Научная статья на тему 'Игровое неиробиоуправление при синдроме дефицита внимания'

Игровое неиробиоуправление при синдроме дефицита внимания Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
182
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хаймович Е. В., Скок А. Б., Шубина О. С.

Статья посвящена анализу клинических и электроэнцефалографических эффектов игрового биоуправле ния при лечении детей с синдромом дефицита внимания. Сравнительный анализ традиционного биоуп равления (графическое изображение и аудиальная обратная связь) и игрового биоуправления позволил показать преимущества игровых вариантов БОС-тренинга, которые ускоряют темп обучения, усиливают мотивацию к такому виду терапии, инициируют более выраженные клинические и электроэнцефалографические результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хаймович Е. В., Скок А. Б., Шубина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME-BASED NEUROFEEDBACK IN THE TREATMENT OF ATTENTION DEFICIT DISORDER

The article is dedicated to analysis of clinical and electroen-cephalographic results of game-based biofeedback in the Attention Deficit Disorder treatment. Comparative analysis of traditional biofeedback (graphic representation, acoustic feedback) and game-based biofeedback has allowed demonstrating the preference of game-based biofeedback modifications, which induce more significant clinical and electroencephalographic improvement, accelerate education of volitional control.

Текст научной работы на тему «Игровое неиробиоуправление при синдроме дефицита внимания»

УДК 612.821

Е.В. Хаймович,|А.Б. Скок,|О.С. Шубина

ИГРОВОЕ НЕИРОБИОУПРАВЛЕНИЕ ПРИ СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Новосибирск

Статья посвящена анализу клинических и электроэнцефалографических эффектов игрового биоуправления при лечении детей с синдромом дефицита внимания. Сравнительный анализ традиционного биоуправления (графическое изображение и аудиальная обратная связь) и игрового биоуправления позволил показать преимущества игровых вариантов БОС-тренинга, которые ускоряют темп обучения, усиливают мотивацию к такому виду терапии, инициируют более выраженные клинические и электроэнцефалогра-фические результаты.____________

Ключевые слова: игровое биоуправление, синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Игра - самая распространенная форма существования и развития в жизни ребенка и основной вид его деятельности. Играя, он самоидентифицируется, приобретает навыки приспособительной, созидательной активности, устойчивую самодостаточность. Ребенок становится героем, реализующим последовательность действий, развивающихся на основе механизмов саморегуляции его физиологических функций, и приобретает черты характера, востребованные потом жизнью и социумом.

В последнее время этому виду занятий уделяется возрастающее внимание в школах, лицеях, образовательных учреждениях. Подробно описанные в этом выпуске “Бюллетеня СО РАМН” программы нейробиоуправления, созданные для коррекции синдрома дефицита внимания и ориентированные на продолжительный курс бета-стимулирующего тренинга, разработаны в рамках традиционных подходов. Ребенок наблюдает на мониторе аналоговую электроэнцефалограмму или меняющийся во времени график, отражающий динамику мощности бета-ритма в режиме реального времени. Однако это занятие ему интересно, как правило, лишь на этапе первых сессий, но затем, как показывает опыт, мотивационная компонента ослабевает. Тем более, что у детей с дефицитом внимания стремление к целенаправленной деятельности существенно ослаблено, самооценка достаточно низка и они приходят на занятия бета-тренингом с установкой, что у них “ничего не получится”, часто отказываясь от выполнения любого, даже заведомо выполнимого, задания.

Именно этими обстоятельствами, а также очевидной необходимостью оптимизировать тренинговые сессии, сделать их увлекательными, снизить степень утомляемости и существенно усилить мотивационную компоненту было продиктовано включение в лечебные сессии игровых варианов ЭЭГ-бета-стимулирующего и элект-ромиографического биоуправлений, а также тренинга, организованного в игровом сюжете по частоте сердечных сокращений.

Не повторяя подробный анализ существа игровых вариантов биоуправления, приведенного в этом же выпуске “Бюллетеня СО РАМН”, мы напомним лишь основные моменты.

Главной особенностью компьютерного игрового биоуправления является соревновательный сценарий,

смоделированный средствами мультимедиа в виртуальной среде [1,2]. Выиграть игру или добиться положительного развития сюжета ребенок может, только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции. В процессе игры формируется модель эффективного поведения - система навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций. Игра как наиболее яркий фактор эмоционального подкрепления механизмов саморегуляции позволяет наиболее эффективно осуществить самую значимую задачу технологии биоуправления - превратить ребенка из пассивного объекта психологических, преподавательских или врачебных вмешательств в заинтересованного, активного субъекта лечебно-реабилитационного процесса. Возможность ребенка самостоятельно анализировать и оценивать результат динамики тренинга играет для него едва ли не главную роль.

