ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ
УДК 376.24
ИГРА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т. Г. Аниконова
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tatj ana. [email protected]
В статье рассматриваются вопросы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе игрового общения. Подчеркивается необходимость организации групповой игры как формы социальной коммуникации. Представлен опыт организации творческих игровых программ студентами колледжа культуры Белгородского государственного института искусств и культуры без непосредственного участия взрослых, что дает возможность для установления уникальных игровых отношений, в которых происходит коммуникативная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, формируется их позитивная социальная установка.
Ключевые слова: игра, игровая коммуникация, игротерапия, социокультурная реабилитация, инклюзия, социальная адаптация.
Одним из важнейших и сложнейших психологических и педагогических вопросов, от грамотного решения которого зависит процесс воспитания и образования детей, является проблема игры, в которой дети проходят подготовку к будущей деятельности, главным образом социального характера, творчески перерабатывая пережитые впечатления, комбинируя их и строя новую действительность, отвечающую запросам и влечениям самого ребенка1.
Традиционно «принципы построения взаимоотношений между участниками игры во многом определяли и будущий стиль поведения ребенка с окружающими людьми, его понятие о правах и обязанностях человека»2. Функцию вовлечения ребенка в игру и передачи игрового опыта в традиционном обществе всегда осуществляли старшие дети, передающие способы и правила игры младшим. Однако в последнее время в связи с распадом детских разновозрастных сообществ в семье, на улице, в детских учреждениях, трансляция игр от одного поколения детей к другому оказалась нарушенной. В связи с этим функцию передачи игр, столь важных для развития личности ребенка, может и
1 Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С.96.
2 Соколова Л.В. Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М., 2003. С.130.
должен взять на себя взрослый, занимающийся воспитанием детей. Особенно это актуально для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно для таких детей в последнее время активно используется метод игротерапии, способствующий гармонизации личности детей через развитие способностей самовыражения и самопознания, коррекции психоэмоционального состояния. Игротерапия, построенная на активном использовании игры как средстве избывания негативных эмоций, активно используется в психотерапии, образовании и воспитании.
Как замечает Д. Винникот, «игра сама по себе является терапией. Позаботиться о том, чтобы дети могли играть - уже психотерапия, которая имеет прямое и универсальное применение, включая формирование позитивной социальной установки»3. Таким образом, решая задачи социальной реабилитации детей с помощью игротерапии, мы тем самым формируем у них активную жизненную позицию.
Игра становится как средством социокультурной реабилитации, интенсифицируя также реабилитацию умственных или физических возможностей ребенка с функциональными ограничениями, так и средством коммуникативной реабилитации, нацеленной на восстановление непосредственных социальных взаимодействий ребенка, укрепление его социальной сети. В рамках игровой деятельности у ребенка происходит формирование навыков общения, когда «на основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки формируется новый образ «Я» и положительно окрашенная картина мира, что препятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с
4
другими людьми» .
Несомненное достоинство игры состоит в том, что играющему ребенку необходимо проявить многие личностные качества: волю, настойчивость, находчивость, чувство локтя, взаимопомощь. Игровые ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией. И таким образом соперничество и состязательность помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощутить себя вполне человеком, причем человеком общественным, проявить активность и свое художественное творчество. Игра, как известно, предполагает наличие других, с которыми обсуждаются правила и сценарий игры, распределяются роли и т. п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» и договаривается обо всем с самим собой. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор для принятия нестандартных решений, способствующие социализации ребенка.
Игровая деятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка, проявить его инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни»5. Именно поэтому необходимо максимально использовать возможности игры.
Разнообразные творческие игровые программы, специально разработанные для детей с ограниченными возможностями с учетом степени и вида их инвалидности, проводятся нами в рамках проекта «Мы - вместе!», реализуемой в школе №30 для детей с нарушениями интеллекта и в школе №26 для слабослышащих детей г. Белгорода. Эти программы на игровой основе с использованием игрового реквизита, кукол, деревянных и металлических музыкальных инструментов: ложек, бубнов, треугольников, трещоток.
3 Винникот Д. Игра и реальность. М., 2002. С.40.
4 Думбаев А.Е. Попова Т.В. Инвалид, общество и право. - Алматы, 2006. С.45.
5 Смирнова Е.О. Гударева О.В. Игра и произвольность у современных школьников // Вопросы психологии. 2004. №1. С.102.
Их основная задача - выстроить игровое действие таким образом, чтобы участники, а это разновозрастные дети с заболеваниями различного характера от аутизма до синдрома Дауна, активно общались друг с другом, чтобы процесс был динамичным, чтобы между детьми возникали эмоциональные отношения. При организации программ мы исходим из принципа, сформулированного Л. Выготским, который считал, что социальная компенсация органического дефекта достигается в процессе культурного развития ребенка6. Проведенный нами опрос родителей детей, обучающихся в школе для детей с нарушениями интеллекта, показал, что только 8 % детей занимаются творчеством во внеурочное время. В школе для слабослышащих таких детей чуть больше - 18 %. Поэтому наряду с задачей формирования позитивного социального самочувствия детей с ограниченными возможностями здоровья во время игровых программ ставится задача развития творческого начала в каждом ребенке.
В программе возникает совместное игровое действие, в котором нет пассивных наблюдателей. Дети «растворяются» в происходящем, всецело отдаваясь игре, которая захватывает их своим ритмом. При этом в групповой игре, невозможной без партнерства, рождается единство, и вместе с этим усиливается удовольствие, получаемое от игры, так как оно дополняется радостью взаимопонимания. То есть игра находит свое наиболее полное выражение в коммуникации7. Происходит общение равных с равными в празднично-игровой ситуации, где превосходство и социальные роли снимаются и нивелируются . Это дает возможность каждому участнику игровой программы почувствовать себя частью целого - коллектива, - и в то же время проявить себя физически и интеллектуально в социальном взаимодействии с окружающими.
