Научная статья на тему 'Имидж организаций'

Имидж организаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10359
2391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горчакова Р. Р.

В статье рассматривается понятие «имидж организации». Уделено внимание видам корпоративного имиджа. Рассматривается структура имиджа организации. Представлена стратегическая карта бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации. Рассматриваются подходы к формированию корпоративного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж организаций»

ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Горчакова Р.Р.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

В статье рассматривается понятие «имидж организации». Уделено внимание видам корпоративного имиджа. Рассматривается структура имиджа организации. Представлена стратегическая карта бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации. Рассматриваются подходы к формированию корпоративного имиджа.

Проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна. В современных условиях уровень конкуренции очень высок, поэтому необходимо, чтобы организации отличались друг от друга. Благоприятный имидж помогает организации построить положительную репутацию и добиться эффективных результатов работы.

На сегодняшний день в литературе можно встретить множество определений корпоративного имиджа. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению А.Ю. Панасюка имидж фирмы - это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего в следствии либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы - это то, как она выглядит в глазах людей, или - что одно и тоже - каково о ней мнение людей [5].

Томилова М.В. предлагает следующее определение: имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации [8].

По мнению М.В. Кирьянова, корпоративный имидж - это строительство сложного, многоуровнего здания, каждый камень в котором является краеугольным. Как и любое здание, корпоративный имидж имеет свою структуру, а значит, он обладает рядом характеристик, по которым можно эту структуру понять и работать в ней [3].

По М.Л. Разу имидж организации - это специально проектируемый в интересах организации (предприятия), основанный на особенностях деятельности, внутренних закономерностях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознании (подсознании) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит основой отличия организации от аналогичных [4, с. 457].

Можно заметить, что определения А.Ю. Панасюка, М.В. Томиловой, М.Л. Разу сходны в том, что имидж это образ организации, который складывается в глазах различных групп. По мнению А.Ю. Панасюка, этот образ возникает в результате прямого контакта с фирмой или в результате информации полученной от других людей. Томилова М.В. считает, что восприятие

* Аспирант кафедры Менеджмента.

складывается на основе информации, которая формируется в памяти групп, учитывающая различные стороны деятельности организации. По М.Л. Разу образ специально проектируется организацией и внедряется в сознании (подсознании) целевой аудитории, данный образ соответствует ожиданиям и этот образ отличает организацию от аналогичных. Кирьянов М.В., представляет имидж как строительство сложного, многоуровнего здания каждый камень в котором является краеугольным. Действительно, имидж организации состоит из множества компонентов, каждый из которых требует особого внимания.

По нашему мнению, имидж организации - это образ, который формирует и развивает организация. Он должен соответствовать нормам, ценностям и требованиям, предъявляемым к организации.

Важно, чтобы организации не только формировали свой имидж, но и постоянно работали над ним.

Для более детального рассмотрения корпоративного имиджа обратимся к его видам. Так, например, Б. Джи в своей работе «Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение» предлагает следующие составляющие корпоративного (организационного) имиджа: фундаментальный имидж, внешний имидж, внутренний имидж, сопутствующий имидж [9].

Генеральный директор SMA SPEECH Л.В. Даниленко среди основных видов имиджа выделяет такие, как желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный и новый (обновленный) имидж [2].

Сироткина И.В. (директор имидж агентства «Ген Гениальности») предлагает следующие виды имиджа компании: внешний, внутренний и неосязаемый имидж [7].

На наш взгляд, можно выделить следующие виды имиджа: реальный, внешний, внутренний, неосязаемый и обновленный.

У каждой организации существует имидж даже, если организация не заботиться об имидже, он есть (реальный имидж). Организации имеют свой образ в глазах внешней среды и в глазах собственного персонала (внешний и внутренний имидж). Организации заботятся о своем имидже, постоянно совершенствуя его (обновленный имидж).

Разработки в области корпоративного имиджа начались в Северной Америке, Западной Европе и Японии с 1950-х гг. Первоначально имидж организаций рассматривался лишь для крупных коммерческих структур и сводился к довольно ограниченному набору графических элементов фирменного стиля в сочетании с единым подходом к оформлению интерьеров и продукции. В начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний Великобритании начали проводить исследования по имиджевой тематике. Подобные исследования проводились в более чем в 160 крупнейших европейских компаниях. Отдельные средства массовой информации (СМИ) уделяли значительное внимание этому вопросу. В США анализ корпоративного восприятия ведет журнал Fortune, в России - «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», в Австралии - National Business Bulletin. В середине 1980-х гг. зарубежные исследователи выделяют структуру

имиджа организации, которую условно можно разделить на восемь групп (компонентов): 1 - имидж товара (услуги); 2 - имидж потребителей товара; 3 - внутренний имидж организации; 4 - имидж основателя и / или основных руководителей; 5 - имидж персонала; 6 - визуальный имидж организации; 7 -социальный имидж организации; 8 - бизнес-имидж организации [6].

По нашему мнению в данной структуре отражены наиболее значимые компоненты имиджа. Нельзя сказать какой из этих компонентов наиболее важный, ведь каждый из них оказывает на имидж определенное влияние.

Представим стратегическую карту бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации (рис. 1).

