот сектор входят все потребители произведенных конечных продуктов.

Экономический агент № 4: банковская система. В этот сектор входят центральный и коммерческие банки, выполняющие роль финансового регулятора денежных потоков в региональной экономической системе.

Экономический агент № 5: региональное правительство. Этот сектор представляет собой совокупность региональных и муниципальных правительств.

Экономический агент № 6: федеральное правительство. Этот экономический агент влияет на деятельность других агентов, устанавливая правила игры на рынке.

Экономический агент № 7: внешний мир. Этот агент представляет весь остальной мир.

На приводимом ниже рисунке представлена схема, отражающая работу модели в общем виде.

При этом, так как все входящие в модель переменные внутри модели подсчитать невозможно (либо из-за ограниченности модели, так как рассматривается один регион, либо из-за отсутствия достоверной статистической информации), параметры в модели будут подразделяться на эндогенные и экзогенные. К экзогенным параметрам относятся, например: доли бюджета, количество трудоспособного населения, правительственные субсидии, про-

центные ставки налогов и т.д. По семи экономическим агентам был выделен 31 параметр, представленный в таблице.

Основные переменные базовой имитационной модели

№ Имя Тип Описание

1 У энд. Валовой региональный продукт (ВРП), конечный продукт

2 К энд. Основные производственные фонды (ОПФ)

3 1 энд. Численность занятых

4 в энд. Государственные расходы

5 X экз. Чистый экспорт

6 N энд. Региональный доход

7 Р энд. Прибыль до уплаты налогов

8 Р1 энд. Полученный (личный) доход

9 DI энд. Располагаемый доход

10 С энд. Потребительские расходы

11 Э энд. Сбережения

12 РЭ энд. Социальные региональные расходы

13 FS экз. Социальные федеральные расходы (пособия, пенсии, стипендии)

14 I энд. Инвестиции (капиталовложения)

15 энд. Расходы на инвестиции из регионального бюджета

16 экз. Расходы на инвестиции из федерального бюджета

17 II экз. Иностранные инвестиции

18 В энд. Бюджет субъекта, бездефицитный

19 F экз. Трансферты из федерального бюджета в региональный

20 М энд. Трансферты в местные бюджеты

21 Т энд. Общая сумма налогов, взимаемых на территории субъекта РФ

22 ТР энд. Налог на прибыль

23 Т1 энд. Подоходный налог

24 ТЭ энд. Единый социальный налог

25 И экз. Норма амортизации, коэффициент выбытия

26 м энд. Средняя заработная плата

27 FOT энд. Фонд оплаты труда

28 z экз. Коэффициент бегства капитала

29 PROFICIT энд. Профицит регионального бюджета

30 F экз. Трансферты из федерального бюджета в региональный

31 О^егПсоте экз. Прочие доходы регионального бюджета

В общем случае любая модель CGE - это какая-то система взаимосвязанных нелинейных уравнений. Решением данной системы может быть либо некое общеэкономическое равновесное состояние, либо отдельные значения показателей, характеризующих результаты деятельности моделируемого объекта. Как показывает практика, наиболее успешным способом решения таких систем является имитационный подход, т.е. когда на основе компьютерной модели проигрываются ряд вариантов управляющих воздействий и делаются заключения о закономерностях изменения выходных показателей в зависимости от входных. Обычно при реализации модели CGE на входе задают какие-то конкретные значения переменных, которые, вообще говоря, могут быть подсчитаны различными способами. Мы предлагаем подход, который заключается в том, чтобы входные и выходные переменные модели рассматривать как неопределенные факторы, имеющие некоторые законы распределения в определенном интервале. При этом первоначальный вид законов распределения для каждой переменной модели может быть получен, по крайне мере, тремя способами. Во-первых, по линейным и нелинейным моделям экстраполяции временных рядов для тех параметров, для которых существуют репрезентативные данные за прошлые периоды. Во-вторых, экспертным методом, когда эксперт или группа приглашенных экспертов высказывают мнения о возможном интервале изменения значений переменной. И наконец, смешанным способом,

когда для определения интервала используются статистические данные при участии экспертов. Реализация этого подхода позволит оценить не конкретные значения (доверие к которым весьма мало), а вероятностные характеристики показателей развития экономики региона, т.е. наиболее вероятную область принятия определенных значений показателем и наименее вероятные значение, которые, вообще говоря, не исключаются из рассмотрения.