Ребенку, ограниченному в своих возможностях, в игре можно преодолеть дефицит эмоциональности, дефицит общения. При организации игровых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья мы исходим из того, что дети должны играть без участия взрослых, что должна происходить гармонизация, которая способна лечить за счет возникновения положительного психоэмоционального заражения, сопереживания и соучастия именно в детской игре.
Взрослые организаторы игровых программ во время самой игры не принимают участие в игровом процессе, непосредственными организаторами игр с детьми на игровой площадке становятся студенты первого-второго курсов колледжа культуры Белгородского государственного института искусств и культуры (в возрасте 15-17 лет), от которых исходит игровая инициатива. Это своеобразная форма инклюзии, когда дети включаются в игру на равных, без деления на «здоровый» - «нездоровый». Тем самым устанавливается уникальная система игровых отношений, в которой дети не замыкаются, не боятся, полностью доверяют чуть более старшим товарищам. Дети с нарушением интеллекта, которые не идут на контакт в обычных условиях, в таких игровых ситуациях не остерегаются чужих, вступают в игровые отношения, проявляя волевые и интеллектуальные усилия. Создается социальная ситуация, в которой снимается напряжение в контактах, что приводит к более свободному получению поддержки от окружающих, и в результате ребенок с ограниченными возможностями здоровья может выйти из изоляции и сформировать поведение, достаточное для поддержания социальных контактов, для социальной адаптации хотя бы во время игры.
При этом мы наблюдаем, что дети, для которых характерна быстрая утомляемость, могут играть, как и здоровые, до сорока-пятидесяти минут. Это
6 Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003. С.656.
7 Ретюнских Л.Т. Философия игры. М., 2002. С.256.
8 Кирнарская А. Д. Происхождение и сущность коммуникативных архетипов - универсальных семиотических ходов - на примере музыкального искусства. -URL:http://stentorbow.narod.ru/kirnarskaya.html.
происходит потому, что игра со сверстниками переносит ребенка в иное ценностно-смысловое пространство, которое создается путем абстрагирования от привычного. Вместе с тем, в игре он избывает свой инстинкт театральности, который заключается в неприятии реальности и возможности создать иную реальность, а также демонстрировать свое второе «я»9. Это способствует восстановлению «эго» нездорового ребенка, его поведение становится более нормальным, он идентифицирует себя с другими детьми, и это уменьшает напряжение и стимулирует творческую активность и участие в процессе игры. «Ведь игра - это переживание, всегда творческое переживание, и это переживание, находящееся в пространственно-временном континууме, это базовая форма жизни»10. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать условия, обогащающие субъективный опыт детей, дать им возможность максимально прожить в разных ситуациях, проявить себя в процессе игры. Для этого мы включаем в игровую программу возможность переключения ребенка на разные виды игры. Наряду с сюжетной игрой в ней обязательно присутствует игра-соревнование, игра с использованием музыкальных инструментов, игра с куклами, игра на основе сказочных сюжетов, а также игра-творчество, в которой дети могут выразить свои чувства с помощью красок на бумаге.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих нарушениями общения, игра предстает как средство спасения от социальной изоляции, стимулирующее развитие их эмоциональной сферы, повышающее качество коммуникации, ибо она сама по себе вовлекает детей в групповые взаимоотношения, становится формой коммуникации. В групповой игре ребенок без излишних стрессовых нагрузок вступает в контакт с окружающим миром, развивает отношения, получает эмоциональную поддержку. В игре со сверстниками ребенок с ограниченными возможностями здоровья может выразить сильные эмоции, плакать и смеяться, и это снимает психологическое напряжение. Вместе с тем вырабатываются нормы личностного поведения, межличностного взаимодействия, развиваются способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях. Игра, способствуя общению и согласованию действий детей с ограниченными возможностями здоровья, восстанавливая их самооценку, становится важнейшим социализирующим фактором.
Список литературы:
1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: СОЮЗ, 1997.- 96 с.
2. Соколова Л.В. Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис-пресс, 2003. С.208.
3. Винникот Д. Игра и реальность. - М., 2002. С.266.
4. Думбаев А.Е. Попова Т.В. Инвалид, общество и право. - Алматы: ТОО «Верена», 2006. С.180.
5. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных школьников // Вопросы психологии, 2004, №1. С. 98-102.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб, 2003. С.656.
7. Ретюнских Л.Т. Философия игры. - М.: Вузовская книга, 2002. С.256.
8. Кирнарская А.Д. Происхождение и сущность коммуникативных архетипов - универсальных семиотических ходов - на примере музыкального искусства. -http://stentorbow.narod.ru/kirnarskaya.html
9. Евреинов Н.Н. Театр как таковой. - М.: Вагриус, 2003. С.647.
9 Евреинов Н.Н. Театр как таковой. - М.: Вагриус, 2003. С.647.
10 Винникот Д. Игра и реальность. - М., 2002. С.41.
GAME OF SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
T.G. Anikonova
Belgorod state institute of arts and culture e-mail : tatj [email protected]
The article examines the social rehabilitation of children with disabilities during the game communication. Emphasizing the need for group play as a form of social communication. The experience in the organization of creative gaming software college students culture Belgorod State Institute of Arts and Culture without the direct participation of adults, which makes it possible to establish a relationship unique game in which there is a communicative rehabilitation of children with disabilities, formed their positive social setting.
Keywords: game, game communication igroterapiya, socio-cultural rehabilitation, inclusion, social adaptation.