Представление об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). К настоящему моменту проведено большое количество исследований особенностей детской игры, ее влияния на развитие и становление личности ребенка. В данной статье мы предприняли попытку особым образом взглянуть на проблему детской игры, рассмотрев ее особенности с точки зрения родителей детей дошкольного возраста. В основу статьи легли материалы, полученные в ходе социологического опроса 1936 родителей детей, посещающих детские сады г. Москвы.
В. С. Собкин, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Института социологии образования Российской академии образования (ИСО РАО)
К. Н. Казначеева, аспирант Института социологии образования Российской академии образования
Игра ребенка-дошкольника глазами родителей
Место совместной игры родителей с ребенком в структуре семейного досуга
Для выяснения того, какое место занимает совместная игра родителей с ребенком в структуре семейного досуга, родителям был задан вопрос «Как вы обычно проводите свободное время с ребенком дома?». Общие средние данные по предпочтениям различных видов совместной деятельности в свободное время родителей детей дошкольного возраста представлены в табл. 1.
Как видно из приведенных в таблице данных, среди различных видов деятельности предпочтение совместной игре с ребенком в свободное время отдает почти половина опрошенных родителей (49,1%). Причем значительных различий в ответах отцов и матерей не обнаружено. В то же время,
■ Мальчики □ Девочки
Отцы М атери
Рис. 1. Ответы отцов и матерей мальчиков и девочек о совместной игре со своим ребенком, %
показательно, что пол ребенка оказывает существенное влияние на мнение родителей по поводу игры с ним. Так, родители мальчиков отмечают игру чаще, чем родители девочек. Это характерно как для отцов, так и для матерей (рис. 1).
Выбор родителями игровой деятельности среди других видов досуга зависит и от возраста ребенка (рис. 2). Так, родители старших дошкольников (дети 5-7 лет) предпочитают данный вид деятельности значительно реже, чем родители детей более младшего возраста. Важно подчеркнуть, что при достижении ребенком этого возраста не только снижается частота выбора игровой деятельности, но и изменяется общая структура совместного досуга родителей со своими детьми.
Виды совместной деятельности %
Чтение книг 53,9
Совместная игра 49,1
Прогулки 44,5
Просмотр телевизора 25,5
Просмотр DVD, видео 18,3
Привлечение ребенка к домашней работе 16,8
Строительство, конструирование 16,2
Лепка, рисование 15,2
Прослушивание музыки, пение 10,2
Игра на компьютере 6,1
Ребенок организует свое свободное время сам 9,3
Табл. 1. Совместная деятельность родителей с ребенком в свободное время, %
Рис. 2. Доля родителей, предпочитающих проводить свободное время дома с ребенком в совместной игре в зависимости от возраста ребенка, %
И наконец, уровень обеспеченности семьи играет также важную роль в выборе игр: недостаточно и малообеспеченные родители отмечают совместную игру со своим ребенком существенно реже, чем средне-и высокообеспеченные.
Включенность родителей в игру с ребенком
Для определения степени включенности родителей в игру с ребенком респондентам был предложен вопрос «Играете ли вы с вашим ребенком вместе?».
Ответы на данный вопрос позволяют определить не только включенность родителей в игру с ребенком, но и выявить причины, по которым ряд родителей не принимают участие в совместной игре, например: предпочтение ребенком самостоятельной игры, неумение родителей играть с ребенком, нехватка у родителей свободного времени для совместной
Рис. 3. Включенность родителей в совместную игру с ребенком в зависимости от его возраста, %
игры. Распределение ответов родителей на данный вопрос приведено в табл. 2.
Анализ полученных ответов показывает, что включенность родителей в совместную игру зависит от возраста ребенка (рис. 3). Так, с детьми 4-5 лет играют 65,1% родителей, тогда как с детьми 5-7 лет - 59,1%. Причем родители старших дошкольников (5-7 лет) чаще, чем родители детей 4-5-летнего возраста, отмечают, что их ребенок предпочитает играть самостоятельно.
