Научная статья на тему 'Имидж и корпоративная миссия вузов культуры и искусств'

Имидж и корпоративная миссия вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КЫОРПОРАТИВНАЯ МИССИЯ / СТАТУС УНИВЕРСИТЕТА / ИМИДЖЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ / IMAGE OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL PROGRAMS / CORPORATE MISSION / STATUS OF THE UNIVERSITY / IMAGE ACTIVITY / STRATEGIC PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина А. В.

В работе описываются цели высшего учебного заведения в условиях конкуренции, основные направления формирования положительного имиджа вуза, принципы и современные методы разработок в образовательных системах, позиционирование учебного заведения на всех стадиях жизненного цикла вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE AND CORPORATE MISSION OF CULTURE AND ART INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

Objects of an institute of higher education under competitive conditions have been discussed. The work also studies basic lines of formation of positive image of an institute, principles and main methods of development in educational systems and positioning of the educational institution at all stages of its life cycle.

Текст научной работы на тему «Имидж и корпоративная миссия вузов культуры и искусств»

знаний; формирования профессиональных навыков и умений; поддержки МО. Предложена типизация мобильных средств для изучения мобильного контента: мобильные учебники, электронные книги, системы вМв-тестирования, мобильные словари и переводчики, мобильное телевидение и мобильная экскурсия. С учетом особенностей технической реализации проанализированы формы электронного обучения. Выделены специфические формы МО: а) формы изучения учебного материала: структурированный текст, видеолекция, компьютерная презентация; б) формы общения: чат, форум, е-шаП, обмен файлами, видеоконференция;

в) формы контроля: тестирование, опросы в форуме и чате, подготовка отчетов по проектам и исследованиям;

г) формы выполнения практических заданий: тренинг, групповой проект, исследование.

5. Рассмотрены научно-методические основы применения средств МО. Систематизированы и обобщены технологии МО как компоненты ОДО. Подчеркнуто, что сегмент мобильных технологий в ОДО направлен на реализацию индивидуального обучения с помощью портативных переносных устройств. Необходимо использовать преимущества МО: повышение интереса к обучению у сотрудников, активно использующих мобильные устройства; заинтересовать МО более длительный период; экономия средств и времени по сравнению с обычным обучением и онлайн-обучением в офисе; ускорение рабочих процессов; постоянное повышение квалификации, позволяющее улучшить качество работы. Развитие средств МО заставляет по-новому взглянуть на технологии реализации мобильного обучения. МО использует технологии: представления и изучения учеб-

ного материала; мобильного общения; мобильного контроля знаний; формирования профессиональных навыков и умений; поддержки мобильного обучения. В качестве педагогического инструментария в МО используются: интерактив, моделинг, мультимедиа, коммуникативность, производительность.

6. Процесс формирования МО является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. МО находится в стадии внедрения, апробации. Перспектива использования технологий МО представляется в виде оптимального сочетания традиционных и инновационных способов реализации учебного процесса. Использование МО в современных образовательных средах позволяет: обеспечить высокий уровень адаптивности, интерактивности обучаемых; снять пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации; реализовать дидактическую систему интерактивного самообучения.

Таким образом, нами проанализировано становление и развитие электронного обучения, представлен понятийный аппарат методологии МО; выявлена, показана объективность появления новых технологий ОДО в виде МО. Отмечено, что в настоящее время методология МО находится в стадии развития; она развивается вместе с развитием образовательных систем, принципов, методов, средств, форм и технологий обучения; одновременно изменяются методы, нормы, критерии научного познания.

Становится очевидным, что российские исследователи и педагоги-практики должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий мобильного обучения, внедрением их в педагогические процессы образования.

1.

2.

3.

5.

6.

Библиографический список

Куклев, В.А. Опыт разработки и применения электронных образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию / В.А. Куклев // Информатика и образование. — 2006. — №2.

Куклев, В.А. Электронное обучение по специальности «Юриспруденция» / В.А. Куклев // Право и образование. — 2006. — №6. Куклев, В.А. Инновационный образовательный проект на основе электронного обучения/В. А. Куклев//Информатика и образование. — 2007. — № 5.

Куклев, В.А. Мобильная информационно-справочная система//Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. 3.10.-6.10.2007. — М.: / В.А. Куклев. — М.: Рособразование, 2007.

Куклев, В.А. Мобильное обучение завтра? Уже сегодня / В.А. Куклев // Университетская книга. — 2007. — № 3.

