Научная статья на тему 'Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса'

Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3190
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж школы / участники образовательного процесса / структура имиджа школы / позитивный имидж / school image / participants of the educational process / a structure of a school image / positive image

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Татьяна Николаевна

Проблема создания имиджа образовательных организаций приобретает актуальность в современных условиях. Образовательные организации понимают, что в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг необходимо работать над созданием позитивного имиджа. Однако, как показывает практика, владеют механизмами и способами его формирования и поддержания не многие учреждения. В статье представлены результаты социологического исследования, основной целью которого являлось выявление мнений педагогов, учащихся и их родителей об имидже школы вообще и имидже конкретной сельской школы. Логика структуры исследования строилась на основе следующих компонентов имиджа: образ руководителя, качество образования, стиль образовательного учреждения, наличие внешней атрибутики, образ педагогов (персонала), цена образовательных услуг, уровень психологического комфорта. Как показало исследование, школа с высоким уровнем имиджа воспринимается респондентами как образовательная организация с сильным преподавательским составом и современным техническим оснащением. В статье проанализированы по степени значимости для различных групп респондентов компоненты имиджа и их влияние на восприятие школы как организации с высоким уровнем имиджа. Основными элементами школы с высоким уровнем имиджа, согласно рейтингу, респонденты считают качество деятельности образовательной организации, профессионализм педагогического состава и финансовое обеспечение. Полученные результаты исследования еще раз подчеркивают, что целью формирования имиджа является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Только хорошо продуманная и спланированная политика школы по формированию собственного имиджа позволяет, чтобы конкретная школа была высоко оценена клиентами и выбрана ими из ряда других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF SCHOOL FROM THE VIEW OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

The problem of creating the image of educational organizations acquires relevance in the modern world. Educational institutions recognize that in a competitive educational market they need to work on a positive image. However, as practice shows, not many institutions own the mechanisms and methods of its formation and maintenance. The article presents the results of sociological research, which main purpose was to identify the views of teachers, students and their parents about the image of school in general, and the specific image of the rural school. The logic of the study design was based on the following components of the image: the image of the head, quality of education, style of educational organization, the presence of corporate attributes, the image of teachers (staff), the price of educational services, the level of psychological comfort. The study showed that a school with a high level of image perceived by the respondents as an educational institution with a strong teaching staff and modern technical equipment. The article analyzes the degree of importance for the various groups of respondents components of the image and their influence on the perception of the school as an institution with a high level of image. The main elements of the school with a high level of image according to the rating, respondents believe are the following: the quality of an educational institution, the professionalism of the teaching staff and financial support. These findings once again underline that the purpose of image formation is to increase the competitiveness of the educational institution. Only a well-thought-out and planned policy of a school to build its own image allows that particular school is highly appreciated by customers and will be selected from a number of others.

Текст научной работы на тему «Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса»

АФ 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ИМИДЖ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Яковлева Татьяна Николаевна

канд. соц. наук, доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева 20а

E-mail: markus2000@bk. ru

IMAGE OF SCHOOL FROM THE VIEW OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

Tatiana Yakovleva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Sociology Department, Astrakhan State University, 414056, Russia, Astrakhan, st. Tatischeva20a

АННОТАЦИЯ

Проблема создания имиджа образовательных организаций приобретает актуальность в современных условиях. Образовательные организации понимают, что в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг необходимо работать над созданием позитивного имиджа. Однако, как показывает практика, владеют механизмами и способами его формирования и поддержания не многие учреждения. В статье представлены результаты социологического исследования, основной целью которого являлось выявление мнений педагогов, учащихся и их родителей об имидже школы вообще и имидже конкретной сельской школы. Логика структуры исследования строилась на основе следующих компонентов имиджа: образ руководителя, качество образования, стиль образовательного учреждения, наличие внешней атрибутики, образ педагогов (персонала), цена образовательных услуг, уровень

Яковлева Т.Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 9-10 (19) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2629

психологического комфорта. Как показало исследование, школа с высоким уровнем имиджа воспринимается респондентами как образовательная организация с сильным преподавательским составом и современным техническим оснащением. В статье проанализированы по степени значимости для различных групп респондентов компоненты имиджа и их влияние на восприятие школы как организации с высоким уровнем имиджа. Основными элементами школы с высоким уровнем имиджа, согласно рейтингу, респонденты считают качество деятельности образовательной организации, профессионализм педагогического состава и финансовое обеспечение. Полученные результаты исследования еще раз подчеркивают, что целью формирования имиджа является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Только хорошо продуманная и спланированная политика школы по формированию собственного имиджа позволяет, чтобы конкретная школа была высоко оценена клиентами и выбрана ими из ряда других.