Варианты ответов на вопрос %
Да 63,7
Нет, мой ребенок предпочитает играть самостоятельно 22,5
Нет, я не умею 3,0
К сожалению, у меня не хватает времени 10,2
Табл. 2. Распределение ответов родителей на вопрос об их включенности в совместную игру с ребенком, %
Как видно на рисунке, к старшему дошкольному возрасту происходит постепенное «отстраивание» родителей от совместной игры с ребенком и усиление ориентации ребенка на самостоятельную игру. Иными словами, игровая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста становится более самостоятельной.
Подтверждаются и отмеченные ранее различия степени включенности родителей в совместную игру в зависимости от пола ребенка. Так, родители девочек, в отличие от родителей мальчиков, чаще указывают на нехватку времени на совместную игру. Пол родителей также оказывает существенное влияние на их включенность в совместную с ребенком игру. Так, матери отвечают, что они играют со своим ребенком в 65,7% случаев, а отцы -в 58,3%.
Прослеживается влияние и социально-стратификационных факторов. Так, родители с высшим образованием чаще отмечают свою включенность в совместную игру с ребенком, чем родители со средним образованием. В свою очередь, родители со средним образованием чаще отмечают самостоятельность ребенка в игре, чем родители с высшим образованием. Примечательно, что незамужние матери чаще, по сравнению с замужними, отмечают неумение играть со своим ребенком.
Активность взрослого как организатора сюжетно-ролевого пространства игры
Для выявления активности взрослого как организатора ролевой игры ребенка родителей просили ответить на вопрос о том, придумывают ли они сказки и истории для игр своего ребенка (табл. 3).
Полученные результаты показывают, что детям до 5 лет родители значительно чаще придумывают сюжеты для игр, организуя таким образом их игровую деятельность. Если для детей 4-5 лет это делают 31,9% родителей, то для детей 5-7 лет - только 22,9%. Возрастная динамика приведена на рис. 4 и 5.
Варианты ответа %
Да, но довольно редко 60,1
Да, регулярно 26,9
Нет 5,0
Я не умею 4,5
К сожалению, у меня не хватает на это времени 3,5
Табл. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Придумываете ли вы сами для своего ребенка сказки, интересные истории для игры?», %
Это еще раз подтверждает результаты анализа возрастных особенностей игровой деятельности, описанные выше. В возрасте 5-7 лет происходят значительные изменения в структуре игровой деятельности дошкольника, а также изменяется роль взрослого
Рис. 4. Доля родителей, регулярно придумывающих для своего ребенка сказки и истории для игр в зависимости от возраста ребенка, %
в этой деятельности. Если раньше взрослый играл важную роль в организации детской игры, то, начиная с 5 лет, ребенок становится более самостоятельным в игровой деятельности. Добавим, что ответ «Я не умею придумывать сюжеты для игры» чаще дают родители детей старше 4 лет. Так, если родители детей 3-4 лет отмечают неумение придумывать сюжеты для игр своих детей в 1,7% случаев, то среди родителей детей 4-5 лет таких уже 5,4%.
Таким образом, у детей-дошкольников 5-7 лет изменяется структура организации игровой деятельности, она характеризуется все большей самостоятельностью, возрастающей независимостью от взрослого. Наблюдается и «отстраивание» взрослого от игры с ребенком. Мы видим, что родители детей 4 лет и старше часто проявляют неуверенность в своей способности участвовать в совместных играх с ребенком и становиться организатором сюжетно-ролевой игры. То есть на этапе перехода дошкольников к сюжетно-ро-левой игре взрослый чаще оказывается неспособным к ее организации.
Предпочтение детьми видов игровой деятельности
В ходе опроса родители отмечали, в какие из перечисленных видов игр их дети обычно предпочитают играть (табл. 4). Из приведенных в таблице данных видно, что предпочтения в выборе игр различаются в зависимости от пола ребенка. Так, мальчики значительно чаще, чем девочки, предпочитают играть в компьютерные игры, в «военные» игры, а также строить и конструировать. Девочки же чаще, чем мальчики, предпочитают настольные игры, игры в «семью» и в различные профессии.