Куклев, В.А. Моделирование содержания интегрированных курсов в высших учебных заведениях телекоммуникационного профиля (на материале курса «Электромагнитная экология»). Дис. ...к.пед.н.: 13.00.08 / Ульяновск: УлГУ, 2002.

Куклев, В.А. Методология мобильного обучения / В.А. Куклев. — Ульяновск: УлГТУ, 2006.

Инновационные технологии в образовании: учебно-практическое пособие/составитель В.А. Куклев; Ульян. гос. техн. ун-т. — Ульяновск: УлГТУ, 2007.

Баннистер, Б. Реальный масштаб времени — это текущий момент. / Б. Баннистер // Мобильные системы. 2006. — № 2. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / Отв. редактор В.И. Солдаткин. — М. : Высшая школа, 2003.

Бескровный, И. Homo Mobiles: шаг в сторону матрицы / И. Бескровный // E-Learning World. — 2004. — №4.

12. Федосеев, А.А. Мобильные технологии в образовании // Труды XII Всероссийской научно-методической конференции «Телема-тика'2005». 6-9 июня 2005 / А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tm.ifmo.ru

Статья поступила в редакцию 2.07.08.

10

11

УДК 378 (471.6)

А.В. Скрипкина, канд. пед. наук, зав. отделом грантов КГУКИ, г. Краснодар

ИМИДЖ И КОРПОРАТИВНАЯ МИССИЯ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В работе описываются цели высшего учебного заведения в условиях конкуренции, основные направления формирования положительного имиджа вуза, принципы и современные методы разработок в образовательных системах, позиционирование учебного заведения на всех стадиях жизненного цикла вуза.

Ключевые слова: имидж вуза, конкурентоспособность образовательных программ, кыорпоративная миссия, статус университета, имиджевые мероприятия, стратегические партнеры.

На рынке образовательных услуг главной целью выс- лучение прибыли за счет повышения конкурентоспособ-шего учебного заведения в условиях конкуренции явля- ности образовательных программ обучения. Эта цель ется формирование положительного имиджа вуза и по- может быть достигнута за счет повышения качества обу-

чения, изучения и приспособления к рынку труда, применения научных подходов, принципов и современных методов разработки в образовательных системах, реализации управленческих решений в контексте позиционирования учебного заведения на всех стадиях жизненного цикла вуза.

Ситуация на рынке образовательных услуг складывается следующим образом. С одной стороны, грамотных, мотивированных абитуриентов не так уж и много, а с другой — количество высших учебных заведений увеличивается с каждым днем, как никогда остро стоит вопрос о формировании положительного имиджа образовательного учреждения.

Под имиджем образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Формирование имиджа это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

При анализе направлений формирования имиджа высшего учебного заведения, мы отмечаем следующие важнейшие составляющие:

- анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;

- анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);

- мотивация участников проекта;

- ролевое распределение;

- выявление соотношения между составляющими имиджа (научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.);

- определение принципов формирования имиджа;

- разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;

- анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг потребителю. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным. Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

Для формирования положительного имиджа вуза большое значение приобретает определение корпоративной миссии вуза. Проблемы корпоративной миссии вузов культуры и искусств, связаны с такими понятиями, как «корпоративность» и «миссия».

Слово «корпорация» происходит от латинского «corpus» — «тело» и в контексте профессиональной деятельности в обществе может означать взаимодействие людей, системно задействованных в решении целостных задач. В понимании организационной культуры

предприятия корпорация это объединение в рамках сотрудничества, которое направлено на решение определенной социально-значимой задачи. Следовательно, корпоративность представляет собой систему отношений между людьми, занятых совместным трудом.

Необходимость сотрудничества в коллективе современного университета как залог успешности и эффективности — очевидна и не требует дополнительных доказательств. Успешность деятельности структурного подразделения организации определяется уровнем сотрудничества входящих в это подразделение рабочих групп, которые, по сути, являются неформальным сообществом сотрудников, решающих узкие частные задачи в контексте стратегических задач и выполнения миссии учебным заведением.

В контексте заявленной проблемы необходимо рассмотреть значение самого понятия «миссия». Оно происходит от латинского «ш1Б81о», что в переводе означает — «посылать». Согласно современной трактовке данное понятие рассматривается как: ответственное задание, роль, поручение; общая цель организации (причина ее существования или базис организации); качественно выраженная совокупность основных целей организации. Миссия вузов культуры и искусств трактуется в широком смысле — предназначение отраслевого вуза как общественного института в сфере культуры. В тесном значении слова, миссия отдельно взятого регионального вуза сферы культуры и искусств — это развернутое, детально сформулированное, принятое руководством целевое назначение конкретного учебного заведения с учетом местных условий.