ABSTRACT

The problem of creating the image of educational organizations acquires relevance in the modern world. Educational institutions recognize that in a competitive educational market they need to work on a positive image. However, as practice shows, not many institutions own the mechanisms and methods of its formation and maintenance. The article presents the results of sociological research, which main purpose was to identify the views of teachers, students and their parents about the image of school in general, and the specific image of the rural school. The logic of the study design was based on the following components of the image: the image of the head, quality of education, style of educational organization, the presence of corporate attributes, the image of teachers (staff), the price of educational services, the level of psychological comfort. The study showed that a school with a high level of image perceived by the respondents as an educational institution with a strong teaching staff and modern technical equipment. The article analyzes the degree of importance for the various groups of respondents components

of the image and their influence on the perception of the school as an institution with a high level of image. The main elements of the school with a high level of image according to the rating, respondents believe are the following: the quality of an educational institution, the professionalism of the teaching staff and financial support. These findings once again underline that the purpose of image formation is to increase the competitiveness of the educational institution. Only a well-thought-out and planned policy of a school to build its own image allows that particular school is highly appreciated by customers and will be selected from a number of others.

Ключевые слова: имидж школы, участники образовательного процесса, структура имиджа школы, позитивный имидж.

Keywords: school image, participants of the educational process, a structure of a school image, positive image.

Система образования, находящаяся в состоянии реформирования и модернизации, кардинально меняется, меняется отношение к ней, меняются приоритеты образования. В прежние времена был государственный заказ на образовательную подготовку школьников и бюджетное обеспечение. В современных рыночных условиях образовательные организации ориентированы на социальных заказчиков, сложно решаются проблемы дифференциации образовательных услуг, сохранения и привлечения дополнительного контингента учащихся, внебюджетного финансирования, с которыми без общественного участия школа справиться не в состоянии. Вот почему актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа школы.

Впрочем, у любого образовательного учреждения существует свой имидж независимо от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще [3, с. 169]. В случае, когда этот вопрос пущен на самотек, представление о школе у потребителей складывается стихийно, и нет никакой гарантии,

что оно будет адекватным и благоприятным. Как считает Д.В. Бухаров, необходимо помнить, что имидж одной и той же школы может быть различным для разных групп общественности, поскольку желаемое поведение отдельных из них в отношении школы может различаться. Например, для жителей микрорайона «важна социальная позиция школы, для родителей — высокий процент поступления в вузы, для партнеров (других образовательных учреждений) важна конкурентная позиция организации — склонность к агрессивному отстаиванию своего статуса или к установлению сотрудничества» [1, с. 165].

В настоящем социологическом исследовании был выявлен имидж одной из сельских школ Астраханской области. Весной 2015 года автором данной работы было проведено социологическое исследование на тему «Имидж глазами субъектов образовательного процесса» методом простого раздаточного анкетирования. В качестве объектов исследования выступили педагоги школы (50 чел.), родители обучающихся в школе детей (150 чел.) и учащиеся 9—11-х классов (150 чел.). Всего анкетированием было охвачено 350 респондентов.

Основной целью исследования являлось выявление мнений педагогов, учащихся и их родителей об имидже школы вообще и имидже конкретной школы. Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) определить основные элементы современной школы с высоким уровнем имиджа; 2) выявить факторы, влияющие на формирование позитивного образа школы; 3) определить уровень соответствия школы основным элементам имиджевого образовательного учреждения; 4) определить уровень распространенности в районе

образовательных учреждений (школ) с высоким уровнем имиджа.