Рис. 5. Доля родителей, отметивших неумение придумывать для своего ребенка сказки и истории для игр в зависимости от возраста ребенка, %
Виды игр Общее Родители мальчиков Родители девочек
Подвижные, спортивные 52,3 53,8 51,6
Настольные 42,2 39,2 44,5
Конструирование, строительство 41,7 50,8 31,2
Игры в «семью» 24,7 9,7 39,9
Компьютерные игры, игровая приставка 23,0 28,4 17,4
Игры в персонажей из книг, кинофильмов, мультфильмов 13,3 13,0 13,6
«Военные» игры 12,3 21,4 3,1
Различные профессии 7,3 4,6 10,5
Табл. 4. Предпочтение детьми различных видов игровой деятельности, %
Наблюдаются возрастные различия в игровых предпочтениях детей (рис. 6 и 7). Из результатов, приведенных на рис. 6, видно, что дети ясельной группы (1,5-3 года) значительно реже, чем дети более старшего возраста, играют в настольные игры. «Военные игры» также гораздо реже предпочитаются детьми 1,5-3 лет по сравнению с детьми 3-4 лет. Среди родителей детей ясельной группы компьютерные игры отмечают лишь в 5,2%, тогда как среди родителей детей 3-4 лет - уже 10,8%. Далее с возрастом ребенка упоминание компьютерных игр последовательно увеличивается. На рис. 7 видно, что предпочтение подвижных игр с возрастом уменьшается. Игры в различные профессии чаще предпочитают дети 3-4 лет по сравнению с детьми 4-5 лет и детьми до 3 лет.
Представления родителей о предпочтении их детьми различных видов игровой деятельности зависят от демографических и социально-стратификационных факторов. Так, отцы
Рис. 6. Изменение попу лярности различных видов игр в зависимости от возраста ребенка, %
Рис. 7. Изменение популярности различных видов игр в зависимости от возраста ребенка, %
Рис. 8. Представления отцов и матерей о предпочтении их ребенком различных видов игр, %
чаще, чем матери, отмечают среди предпочтений своего ребенка игры в персонажей книг, кинофильмов, мультфильмов. Матери же чаще, чем отцы, указывают на предпочтение их ребенком игр в «семью» (рис. 8). Обратим внимание на то, что родители с высшим образованием чаще отмечают игры детей в персонажей книг, кинофильмов и мультфильмов, чем родители со средним образованием. Родители же со средним образованием чаще отмечают игры в «семью», чем родители с высшим образованием.
Уровень дохода в семье также оказывает влияние на предпочитаемые виды игровой деятельности. Так, компьютерные игры реже отмечаются родителями из малообеспеченных семей по сравнению со средне- и высокообеспеченными. Подобное соотношение наблюдается и относительно такого вида игр, как строительство и конструирование. На игры же в различные профессии чаще указывают родители из малообеспеченных семей по сравнению с более обеспеченными.
Наблюдается зависимость предпочтения определенных видов игр детьми и от состава семьи. В табл. 5 приведены значимые различия в предпочтении разных видов игр детьми
из полных и неполных семей (учитывались ответы замужних и незамужних матерей). Результаты, приведенные в таблице, показывают, что дети из неполных семей, по мнению их матерей, больше предпочитают подвижные игры, в то время как дети из полных семей - настольные игры, конструирование и компьютерные игры.
Предпочтение детьми-дошкольниками различных видов игрушек
В ходе исследования родителям дошкольников был задан вопрос «Какая у вашего ребенка любимая игрушка?». Полученные ответы респондентов были сгруппированы в 12 категорий:
• животные;
• куклы традиционные;
• куклы современные (Barbie, Baby Born, BabyAnnabelle);
• персонажи детской субкультуры традиционные (Винни-Пух, Пятачок, Тигра, Чебурашка, крокодил Гена, Буратино и др.);
• персонажи детской субкультуры современные (Человек-паук, Бэтмен, Черепашки-ниндзя, Смешарики, роботы и др.);
• военные игрушки (солдатики, танки, пистолеты и др.);
• транспортные игрушки (машинки, мотоциклы и др.);
• игры с правилами (домино, лото, пазлы и др.);
• материалы для продуктивной игры (конструктор, лего, кубики и др.);
• спортивные игрушки (мяч, хоккей, футбол и др.);
• дидактические игрушки;
• не игрушки (игровая приставка, GameBoy, PSP, компьютер, велосипед и др.).