Для описания экономики региона в качестве одного из приближений была выбрана следующая модель [4]:

У = 0, + , + в{ + X;

У = А-КЦ -Ц 2;

АК , = ^[>, - ,1 - Н- • К-1;

I, = (1-2) -5, + /Н{ + Г, + /, ;

N = У-НК;

ГОТ, = IV, -Ц ;

Р, = N -ГОТ,;

< Р, = N -ТР, - ТБ/ ;

Dlt = Р, -Т/ + FSt + ЯБ; ;

5, = Dlt - О, ;

в, = Ь-В, ;

B, = Т + ,

В, = М, + в, + Я5, + /Н, ;

ррюпот = т, + Г +

+ Otherlncomet - в{ ;

X , = ЕХ , - /М ,.

Все параметры, выделенные в ходе анализа и построения модели, можно рассматривать в качестве случайных величин, так как заранее неизвестно, какое конкретное значение примет тот или иной параметр в будущем. Если каждый параметр является случайной величиной, то он имеет свой закон распределения, который определяет наиболее вероятные проявления значений этого параметра. Теоретической основой вычислений в системе взаимосвязанных нелинейных уравнений, когда каждый показатель является неопределенным фактором, может служить теория суперпозиции законов распределения случайных величин, опробованная на более простой модели [6]. При этом предполагается, что параметры, которые являются случайными величинами, на каждом шаге моделирования являются локально независимыми, это достигается путем увеличения числа расчетных шагов, т.е. уменьшением расчетного периода.

Данный подход требует осуществления огромного объема вычислений, что предполагает использование высокопроизводительных ЭВМ.

Таким образом, на основе построенной модели социально-экономических процессов, протекающих в регионе, делается предположение о виде законов распределения основных социально-экономических показателей, например, на первом шаге их можно представить в виде равномерного в определенном интервале. На последующих шагах законы распределения различных показателей, участвуя одновременно в правой и левых сторонах нелинейных уравнений, уточняются. После всех вычислений на выходе имитационной модели выдается результат в виде законов распределений расчетных параметров. При этом эти законы распределения должны напоминать нормальный закон, так как при вычислениях происходила суперпозиция достаточно большого количества показателей, хотя и с разными законами распределения. На основе наиболее вероятных значений расчетных параметров появляется возможность судить об эффек-

тивности региональной экономической деятельности. Это касается также оценки успешности модернизационной политики. Если основные социально-экономические показатели деятельности региона характеризуют устойчивое улучшение, то можно говорить об эффективности модернизации. Конкретная количественная оценка степени эффективности модернизационной политики и факторов, влияющих на этот показатель с определенными весами, является отдельно разрабатываемой нами научной проблемой. При этом оперирование при вычислении неопределенными факторами позволяет оценить не только наиболее вероятные проявления параметра в будущем, но и не отбрасывать из рассмотрения наименее вероятные его значения.

Литература

1. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика, 2008. 279 с.

2. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. Вычислимая модель «Россия: Центр - Федеральные округа»: препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 2003. 76 с.

3. Макаров В.Л. Вычислимая модель Российской экономики (ЯиЗЕО): препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. 76 с.

4. Максимов К.М. Анализ экономической безопасности региона с использованием имитационного моделирования: дис. ... канд. экон. наук. М.: Государственный университет управлении, 2002. 139 с.

5. Никитин В.В., Назаров А.А. Безопасность региональных социально-экономических систем и её оценка средствами имитационного моделирования // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 395-400.

НАЗАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант факультета дизайна и компьютерных технологий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары, (xukvagpam@yandex.ru).

NAZAROV ALEXANDER ALEXEEVICH - master’s program student of Design and Computer Technology Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ. См. с. 354.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 005.21:330.22

О.К. ОЛЬНЕВ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ

В НОВШЕСТВА

Ключевые слова: система стратегического управления, инновационный процесс, технологические и ресурсные составляющие, механизм рационализации.

Излагаются теоретические положения формирования и применения организационно-экономического механизма рационализации взаимодействия элементов системы стратегического управления инвестированием в создание новшеств.

O.K. OLNEV

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INVESTMENT IN INNOVATIONS

Key words: system of strategic management, innovative process, technological and resource components, the rationalization mechanism.

Theoretical positions of formation and application of the organizational-economic mechanism of rationalization of interaction of elements of system of strategic management by investment in creation of innovations are stated.

Избрание стратегического вида управленческих воздействий на поддержание и повышение экономических, научно-технических, технологических результатов с целью достижения их планируемых значений в средне-, долгосрочном периодах связано с длительными периодами инновационного процесса, его отдельных проектов, подготовительная, процессная и эксплуатационная стадии инвестирования которых в совокупности в выделенных для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.