Научная статья на тему 'Икона как выражение трансцендентной реальности личности: антропологический аспект'

Икона как выражение трансцендентной реальности личности: антропологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
431
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / ЭНЕРГИЯ / ПЕРСОНАЛИЗМ / ИКОНА / АНТРОПОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА / PERSON / ESSENCE / ENERGY / PERSONALISM / ICON / ANTHROPOLOGY / PHENOMENOLOGY / CHRISTIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабич Владимир Владимирович

В статье рассмотрена теория иконы (образа), возникшая в процессе становления христианской культуры. Теория образа представлена в качестве возможной универсальной онтологической модели, позволяющей анализировать трансцендентную реальность личности в контексте современного антропологического дискурса. дается анализ некоторых следствий данной антропологической установки, выраженных в области культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Icon as expression of transcendental reality of the person: anthropological aspect

The icon (image) theory, which came into existence during the establishment of the Christian culture is under consideration. Basing on the differentiation between the ontological categories "personality", "essence" and "energy" in the Christian discourse, the image theory is presented as a possible universal ontological model, which allows to analyse the transcendental reality of a person in the modern anthropological discourse. The analysis of some consequences, this anthropological installation, expressed in the field of culture and art is submitted.

Текст научной работы на тему «Икона как выражение трансцендентной реальности личности: антропологический аспект»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. № 4(12)

УДК 027.13

В.В. Бабич

ИКОНА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассмотрена теория иконы (образа), возникшая в процессе становления христианской культуры. Теория образа представлена в качестве возможной универсальной онтологической модели, позволяющей анализировать трансцендентную реальность личности в контексте современного антропологического дискурса. дается анализ некоторых следствий данной антропологической установки, выраженных в области культуры и искусства.

Ключевые слова: личность, сущность, энергия, персонализм, икона, антропология, феноменология, христианская культура.

Современная философская антропология характеризуется критическим подходом к классической теории субъекта, в которой человек определяется как самотождественная и самоценная личность. Подобное понимание человека в XX в. подвергается критике со стороны марксизма, психоанализа, структурализма и ряда других направлений гуманитарного знания.

Современность демонстрирует принципиально новый спектр антропологической проблематики. Впервые в истории становится технически осуществимой трансформация самого себя, собственной природы и конституции (генная инженерия, хирургия, компьютерные технологии, кибернетика). «На этом рубеже возникает необходимость поставить заново едва ли не все базовые вопросы антропологии: о существовании «природы» и возможности «определения» человека, о личности, об идентичности индивидуальной и видовой...» [1. С. 87].

Новой становящейся антропологической реальности не могут отвечать известные классические парадигмы конституции человека, имеющие в своем основании фундаментальные концепты субъекта, субстанции и сущности. Назревает потребность формирования новой парадигмы, основанной на синтезе классической и неклассической онтологии, способной адекватно описать и критически исследовать современную антропологическую реальность.

В условиях построения новой онтологической парадигмы человека, когда предельные основания человеческого бытия подлежат радикальному пересмотру, представляется актуальной проблема преодоления логических и методологических противоречий между элементами эссенциальной и неэс-сенциальной онтологией, используемыми при конструировании современной антропологической модели. Особую значимость в таком поиске приобретает задача формирования целостного методологического подхода к проблеме анализа философского концепта личности, его места в учении о сущем.

По нашему мнению, обращение к теории иконы (образа), представленной в христианской традиции, на новом этапе развития антропологического дискурса может способствовать решению методологической про-

блемы синтеза онтологических концепций, используемых в рамках классической философской антропологии и некоторых положений неклассической антропологии.

В процессе возникновения и развития христианской культуры и искусства формируется теория иконы (от др.-греч. е1кюу «образ», «изображение»), в системе которой весь явленный мир - это образ трансцендентного Бога. Человека окружали зримые символы незримого мира. Иконы тоже объявлялись символами, являясь «посредником» между миром видимым и миром невидимым. Выстраивалась иерархия образов: первообраз - Бог, единый и сущий, первоначало всего; первый вид образов - Логос, осуществлённое Слово Божье, воплотившееся в Христе; второй вид образа - человек. Но если Бог невидим, неописуем и непознаваем, как приблизиться к нему человеку? Необходимы какие-то образы Бога, которые могут быть поняты людьми [2. С. 82].

Иоанн Дамаскин считал, что воплощение Второй Ипостаси Св. Троицы можно рассматривать как явленный образ Бога Отца: «Сын есть живое, естественное и во всём сходное изображение невидимого Бога, нося в себе самом всего Отца» [3. С. 7]. Позже при развитии христианского богословия икона стала выражать трансцендентно-имманентное присутствие Божества в мире. Однако христианские мыслители часто подчёркивали, что не во всём образ подобен первообразу, символ не обладает непосредственным сходством с тем, что он символизирует. В период иконоборческих споров сторонниками развития онтологической теории образа утверждалась не назидательная или декоративная роль иконы в качестве предмета искусства («Евангелие для неграмотных»), не факультативная богословская надстройка, не защита обряда или традиции, а речь шла об «истинном исповедании боговоплощения и, следовательно, о христианской антропологии» [4. С. 247].