Школа, послужившая объектом исследования, основана в 1961 году. В настоящее время в школе обучается 648 учащихся. Школа работает в режиме шестидневной недели. Имеется 27 классов-комплектов, 16 учебных аудиторий, кабинет социально-психологической поддержки, медпункт, буфет

на 40 посадочных мест, спортзал, учебные мастерские, гараж. Выход в Интернет для обучающихся во внеурочное время в образовательных целях

осуществляется из кабинета информатики, библиотеки. Во внеурочное время учащиеся имеют возможность заниматься робототехникой, тележурналистикой, спортом, исследовательской деятельностью. Территория школы озеленена, ограждена, имеется площадка для отдыха детей. Школа имеет достаточный творческий и интеллектуальный потенциал для ведения инновационной образовательной деятельности, она является опорной для школ района. Платные услуги не оказываются.

Логика нашего исследования строилась исходя из структуры имиджа образовательного учреждения, предложенного М.С. Пискуновым [2, с. 47], и складывалась из семи компонентов:

1. Представление об образе руководителя: персональные физические особенности (характер, обаяние, культура); социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности); профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы); представление о неосновной деятельности (семье, прошлом, окружении).

2. Представление о качестве образования (показатель ЗУН, соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения).

3. Представление о стиле образовательного учреждения (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, «штурмовщина»), корпоративная культура, наличие спонсоров).

4. Представление о внешней атрибутике (визуальная самобытность школы, дизайн здания, помещений, наличие фирменного стиля (символики); школьной формы, школьной газеты, собственного сайта в Интернете, проведение школьных ритуалов: торжественных линеек, смотров, сборов и т. д.)

5. Представление об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик).

6. Представление о цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения).

7. Представление об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности школьной среды — компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков).

Главными субъектами формирования имиджа являются руководитель, педагоги и сотрудники школы, а также в силу обратной связи — различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятий, организаций, учреждений, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители.

В ходе исследования мы хотели выяснить восприятие различными участниками образовательного процесса этих семи компонентов имиджа.

Представление о школе с высоким уровнем имиджа у разных групп респондентов оказалось различным. Как показало исследование, для педагогов высокий уровень школы — это материальное оснащение и высокий профессиональный уровень преподавательского состава (43 % и 43 %); для родителей на первом месте — качество образования, которое зависит от преподавательского состава (60 %), и материальное оснащение (25 %). Ученики тоже связывают высокий имидж с материальным оснащением (33 %), на второе место, по мнению учащихся, выходит визуальный имидж — внешняя атрибутика школы (25 %). Часть опрошенных старшеклассников связывают высокий имидж школы с понятием «платная школа» (12 %), скорее всего, в их сознании сложился стереотип — «где платят, там лучше учат». Незначительная

часть опрошенных школьников отмечает такие составляющие имиджа, как собственная история и традиции (6 %), внешние атрибуты школы (7 %). Наличие высококвалифицированного педагогического состава волнует школьников в меньшей степени, только 17 % указали на этот компонент имиджа.

Респондентам было предложено проранжировать различные компоненты имиджа по степени значимости для определения школы как организации с высоким имиджем.

На первое место все группы респондентов — учителя, родители и школьники — поставили качество деятельности образовательного учреждения, подразумевая при этом высокие показатели в сравнении с другими школами (недаром данная школа является базовой школой района) и качество подготовки учащихся.

На втором месте по значимости учителями и родителями был выбран такой компонент, как профессионализм преподавательского состава. Это и понятно, так как именно от профессионализма педагогов зависит качество образования в школе. У учащихся на втором месте — дизайн помещений, что подразумевает наличие современных комфортных классов. Учащиеся проводят в школе половину дня, и желание чувствовать себя комфортно объясняет этот выбор.

На третье место педагоги поставили такой компонент структуры имиджа, как «взаимосвязь с другими ОУ, в том числе с вузами, проведение совместных мероприятий». Такой выбор объясняется тем, что у педагогов, скорее всего, понятие имиджа связано с имиджем самого учебного заведения, и если имидж школы высокий, то в этой школе «есть чему поучиться», она известна в районе, имеет тесные контакты с вузами, что, безусловно, способствует и росту профессионализма педагогического коллектива.

Родители на третье место в рейтинге поставили «высокое финансовое положение, наличие спонсоров». Действительно, этот элемент очень важен для родителей, так как последние годы с сокращением финансирования

образования часть расходов легла на их плечи. От финансового положения зависит и внешний и внутренний вид образовательного учреждения, создание комфортной обстановки, наличие современного оборудования, возможность развития дополнительной внеурочной деятельности.

