Научная статья на тему 'Игровая зависимость: особенности и социальные последствия'

Игровая зависимость: особенности и социальные последствия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8287
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИГРОМАНИЯ / ИГРОВОЙ КЛУБ / АЗАРТНАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лозгачева Е. А.

Статья Евгении Лозгачевой получила вторую премию на конкурсе студенческих работ по социологии, посвященном 20-летию ВЦИОМ. В статье рассмотрены механизмы и стадии формирования игровой зависимости, особенности поведения игроков в игровом зале; выявлены группы игроков; проведён сравнительный анализ возрастных групп игроков; раскрыты основные социальные последствия игромании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровая зависимость: особенности и социальные последствия»

Осенью 2007года ВЦИОМ провел конкурс студенческих работ по социологии, посвященный 20-летию ВЦИОМ. Тематика работ была посвящена "социальному портрету молодого россиянина в начале 21 века". В конкурсе приняли участие студенты социологических факультетов МГУ, РГГУ, РГСУ, ГУ-ВШЭ. Конкурсная комиссия, состоявшая из ведущих социологов и специалистов ВЦИОМ, присвоила вторую премию работе студентки РГГУ Евгении Лозгачевой.

Е.А. Лозгачева ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

По статистике, распространенность игровой зависимости во всем мире составляет около 2-3%, при этом среди игроков преобладают мужчины в возрасте от 20 до 45 лет. Только в Москве (по неофициальным данным) любителей поиграть — более 1,5 млн. человек.

Анализ литературы показал, что единой концепции, объясняющей все особенности явлений зависимости, не существует. Исследователи чаще всего связывают причины и условия ее развития с предрасполагающими особенностями личности и с воздействием социальной среды. Точных ответов на вопросы о механизмах и стадиальности развития данного феномена нет. Тем не менее в его формировании выделяется ряд общих закономерностей:

1. Изначально зависимость возникает в результате неправильного взаимодействия личности с окружающей средой.

2. Зависимость формируется в условиях значительного эмоционального предпочтения человеком одних объектов по сравнению с другими.

3. На разных стадиях развития зависимость может проявляться эпизодически, ситуативно или систематически. Внешне она выражается в потере контроля над поведением и в сужении круга интересов.

4. Переход на более глубокие стадии развития предопределяется факторами, способствующими систематическому положительному подкреплению аддик-тивного поведения социальной средой.

5. Крайние формы зависимости возникают на фоне интенсивных и длительных эмоциональных переживаний.

6. Развитие зависимости затрагивает потребностно-мотивационную структуру личности.

В процессе игры человек обычно расслабляется, снимает эмоциональное напряжение, отвлекается от неприятных проблем. Игра рассматривается как приятный досуг — это тоже может способствовать развитию зависимости.

Следует подчеркнуть, что современная игра в игорных заведениях — достаточно сложное явление и изучать его нужно в контексте различных гуманитарных дисциплин: социологии, философии, психологии, экономики. С социологиче-

ЛОЗГАЧЕВА Евгения Анатольевна — студентка социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

ской точки зрения игровые клубы — это некое социокультурное образование, имеющее свои составляющие: мотивации, нормы, ценности, стереотипы.

Актуальность нашего исследования определяется отсутствием полной и объективной социологической информации об игровой зависимости населения. Задачи исследования заключались в том, чтобы описать особенности поведения игроков в игровом зале; выявить группы игроков; провести сравнительный анализ возрастных групп игроков; раскрыть основные социальные последствия игромании.

Мы использовали качественные методы: наблюдение и глубинное интервью. Кроме того, был проведен вторичный анализ данных исследований и контент-анализ историй игроков, представленных в публикации "Игромания: реальные истории анонимных игроков" (М., 2006).

Почему люди играют? Попытка ответить на этот вопрос была предпринята в апреле 2005 г. в исследовании азартного поведения, которое провела компания "ИМА-консалтинг". Как оказалось, более 70% респондентов признали себя азартными игроками, и только 4,8% — совсем не азартными.