Как показывает наш опыт, игровые варианты биоуправления позволяют существенно усилить мотивацию к проведению занятий. Если в рамках обычной неигровой сессии ребенка приходится достаточно долго уговаривать, придумывать разные варианты позитивного подкрепления (поощрение в виде конфет, игрушек, развлечений), то игровой тренинг сам по себе становится таким подкрепляющим стимулом. Пациенты легко и быстро начинают включаться в процесс занятий, понимая, что при хорошей работе им разрешат “поиграть”. Благодаря тому, что ребенок видит результат своей деятельности, у него появляется стимул выполнить задание лучше, так как за лучшее выполнение он получает поощрение в виде высоких баллов (игра “Цветы”) или заполненного иномарками гаража в игре “Автомастер” (рис. 1,2). Особым поощрением для ребенка является включение его в десятку сильнейших, если он набрал наибольшее количество баллов.

Повышение самооценки, осознание ребенком, что он может побеждать, быть лучшим, пусть даже и в виртуальной среде, являются мощным психотерапевтическим воздействием, неизбежно ведущим к личностному росту пациентов. Родители отмечают, что после успешных игровых сеансов у таких детей улучшается поведение дома и в школе: они становятся более коммуникабельными, активными на уроках; у них снижается уровень тревоги, повышается настроение. Таким образом, игровая реализация методов биоуправления выступает не то-

Рис. 1. Экранное представление игровой сессии бе-та-стимулирующего тренинга

АВТО

1 мастер

РогесИе 911 ЄТ2

>/6,12 клапанов 3600 куб.см 430 л.с.

Рис. 2. Игровая сессия бета-тренинга “Автомастер”. Рост мощности бета-ритма ЭЭГ приводит к выигрышу новых автомобилей

лько как психорелаксационный лечебный подход, изменяющий в позитивном направлении корковую нейродинамику, обучающий расслаблению, нормализующий вегетативный баланс, но и как бихевиоральная терапевтическая модель, на которой пациент обучается новым поведенческим паттернам, учится формировать позитивный образ “Я”.

Клинический пример № 1. Пациент М., 10 лет. Учится в гимназии, дополнительно посещая факультатив по иностранному языку. Пришел на консультативный прием с мамой. Основные жалобы: трудности в обучении, плохо справляется с домашним заданием, тратит много времени на его подготовку, часто отвлекается, не может самостоятельно выполнять домашние задания, стремится, ссылаясь на усталость, прервать их выполнение. При попытке заставить его быть более усидчивым, раздражается, может закрыться в комнате и подолгу не выходить из нее.

С момента рождения наблюдался неврологами с диагнозом “перинатальное поражение головного мозга”. Регулярно проходит курсы лечения ноотропными, вазоактивными и метаболическими препаратами. Со слов

матери, характерологически отличается повышенной тревожностью, мнительностью. Проявляет особый интерес к мистике, парапсихологии, придает большое значение символам (цифра 8 означает, что “все будет хорошо”), гороскопам. Использует “риту- альное" поведение (например, три раза повернуться вокруг себя для того, чтобы не вызвали на уроке). При беседе ребенок контактен, несколько тревожен; фон настроения - де-премирован. Считает, что во всех его проблемах виноваты окружающие (мать, бабушка, учительница), которые к нему “не справедливы”. Во время пробной игровой сессии держит “крестик на пальцах”, объясняя тем, что это помогает выиграть.

Время, затраченное на выполнение пробы Шульте на первом сеансе (84, 93, 105, 97, 95 секунд), свидетельствует об истощении, низком уровне концентрации внимания.

Результаты бета-стимулирующего тренинга. Курс лечения составил 15 сеансов. Сеансы тренинга проводились три раза в неделю. В курс бета-стимулирующего тренинга были включены релаксирующие игры (“Вира!”, “Магические кубики”, “Ралли”), базовый бе-та-стимулирующий тренинг с аудиальной обратной связью, электромиографический тренинг и игровой бе-та-стимулирующий тренинг (игровые варианты “Цветы”, “Автомастер”). На рис. 3 представлена динамика ритмов ЭЭГ во время тренинга с аудиальной обратной связью и ее графическим экранным представлением. В начале сессии среднее значение мощности в р-диапазоне составило 5,21 мкВ2. Нарастание активности в 0-диапазоне говорит об утомлении ребенка во время тренинга. Обычно в таких ситуациях пациент начинал засыпать. Среднее значение на начало тренинга составило 14,8 мкВ2.

При смене экранных представлений на игровые варианты работа оптимизировалась. Ребенок проявлял больший интерес, активно выполнял задание. В результате игровых сессий он научился работать более эффективно, изменяя электрическую активность головного мозга в позитивном направлении (рис. 4). Об этом свидетельствовали снижение активности в тета-диапазоне (среднее значение 12,21 мкВ2), увеличение продолжительности сессий бета-стимулирующего тренинга с 5-7 минут до 15 мин, что подтверждало эффективность игрового биоуправления.

Клинические результаты тренинга. Со слов мамы, уже после первых сеансов ребенок стал быстрее делать уроки; обращается за помощью только в случае крайней необходимости; меньше конфликтует с окружающими. Бета-стимулирующий тренинг проводился в контексте психотерапевтической работы. Особое внимание уделялось проблеме самоконтроля: ребенок на поведенческой модели (игровое биоуправление) убеждался, что не стоит надеяться на магическую силу разного рода гороскопов, предсказаний, знамений и т. д., так как все его реальные успехи зависят от его собственных усилий и стараний. Он сообщил, что теперь не боится сделать ошибку или неправильно ответить на вопрос учителя, т. к. “всегда можно исправиться, если хорошо подумать”. Изменения в поведении и улучшение академической успеваемости отмечались учительницей, которая неоднократно хвалила мальчика на родительских собраниях.