Учащиеся на третье место в рейтинге поставили «оснащенность образовательного учреждения», т. е. технические средства, книжный фонд и т. д. Современный школьник уже не представляет подготовку к урокам без использования компьютера и сети Интернет, поэтому понятно, что сельские старшеклассники высокий имидж связывают с современным техническим оснащением школы.

Теперь охарактеризуем последние три позиции, которые, по мнению респондентов трех групп, менее всего отвечают требованиям школы с высоким уровнем имиджа. Учителя считают, что имидж школы менее всего зависит от наличия рекламной политики (12 место в рейтинге), приемлемой ценовой политики (11 место) и дизайна внутренних помещений (10 место). Данное мнение, скорее всего, основано на том, что на территории поселка находятся всего две школы, и информация о них известна жителям поселка, нет необходимости рекламировать деятельность школы, кроме того, речь о платных услугах в школе пока не стоит, так как школа таких услуг населению не предлагает. Учитывая, что учителя ведущим элементом высокого имиджа школы считают качество образования, визуальный облик школы является для них второстепенным.

Родители к числу менее значимых компонентов отнесли такие элементы имиджа, как история школы (12 место), наличие корпоративной культуры (11 место) и наличие рекламной политики (10 место). Мнение о рекламной политике, по нашему мнению, незначимо по тем же причинам, что и у педагогов. Корпоративная культура и история школы, по мнению родителей, не создаст высокого имиджа, так как мало влияет на качество образования.

Учащиеся также считают, что ни ценовая политика (12 место), ни хорошая история школы (11 место) не влияют на ее позитивный имидж. И еще один элемент имиджа, имеющий второстепенное значение, по мнению учащихся, — взаимосвязь с другими образовательными учреждениями, в том числе с вузами.

Изучив мнение респондентов всех трех групп, мы определили, что способствует формированию позитивного имиджа школы и как представления о структуре имиджа воспринимаются опрошенными педагогами, родителями и школьниками.

Образ руководителя, по мнению респондентов, оказывает значительное влияние на формирование позитивного имиджа школ. Так считают 47 % учителей, 25 % родителей и 18 % учащихся. Действительно, от деятельности руководителя во многом зависит то, как себя позиционирует школа в глазах общественности, какую роль она играет в местном сообществе, пользуется авторитетом руководитель — авторитет проецируется и на школу, которую он возглавляет.

Несмотря на то, что в предыдущих вопросах респонденты связывали высокий уровень имиджа именно с качеством, только небольшая часть опрошенных (15 % учителей, 12 % родителей, 10 % учеников) считает, что качество деятельности (высокие показатели в сравнении с другими образовательными учреждениями, качество подготовки учащихся) влияет на создание позитивного имиджа школы.

Стиль образовательного учреждения, в который входит контакты сотрудников с внешними объектами (в том числе с другими школами, вузами), визуальная самобытность школы, традиции, корпоративная культура, влияет на формирование позитивного имиджа, но не в значительной степени. Как показало исследование, оснащенность образовательного учреждения, по мнению всех групп респондентов (педагоги — 43 %, родители — 70 %, учащиеся — 70 %), влияет в большей степени на восприятие стиля образовательного учреждения.

Корпоративная культура, в которую входят не только стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса,

но и определенные правила, распорядок, наличие формы, по мнению респондентов, также оказывает значительное влияние на формирование позитивного стиля образовательного учреждения (педагоги — 39 %, родители — 22 %, учащиеся —22 %).

Внешняя атрибутика, выражающаяся в оформлении внешнего вида школы (педагоги — 12 %, родители — 15 %, учащиеся — 15 %), в дизайне интерьеров (педагоги — 12 %, родители — 13 %, учащиеся — 13 %), наличии традиций (педагоги — 14 %, родители — 12 %, учащиеся — 12 %), гимна школы, определенных символов, по мнению респондентов, способствует

формированию позитивного имиджа школы в меньшей степени.