Икона призвана выразить личность святого или Христа, т.е. то, что находится вне природного горизонта, поэтому главное в иконе есть «выражение невидимого», тайного. Иоанн Дамаскин определяет икону следующим образом: «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» [2. С. 101]. Икона как образ изображаемого первообраза стремится к тому, чтобы представляемый воспринимающим субъектом образ был отсылкой к ипостасному первообразу. «Икона не претендует ни на то, чтобы репрезентировать, ни тем более на то, чтобы конституировать божественную природу; это равнозначно утверждению, согласно различиям, проведенным в патристике, что она направлена на личность (7р381а81~) и лицо Христа (лрооюл^)» [5. С. 146-147].

Французский феноменолог Ж.-Л. Марьен в своей работе «Перекрестья видимого», посвященной проблеме образа в современной визуальной культуре, утверждает, что икона выходит из служебного статуса объекта, избегая отождествления с одной простой областью видимого. Икона избегает подобной редукции и обладает очевидной несводимостью к развлекательности и заурядной утилитарности [5. С. 82-84]. Отличие иконы от картины в том, что последняя освобождена от какого-либо оригинала и имеет ценность сама по себе, так как у изображения нет другого оригинала, кроме него самого, и оно производит себя, чтобы выдать за единственный оригинал. Следовательно, картина как образ, не связанный со своим оригиналом или не имею-

щий его, не может содержать отсылку к другой реальности, кроме своей собственной. Изображение на иконе есть форма выражения трансцендентной реальности личности, в ней «оригинал выступает сквозь образную объективность как чистый взгляд, перекрещивающийся с другим взглядом» [5. С. 117].

Понимая образ присутствия в мире как телесный (материальный) образ, способ бытия которого соответствует утверждению «чтобы быть, нужно быть видимым (воспринятым)», Ж.-Л. Марьен ставит вопрос: «Достаточно ли того факта, что оригинал остается невидимым, чтобы деквалифицировать всякий оригинал?» Отвечая на этот вопрос, философ приходит к выводу, что «оригинал» остается несводимым к своему визуализированному образу: «Невидимое наполняет видимое согласно модели иконы, только если оно сначала и до конца остается другим по отношению к невидимому моего собственного взгляда» [5. С. 52]. То есть если картина ограничивается тем, что попросту регистрирует зрелища как реализованные данные сознания на определенном носителе (холст, дерево), то задача иконы - преодолеть дистанцию между видом и невидимым «Другим» (ипостасным первообразом, оригиналом). В соответствии с традициями философии эту дистанцию можно обозначить как дистанцию между атрибутами и субстанцией, между феноменом и вещью в себе, между знаком и референтом, между сущностью и личностью.

Теория «иконы» несет в себе различие онтологических категорий «сущность» (o8sja) и «ипостась» (7р381а81~). Оппонируя данной онтологии, иконоборческое мышление видит в иконе предмет, тождественный изображаемому, из чего следует, что если нет сущностного тождества, то нет и образа.

Иконоборческая полемика обнаружила глубинное философское расхождение в понимании принципа соотношения между предметами и их образами у иконоборцев и иконопочитателей. Для иконоборцев существовало только два соотношения между предметами: их сущностное тождество или различие. Для сторонников иконопочитания при различии природ (сущностей) вещей между предметами могла сохраняться онтологическая связь, выражаемая через понятие воипостасного1 бытия. Феодор Студит, объясняя допустимость подобного положения, апеллирует к онтологической структуре Святой Троицы: лица Святой Троицы ипостасно отличны друг от друга, но тождественны по сущности. В иконе же, напротив, природы образа и первообраза различны, но личности тождественны. «Как там (в Троице) Христос отличен от Своего Отца ипостасью (личностью), так здесь (в иконе) Он отличается от Своего собственного изображения сущностью» [6. С. 97].

Таким образом, теория иконы, разделяя категории «ипостась» и «сущность», стремилась к выражению ипостаси (личности) Христа или святого, используя для этого визуальное воздействие и обозначая неотчуждаемое имя (ипостасную идиому) изображаемого. «Для Иоанна Дама-скина совершенно очевидна связь между почитанием икон и почитанием святых. Для него образ и личность связаны не с сущностью, а с подобием и единством имени» [7. С. 160].

1 От греческого слова Зтоггоотатоу, введенного в богословский дискурс Леонтием Византийским (УІ—УІІ в.), обозначающее бытие, существующее в ипостаси или личности. Под «5уш:6ататоу» понимается сущность (природа), не имеющая собственной ипостаси и получающая действительное существование через ее восприятие другой ипостасью.

Значительную часть своих трудов иконопочитатели посвящали вопросу об онтологической связи образа и первообраза, здесь на первое место выходит проблема ипостасного бытия, выражаемого с помощью имени. «Моментом превращения изображения в икону считалось надписание на ней имени соответствующего образа. Без этой надписи икона, изготовленная по всем канонам иконописания, не воспринималась как достоверный образ» [7. С. 160]. Таким образом, теория иконы, рассматривающая личность как трансцендентную часть бытия, обозначенную через имя изображаемого, послужила основой для формирования базовых идейных положений онтологической теории имени (номенология).