Виды игр Замужние матери Незамужние матери Р
Подвижные, спортивные 50,5 60,8 0,003
Настольные 44,2 42,6 0,02
Конструирование, строительство 43,7 33,6 0,003
Компьютерные игры, игровая приставка 23,8 17,8 0,03
Табл. 5. Зависимость предпочтения различных видов игровой деятельности от состава семьи, %
Общие средние данные по предпочтениям различных видов игрушек детьми дошкольного возраста приведены в табл. 6. Полученные ответы родителей демонстрируют существенную разницу в предпочитаемых видах игрушек у мальчиков и девочек. Мальчики чаще, чем девочки, предпочитают такие виды игрушек, как транспортные, материалы для продуктивной игры, современных персонажей детской субкультуры, а также военные игрушки. Девочки же чаще, чем мальчики, отдают предпочтение таким видам игрушек, как животные, традиционные куклы, современные куклы, а также традиционные персонажи детской субкультуры.
Виды игрушек %
Транспортные игрушки 31,1
Животные 30,5
Куклы традиционные 17,5
Материалы для продуктивной игры 13,6
Куклы современные 7,0
Персонажи детской субкультуры современные 5,7
Военные игрушки 4,6
Не игрушки 3,2
Персонажи детской субкультуры традиционные 3,1
Спортивные игрушки 2,2
Игры с правилами 1,4
Дидактические игры 0,5
Табл. 6. Предпочитаемые дошкольниками виды игрушек, %
Важно обратить внимание на возрастные изменения. На рис. 9 представлены те виды игрушек, предпочтение которых, по мнению родителей, увеличивается с возрастом ребенка. Родители отмечают, что дети 4-5 лет чаще, чем дети более младшего возраста, предпочитают современных кукол; среди же родителей детей 5-7 лет доля тех, кто указывает куклу в качестве любимой игрушки ребенка, увеличивается до 17%. Современные персонажи детской субкультуры чаще предпочитаются детьми 4-5 лет, чем детьми
3-4 лет. Дети же 5-7 лет чаще, чем дети
4-5 лет, предпочитают для игры материалы для продуктивной игры.
На рис. 10 представлены виды игрушек, предпочтение которых с возрастом дошкольников уменьшается. Судя по ответам родителей, дети 4-5 лет гораздо реже, чем дети 3-4 лет, играют в традиционные куклы, дети ясельной группы гораздо чаще, чем дети более старшего возраста, предпочитают играть в традиционных персонажей детской субкультуры. Транспортные же игрушки чаще предпочитаются детьми 4-5 лет, чем 5-7 лет.
***
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В структуре семейного досуга игровая деятельность родителей с ребенком занимает ведущее место. Включенность родителей в совместную игру с ребенком зависит от возраста ребенка. У детей-дошкольников
5-7 лет изменяется структура игровой деятельности, она характеризуется все большей
20 п
15 -
10 -
5 "
■ Куклы современные
о Персонаж и детской субкультуры современные п Материалы для продуктивной игры
17
1,1
8.9 8.4
аш^
и^ШШ
11|3
г! III
от 1,5 до 3
от 3 до 4
от 4 до 5
от 5 до 7
Рис. 9. Изменение предпочтений различных видов игрушек с возрастом детей, %
Рис. 10. Изменение предпочтений различных видов игрушек с возрастом детей, %
самостоятельностью, возрастающей независимостью от взрослого в процессе игры. Наблюдается «отстраивание» взрослого от игры с ребенком.
2. В ходе исследования был выделен ряд половозрастных особенностей в предпочтении видов игровой деятельности. Мальчики значительно чаще, чем девочки, предпочитают следующие виды игр: компьютерные игры, строительство и конструирование, «военные» игры. Девочки же значительно чаще мальчиков предпочитают настольные игры, игры в «семью» и в различные профессии. С возрастом у дошкольников повышается интерес к настольным играм, играм на компьютере и «военным» играм и уменьшается интерес к подвижным играм и играм в различные профессии.
3. Дидактические игры сопряжены в структуре детской игры с современными персонажами детской субкультуры. Это свидетельствует об учете социальных факторов и современного культурного контекста разработчиками дидактических игр.
Литература
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
2. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. -М.: ШколаПресс, 1997.
3. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование, 2005, №2.
4. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX.-М.: ЦСО РАО, 2006.
5. Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. - М.: ЦСО РАО, 2002.
6. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, ПрогрессАкадемия, 1992.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.