Еще одним немаловажным компонентом в структуре имиджа образовательного учреждения является образ персонала, который складывается из профессиональных и личностных характеристик педагогов, психологического климата коллектива, внешнего облика педагогического персонала. К сожалению, в ходе исследования мы смогли выявить только восприятие такой составляющей образа персонала, как профессионализм. Но высокие оценки этого компонента (педагоги — 72 %, родители — 68 %, учащиеся — 60 %) позволяют сделать вывод о том, что имидж учреждения напрямую зависит от имиджа педагогов, который во многом зависит от уровня их профессионализма.

Несмотря на то, что школа не оказывает платные образовательные услуги, мнение респондентов об их влиянии на имидж школы представляет интерес для исследования. «Ценовая политика школы способствует формированию позитивного имиджа» — так считает 15 % педагогов, 35 % родителей и 25 % учащихся. Платные образовательные услуги во многих школах стали нормой, и родители сельских школьников понимают это и, скорее всего, готовы платить за некоторые услуги, чтобы обеспечить выпускникам конкурентоспособность при поступлении в вуз на бюджетное место. Как правило, это репетиторство по ряду предметов, включенных в ЕГЭ.

Интерес представляет мнение респондентов о наличии рекламной политики образовательного учреждения. Изучив содержание сайта школы, следует сказать, что публичность информации, представленной на нем, предназначена для всех категорий участников образовательного процесса. На сайте есть разделы для педагогов, для родителей, для учащихся, информация для выпускников и родителей будущих первоклассников, советы психолога, нормативные документы, публичный отчет школы за несколько лет. Однако мнение респондентов о том, какую роль играет рекламная политика образовательного учреждения в создании позитивного имиджа школы, позволяет сделать вывод, что этому компоненту опрошенные придают второстепенное значение. Родители в большей степени (50 %), чем другие группы (педагоги — 13 %, учащиеся — 28 %), отмечают, что рекламная политика влияет на имидж школы. Это объясняется тем, что рекламная политика и должна быть направлена на привлечение внимания к школе со стороны общественности, часть которой и представляют родители.

Большинство опрошенных из всех трех групп респондентов считают, что школа имеет высокий уровень имиджа (90 % — учителя, 94 % — родители, 87 % — учащиеся) и подобной школы в районе нет (учителя — 93 %, родители — 98 %, учащиеся — 87 %).

Проведенное социологическое исследование показало, что в представлении респондентов школа с высоким уровнем имиджа — это школа хорошо материально оснащенная (43 % —педагоги, 25 % — родители, 33 % —учащиеся), с высоким профессиональным уровнем педагогического состава (43 % — педагоги, 60 % — родители, 17 % — учащиеся). По мнению респондентов, в большей степени на мнение о школе с высоким имиджем влияют такие факторы, как качество деятельности образовательного учреждения и профессиональный состав преподавателей. Образ руководителя, по мнению респондентов, также оказывает значительное влияние на формирование позитивного имиджа школы (47 % учителей, 25 % родителей и 18 % учащихся).

Полученные результаты исследования еще раз подчеркивают, что целью формирования имиджа является повышение конкурентоспособности

образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается

сформированным позитивным отношением. По результатам исследования, абсолютное большинство опрошенных респондентов (90 % — учителя, 94 % — родители, 87 % — учащиеся) отмечают высокий уровень имиджа конкретной школы, в отношении которой проводилось исследование.

Таким образом, следует отметить, что только хорошо продуманная и спланированная политика школы по формированию собственного имиджа позволяет, чтобы конкретная школа была высоко оценена клиентами и выбрана ими из ряда других.

Список литературы:

1. Бухаров Д.В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. — 2009. — № 2. — С. 165—168.

2. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура

и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. —№ 5. — С. 45—55.

3. Яковлева Т.Н., Муштакова Н.А. Особенности формирования имиджа гимназии // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 1(33). — С. 165—174.

References:

1. Bukharov D.V. The image of an educational institution. Chelovek I obrazovanie [Man and education]. 2009, no. 2, pp. 165—168. (In Russian).

2. Piskunov M.S. The image of an educational institution: the structure and mechanisms of formation. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education]. 1999, no. 5, pp. 45—55. (In Russian).

3. Iakovleva T.N., Mushtakova N.A. Features of formation of image grammar. Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian region: politics, economy, culture]. 2013, no. 1 (33), pp. 165—174. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.