Азарт для респондентов — это чувство победы, вовлеченность в игру, ощущение себя лидером. Большинство начали играть, чтобы каким-то образом реализовать себя если не в жизни, то в игре.

Несмотря на то, что количество азартных людей в стране составляет более половины населения, внесенный в Госдуму В. Путиным законопроект о четырех игорных зонах россияне одобряют. Так, по данным ВЦИОМ (в ноябре 2006 г. опрошены 1595 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России; статистическая погрешность не превышает 3,4%), около 65% россиян считают, что вынесение игорных заведений за пределы поселений в специальные зоны принесет пользу. 20% респондентов выступают за сокращение игровых автоматов, 34% — за вывод игорного бизнеса в специальные зоны, а 39% — за его полный запрет. 22% опрошенных уверены, что создание специальных игровых зон снизит число игроманов. Лишь 1,6% опрошенных посчитали ограничения игорного бизнеса неправильным, а 1,9% — неэффективным. Можно сказать, что реакция общества на инициативу президента вполне однозначна.

Рисунок 1.

Распределение ответов на вопрос "Азартный ли Вы человек?", %

Да, очень Скорее Скорее Нет, совсем Сложно

азартный азартный неазартный неазартный сказать

Оценивая возможные позитивные последствия создания игорных зон, граждане предполагают, что благодаря недоступности азартных игр это приведет к сокращению числа игроков (так считают 22% опрошенных), 9% полагают, что по той же причине в азартные игры не будут вовлекаться пенсионеры и молодежь. Еще 5% респондентов надеются, что люди станут меньше денег тратить впустую, повысится уровень безопасности в городах. Среди других позитивных изменений назывались усиление контроля над игорным бизнесом; увеличение поступлений в бюджет; улучшение экономической ситуации в тех регионах, куда переведут игорные заведения; создание новых мест для отдыха, туризма. Да и в целом обстановка в стране улучшится, а высвободившиеся помещения можно будет использовать (как именно — не расшифровывается, но, по всей видимости, для благих целей). Но все же 4% опрошенных уверены, что азартных людей трудно остановить подобными "пустяками". И если даже определенное число небогатых игроманов выпадет из обоймы, их место займут жители тех городов и поселков, которые окажутся неподалеку от специально созданных "рассадников порока". 8% респондентов указывают, что в этих населенных пунктах возрастет преступность. При этом, добавим от себя, вряд ли стоит рассчитывать на то, что в городах, освобожденных от рулеток и "одноруких бандитов", уровень преступности заметно снизится. Зато они, как полагают участники опроса, лишатся важной статьи дохода. Кроме того, среди возможных негативных последствий введения новых правил прогнозируется окончательный уход игорного бизнеса в тень и рост алкоголизма

По данным еще одного опроса ВЦИОМ, проведенного в марте 2006 г. на тему "Азартны ли россияне?", в социальных последствиях игромании люди склонны винить самих игроков (53%); власти (35%) и предпринимателей (10%).

Важным репрезентативным исследованием стал опрос на тему "Россияне об игорном бизнесе" 1600 человек в 126 населенных пунктах в 46 регионах страны, проведенный Аналитическим центром Ю. Левады в октябре 2006 г. Выяснилось, что игорные заведения посещают около 13% россиян, причем большая часть делает это не чаще раза в год. Такую форму проведения досуга предпочитают молодые люди до 40 лет: студенты, безработные, предприниматели, с доходом от 9 тыс. руб., проживающие в Уральском федеральном округе, в Москве и, как ни странно, в городах с населением менее 100 тысяч. С одной стороны, это можно объяснить тем, что большие города сосредотачивают большее количество игровых залов и зарплаты жителей несравнимо выше, чем в средних городах. С другой же стороны, для совсем небольших поселений игра — новинка, развлечение, которых здесь явно недостаточно. По данным исследования, количество мужчин, увлекающихся азартными играми, в 2 раза больше, чем женщин. На вопрос "Одобряете ли вы вынесение игорного бизнеса в специальные резервации?" 79% респондентов ответили положительно и лишь 11% отрицательно. Примечательно, что не согласны с этим военные и работники правоохранительных служб. Можно предположить, что ликвидация легального игорного бизнеса приведет к росту подпольного, который попадет под контроль криминальных структур.