Социальный статус Краснодарского государственного университета культуры и искусств, как и любого образовательного учреждения, определяется миссией, которую учреждение выполняет в регионе. Повсеместное открытие вузов культуры относится к началу 60-х годов, когда в стране был взят курс на целенаправленную подготовку кадров сферы самодеятельной культуры. В ходе исторического развития функции вузов культуры стали меняться — расширяется спектр социальных функций, и, как следствие, происходит расширение сферы образовательных услуг. С начала 90-х годов в вузах культуры открываются отделения, обучающие студентов по консерваторским программам. С этого периода времени стали появляться вузы «культуры и искусств». Изменение статуса и миссии связано с появлением новой структуры образования и функционирования учреждений культуры, формированием современной российской цивилизации, становлением личности, свободной от идеологических штампов.

Сегодня миссией вузов культуры и искусств стало качественное и эффективное функционирование образовательной системы, ее соответствие потребностям рынка труда. Достичь этого невозможно без связи с самой отраслью, с органами управления культуры, без создания отраслевых баз данных и автоматизированных систем управления трудовыми ресурсами. Деятельность вузов данной сферы дала возможность получить необходимую информацию и проанализировать кадровое обеспечение отрасли культуры, определить ориентированность и мотивацию молодежи на получение высшего образования в учебных заведениях отрасли. Без этой информации невозможно говорить о структурированном рынке труда, кадровой и образовательной политике в сфере культуры.

На основе миссии формируются цели, в которых конкретизируют задачи для последующей реализации. Сегодня Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ) — это современный гуманитарный университет. Статус университета позволил значительно расширить свои организационно-координационные, учебно-методические, экспертно-аналитичес-

кие и консультативные функции, что позволило активно влиять на социокультурную ситуацию в регионе.

Миссия является базой корпоративной культуры вуза, которая определяет допустимость средств для реализации целей деятельности учебного заведения. Она определяет стиль взаимоотношений вузовского коллектива, порядок приобщения абитуриентов к ценностям вуза и др.

Практика свидетельствует, что в деятельности ряда университетов его организаторы зачастую определяют пути корпоративного развития, структуру и сущность, учитывая чужой опыт, при этом повторяя уже известные ошибки. Многочисленные исследования подтверждают данное наблюдение [1], [2], [3]. С этой точки зрения имидж и корпоративная миссия вуза представляют специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы, т.е. речь идет об общих понятиях, принципах и законах, при этом учитываются индивидуальные особенности сотрудников учреждения, его традиции. Для формирования положительного имиджа КГУКИ, в основу корпоративной миссии положены идеи, взгляды, важнейшие ценности, которые объединяют коллектив организации. При этом учитывалось, что в зависимости от дифференциации общественных и индивидуальных интересов, они в исторические этапы различны. Историческая и социальная интеграции определяет особенности корпоративной культуры. Вместе с тем, если в деятельности коллектива отсутствует корпоративная структурированность, то социальная миссия вуза не может восприниматься цельно. Оптимальный вид организационной культуры предполагает изучение глубинных ценностей, которые могут стать центром для объединения сообщества и позволяют приобрести черты корпорации с ярко выраженной социальной миссией.

Известно, что основными областями деятельности коллектива вуза являются учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, художественно-творческая и учебно-воспитательная. Важным представляется разработка пакета концептуальных документов развития вуза, где сформулированы миссия организации (предназначение, качественное выражение цели, философия организации, как основа мировоззрения, коллективное сознание организации, определение идеи, система взглядов, являющиеся регулятором поведения и критерием его оценки). Через миссию, философию и цели университета, формулируется представление генеральной стратегии развития учебного заведения. В этой связи особое значение имеют преемственность, непрерывность и целостность образовательного пространства высшей школы, а также определение приоритетных направлений подготовки кадров, исходя из реальных потребностей и тенденций общественного развития.

Содержательная реализация миссии, как правило, находит отражение в научной, образовательной политике вуза. В Краснодарском государственном университете культуры и искусств — основа — повышение роли фундаментальных отечественных культурно-исторических и национально-культурных ценностей, освоение огромного гуманитарного потенциала русской культуры. Реализация этих целей достигается при условии:

- совершенствования структуры и функций управле-

ния университетом и всеми его подразделениями: обновления структуры, содержания, форм и методов научно-исследовательской и научно-методической, образовательной деятельности;

- существенного укрепления материально-техничес-

кой и информационной баз;

- преобразований в кадровой и экономической поли-

тике университета.

