Научная статья на тему 'Илья Ефимович репин: Волжское Бурлачество'

Илья Ефимович репин: Волжское Бурлачество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
526
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН / КАРТИНА "БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ" / "ШИРЯЕВСКИЙ ПЕРИОД" / ILYA EFIMOVICH REPIN / PICTURE "BARGE HAULERS ON VOLGA" / "SHIRYAEVSKY PERIOD"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривдина Ольга Алексеевна

Книга посвящена истории создания знаменитым художником И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге», экспонирующейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILYA EFIMOVICH REPIN: VOLGA BURLACHESTVO

The book is devoted to the history of creation of the picture "Barge Haulers on Volga" by the well-known artist I.E.Repin which is exhibited at the State Russian Museum in St.Petersburg.

Текст научной работы на тему «Илья Ефимович репин: Волжское Бурлачество»

РЕЦЕНЗИЯ

Востриков, В.Н. И.Е.Репин: волжское бурлачество / В.Н.Востриков. - Самара: Издательский дом «Агни», 2014. - 108 с.

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН: ВОЛЖСКОЕ БУРЛАЧЕСТВО

© 2015 О.А.Кривдина

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и

архитектуры им. И.Е.Репина

Книга посвящена истории создания знаменитым художником И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге»,

экспонирующейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: Илья Ефимович Репин, картина «Бурлаки на Волге», «ширяевский период».

Представленная на рецензию рукопись посвящена истории создания знаменитым художником И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге», экспонирующейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Описанные автором текста страницы в творчестве художника относятся к периоду его формирования и впоследствии получения мировой известности. В 2013 году исполнилось 140 лет со дня создания этого живописного полотна, а в 2014 году отмечалось 170-летие со дня рождения И.Е.Репина. Но, безусловно, дело не в юбилейных датах. В.Н.Востриков обстоятельно изучил искусствоведческую и эпистолярную литературу, относящуюся в данной теме, что позволило ему документально точно и аргументировано рассказать о времени и месте создания картины, о художнике и тех персонажах, которые ему позировали.

Репин, как справедливо отмечает автор, уже с ранних картин начинает разрабатывать свой метод сочинения, опираясь на внутренние ассоциации и интуицию, оставаясь и автором, и исполнителем, и режиссером собственного сюжета. И это замечание исключительно значимо для понимания художника. Обращает автор текста внимание на углубленный психологический рисунок мастера в прочтении каждого индивидуального образа, который становится определяющим в достижении главной творческой цели.

Кривдина Ольга Алексеевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. E-mail: artsacademy.spb@gmail.com

Постоянная неудовлетворенность Репина проделанной работой стала причиной многочисленных дополнительных изменений, переписываний и правок, что привело в итоге к значительному напластованию в отдельных местах красочного слоя. Читая данный текст, следим за рассуждениями автора о технике исполнения картины, о вопросах изменения красок. Объективно отмечено, что Репина увлекала яркая непосредственность воплощения и сиюминутность подачи живого материала, создания великолепных живых этюдов, выполненных на одном дыхании и, конечно, использование собственных эмоциональных ощущений и переживаний. «Такое вживание в тему значительно помогало в разработке концепции, получая должное развитие в содержательном образно-пластическом решении. Налицо уход от предлагаемого канона создавать «по воображению» с использованием своего метода - «по правде», - важное и ценное замечание.

Существенное внимание в тексте отведено характеристике «ширяевского периода», когда формируется особый репинский рисунок линией без штриховки для создания общей формы. Описывается изучение окружающей природы во время пленэра на Волге, не только Репиным, но его друзьями.

Тщательное изучение историографии позволило В.Н.Вострикову отметить такую особенность в творчестве Репина, когда главным мерилом становилась его гражданская позиция.

Безусловно, текст заслуживает публикации, он оригинален, отличается авторской концепцией и написан художественным литературным языком.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015

ILYA EFIMOVICH REPIN: VOLGA BURLACHESTVO

© 2015 O.A.Krivdina°

St. Petersburg state academic institute of painting, sculpture and architecture

named after I.E.Repin

The book is devoted to the history of creation of the picture "Barge Haulers on Volga" by the well-known artist

I.E.Repin which is exhibited at the State Russian Museum in St.Petersburg.

Keywords: Ilya Efimovich Repin, picture "Barge Haulers on Volga", "Shiryaevsky period".

Olga Alekseevna Krivdina, Candidate of art criticism, Professor of Department of the Russian art, St Petersburg state academic institute of painting, sculpture and architecture named after I.E.Repin, the leading researcher of the State Russian Museum. E-mail: artsacademy.spb@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.