Исследование на тему ".Игровая зависимость как форма проявления девиации городского населения: социальные группы игроков" проводилось автором методом социологического наблюдения в апреле 2006 г. в одном из московских игровых залов, в течение недели, с 7 до 9 часов вечера. Количество игроков составляло в среднем 10-12 человек. Среди них преимущественно были мужчины в возрасте от 18 до 60 лет. Несколько слов об игровом зале, где проходило наблюдение. Он расположен вблизи станции метро, со стороны пригород-

ных поездов. Площадь зала — около 50 кв. м. Он оборудован 21 игровым автоматом, кондиционерами, встроенной аудиоаппаратурой, имеется телевизор с ЭУЭ-плеером. Звуковой фон обеспечивают радиостанции. Важным является интерьер зала. Яркая внешняя вывеска. Внутренний цвет стен фиолетовый, приглушенный. Окна отсутствуют. Свет тусклый, что делает обстановку расслабляющей. Бар с напитками, аппарат для разливного пива посетителям, холодильник с бесплатной газированной водой для игроков и касса. На одной из стен вывешена информация, где указаны ставка в игре, минимальный съем с аппарата, телефоны охраны, план эвакуации. Каждый игрок может заказать чай, кофе, пиво и воду бесплатно. Указано также, что запрещено играть тем, кто моложе 18, и что за аппаратом должно быть не более двух игроков. Есть и жалобная книга. За порядком в зале следят охранник, девушка-кассир и администратор зала.

На наш взгляд, людей в игровом клубе можно разделить на несколько групп.

1. Молодые люди в возрасте от 18 до 25пет, посещающие клуб, во-первых, в поисках развлечения, во-вторых (некоторые), чтобы подзаработать. Точно определить с помощью наблюдения, является ли это увлечение патологическим, невозможно, а вот то, что у них сформировалась привязанность к игровым автоматам, сомнений не вызывает. Больших средств для игры эти молодые люди не тратят. Максимальное время пребывания в зале составляет час-полтора. И хотя они стремятся не просто получить удовольствие от игры, но и выиграть, все же проигрыш не вызывает у них большого разочарования. Эмоциональное состояние таких игроков не выглядит агрессивным. Они не пытаются сразу отыграться и чаще всего наблюдают за другими более опытными игроками. Их можно определить как "статусные игроки", которые приходят "играть за компанию и весело провести свободное время, получить новое удовольствие". К игре их может побуждать еще неполная самореализация в жизни.

2. Люди в возрасте от 25 до 50 пет. Их в зале большинство, и, пожалуй, данная группа наиболее подвержена игровой зависимости. Они играют на протяжении долгого времени, бывают в клубе ежедневно, и многие хорошо знакомы. Эти игроки нередко помогают друг другу в игре, советуют и дают деньги взаймы. Среди них можно выделить "профессиональныхигроков"и "игроков спонтанных". Первые играют по собственной стратегии и уверены в разработанном ими методе, пытаясь минимизировать проигрыш. Вторые определяют игру как образ жизни. Они наиболее подвержены зависимости, которую не осознают. Проигрыш для них — не повод остановиться, он только разогревает и заставляет играть дальше, чтобы добиться реванша. Данная группа самая эмоциональная и агрессивная. Возбужденное состояние поддерживается алкоголем, беспрерывным курением.

3. Люди в возрасте от 50 до 60 пет. Большинство из них не удовлетворены своим финансовым положением и приходят в игровые залы, надеясь его улучшить. Они посещают клуб время от времени и, возможно, получают некоторое удовольствие от игры. Это достаточно спокойные люди, не привлекающие к себе особого внимания.

4. Наконец, еще одна группа контингента игровых клубов — те, кто пришел поддержать своих близких, родных, друзей.

