Научная статья на тему 'Игра как фактор этнической идентификации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия)'

Игра как фактор этнической идентификации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОРЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА / PEOPLES OF THE NORTH REVEALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карасева Галина Ивановна

В статье раскрывается роль игры как фактора социализации детей коренных народностей Севера. Дается характеристика основных видов игр юкагиров, отдельно описываются игры для мальчиков и девочек. Анализируются воспитательные ресурсы игры и условия их реализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the game role as factor of socialization of children of indigenous peoples of the North reveals. The characteristic of principal views of games is given, games for boys and girls are separately described. Educational resources of game and a condition of their realization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Игра как фактор этнической идентификации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия)»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

Г. И. Карасева

ИГРА КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье раскрывается роль игры как фактора социализации детей коренных народностей Севера. Дается характеристика основных видов игр юкагиров, отдельно описываются игры для мальчиков и девочек. Анализируются воспитательные ресурсы игры и условия их реализации. Ключевые слова: теория и история культуры, социализация, коренных народностей Севера.

In article the game role as factor of socialization of children of indigenous peoples of the North reveals. The characteristic of principal views of games is given, games for boys and girls are separately described. Educational resources of game and a condition of their realization are analyzed. Keywords: theory and history of culture, socialization, peoples of the North reveals.

Проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем дошкольной педагогики и детской педагогики. Можно назвать две основные причины: с одной стороны, увлечение разного рода обучающими программами приводит к тому, что дошкольнику все меньше времени остается для игры и общения со сверстниками; с другой стороны, зачастую неверное понимание педагогами характера руководства игрой обуславливает жесткую регламентацию детской игровой деятельности, что лишает ее творчества, инициативы, фантазии, выдумки. В практику игр необходимо включать традиционные игры предков, а для этого их необходимо собирать и осваивать.

Место и роль игр в традиционной культуре северных народов трудно переоценить. Для детей игры всегда были на первом месте как средство укрепления здоровья, проведения досуга, обретения силы, ловкости и сноровки, без которых невозможно прожить тяжелую жизнь охотника и добытчика, вынести смену времен года, контрастных по сезонам, требующих больших энергетических затрат. У юкагиров подвижные игры, соответствующие их образу жизни, подготавливают почву для становления будущих охотников и оленеводов.

Как способ самовыражения состязательные игры всегда поощрялись, если даже у соперников были разные возрастные категории: младший брат начинал претендовать на роль ведущего, что приближало бы его к отцу и позволяло иметь некоторые преимущества: сидеть рядом с отцом, выполнять его поручения, использовать его оружие для тренировок и т.д. Девочки же состязались в умении шить красиво, их учили и другим элементам женского труда: варить, красить замшу и т.д.

Долгие и длинные, темные полярные ночи и дни юкагиры коротали при отблеске костра, горевшего круглые сутки. В такие периоды домашние игры скрашивали их быт. В первую очередь сюда можно включить игры пальцами, например: «силки», поиск «потерявшегося» пальца, перетягивания мизинцами, изображение силуэтов животных, «перекидывание суставных костей». Эта считающаяся детской игра, возможно, является частью системы гадания на костях, так как углем делаются точки, назначение которых сейчас неизвестно, но до 1960-х годов такие точки считались числительными. Существовали вращалки, как с насечками, так и с перышками, которые применялись как чисто развлекательные: у кого дольше будет крутиться вращалка. Но также имелись гадательные вращалки. Для последнего вращалку останавливали внезапно и смотрели, в какую

Теория и история культуры

сторону показывает насечка или перышко: оттуда придут новости, то есть гости.

Особенно привлекательными были изображение животных пальцами. Такие игры проводились перед вечерним чаепитием, а не после, потому что всякое изображение теней, как и смотреть на свою, запрещалось: считалось, что тени могут прийти в сон... Пальцами изображались известные юкагирам звери и птицы. Через игру юкагирские дети обучались охотничьим жестам, которые очень были нужны в открытом пространстве тундры. В большом почете всегда были кистевые игры, выявляющие победителей в спорах: отнятие хворостины или палочки тальника, стоя в стойке боксера, игра с палочками «урсазир» под названием «липкэкээ», что значит «забавлять».