Очевидно, что успешное развитие корпоративных отношений обеспечивает социальный прогресс на том

уровне, на котором эти корпоративные отношения рассматриваются. Отметим, что во взаимодействие вступают личности коллектива, и поэтому, говоря об успехе и успешности корпораций, следует иметь в виду успех и успешность личностей, образующих эту корпорацию.

Успехом, как известно, называют явление своевременного достижения личностью осознанно поставленной цели, вызывающее осознанную удовлетворенность личности результатами своей деятельности, направленной на достижение цели. Успешность личности неразрывно связана с профессиональной деятельности, следовательно, с образовательным учреждением: насколько оно успешно, высок и позитивен его имидж, его социальная миссия, настолько возможна самореализация индивида.

В начале 90-х годов в системе высшего профессионального образования и, в частности, в вузах культуры и искусств, социологами был отмечен кризис ценностей. Социологи, отмечая кризис ценностей в нашей стране на фоне общемирового кризиса, отмечают сдвиг в сторону бессознательной доминанты в поведении [4]. В этот период времени пал престиж высшего образования, снижался конкурс абитуриентов. В такой ситуации важнейшими становятся действия, направленные на позиционирование высшего образования, что оказывает стимулирующее и регулирующее воздействие на людей. Это особенно актуально в период глобального ценностного кризиса, когда происходит пересмотр ценностных ориентаций. Имиджевые мероприятия формируют оценочную деятельность человека, предпочтения, определенную психологическую установку.

Следовательно, в контексте формирования позитивного имиджа учебного заведения сферы культуры и искусств мы определяем корпоративную миссию учебных заведений, как удовлетворение образовательных, интеллектуальных, информационных и духовных потребностей не только индивидов, но и социальных групп, посредством образовательных услуг и программ в соответствии с конкретными (региональными) условиями вуза.

Имидж Краснодарского государственного университета культуры и искусств формируется в соответствии с корпоративной миссией и учетом современной социокультурной ситуацией в регионе, которая характеризуется нестабильностью, динамикой этнокультурных тенденций, национальными особенностями и возросшими запросами духовной жизни населения. Это заставляют корпорацию КГУКИ с учетом реалий сегодняшнего дня искать новые подходы к подготовке специалистов для сферы культуры, искусства и образования, искать новые формы имиджевых мероприятий в деятельности вуза.

Одно из направлений деятельности вуза — это разработка концепции взаимодействия со стратегическими партнерами. Ведется большая работа по сотрудничеству с республиками Северо-Кавказского региона, заключены договоры о целевых наборах абитуриентов. Корпоративная миссия вуза формируется в конкретно сложившейся среде региона с учетом его потребностей.

В университете сохраняется целевой внеконкурсный набор для абитуриентов республик, краев и областей Северного Кавказа. С 1996 года отмечается увеличение абитуриентов-целевиков из Ингушетии, Калмыкии, Адыгеи, Карачаево-Черкессии, а также сельской местности Краснодарского и Ставропольского краев. Стабильная конкурсная ситуация является следствием высокого уровня спроса на специалистов культуры в регионе, а также профориентационной работы университета, что является свидетельством профессионально выстроенного менеджмента вуза. С целью формирования положительного имиджа вуза на «входе» целостной модели, создана и успешно функционирует ассоциация учебных заведений Юга России, объединяющая средние специальные учебные заведения искусства и культуры горо-

дов: Черкесска, Элисты, Владикавказа, Ростова, Майкопа, Махачкалы, Нальчика, Ставрополя, Краснодара. Для обеспечения востребованности специалистов сферы культуры и искусств на «выходе» функционирования целостной системы, университетом совместно с учреждениями культуры региона постоянно изучаются потребности в кадрах. Для этого проводятся социологические исследования, региональные совещания, конференции, семинары. В результате активной деятельности выявляются конкретные заказы учреждений культуры и искусства на подготовку специалистов того или иного профиля.

В апреле 1997 года открыт Южно-Российский межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов культуры, искусств и социальной сферы. Являясь научнометодическим центром, вуз активно влияет на культурную и образовательную политику Северного Кавказа, формирует профессиональные образовательные и региональные культурные программы подготовки и переподготовки кадров с учетом современных требований.