В христианской антропологии человек может быть рассмотрен как носитель «образа Бога», через понятие иконы [2. С. 82]. В подобной модели иконы психосоматическая природная конституция человека интерпретируется как «образ» личности, согласно которой «я есть» и «как я есть» потому, что «я видим» и «как я видим». Воипостасная природа человека начинает пониматься как «образ», благодаря которому «Я» становится доступным для восприятия другими.

Понимая икону как явленную трансцендентность, опираясь на разделение в христианском дискурсе онтологических категорий «личность», «сущность» и «энергия», можно описать проявления человека, используя термин С.С. Хоружего «энергийный образ». По мнению С.С. Хоружего, «энергий-ный образ» - это энергийная проекция человеческого существа, образованная непрерывно меняющимся множеством энергий человека. В такой трактовке человек, будучи личностью, выступает «самодеятельным центром», разнонаправленные и разнородные энергии которого определяются в своих взаимодействующих выступлениях как следствия деятельности этого «центра», в совокупности образуя подвижную систему, меняющуюся конфигурацию - проекцию человека в плане энергий [8. С. 54]. В подобной интерпретации личность есть «центр» организованных энергийных актов, который создает и конфигурирует энергийную проекцию человека. При этом личность обнаруживает себя в наличном бытии, в персонифицированных активностях, обозначенных нами как «антропологические энергии». Энергии относятся к личности как действие к действующему лицу. Каждое индивидуальное персонифицированное энергийное проявление (совокупность которых составляет «энергийный образ человека») выражает ситуативную идентичность «энергийного образа» личности. Таким образом, личность стано-вится доступной восприятию в энергийной проекции, можно утверждать, что энергийная проекция есть икона (образ) личности человека.

Такая антропологическая установка находит отражение в области культуры и искусства. Античное искусство исчерпывалось констатацией природы как предельного основания бытия, в результате утверждалось, что все существует только в космосе, он сам себя выражает и является Абсолютом. Анализируя представленное в искусстве, различие античной и христианской онтологии, А.Ф. Лосев писал: «Если возражать против того, что космическое тело в основе всего, то это возражение исходит уже из принципов неантичных» [9. С. 159-160]. В ходе исследований А.Ф. Лосев приходит к выводу, что античная культура основана на «вне-личностном космологизме». Поэтому задачей античного искусства было

следовать предназначению природы, искусству надлежало стремиться к тому совершенству, на которое указывала красота природы, но которое в своей полноте не было достигнуто. Другими словами, цель искусства -поиск и осуществление идеальной природной красоты.

Отсюда становится понятным реализм эпох Античности и Возрождения как попытка завершить то, что не смогла свершить природа. Природная красота являлась выражением гармонии космического порядка, она равнозначна добру и физическому совершенству человека. Античная скульптура, стремясь выразить внешние природные проявления характера человека, красоту физического тела или его социальную роль, не обращалась к экзистенциальному горизонту антропологической реальности. В противоположность античной скульптуре христианское искусство через создание иконы как образа ипостаси первообраза стремилось явить трансцендентную реальность личности. Такая ориентация на личность и имя изображаемого святого имела целью выражение экзистенциальной аутентичной роли человека или Христа. Позднее подобный взгляд на трансцендентный необъектный горизонт изображаемого был воспринят традицией русского авангарда [10. С. 141-187].

Исходя из всего сказанного, мы можем утверждать, что икона является не только феноменом христианского изобразительного искусства, но и, осмысля-ясь в контексте христианской традиции, образует универсальную онтологическую теорию образа, позволяющую анализировать трансцендентную реальность личности в контексте современного антропологического дискурса.

Представленная антропологическая установка позволяет использовать элементы христианского антропологического дискурса классической и си-нергийной (неклассической) антропологии для конструирования современной антропологической модели, не входя в логическое противоречие. Данный методологический подход применим к широкому спектру антропологической проблематики, отвечающей на вопрос определения самотождест-венности человека и границ проявления его природы.

Литература

1. Хоружий С.С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 82-100.

2. Гаврилина Л.М. Русская культура : Проблемы, феномены, историческая типология : учеб. пособие. Калининград : Калинингр. ун-т, 1999. 98 с.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения / пер. с греч. Репринт. изд. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: РФМ, 1993. 168 с.

4. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Репринт. изд., ориг. Париж: ИМКА-Пресс, 1931; Москва: Паломник, 1992. 262 с.

5. МарьонЖ.-Л. Перекрестья видимого. М. : Прогресс-Традиция, 2010. 176 с.

6. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М: Даръ, 2008. 480с.

7. Лескин Д.Ю. Апофатизм Дионисия Ареопагита и византийская теория образа как идейные истоки онтологической теории имени // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2009. С. 155-163.

8. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия / под ред. С.С Хоружего. М. : Ди-Дик, 1995. С. 42-150.

9. ЛосевА.Ф. Дерзание духа. М. : Политиздат, 1988. 366 с.

10. Левина Т.В. Абстракция и икона : метафизический реализм в русском искусстве // Ар-тикульт. 2011. № 1. С. 141-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.