С психологической точки зрения игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, подготовка к будущей жизни. Характерным для игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

О подготовке к борьбе за будущее, существованию в трудных условиях тундры свидетельствуют рассказы и вспоминания юкагиров старшего возраста о физических упражнениях. Быстроту и силу ног, выработку правильного дыхания, а также выносливость приобретали упражнениями с камнями и тяжестями, привязанными к ногам. Обученные таким образом дети впоследствии становились главными добытчиками рода, семьи, защитниками. Являясь прирожденными рыбаками, юкагиры широко использовали лодки и плоты не только как средство для ловли рыбы, но и как образ жизни. Верхнеколымские юкагиры (одулы) по весне сплавлялись на плотах со всей семьей с верховьев Колымы до речки Ясачная, а собравшись на весенний праздник шахадзибе, они включали в качестве особого вида соревнования лодочные гонки.

Все игры с использованием оленей, собак, сплавных средств, а также бега имеют призовые поощрения. Часто игры проводятся жителями одного стойбища, хотя большая часть игр является заключительной частью ежегодных родовых собраний.

Как видим, через игры дети, а играли они с утра до вечера, учились подражать взрослым и готовили себя к будущему. Вместе с тем игры воспитывают бережное отношение к природе, обеспечивают усвоение этнических норм поведения, без которых невозможно было бы выжить в замкнутом пространстве семьи и сородичей. Более того, цивилизация сделала труд высокоспециализированным, в результате физический и интеллектуальный потенциал людей не востребуется в полной мере, а вследствие этого деградирует. Игра позволяет искусственным образом сохранять и развивать способности, не востребованные цивилизацией.

Так, эвенские игры «Хаамнубагах» выступают как метод народной педагогики. Весной или ранним летом, в пору пробуждения жизни в природе, эвены собирали детей и организовывали игру. В мешочек из рыбьей кожи («утукан») клали «чом» — самую мягкую верхнюю часть оленьих пантов. При этом объясняли, что «чом» - это дар счастливой страны. Дети должны стараться вырвать друг у друга мешочек. Тот, кому он достанется, должен стать счастливым и добрым человеком. Затем в игру вступали взрослые. Тому, кому доставался мешочек, говорили: «Ты самый добрый, счастливый человек и потому достался дар Вселенной!». При этом приговаривали: «Да будет полное счастье тебе!». Победитель

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

объявлялся «мондьи».

И еще одна игра, как пример, «Тонэркэчээх». Играющие делятся на утку с утятами и на сокола. На поляне чертят 2 или 3 круга, обозначающие озера. «Утки» перелетают» с одного озера на другое. При этом сокол гоняется за ними, пытаясь поймать. Тот, кто пойман соколом, считается «съеденным» им. А когда «утки» переступают черту (круг), то есть «садятся на озеро», сокол уже не может их достать, таким образом утки спасаются. В игре показывается борьба доброго начала со злым. В случае, если победу одержит злая сила, на этих озерах жизнь прерывается, и не будет слышно пения птиц, и уже не будет выводить своих птенцов уточка. Этой игрой взрослые хотят научить своих детей тому, чтобы каждый ребенок умел противостоять злу, насилию, умел постоять за себя, и вкладывают им мысль, что сильный не должен обижать слабых.

Многие чистые виды игры представляют собой модели поведения, направленные на развитие тех или иных качеств индивида. Разные игры развивают разные качества: одни силу, другие выносливость, третьи ум. Это достигается посредством создания моделей деятельности, в которых искусственным путем делается упор на развитие специальных качеств. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное с точки зрения средств, времени и риска воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни. Игра обеспечивает целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны индивидам в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми.

Автором статьи со студентами был проведен опыт: группу детей 1-го класса (эвенкийского) привели в музей и показали им различные предметы быта, объясняя при этом что для чего, кто каким предметом пользуется и как. Затем раздали детям эти предметы и предложили поиграть ими в игровой комнате. Дети вели себя с предметами вяло, а затем оставили их и начали просто носиться по комнате, играя, кто во что. Тогда студенты разыграли перед ребятами историю про мальчика, как он заблудился в тайге, а предметы не дали ему замерзнуть и умереть от голода и найти дорогу домой. Мини-спектакль был захватывающим, дети следили за всем происходящим с вниманием. Когда мы вернулись, в школу, ребята с упоением стали рассказывать о представлении, тут же разыгрывая сюжет, вовлекая тех, кто не видел происходящего. Получилось, что игра возникала только после того, как детей знакомили с деятельностью людей, их трудом и отношениями между людьми в процессе жизни. Совершенно естественно, что представления детей не всегда сразу после ознакомления были достаточно точными, и приходилось как по ходу игры, так и в последующих беседах, дидактических играх, при чтении художественной литературы расширять и уточнять представления детей о взрослых, их труде и отношениях с другими людьми. Отсюда содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.