Рис. 3. Динамика активности в Р-диапазоне ЭЭГ, зарегистрированная во время сессии тренинга с ауди- альной обратной связью

Рис. 4. Динамика активности в Р-диапазоне ЭЭГ, зарегистрированная во время сессии игрового бета- стимулирующего тренинга

Клинический пример № 2. Пациент А., 7 лет, ученик 1-го класса. Пришел на консультацию с мамой. Основные жалобы: плохо учится в школе, не усваивает программу. На уроках вертится, мешает другими детям, бывает агрессивен, практически всегда раздражителен, капризен, настроение стойко снижено. Дома демонстрирует оппозиционное поведение, стремясь все делать наоборот. Отец неоднократно прибегал к физическим мерам наказания. На приеме пациент сидит с недовольным видом, напряжен; на просьбу подождать в коридоре, пока врач переговорит с мамой, реагирует отказом; ни на какие уговоры не поддается. Согласился выйти после длительного размышления, когда его предупредили, что если он не подчинится, то во время занятий не получит, как другие дети, “личный гараж”, который будет заполняться иномарками.

Результаты обследования с помощью таблиц Шульте (201, 254, 260, 265, 332 секунды), а также результаты обследования неврологом позволили поставить диагноз “синдром дефицита внимания с гиперактивностью”.

На последующих занятиях оставался капризным, непослушным; укусил за палец врача, который занимался с ним точечным массажем. Сначала к проводимым тренинговым занятиям отнесся с недоверием; заявлял, что не хочет заниматься, “устал”, “надоело”. Но затем, когда почувствовал, что может “по своей воле” управлять выращиванием цветов в виртуальном саду, заполнять га-

раж любимыми иномарками, стал более заинтересованно относиться к лечебным сеансам: стремился улучшить результат, интересовался, как он выглядит по сравнению с другими детьми.

Результаты бета-стимулирующего тренинга. Курс тренинга был организован так же, как и в первом случае. Было проведено 20 сеансов. В лечебную сессию были включены электромиографический и бета-стиму-лирующий тренинги, игровые варианты биоуправления. В качестве поощрения использовались релаксирующие игры, управлямые частотой сердечных сокращений (“Вира!”, “Гребной канал”, “Ралли”, “Магические кубики”). Много внимания уделялось проблеме релаксации; объяснению, что значит “расслабиться” и зачем это нужно, почему важно сначала подумать, а потом сказать или сделать.

На рис. 5 и 6 видно, насколько эффективен игровой вид бета-стимулирующего тренинга в отличие от обычного графического экранного представления. Во время сессии игрового тренинга ребенку удавалось продолжительное время сохранять работоспособность, соответственно дольше концентрировать внимание даже при выполнении сложного задания и выполнять его максимально эффективно. Биоэлектрическая активность головного мозга при этом менялась в конструктивном направлении: снижалась медленноволновая активность в 0-диапазоне и увеличивалась мощность в Р-диапазоне

Рис. 5. Динамика активности в Р-диапазоне ЭЭГ, зарегистрированная во время сессии тренинга с ауди- альной обрат-

Рис. 6. Динамика активности в Р-диапазоне ЭЭГ, зарегистрированная во время сессии игрового бета-стимулирующего тренинга

ЭЭГ. Пациент был приятно удивлен, узнав, что может управлять своими мышцами, пульсом и даже головным мозгом.

Клинические результаты тренинга. В ходе лечения стал более покладистым, контактным, старался получить похвалу от врача за хорошую работу во время тренинга. Улучшилась академическая успеваемость; уменьшилось количество замечаний по поведению.

Таким образом, игровое биоуправление потенцирует эффект биоповеденческой терапии синдрома дефицита внимания, повышая мотивацию к занятиям, ориентируя детей на продолжение лечения. Эффективность сессий игрового нейробиоуправления превышает эффективность обычного традиционного тренинга.

THE GAME-BASED NEUROFEEDBACK IN THE TREATMENT OF ATTENTION DEFICIT DISORDER

E.V. Haimovich, A.B. Skok

O.S. Shubina

The article is dedicated to analysis of clinical and electroen-cephalographic results of game-based biofeedback in the Attention Deficit Disorder treatment. Comparative analysis of traditional biofeedback (graphic representation, acoustic feedback) and game-based biofeedback has allowed demonstrating the preference of game-based biofeedback modifications, which induce more significant clinical and electroencephalographic improvement, accelerate education of volitional control.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игровое бпоуправленпе как технология профилактики стресс-зависимых состояний / О.А. Джафарова, О.Г. Донская, А.А. Зубков, М.Б. Штарк // Биоуправление-4: теория и практика. Новосибирск, 2002. С. 86-95.

2. Лазарева О.Ю. Профилактика хронического стресса среди подростков с использованием игрового компьютерного биоуправления / О.Ю. Лазарева // Там же. С. 74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.