Хотя социальные характеристики игроманов различны (среди них встречаются как обеспеченные граждане, так и маргиналы), в их поведении много сходства. Получая от игры эмоциональное возбуждение, они повышают размеры ставок и играют практически без перерывов. То же происходит с алкоголиками и наркоманами, которым необходимы все большие дозы. Подобно им, игроки мо-

гут целыми сутками обходиться без еды и сна, когда захвачены игрой. Небольшой выигрыш или поощрение администрации зала (бесплатное пиво, кофе, вода) могут заставить провести в клубе весь вечер. Толчком к игре становятся практически любые эмоции или впечатления, полученные человеком в течение дня.

Социальные последствия игромании

Игровая зависимость опасна как для самого игрока, его семьи, близких, так и для всего общества. На игру человек жертвует деньги, работу, семью, друзей, интересы. Ради игры можно пойти на все. По результатам нашего исследования "Социальные последствия игромании", проведенного в апреле-мае 2007 г. (интервью с игроками и их родственниками), можно сделать ряд выводов. Прежде всего ответы респондентов свидетельствуют о заниженной самооценке, неудовлетворенности, слабости воли. Достаточно стихийное взаимодействие с социальной средой и достаточно позитивные оценки пристрастного отношения объясняются многими факторами. Например, Сергей сообщает, что его друг играет уже около полутора лет и, отмечая отрицательный эффект игры, говорит: "Разве плохо... впихнул в автомат 1000, а получил две, ну это так, пример... суммы-то, конечно, бывают и больше" (респондент №1). Более глубокие стадии ад-диктивного поведения связаны с систематичностью и интенсивностью всевозможных эмоциональных эффектов, таких как редкий, но большой выигрыш. Так, Алексей рассказывает: "...Ну, первый раз так поиграл и все... Ну, тогда, на станции, про которую я говорил... Проиграл немного денег и вовремя остановился, потому как электричка была уже на подходе. В следующий раз ситуация подобным образом повторилась, правда, времени меньше было. Опять поиграл и все. А потом, где-то через месяц, у нас неподалеку от дома открыли зал игровых автоматов. И однажды, идя с работы, решил зайти ради интереса. Увидел их и почему-то не смог удержаться. Сел и стал играть. Проиграл серьезную сумму денег. Точнее, сначала выиграл, потом проиграл, потом снова выиграл хорошую сумму, посчитал, что это мой удачный день, и решил дальше играть... так и проиграл все деньги, которые были в кармане" (респондент №2).

Практически все респонденты, кроме Алексея, признали, что игра в автоматы на определенной стадии вызывает финансовые проблемы. Игроки пытаются занимать деньги у друзей или просто знакомых, которые, как и они, играют: "Да, бывает в долг беру, когда денег нет. Бывает, придешь с маленькой суммой, думаешь: "Чем меньше принесу, тем меньше проиграю". А тут оказывается какой-нибудь добрый знакомый рядом. Дает в долг, потом отыгрываю сумму, ему отдаю, и начинается игра до "последней крови". Нет, бывают, конечно, выигрыши, но почему-то кажется, что проигрышей больше, и все же от этого дела отказаться не могу" (респондент №2).

Пристрастие к игре приводит прежде всего к социальной дезадаптации по отношению к семье. Дело не только в финансовых проблемах, но и в исчезновении нормальной человеческой привязанности к самому дорогому, утрате чувства долга, ответственности перед близкими. Человек пропадает в игровых автоматах, пытаясь отыграться. В семье растет число конфликтов, что в конечном итоге может привести к разводу. Дети лишаются родителей. Родственники в отчаянии, что играющему все безразлично. Многие не видят выхода и бросают близкого.

По словам Алексея, "про семью вообще не говорю, постоянные скандалы по этому поводу. Стрессы частенько бывают, естественно, когда проигрываешь,

да еще когда и неоднократно. И как следствие, проблемы со здоровьем" (респондент №2).