Миссия: Быть собой! Цель: Совершенствовать имидж организации

Построение эффективного благоприятного имиджа организации

с

Эффективный

благоприятный

имидж

V V

Хорошее восприятие организации СМИ, персоналом и другими заинтересованными лицами; Достижение эффективных результатов деятельности

Удовлетворенность клиента -организации

Оценка первоначального имиджа - разработка плана по улучшению / развитию имиджа - реализация плана -оценка полученного имиджа

Желаемые результаты; Улучшенные показатели деятельности

Количество людей вовлеченных в процесс;

Затраты (не должны быть слишком высокие);

Эффективность: Хорошие отношения со СМИ, персоналом и другими заинтересованными лицами; Достижение желаемых эффективных результатов, и др.

Постоянно совершенствовать имидж

Постоянное внимание к своему имиджу

Время; Затраты; Эффективность

Рис. 1. Стратегическая карта бизнес-процесса формирования и развития имиджа организации

Чтобы организации формировали и развивали свой имидж необходимо пользоваться различными методами и инструментами. Известны следующие методы и инструменты: SNW-анализ, SWOT-анализ, реклама, матрица нестабильности внешней среды, PR и другие. Организации должны сами выбирать использовать уже существующие методы и инструменты или разрабатывать свои. Необходимо сказать, что ни один из инструментов и методов сразу не может охватить все аспекты имиджа, поэтому необходимо использовать их в совокупности.

Рассмотрим подходы к формированию имиджа организации.

Производственно-экономические имиджевые программы. Программы, попавшие в данную группу, названы «производственно-экономических». Ядро данных программ составили мероприятия по улучшению качества продукции и внедрению новых технологий. Маркетинговый подход к формированию имиджа компании. Ядро «маркетинговых» программ составляют мероприятия по планированию конкурентной борьбы, продвижению продаж, проведению PR-кампаний. Клиентурный подход к формированию имиджа. Ядро данного подхода представляет деятельность, направленная на формирование определенной культуры взаимоотношений с клиентами и партнерами, налаживание обратной связи. Среди важнейших условий формирования оптимального имиджа организации - предоставление достоверной и правдивой информации, выполнение договорных обязательств перед клиентами, внедрение сервисного обслуживания [1].

Кадровый подход к формированию корпоративного имиджа. Ядро «кадрового» подхода составляют мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры, построение команды, выработку определенного стиля руководства и формирование лояльности персонала к организации [1].

По нашему мнению, чтобы организации добились более эффективных результатов целесообразно использовать все подходы, так как каждый из них оказывает на организацию свое влияние.

В заключение можно сделать вывод, что формирование и развитие корпоративного имиджа процесс важный и требует много усилий. В практике можно встретить организации, которые не понимают значимость имиджа и не уделяют ему внимание. Так же можно встретить компании, которые уделяют ему особую роль. Необходимо, чтобы каждая организация заботилась о своем имидже, потому что имидж помогает ей достичь эффективных показателей деятельности. Существует множество методов и инструментов формирования имиджа. Разрабатывать свои или использовать существующие это вопрос, который должна решить сама организация.

Список литературы:

1. Горбаткин Д. Подходы к формированию имиджа организации в среде современных менеджеров [Электронный ресурс] // Корпоративная имиджео-логия. - 2007. - № 1. - Режим доступа: www.ci-journal.ru/article/82/200701 image_organization (дата обращения: 05.02.2012).

2. Даниленко Л.В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций [Электронный ресурс] // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - Режим доступа: www.marketologi.ru/lib/danilenko/all_image.html (дата обращения: 27.08.2011).

3. Кирьянов М.В. Корпоративный имидж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iteam.ru/publications/marketing/section_49/article_2124 (дата обращение: 04.02.2012).

4. Менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. - 2-изд. стер. -М.: КНОРУС, 2009. - 472 с.

5. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имидже-логии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://works.tarefer.ru/74/ 100357/^х.Ыт1# (дата обращения: 31.01.2012).

6. Рогалева Н.Л. Современная концепция имиджа организации [Электронный ресурс] // «Управление персоналом». - 2007. - № 2. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/sovremennaya-kontseptsiya-imidzha-orga-nizatsii (дата обращения: 04.02.2012).

7. Сироткина И.В. Построение целостного имиджа компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2008. - № 1. - С. 34-41.

8. Томилова М.В.Модель имиджа организации [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 1. - Режим доступа: www.bize-ducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_tomilova.htm.

9. HR-hunter - Международный портал по поиску работы для менеджеров по персоналу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-hunter.com/ ИЬ/ргасйсит/26 (дата обращения: 27.08.2011).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Нефедова Г.Г.*

Окружной методический центр Западного окружного управления

образования Департамента образования города Москвы, г. Москва

Успешное решение проблемы обеспечения качества образования определяется эффективностью работы общеобразовательных учреждений, в связи с чем возникает вопрос об адекватных методах внешнего контроля профессиональной деятельности менеджеров образования. Данная статья посвящена анализу эффективности широко распространенной на уровне регионов и муниципалитетов модели диагностики, регулирования и коррекции управленческой деятельности администрации образовательных учреждений.

Модель диагностики, регулирования и коррекции управленческой деятельности администрации образовательных учреждения муниципии (округа), широко распространенная в регионах и по сей день во многом способствовала сохранению традиций советской школы.

Определение объектов внешней проверки в рамках ДРК осуществлялось непосредственно окружным управлением образования, причем перечень школ,

* Методист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.