В разрабатываемых сегодня концептуальных основах имиджа и корпоративной миссии в Краснодарском государственном университете культуры и искусств значительное внимание уделяется интеграционным процессам, в частности, построению многоструктурной модели системы высшего образования на основе прямых и обратных связей в системе непрерывного образования. Системный подход, как основополагающий в формировании имиджа, помогает представить деятельность вуза как процесс, составленный из взаимосвязанных частей, и, поскольку университет имеет признаки самоорганизации, самоуправления и саморазвития, процессы корпоративной миссии можно уподобить процессам, протекающим в живом организме.

Практически все структурные подразделения КГУ-КИ задействованы в имиджевых мероприятиях. Однако их направленность, исходя из функциональных различий, обладает специфичностью. Образовательные структуры ведут целенаправленную деятельность по продвижению образовательных услуг по избранным специальностям, по изучению рынка труда молодых специалистов. Центр довузовской подготовки ведет работу с абитуриентами. Вместе с тем, в дополнение к обмену информацией по нисходящей и восходящей, вуз нуждаются в горизонтальных связях. КГУКИ, как и любой отраслевой вуз, состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку университет — это система взаимосвязанных элементов, руководство, путем организационно-управленческих решений добивается, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Дополнительный эффект от мероприятий по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности своей деятельностью ППС и сотрудников вуза.

В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов КГУКИ предлагает различный ассортимент таких программ, которые можно классифицировать по ряду признаков. По уровню предлагаемого образования программы предлагаются довузовские,

бакалаврские, аспирантские, программами профессиональной переподготовки и т.п. Образовательные услуги и программы ориентированы на определенную специальность, вид деятельности. Это программы, по финансам, маркетингу, шоу-бизнесу, современным информационным технологиям, управлению персоналом и другой, пользующейся спросом на рынке. По форме обучения представлены программы дневные, вечерние, заочные, дистанционные, экстернат и т.д. По используемым методам обучения программы предлагаются традиционные, проблемного обучения, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п. Разработаны программы с наличием дополнительных компонентов, так как в сфере культуры и искусств для достижения цели, как правило, не достаточно ресурсов одного вуза. Образовательные программы разработаны совместно с ведущими концертными организациями — Творческим объединением «Премьера», Кубанским казачьим хором, Краевой филармонией, с включением обязательного периода практики между периодами теоретической подготовки. Разработаны экстерн-программы, когда теоретическое обучение идет параллельно практической деятельности по данному направлению. Новые виды образовательных программ появляются в ответ на спрос рынка или изменяющиеся технические возможности (ресурсы) вуза. Бурное развитие информационных технологий, вывело на рынок программы дистанционного обучения, сочетающие самостоятельность заочного образования с возможностями индивидуальных (в случае дистанционного обучения посредством компьютера) консультаций с преподавателями.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что на фоне многообразия вариантов корпоративной миссии в контексте имиджевых мероприятий, отчетливо выделяются необходимые, существенные и устойчивые элементы общей концепции, обеспечивающей успешность образовательного учреждения через устойчивость и стабильность:

- четко сформулированные личные цели сотрудников учреждения, позволяющие сформировать глубокую внутреннюю мотивацию и миссию коллектива на развитие, как средство достижения перспективных целей корпорации;

- профессионализм коллектива по основным направлениям деятельности вуза, наличие знаний, умений и навыков по осуществлению служебных обязанностей на уровне корпоративных требований;

- осмысление характера своей профессиональной деятельности, понимание направленности коллектива и отдельных личностей на позиционирование учреждения, осознание своих ролей и перспектив в социальных отношениях и процессах, прямо или опосредованно связанных с профессиональной деятельностью образовательного учреждения;

- участие в формировании и обеспечении позитивности имиджа вуза;

Перечисленные элементы формирования имиджа в контексте осознания миссии корпорации являются условиями успешности деятельности всего учреждения и каждой личности в отдельности. Формирование корпоративного имиджа вузов культуры и искусств должно носить не спонтанный характер, а учитывать общезначимые принципы корпоративной деятельности.

Библиографический список:

1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.

2. Управление персоналом: современная российская практика. СПб., 2003.

3. Хант, Д. Управление людьми в компании: Пер. с англ. М., 1999.

4. Изох, В.Г. Традиции, как ценность и предмет практической деятельности людей // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тезисы докладов республиканской межвузовской конференции ч. 1 (19-21 мая 1992г.)— Гродно, 1992.

Статья поступила в редакцию 12.07.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.