Игроман полностью отчуждается от своей референтной группы, пытается дистанцироваться от семьи, друзей, закрыться в мире игры. Возможно, это связано с преодолением каких-то страхов, комплексов. Многие игроки впадают в депрессию, ведь проигрыш, который, как показывает практика, случается гораздо чаще выигрыша, вызывает чувство разочарования, злости, подавленности.

Два респондента признались, что обманывали родных ради того, чтобы добыть деньги на игру. Играя, человек может пристраститься к другим видам аддик-ции. Частые проигрыши, возникшие негативные эмоции приводят к переключению на иные виды зависимости.

Для некоторых респондентов игра — это приятное проведение досуга или даже "хобби". Три респондента признали, что игра — это способ снять стресс и возможность отдохнуть от внешних проблем, расслабиться. Но при этом всем уже трудно отказаться от своего пристрастия.

Мнения опрошенных относительно будущего игорного бизнеса достаточно противоречивы. С одной стороны, респонденты поддерживают Закон о перенесении игорных заведений в специальные зоны, хотя и считают, что возникнет возможность нелегального, "подпольного" казино. С другой стороны, высказываются опасения, что игра на отдыхе станет серьезным испытанием в отпуске.

Для более глубокого понимания социальных последствий игровой зависимости целесообразно провести контент-анализ историй игроков, представленных фондом "Ответственная игра". Это истории людей, которые осознали свою проблему, начали лечение и хотят показать, какие последствия таит в себе азартная игра. Проанализированы шесть рассказов мужчин и четыре — женщин (см. таблицу).

Как явствует из таблицы, в своих историях игроманы чаще всего употребляют слово "деньги" (73 раза). "Семья" в негативном аспекте употребляется чаще, чем в позитивном, так как конфликты с родственниками у игроков — дело обычное. Практически все употребляют слова "одиночество", "депрессия", "отчаянье". В целом негативных оценок в собственных историях игроков гораздо больше, чем положительных, они осознают свою болезнь, но ничего поделать не могут, для них важна помощь близких, семьи.

Чаще всего зависимые люди — крайне не уверены в себе, у них развит комплекс неполноценности, они остро нуждаются в дружбе и любви и способны испытывать эти чувства. Однако главной ценностью для них в любых жизненных ситуациях остаются пристрастия. Именно об этом свидетельствуют истории. В момент поиска средств для игры начинаются взаимные упреки, оскорбления. Но все обиды прощаются, а обман кажется житейским пустяком, если возникает возможность реализовать свое пристрастие. Чаще всего один зависимый старается использовать другого. Нередки случаи девиантных действий, например, ограбление квартиры близких.

Партнеры невольно провоцируют друг друга, причем роли внутри пары могут меняться: какое-то время более активным является один, затем — другой. Внешне (на словах) игрок может горячо отказываться от своего пристрастия, но его поведение не дает другим никакого шанса забыть об этом. Зависимый человек может господствовать над своей семьей, особенно женой или матерью. Члены семьи кричат, плачут, просят, взывают, угрожают или перестают разговаривать с ним. Одним словом, пытаются помочь, но ничего не помогает. Но все же семья продолжает покрывать, защищать и ограждать его и себя от губительных последствий.

Таблица 1.

Контент-анализ историй анонимных игроков

Смысловые единицы И1 муж. И2 муж. И3 муж. И4 жен. И5 муж. И6 муж. И7 муж. И8 жен. И9 жен. И10 жен. Итого:

Негативные

семья (родственники) 5 2 2 2 - - 1 1 1 2 16

развод 1 1 - 1 - - 1 1 - 1 6

употребление алкоголя 2 2 - - 1 1 - - 2 - 8

смерть/самоубийство 5 1 2 1 - - 1 1 1 2 14

работа 3 3 2 1 1 1 2 1 1 2 17

болезнь, зависимость 1 2 3 - 2 - 2 2 2 1 15

депрессия 1 5 1 1 - - - 2 1 1 12

пустота 1 - 1 2 1 1 - - 1 1 8

страх, бессилие 2 - - - 1 2 1 2 2 1 11

вранье, преступление 1 2 1 3 1 1 1 2 2 2 16

одиночество, отчаянье 3 1 - 1 - 1 1 1 - 2 10

долг 2 - 3 4 2 3 2 3 2 3 24

агрессия 1 - - 1 1 - 1 - - - 4

проигрыш 2 7 5 3 4 4 3 3 4 4 39

Позитивные

семья 1 2 2 2 - - 1 1 - 1 10

жизнь 5 2 2 - 1 - - 3 - 1 14

кодирование 1 2 - - 2 - - - - - 5

выигрыш 4 3 1 2 3 1 2 2 1 2 21

замена другим делом 1 1 2 - - - 1 2 - 1 8

лечение 2 3 2 2 1 1 1 1 1 1 15

свобода, радость 1 - - - - - - - - - 1

помощь 1 - 4 1 1 2 2 2 - 1 14

общее

игровой автомат 6 5 3 4 3 3 3 4 1 3 35

игра 7 4 4 7 5 5 5 4 4 2 47

деньги 11 6 9 9 7 6 7 8 4 6 73

вина 2 3 2 2 2 1 1 - 1 1 15

игрок 5 - - - - 1 - 2 1 1 10

Ошибки, совершаемые исполненными благих помыслов членами семьи, часто серьезно затрудняют выздоровление больного. Так, о кодировании речь идет всего в трех случаях. Игроки соглашаются на лечение лишь на самых опасных стадиях зависимости, когда они задумываются о самоубийстве. Слова "смерть" и "самоубийство" употребляется в четырнадцати случаях.

Итак, социологический подход рассматривает игроманию с точки зрения проблемы не личности, а общества, социальной среды в целом, с точки зрения последствий и действия причин, подталкивающих к игре. Современная игра в игорных заведениях — достаточно сложное культурное явление, поэтому изучать его нужно в контексте различных гуманитарных дисциплин: социологии, философии, психологии, экономики. Игровые клубы с социологической точки зрения понимаются как некое социокультурное образование, имеющее свои составляющие: мотивации, нормы, ценности, стереотипы. Для игроков достаточно типичны резкое нарушение межличностных отношений, семейные конфликты, разводы, безответственность, нарушение трудовой и производственной дисциплины, частая смена работы, прямые нарушения закона. Постоянная игра связана со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологиче-

ские исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. У большинства из них очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые играют из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" направлен на правовое регулирование игорного бизнеса. Но основная задача заключается в том, чтобы до 2009 г. помочь гражданам выработать правильную "культуру потребления игровых услуг". Чтобы реализовать эту задачу, необходимо разрабатывать и внедрять социальные проекты, отслеживать новые тенденции, регулярно представлять обществу доклады о состоянии дел в данной отрасли.

An analysis of psychology of gambling dependency, feelings and rational of people, frequenting gambling clubs, so widely spread throughout the country.

Т.Н. Войлокова ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе со следующим заявлением: "У нас заканчивается время, у нас заканчивается вода". Ученые заявляют, что воды на Земле более чем достаточно, но в большей степени она непригодна или недоступна для использования. К тому же вода, как любые природные ресурсы, распределена по планете неравномерно. Чем больше на Земле людей, чем быстрее развивается мировая экономика, тем сильнее становится нагрузка на водные ресурсы. Настало время признать, что нехватка пресных водных ресурсов может всерьез повлиять не только на климат в отдельных точках планеты, но и на перспективы развития государств.

Сегодня полностью обеспечены водой всего три страны в мире: Бразилия, Канада и Россия. По данным ООН, РФ располагает более чем 20% пресной воды на планете. Однако в настоящее время, по словам экспертов, в России происходит постепенное уничтожение и растущее загрязнение источников пресной воды.

Насколько высоко качество воды, потребляемой россиянами? Для обеспечения надлежащего уровня качества питьевой воды постановлением Госкомсан-эпиднадзора РФ от 24.10.1996 г. был утвержден документ СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Принятие этого докумен-

ВОЙЛОКОВА Татьяна Николаевна — руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ, заместитель генерального директора компании ЯЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.